Особенности развития туристского бизнеса в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:59, дипломная работа

Краткое описание

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….7
ГЛАВА I
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

Основные этапы становления туристской деятельности в Казахстане….12
1.1.1 История развития туризма в Казахстане в древности и в период СССР…………………………………………………………………………….. 12
1.1.2 Периоды развития туристского бизнеса со времени существования независимого Казахстана………………………………………………………. 18
1.2 Сущность и особенности функционирования туристского рынка……….30
ГЛАВА II
ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

2.1 Место и роль деятельности туристских предприятий в экономике Казахстана………………………………………………………………………. 40
2.2 Особенности развития туристского бизнеса на примере туристского агентства «Gala Tour-U,LTD»…………………………………………………...48
2.3 Проблемы развития туристских организаций в Республике Казахстан и пути их решения…………………………………………………………………55
2.3.1Сущность проблем……………………………………………………….55
2.3.2 Способы разрешения проблем развития туристского бизнеса в Казахстане………………………………………………………………………. 59
Заключение……………………………………………………………………… 64
Список используемой литературы…………………………………………….. 66

Вложенные файлы: 1 файл

Дип.-ОСОБЕННОСТИ-РАЗВИТИЯ-ТУРИСТСКОГО-БИЗНЕСА-В-РК.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

Крайне сложно удовлетворить потребности в  туристской услуге и запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия во вкусах, предпочтениях. Тем  не менее, туристы (потребители) могут быть сгруппированы по некоторым признакам, что называется сегментацией. Люди в этих группах — сегментах рынка — примерно одинаково реагируют на деятельность турорганизации-продавца.

 Точных правил сегментации не существует — каждая турорганизация в зависимости от производимых туристских услуг и иных обстоятельств вырабатывает собственную стратегию. Однако турорганизациям важно, выделяя сегменты рынка, выявлять среди потребителей те группы клиентов, которые существенно различаются по своим потребностям и установкам в отношении услуг индустрии туризма и, следовательно, имеют различные модели поведения в процессе приобретения туристской услуги [12;9].

Кроме общих  факторов, воздействующих на туристский спрос, существуют следующие специфические факторы:

1. Цена - один  из главных факторов, определяющих  туристский спрос. Для туризма  характерна высокая ценовая эластичность, Особенностью эластичного спроса является то, что при небольшом снижении цены спрос возрастает довольно значительно. Однако по Криппендорфу ценовая эластичность в туризме не является однородной в широком спектре услуг, она достигает высоких размеров в стадии внедрения турпродукта. Не во всех секторах туристской отрасли изменение цены ведет к большему изменению спроса. Деловые поездки не являются эластичными, так как не зависят от изменения цены. Ценовая эластичность в туризме достигает наименьших показателей и секторе высоких цен. Объем продаж обычно резко увеличивается на популярные маршруты при небольшом снижении цены. Поскольку турпродукты различаются минимально, то ценовые различия в значительной мере определяют выбор потребителя.

  1. Доступность - это способы передвижения, которые выберет турист, их стоимость, комфортность, скорость и надежность.
  2. Информирование и реклама. Чем больше потребитель информирован о туристском продукте, тем больше вероятность его покупки.
  3. Имидж. Положительный имидж фирмы будет способствовать 
    увеличению объема продаж путевок.
  4. Возможности и дополнительные услуги [4;57].

Сложности функционирования организации индустрии  туризма заключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов: общеэкономических; культурного и общественно-психологического характера; социально-демографических; личностно-поведенческих. Значительное влияние на спрос в сфере туристских услуг оказывают такие изменения в общественной психологии потребления, как информированность, уровень образованности; высокая требовательность к комфорту и качеству услуг; индивидуальность; экологизация мышления потребителя; мобильность; физическая и умственная активность на отдыхе; стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений [11;34].

Смысл сегментации рынка  заключается в том, что туристская организация не распыляет свои усилия, а концентрирует их на наиболее перспективном для нее сегменте. Специалисты выделяют три основные группы критериев (географические, Социодемографические и психолого-поведенческие), на основании которых туристские организации проводят сегментацию потребителей (см. Приложение Г), [12;12].

Проблема эффективного воздействия туристских организаций на повышение привлекательности своей работы в глазах клиента состоит в преодолении у клиентов различных страхов и опасений от предстоящего путешествия и, как следствие, повышении степени удовлетворенности потребителя. Это невозможно без учета туристскими организациями психологических препятствий, возникающих у путешественников, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Специалисты выделяют шесть типов барьеров, каждый из которых характеризует психологические препятствия, возникающие у туристов (см. Приложение Д).

  • физический барьер характеризуется опасениями, связанными 
    с климатической адаптацией, плохим самочувствием, непереносимостью метеоусловий и болезнью длительных перемещений;
  • психоэмоциональный барьер возникает из-за боязни нервного 
    напряжения, эмоциональных расстройств, стрессовых ситуаций, психического дискомфорта, связанного с опасениями по поводу условий 
    проживания, обслуживания и еще целого ряда факторов;
  • психологический барьер формируется на основе негативной 
    информации, полученной из официальных источников и средств массовой 
    информации, а также нелестных отзывов людей, побывавших в стране;
  • коммуникативный барьер возникает из-за незнания языка, 
    неумения пользоваться местными средствами передвижения и боязни неблагоприятной криминогенной обстановки в стране пребывания;
  • экономический барьер характеризуется опасениями в связи с предстоящими финансовыми затратами, возможной нехваткой денег 
    в поездке, дороговизной или элементарным обманом;
  • культурный барьер формируется из-за незнания или непереносимости национально-культурных особенностей страны пребывания.

Анализируя  приложение «Д» можно заключить следующее, что наиболее чувствительными к воздействию различных барьеров являются женщины в возрасте 43-49 лет (45,6 %). Наибольшее влияние на них оказывают факторы,

формирующие физический, экономический и коммуникативный барьеры. Меньше всего из исследуемой группы туристов опасений у мужчин в возрасте 28—35 лет.

Кроме общих  барьеров туристским организациям целесообразно в своей деятельности учитывать особенности каждого туриста, а именно: национальный признак, социально-экономическое положение в обществе, возраст, пол, язык, образование и туристский опыт (частоту совершения путешествий).

Национальный  признак. Отмечается, что разница в культурах национальностей обратно пропорциональна приспособляемости к новой культуре. Так, туризм между странами Северной Америки и Западной Европы практически безболезненный с точки зрения воздействия на психическое состояние прибывшего иностранца, тогда как туристы из стран Дальнего Востока уже менее приспособлены, а из Африки и Латинской Америки имеют еще меньшую степень приспособляемости к традициям стран Западной Европы.

Социально-экономическое  положение в обществе. Этот важный показатель характеристики туриста (чем оно ниже, тем ниже и приспособляемость к изменившимся условиям). Однако некоторые психологи считают, что никаких различий в поведении туристов в зависимости от социально-экономического положения нет.

Язык. Даже при знании туристом языка использование его в стране пребывания иногда затруднено, поскольку в языке существуют различные диалекты, акценты, сленги, сопроводительная жестикуляция.

Возраст, пол и образование. Молодежь, лица мужского пола, туристы с более высоким уровнем образования лучше воспринимают культуру страны пребывания. Женщины, как показали исследования, в меньшей степени, чем мужчины, приспособлены к восприятию чужой культуры.

Туристский  опыт. Чем его больше, тем лучше турист адаптируется в новой для него обстановке.

Учет туристской организацией столь сложных факторов влияет на повышение ее имиджа, говорит о высоком профессионализме. Поэтому отношение к мотивации потребителя, учет возможных барьеров путешествий становится существенным в борьбе за клиента и приводит к дальнейшей диверсификации туризма и персонификации запросов потребителей, созданию туристских услуг с отличительным качеством, новизной и имиджем. В конечном итоге конкурентное преимущество получают те туристские организации, которые всесторонне учитывают особенности потребительского восприятия услуг и всемерно используют маркетинговые технологии воздействия на этот процесс [10;22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  КАЗАХСТАНЕ

2.1 Место и роль деятельности туристских предприятий в экономике Казахстана

Как известно, современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами. В 2005 году доля международного туризма составила 8 процентов мировых доходов от экспорта и 37 % экспорта сектора услуг. Доходы от туризма устойчиво занимают третье место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. Ожидается, что такая позитивная тенденция сохранится и в начале нового тысячелетия. Рост туризма должен произойти преимущественно за счет появления новых посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристского рынка уже практически достигли предела рекреационной емкости. В связи с этим Казахстан имеет уникальную возможность занять свою нишу в мировом туристском рынке.

Современный туризм возник в связи с началом предоставления трудящимся ежегодных оплачиваемых отпусков, что одновременно является признанием основного права человека на отдых и досуг. Он стал фактором развития личности, взаимопонимания между людьми и народами.

Специалисты предсказывают  изменения и в технологии работы крупных туристских фирм. Анализ ситуации на рынках туристских товаров и услуг выявил новые тенденции, позволяющие говорить об усилении важности качества турпродукта в конкурентной борьбе.

Туризм, в целом, оказывает  три положительных эффекта на экономику государства:

  1. Обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на такие экономические показатели как платежный баланс и совокупный экспорт.
  2. Помогает увеличить занятость населения. По оценкам ВТО и Всемирного совета туризма и путешествий на каждое рабочее место, создаваемое в индустрии туризма приходится от 5 до 9 рабочих мест, появляющихся в других отраслях. Туризм прямо или косвенно влияет на развитие 32 отраслей экономики. Рассмотрим, например, город Капчагай, который не представлял особой ценности для экономики государства. В 2006 году началось строительство казино и развлекательных центров, Капчагай становится вторым Лас-Вегасом. Если раньше, люди, жившие там, бросали свои дома и квартиры и ехали на заработок в Алматы, в настоящее время количество рабочих мест   возрастает с каждым днем, так как строятся гостиницы, рестораны, торгово-развлекательные центры, реконструируются дома и старые здания, а также восстанавливаются дороги и каждой отрасли требуются специалисты.
  3. Способствует развитию инфраструктуры страны.

Туризм активно воздействует на экономику целых районов страны. Создание и функционирование хозяйствующих  субъектов в области туризма  тесно связано с развитием  дорожного транспорта, торгового, коммунально-бытового, культурного, медицинского обслуживания. Таким образом, индустрия туризма обладает более сильным эффектом мультипликатора, чем большинство других экономических секторов.

Туризм - деятельность, непосредственно  связанная с отдыхом, досугом, спортом  и общением с культурой и природой, которая должна планироваться и  практиковаться как средство индивидуального  и коллективного совершенствования. В этом случае он становится незаменимым фактором самообразования, толерантности и познания различий между народами и культурами в их разнообразии.

Принимая во внимание быстрый и постоянный рост туризма, его мощное воздействие на окружающую среду, на все сектора экономики  и благосостояние общества Правительство в долгосрочной программе развития Казахстана определило туристскую отрасль приоритетной. Разработанная в Республике Казахстан Концепция развития туризма предполагает формирование целостной государственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Казахстане современной конкурентоспособной индустрии туризма.

По данным Агентства  Республики Казахстан по статистике в 2005 году в стране функционировало 425 туристских организаций, из них 6 предприятий государственной, 405 - частной формы собственности и 14 иностранных туристских агентств. Казахстанскими предприятиями установлены договорные отношения с туристскими фирмами 80 стран, 4 алматинских и 13 областных турфирм осуществляют чартерные авиарейсы в 8 государств [9; 32].

Наиболее развитой является сеть туристских фирм в Алматинском, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях, а также в городах Алматы и  Астане. Туристскими организациями  этих областей и городов обслуживается до 88 % туристов и экскурсантов ежегодно.

В целом предприятиями  всех форм собственности в 2005 году было реализовано продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму 5410,5 млн. тенге, в том числе, государственными туристскими предприятиями на сумму 57,3 млн. тенге, частными – 5298,5 млн. тенге, иностранными фирмами – 54,7 млн. тенге. Доля налогов и сборов от туристской деятельности в общих поступлениях в бюджет республики составила в 2006 году 0,3%.

В 2005 году форма статистического учета не предусматривает сбор этих данных. В 2006 году наблюдается тенденция роста удельного веса туризма в ВВП страны по сравнению с 2005 годом, который составил 1,1%.

Всего за 2005-2006 годы туристскими организациями было обслужено 278,3 тыс. туристов, услугами туристских фирм Казахстана воспользовались 58,9 тыс. иностранных граждан, что на 20,9 тыс. или 60% больше по сравнению с 2003-2004 годами. В 2006 году из общего объема обслуженных туристов отправка туристов за рубеж составила 45%, на внутренний туризм пришлось 30%, на прием иностранных туристов – 24%, экскурсионное обслуживание – 1 % [9; 22].

Большинство туристских предприятий республики относятся к малым и средним. Однако результаты их хозяйственной деятельности в 1998 году в целом дали отрицательный результат, малые предприятия (до 50 человек) показали убыток в сумме 14,5 млн. тенге, средние - (от 51-250 человек) - 3,9 млн. тенге. Крупные предприятия частного сектора (свыше 250 человек) по итогам 2005 года показали прибыль в сумме 1 841 тыс. тенге.

Наиболее посещаемые туристами Казахстана страны: Россия, Китай, Германия, Республика Корея, Польша, Турция, ОАЭ. Нашу республику чаще всего  посещают граждане России, Китая, Германии, Республики Корея, Пакистана, Польши, Турции.

Анализ туристской деятельности показывает, что подавляющее большинство турфирм занимается выездным туризмом, а это, в первую очередь, приводит к оттоку капитала из Казахстана. Только в 2006 году 57,1 миллионов долларов США было вывезено за пределы республики. Поездки за границу граждан республики с целью приобретения товаров для последующей их реализации по- прежнему носит массовый характер, а шоп-туризм стал выразителем состояния рынка туристских услуг Казахстана. Он вызвал в период экономического кризиса оживление спроса на туристские услуги, оказав существенное влияние на рост туристских фирм, чаше всего осуществлявших, из-за недостатка соответствующего опыта и квалифицированных кадров, только посреднические услуги между туристами и «чартеродержателями». «Челночный» бизнес на одну четверть наполняет товарами потребительский рынок Казахстана и в целом с системой сбыта и реализации обеспечивает занятостью около 150 тысяч человек. Ежегодно объем «челночной» торговли во внешнеторговом обороте Казахстана составляет примерно 2 млрд. долларов США.

Информация о работе Особенности развития туристского бизнеса в Республике Казахстан