Особенности управления персоналом в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

На настоящее время люди и сам персонал в индустрии туризма и гостеприимства являются одним из важнейших активов и, следовательно, управление персоналом выполняет роль координатора мощных активов туристского предприятия. Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. Цель: Осветить в данной курсовой две важнейшие темы:
1)Особенности управления человеческими ресурсами в сфере туризма.
2)Методы и функции управления персоналом в сфере туризма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Особенности управления человеческими ресурсами в сфере туризма...… 5

2 Методы и функции управления персоналом в туризме…..………………..12

2.1 Методы оценки персонала…………………………………………………12

2.2 Функции управления персоналом…………………………………………19
2.3 психологические методы управления.………………...………………….20
2.4 Экономические методы управления персоналом………………………...21
3 Заключение……………………………………………………………………28

4 Список литературы…………………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Velkova.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 

Освобождение  персонала. В современном производстве эта функция не сводится к объявлению увольнения по инициативе руководства или работника и к соответствующему оформлению документов. Она включает различные формы приспособления численности работников и их использования к потребностям производства. Это может быть ликвидация сверхурочных работ, перевод сотрудников на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, временное увольнение и т.д.;

Кадровое делопроизводство: сбор, хранение и учет анкетных данных, стажа, повышения квалификации и  т.д. Эта, так называемая, техническая функция необходима для эффективного использования персонала. Сегодня ее значительно упрощает использование компьютерных систем и технологий;


Управление  информацией. Современная, особенно крупная  организация невозможна без налаженного  систематического распространения информации. При этом задача управления персоналом состоит в том, чтобы своевременно получать в оптимальном объеме, распространять нужную и гасить ненужную, а тем более вредную информацию;

Оценка результатов  деятельности и трудового потенциала персонала. Эта функция проявляется, прежде всего, в аттестации работников, на основе которой осуществляются стимулирование, развитие и использование кадров, а также контроль за ними;

Контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка.

 

Имеется в виду создание в организации климата, исключающего возникновение деструктивных  конфликтов, а также возможность  конструктивного, по возможности безболезненного  разрешения конфликтов;

Правовое регулирование  трудовых отношений. Управление персоналом базируется на использовании трудового законодательства и организационных норм, обычно зафиксированных в уставе предприятия; налаживании партнерских отношений и сотрудничестве с профсоюзами, советах трудовых коллективов и других организаций, влияющих на персонал; обеспечении безопасности, охраны труда и здоровья сотрудников. Это предполагает как контроль за ситуацией на рабочих местах, так и учет индивидуальных запросов и пожеланий работников, связанных с состоянием их здоровья, например, перевод на более легкую работу или неполный рабочий день на период окончательной трудовой адаптации после болезни; социальное обеспечение сотрудников.

Оно может включать социальное страхование по возрасту, болезни, инвалидности или несчастным случаям, налаживание на предприятии медицинского обслуживания, психологической и юридической помощи, транспортные услуги, строительство жилья и т.д.;


Обеспечение репутации фирмы, ее позитивного восприятия клиентами, общественностью и институтами  власти. Планирование и развитие организационной культуры, обеспечивающей уважение сотрудниками этических норм, целей и ценностей предприятия, уважение его традиций, развитие между работниками отношений взаимного уважения, доброжелательности, сотрудничества и поддержки и т.д.

 

 

 

2.2 Функции управления персоналом

Функции управления персоналом осуществляются его субъектами -должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью. Субъектами управления персоналом являются:

-руководители всех уровней;

-службы персонала (отделы кадров);

-органы трудовых коллективов: советы трудовых коллективов, производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов;

-кружки качества, профсоюзы, женские организации, организации рационализаторов, ветеранов и т.п., действующие на предприятии.

К внешним регулировщикам деятельности по управлению персоналом относятся: государство и, прежде всего, те его органы, которые принимают  законы, регулирующие сферу трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, вырабатывающие рекомендации в области управления, в том числе управления персоналом; организации, занимающиеся вопросами труда, и в первую очередь профсоюзы; собственники предприятий (как частные лица, так и ассоциации), нередко устанавливающие особые правила в области управления персоналом. Так, на некоторых предприятиях,


принадлежащих религиозным  организациям, принципы управления персоналом и взаимоотношений между сотрудниками, в целом находясь в рамках трудового  и социального права, значительно  отличаются от соответствующих принципов и норм светских организаций.

Вывод: В процессе развития управления использовались разные подходы к пониманию того, что есть управление. Управление персоналом именно через основные функции определяется как целенаправленная деятельность руководителей организации и системы управления персоналом по важнейшим направлениям механизма управления человеческими ресурсами организации.

2.3  психологические методы управления

 

Управление  персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью различных  методов (способов) воздействия на сотрудников. В литературе имеются различные классификации таких методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека выделяют:

-методы стимулирования, связанные с удовлетворением определенных потребностей сотрудника;

-методы информирования, предполагающие передачу сотруднику сведений, которые позволят ему самостоятельно строить свое организационное поведение;

-методы убеждения, т.е. непосредственного целенаправленного воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека;

Самым основным методом в работе с персоналом является социально-писхологический.


 Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% — от умения работать с людьми

[http://www.kycherova.ru/kommunic_upr/arakteristioka_metodov_upr_org/ocialno_pcihologicheskie_metodu/index.html ]

Зная  особенности поведения, характер каждого  отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для  коллектива направлении. Это связано  с тем, что каждой группе свойственен  свой психологический климат. Поэтому  существенное условие образования и развития трудовых коллективов — соблюдение принципа психофизиологической совместимости.

Японские социологи  утверждают, что от настроения, желания  человека работать и от того, какая  морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза или в же несколько раз уменьшиться.

Недостаточное внимание к социальным и психологическим  аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что  снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно происходит при формировании рыночных отношений. Так, 91% опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению оплаты; 82% опрошенных работников массовых профессий «болеют» за успехи своих коллег.

Для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

 


2.4 Экономические методы управления персоналом

1)Стимулирующие выплаты

Работодатель  имеет право устанавливать различные  системы премирования, стимулирующих  доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Такие системы могут устанавливаться 
также коллективными договорами. Стимулирующие выплаты устанавливаются законодательно для:

-работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда , работах в местностях с особыми климатическими условиями (перечень тяжелых работ, работ с вредными и опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации, а повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест);

-работников, занятых на выполнении работ  вусловиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации — труд оплачивается по работе более высокой квалификации; совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника — производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора; при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени — сверхурочные работы оплачиваются за первые два часа работы не менее, чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее, чем в двойном размере; при выполнении работ в выходные и нерабочие праздничные дни— выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее, чем в двойном размере; при выполнении работ в ночное время —оплата производится в повышенном размере, устанавливаемом работодателем, коллективным и трудовым договорами);

-работников, вынужденных простаивать по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника , — оплата должна составлять не менее двух третей средней заработной платы работника (простой по вине работодателя)или тарифной ставки оклада (простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника).


Гарантии к  компенсации

Гарантии — это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации —это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Кроме общих гарантий (при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и т.п.), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

 

-при направлении в служебные командировки — поездки работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, работодатель обязан возмещать работнику расходы: на проезд в обе стороны, по найму жилого помещения, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя;

-при переезде в другую местность — компенсация расходов по переезду и обустройству работника и членов семьи;

-при исполнении государственных или общественных обязанностей;

-при совмещении работы с обучением;

-при вынужденном прекращении работ не по вине работника;

-при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска ;

 

-в случаях прекращения трудового договора в связи с ликвидацией организации, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, призыва работника на военную службу, восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу; отказа работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность;

-в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника.

Дополнительная  заработная плата


-надбавки за совмещение профессий и выполнение дополнительных обязанностей;

-надбавки за классность водителям и машинистам;

-надбавки за ученые степень и звание;

-доплаты за ненормированный рабочий день;

-оплата сверхурочных часов работы в выходные и праздничные дни;

Вознаграждение  за конечный результат стимулирует групповые интересы, поощряет коллективизм и выплачивается из фонда оплатытруда за достижение определенных результатов отдельными структурными подразделениями при:

-увеличении объема товарной продукции, работ и услуг;

-росте производительности труда;

-повышении качества продукции, работ и услуг;

-экономии ресурсов и т.п.

Как правило, конечные результаты указываются в планах работы подразделений и при их перевыполнении появляется дополнительный фонд оплаты труда, который идет на выплату вознаграждений.

Премия  за основные результаты труда , так же как и вознаграждение, стимулирует достижение конечных результатов, однако выплачивается из прибыли. В современных условиях из-за недостатков в системе налогообложения коммерческие организации прибыль искусственно занижают, а выплату премий осуществляют иными способами.

Материальная  помощь выплачивается за счет прибыли в виде компенсаций в таких чрезвычайных или экстремальных ситуациях, как:

-смерть сотрудника или его близких родственников;

-свадьба сотрудника или его близкого родственника;

-приобретение лекарств или оплата лечения сотрудника,

-несчастные случаи (пожар, авария, травма, гибель имущества);

-приобретение путевок к очередному отпуску;

-завершение творческой работы (книги, диссертации и т.п.)

Материальная  помощь выплачивается по личному  заявлению сотрудника по распоряжению руководителя организации и является эпизодической формой материального стимулирования труда.

Информация о работе Особенности управления персоналом в туризме