Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:59, дипломная работа
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.
Введение………………………………………………………………………….7
ГЛАВА I
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ
Основные этапы становления туристской деятельности в Казахстане….12
1.1.1 История развития туризма в Казахстане в древности и в период СССР…………………………………………………………………………….. 12
1.1.2 Периоды развития туристского бизнеса со времени существования независимого Казахстана………………………………………………………. 18
1.2 Сущность и особенности функционирования туристского рынка……….30
ГЛАВА II
ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Место и роль деятельности туристских предприятий в экономике Казахстана………………………………………………………………………. 40
2.2 Особенности развития туристского бизнеса на примере туристского агентства «Gala Tour-U,LTD»…………………………………………………...48
2.3 Проблемы развития туристских организаций в Республике Казахстан и пути их решения…………………………………………………………………55
2.3.1Сущность проблем……………………………………………………….55
2.3.2 Способы разрешения проблем развития туристского бизнеса в Казахстане………………………………………………………………………. 59
Заключение……………………………………………………………………… 64
Список используемой литературы…………………………………………….. 66
Крайне сложно удовлетворить потребности в туристской услуге и запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия во вкусах, предпочтениях. Тем не менее, туристы (потребители) могут быть сгруппированы по некоторым признакам, что называется сегментацией. Люди в этих группах — сегментах рынка — примерно одинаково реагируют на деятельность турорганизации-продавца.
Точных правил сегментации не существует — каждая турорганизация в зависимости от производимых туристских услуг и иных обстоятельств вырабатывает собственную стратегию. Однако турорганизациям важно, выделяя сегменты рынка, выявлять среди потребителей те группы клиентов, которые существенно различаются по своим потребностям и установкам в отношении услуг индустрии туризма и, следовательно, имеют различные модели поведения в процессе приобретения туристской услуги [12;9].
Кроме общих факторов, воздействующих на туристский спрос, существуют следующие специфические факторы:
1. Цена - один
из главных факторов, определяющих
туристский спрос. Для туризма
характерна высокая ценовая
Сложности функционирования организации индустрии туризма заключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов: общеэкономических; культурного и общественно-психологического характера; социально-демографических; личностно-поведенческих. Значительное влияние на спрос в сфере туристских услуг оказывают такие изменения в общественной психологии потребления, как информированность, уровень образованности; высокая требовательность к комфорту и качеству услуг; индивидуальность; экологизация мышления потребителя; мобильность; физическая и умственная активность на отдыхе; стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений [11;34].
Смысл сегментации рынка заключается в том, что туристская организация не распыляет свои усилия, а концентрирует их на наиболее перспективном для нее сегменте. Специалисты выделяют три основные группы критериев (географические, Социодемографические и психолого-поведенческие), на основании которых туристские организации проводят сегментацию потребителей (см. Приложение Г), [12;12].
Проблема эффективного воздействия туристских организаций на повышение привлекательности своей работы в глазах клиента состоит в преодолении у клиентов различных страхов и опасений от предстоящего путешествия и, как следствие, повышении степени удовлетворенности потребителя. Это невозможно без учета туристскими организациями психологических препятствий, возникающих у путешественников, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Специалисты выделяют шесть типов барьеров, каждый из которых характеризует психологические препятствия, возникающие у туристов (см. Приложение Д).
Анализируя приложение «Д» можно заключить следующее, что наиболее чувствительными к воздействию различных барьеров являются женщины в возрасте 43-49 лет (45,6 %). Наибольшее влияние на них оказывают факторы,
формирующие
физический, экономический и
Кроме общих барьеров туристским организациям целесообразно в своей деятельности учитывать особенности каждого туриста, а именно: национальный признак, социально-экономическое положение в обществе, возраст, пол, язык, образование и туристский опыт (частоту совершения путешествий).
Национальный признак. Отмечается, что разница в культурах национальностей обратно пропорциональна приспособляемости к новой культуре. Так, туризм между странами Северной Америки и Западной Европы практически безболезненный с точки зрения воздействия на психическое состояние прибывшего иностранца, тогда как туристы из стран Дальнего Востока уже менее приспособлены, а из Африки и Латинской Америки имеют еще меньшую степень приспособляемости к традициям стран Западной Европы.
Социально-экономическое положение в обществе. Этот важный показатель характеристики туриста (чем оно ниже, тем ниже и приспособляемость к изменившимся условиям). Однако некоторые психологи считают, что никаких различий в поведении туристов в зависимости от социально-экономического положения нет.
Язык. Даже при знании туристом языка использование его в стране пребывания иногда затруднено, поскольку в языке существуют различные диалекты, акценты, сленги, сопроводительная жестикуляция.
Возраст, пол и образование. Молодежь, лица мужского пола, туристы с более высоким уровнем образования лучше воспринимают культуру страны пребывания. Женщины, как показали исследования, в меньшей степени, чем мужчины, приспособлены к восприятию чужой культуры.
Туристский опыт. Чем его больше, тем лучше турист адаптируется в новой для него обстановке.
Учет туристской организацией столь сложных факторов влияет на повышение ее имиджа, говорит о высоком профессионализме. Поэтому отношение к мотивации потребителя, учет возможных барьеров путешествий становится существенным в борьбе за клиента и приводит к дальнейшей диверсификации туризма и персонификации запросов потребителей, созданию туристских услуг с отличительным качеством, новизной и имиджем. В конечном итоге конкурентное преимущество получают те туристские организации, которые всесторонне учитывают особенности потребительского восприятия услуг и всемерно используют маркетинговые технологии воздействия на этот процесс [10;22].
ГЛАВА II
ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Место и роль деятельности туристских предприятий в экономике Казахстана
Как известно, современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами. В 2005 году доля международного туризма составила 8 процентов мировых доходов от экспорта и 37 % экспорта сектора услуг. Доходы от туризма устойчиво занимают третье место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. Ожидается, что такая позитивная тенденция сохранится и в начале нового тысячелетия. Рост туризма должен произойти преимущественно за счет появления новых посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристского рынка уже практически достигли предела рекреационной емкости. В связи с этим Казахстан имеет уникальную возможность занять свою нишу в мировом туристском рынке.
Современный туризм возник
в связи с началом
Специалисты предсказывают изменения и в технологии работы крупных туристских фирм. Анализ ситуации на рынках туристских товаров и услуг выявил новые тенденции, позволяющие говорить об усилении важности качества турпродукта в конкурентной борьбе.
Туризм, в целом, оказывает три положительных эффекта на экономику государства:
Туризм активно воздействует
на экономику целых районов
Туризм - деятельность, непосредственно
связанная с отдыхом, досугом, спортом
и общением с культурой и природой,
которая должна планироваться и
практиковаться как средство индивидуального
и коллективного
Принимая во внимание быстрый и постоянный рост туризма, его мощное воздействие на окружающую среду, на все сектора экономики и благосостояние общества Правительство в долгосрочной программе развития Казахстана определило туристскую отрасль приоритетной. Разработанная в Республике Казахстан Концепция развития туризма предполагает формирование целостной государственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Казахстане современной конкурентоспособной индустрии туризма.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2005 году в стране функционировало 425 туристских организаций, из них 6 предприятий государственной, 405 - частной формы собственности и 14 иностранных туристских агентств. Казахстанскими предприятиями установлены договорные отношения с туристскими фирмами 80 стран, 4 алматинских и 13 областных турфирм осуществляют чартерные авиарейсы в 8 государств [9; 32].
Наиболее развитой является сеть туристских фирм в Алматинском, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях, а также в городах Алматы и Астане. Туристскими организациями этих областей и городов обслуживается до 88 % туристов и экскурсантов ежегодно.
В целом предприятиями всех форм собственности в 2005 году было реализовано продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму 5410,5 млн. тенге, в том числе, государственными туристскими предприятиями на сумму 57,3 млн. тенге, частными – 5298,5 млн. тенге, иностранными фирмами – 54,7 млн. тенге. Доля налогов и сборов от туристской деятельности в общих поступлениях в бюджет республики составила в 2006 году 0,3%.
В 2005 году форма статистического учета не предусматривает сбор этих данных. В 2006 году наблюдается тенденция роста удельного веса туризма в ВВП страны по сравнению с 2005 годом, который составил 1,1%.
Всего за 2005-2006 годы туристскими организациями было обслужено 278,3 тыс. туристов, услугами туристских фирм Казахстана воспользовались 58,9 тыс. иностранных граждан, что на 20,9 тыс. или 60% больше по сравнению с 2003-2004 годами. В 2006 году из общего объема обслуженных туристов отправка туристов за рубеж составила 45%, на внутренний туризм пришлось 30%, на прием иностранных туристов – 24%, экскурсионное обслуживание – 1 % [9; 22].
Большинство туристских предприятий республики относятся к малым и средним. Однако результаты их хозяйственной деятельности в 1998 году в целом дали отрицательный результат, малые предприятия (до 50 человек) показали убыток в сумме 14,5 млн. тенге, средние - (от 51-250 человек) - 3,9 млн. тенге. Крупные предприятия частного сектора (свыше 250 человек) по итогам 2005 года показали прибыль в сумме 1 841 тыс. тенге.
Наиболее посещаемые туристами Казахстана страны: Россия, Китай, Германия, Республика Корея, Польша, Турция, ОАЭ. Нашу республику чаще всего посещают граждане России, Китая, Германии, Республики Корея, Пакистана, Польши, Турции.
Анализ туристской деятельности показывает, что подавляющее большинство турфирм занимается выездным туризмом, а это, в первую очередь, приводит к оттоку капитала из Казахстана. Только в 2006 году 57,1 миллионов долларов США было вывезено за пределы республики. Поездки за границу граждан республики с целью приобретения товаров для последующей их реализации по- прежнему носит массовый характер, а шоп-туризм стал выразителем состояния рынка туристских услуг Казахстана. Он вызвал в период экономического кризиса оживление спроса на туристские услуги, оказав существенное влияние на рост туристских фирм, чаше всего осуществлявших, из-за недостатка соответствующего опыта и квалифицированных кадров, только посреднические услуги между туристами и «чартеродержателями». «Челночный» бизнес на одну четверть наполняет товарами потребительский рынок Казахстана и в целом с системой сбыта и реализации обеспечивает занятостью около 150 тысяч человек. Ежегодно объем «челночной» торговли во внешнеторговом обороте Казахстана составляет примерно 2 млрд. долларов США.
Информация о работе Особенности развития туристского бизнеса в Республике Казахстан