Отчет по практике на примере рекреационной структуры Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:14, отчет по практике

Краткое описание

Основная цель практики : Изучение рекреационной структуры Санкт-Петербурга.
Задачи учебно-ознакомительной практики:
1. Закрепить теоретические знания, умения и навыки, полученные при изучении курсов учебного плана;
2. Ознакомление с рекреационной структурой Санкт-Петербурга;

Содержание

Введение
1.
Создание Кунсткамеры – одна из реформ Петра 1 в области культуры
2.
«Кабинет редкостей» Летнего дворца. 1714- 1718 г.

3.
Кунсткамера в здании на Стрелке Васильевского острова. 1727 г.
3.1.
Кунсткамера – часть Российской Академии наук
3.2.
Библиотека Кунсткамеры
3.3.
Экспозиции музея
3.3.1.
Готторпский глобус
3.3.2.
Императорский кабинет
3.3.3.
Мюнц-кабинет
3.3.4.
Натур-кабинет
3.3.5.
Анатомическая коллекция
3.3.6.
Кунст-кабинет


Заключение

Список используемой литературы

Индивидуальные дневники практикантов

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по выездной практике по Санкт-Петербургу.Кунсткамера - копия.docx

— 1.15 Мб (Скачать файл)

 

3.3.

 Экспозиции  музея


Петровская Кунсткамера в XVIII веке обладала уникальными коллекциями по естественной истории и этнографии. Благодаря собранным учеными сокровищам музей обогатился таким количеством экспонатов, каковым "множеством ни один в Европе кабинет славиться не мог". Он по-прежнему оставался единственным и центральным русским музеем. Такого богатого собрания не было в то время ни в одном музее Европы. Все собранные экспонаты поделили по разным группам и разместили в разных кабинетах: Кунст-кабинете, Натур-лаборатории, Императорском кабинете, Физическом кабинете, Мюнц-кабинете. Все материалы нужно было привести в систему, описать их, составить каталоги и устроить экспозицию. Этим также занимались первые академики. Теперь в Кунсткамере не скапливались беспорядочно случайные "раритеты", "монстры" и "курьезы". Их место заняли систематические собрания животных, насекомых, минералов, а также этнографических коллекций. 
 
              

 

3.3.1. Готторпский глобус

В бывшем слоновнике  зверового двора хранился самый большой и самый драгоценный экспонат Кунсткамеры - Готторпский глобус, полученный  в знак благодарности за спасение города.

Интересна история его  появления в Кунсткамере…

…Ветер с Балтики гнал свинцовые тучи. Густой утренний туман  рассеивался, но крупные хлопья снега  застилали простор, Тепинген -  город-крепость Шлезвиг-Голштинского  герцогства - выглядел мрачно. Дома на узких улицах стояли с наглухо закрытыми ставнями. Редкий прохожий пробежит и скроется в подворотне. Тишина. Слышатся лишь шаги патрулей и лязг оружия. Все, кто был способен сражаться, уже много дней находились на крепостной стене, защищая свой город от осаждавших его шведов.

На исходе 1713 года русские  войска подошли к Тепингену. Они спешили на помощь осажденным шлезвиг-голштинцам.  Когда защитники города готовились встретить новый штурм  шведов, над холмами далеко за крепостной стеной раскатисто прогремело многоголосое «ура». С развернутыми знаменами лавиной катились русские полки. Враг бежал. Горожане радостно и удивленно озирались по сторонам. Бой уходил все дальше и дальше. Многомесячная осада кончилась.

Еще на чуть припорошенной  снегом земле оставались неубранными  трупы, а город уже приобретал праздничный вид. Открылись крепостные ворота,  распахнулись двери домов, окна. Повсюду зажигались яркие светильники, и будто посветлело еще недавно сумрачное небо.

На площади перед Готторпским замком трещали и хлопали вспышки праздничного  фейерверка. Опекун малолетнего герцога принимал в замке русского царя  и его офицеров. За богато уставленным яствами столом  много было сказано во славу русского оружия и самого знатного гостя - Петра 1. Зная об интересе Петра к редкостям, опекун предложил осмотреть коллекции замка.

По галереям и узким  переходам  все устремились за опекуном герцога. В большом зале нижнего  этажа были и  золотые сабли, и кубки, осыпанные драгоценностями, и часы с водяным механизмом, и вырезанные из кости причудливые заморские животные.  

В одном из помещений замка  внимание Петра при влек огромный глобус, диаметром 3,11 метра. Готторпский глобус - чудо ХVII  века, один из первых  планетариев мира и невиданная по  размерам копия Земли с известными к тому времени морями и  странами.

Глобус сильно пострадал  от пожара в 18 веке, был восстановлен русским мастером Тирютиным.

            
                             

3.3.2. Императорский кабинет 

Токарные  резцы Петра, вырезанная им деревянная чаша для воды, им же выкованная железная полоса.

Любимым занятием Петра в минуты отдыха было токарное дело: его станок редко отдыхал. Особенно он любил вырезать предметы из слоновой кости и из дерева. Сначала он работал на станке, изготовленном в Амстердаме, а потом приобрел еще и французский станок. Несколько станков сделал и Андрей Нартов, "любимый токарь" Петра, первый русский инженер. Сержант Никита Кашин, описавший домашнюю жизнь Петра, вспоминал, как государь встававший за два часа до света, "входил в токарню и точил разные вещи из кости и дерева."  
                    

          Один из комплектов хирургических инструментов Петра; часть коллекции удаленных им зубов; анатомические модели человеческих глаза и уха, вырезанные Петром из слоновой кости.

Медицина, а точнее, хирургия, пользовалась особым уважением и даже любовью русского царя. Эта любовь приводила нередко его приближенных в трепет, так как Петр часто предлагал им свои услуги: футляр с хирургическими инструментами он всегда носил с собой, а вырванные зубы аккуратно складывал в мешочек.  
                      

Измерительные инструменты Петра

Петр интересовался многими отраслями знаний, но предпочтение отдавал точным наукам, к тому же имеющим практическое значение. Мы бы назвали его типичным технократом. Коллекционировать инструменты в эпоху Петра было модно, и царь с удовольствием предавался этой страсти. Глядя на эти инструменты, можно представить себе, с каким увлечением он измерял все, что только можно измерить! Это вполне соответствовало неуемному оптимизму эпохи, в которую он жил, когда человеческий разум начал упиваться своим торжеством над силами природы. Представление об этом чувстве дают строки поэта А. Поупа, современника И.Ньютона:

Взвесь воздух, в гордых замыслах паря, Измерив землю, измеряй моря.        

 
    

Костюм Петра.

Петр боролся с ненавистной ему с детства "стариной", вводя "регулярство" во все сферы жизни, в том числе и в одежду. 1700-й год открывался указом, в котором предписывалось "носить платья венгерские, кафтаны: верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием..." Видимо, тогда же вышел указ о бритье бород. Длиннополые кафтаны, однорядки, ферязи, охабни и бороды уходили в прошлое. На одной из старинных гравюр изображен человек, стоящий на коленях в грязи, у которого солдат овечьими ножницами отрезает полу "запрещенного" кафтана вровень с землей.  
Самого же Петра привыкли видеть вечно спешащим, со знаменитой палкой в руке, в потертом кафтане, стоптанных грубых башмаках и чулках, заштопанных его коронованной супругой, царицей Екатериной, которая в шутку сама себя называла "старой портомоей". Простота облика и демократическая манера общения с людьми разных сословий больше всего поражала тех, кто знал царя. Один из его современников писал: "Его величество бывает обыкновенно в таком простом платье, что если кто его не знает, то никак не примет за столь великого государя."  
                                 

 

 

 

 Скелет Буржуа

"Скелет огромный, что французом был когда-то..." Эти стихотворные строки взяты из поэмы Иоганна Тремера из Данцига "Прощание с Петербургом". Они относятся к скелету Буржуа, до сих пор хранящемуся в Кунсткамере. Мода XVIII века предписывала правителям иметь при дворе карликов и великанов: первые использовались для потехи, а вторые имели большой спрос как гайдуки, т.е. выездные лакеи, и как личная охрана. Петр тоже отдал дань этой моде. В 1717 году во Франции в городе Кале он увидел на ярмарке великана Буржуа ростом 2 метра 27 сантиметров. Петр его нанял к себе на службу и привез в Россию. Ему нравилось, когда Буржуа при выездах стоял на запятках царской кареты. Через семь лет Буржуа скончался. Его труп препарировали, кости выварили и скрепили в скелет. А череп пришлось заменить: настоящий череп Буржуа сгорел при пожаре 1747 года. 
                                 

3.3.3.  Мюнц-кабинет  

Корейские и  японские монеты.

Культура Кореи и Японии развивалась под сильным влиянием Китая. Форма и функции корейских и японских монет также были заимствованы из Китая

Китайский даосский меч из старинных монет, для изгнания злых демонов.

Даосские маги и гадатели славились в Китае как специалисты, способные уберечь человека от влияния злых духов и неблагоприятного воздействия природных и сверхъестественных сил. Одним из мощных магических "инструментов" был меч, изготовленный из монет, скрепленных через отверстия. Монеты были включены в систему китайских магических символов и глубинно связаны с общекультурным контекстом. На их форму, название и легенды влияли нумерологические классификационные схемы. Все это определяло роль монет как амулетов, оберегов и обусловило их использование в магико-охранительных целях. Меч, сделанный из таких монет, обещал человеку охрану от злонамеренных воздействий и благоприятное существование не только в материальной, но и в духовной сфере. 
        

 

Китайские монеты и орден "Двойного дракона" (голубой  степени).

В Китае монеты были не обычным средством денежного обращения. Их облик, выбор материала и взаимоотношения между отдельными средствами денежного обращения были продиктованы в первую очередь мировоззренческими соображениями. Основным материалом для изготовления монет на протяжении почти всей истории императорского Китая была медь. К меди сохранялось особое отношение как к единственному металлу, стоимость которого всегда неизменна и не зависит от рыночной конъюнктуры как в случае с драгоценными металлами.  
        Форма монет утвердилась еще в III в. до новой эры: в основном их делали круглыми с отверстиями посередине, круглыми или квадратными. Легенда на лицевой стороне состояла обычно из четырех знаков: два первые, как правило, составляли девиз правления, а два другие - одно из самоназваний монеты, например, "ходячая драгоценность", "тяжелая драгоценность" и т.п. Монеты нанизывали на шнурок; связка монет и служила денежной единицей. Связки могли быть большими или малыми, от 1000 до 500 штук. При весе одной монеты 3,5 г одна связка весила от 3 до 1,5 кг.  
        Монеты использовались и как сакральные предметы - амулеты, талисманы, носители благой силы. Глубоко символично и изображение дракона на ордене: он вообще играл большую роль в жизни китайцев. Драконы почитались как божества рек и озер, как патроны местности и дома, а кроме того они были олицетворением императорской власти. 
                  

3.3.4. Натур-кабинет  

Аналог минералогической коллекции, купленной Петром I в Германии в 1716 году

В XVIII веке представления о строении земли были фантастическими. Известный минералог И.Г.Леман, например, утверждал, что "жилы, которые мы обнажаем во время горных работ, не что иное, как побеги огромного ствола, коренящегося в самой глубине земли". Молодая минералогия была наукой описательной. Она еще только пыталась систематизировать материал по сбивчивым внешним признакам. М.В.Ломоносов пытался поставить ее на прочное теоретическое основание.  
         Занимал его, в числе прочего, и вопрос о происхождении янтаря. Он был хорошо известен на русском севере: его называли там "морской ладан". Как декоративный материал янтарь привлекал внимание двора Елизаветы. В XVIII веке полагали, что янтарь произошел от соединения серной кислоты с "каменным маслом", т.е. нефтью. Ломоносов же пытался доказать, что это невозможно. Свидетелями своей геологической теории происхождения янтаря он сделал мух и других насекомых, заключенных в нем. Ломоносов же обратил внимание и на кристаллическое строение разных ископаемых. Он пытался увидеть связь между внешней формой минералов и их внутренним строением. Ученый выделил пять способов рождения минералов: затвердение, сгущение, зернование, наращивание и проницание. Интересно, что современная наука вполне признает эти процессы, но теперь они называются сложными научными терминами, например, диагенез или коагуляция. 
                              

Образцы древесины  из Сибири.

В число курьёзов входили и так называемые модные "обманки" - вещи, которые "притворялись" не тем, за что себя выдавали, как, например,  куски древесины, оформленные как книжные тома.

Гербарий  с подписью лейб-медика Арескина и датой 1709 г.

Лейб-медик Петра, шотландец Роберт Эрскин или, как его назвали в России, Арескин, сам с увлечением собирал российские природные диковинки, называемые naturalia. Когда в 1714 году музей разместился в Летнем дворце и для его обслуживания понадобился специальный штат, Арескину было поручено "главное смотрение" за коллекциями. Собирая травы и следя за их собиранием, он делал потом гербарии. Первый русский гербарий принадлежит именно ему. Оформлялись они в стиле барокко: каждая травинка помещалась в затейливо вырезанной подставке. 

Коллекция Альберта Себы.

В 1716 году в Голландии было приобретено "Альберта Себы славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений Ост- и Вест-Индии". В Европе того времени было принято коллекционировать разные диковинки природы - они назывались naturalia - и искусные произведения человеческих рук, artificialia.      Коллекционеры называли себя "любителями", и это было действительно так: движущей силой науки того времени было любопытство, а средства на жизнь "любители" зарабатывали иными способами.  
             Себа, по профессии аптекарь, разделял экспонаты по традиции эпохи Возрождения, т.е. по полезности. Так, например, в зависимости от того, едят растение или им лечатся, оно попадало в определенный раздел. Но выкладывая диковинные узоры из раковин, растений и других природных объектов, он советовался с Линнеем и тем самым разрабатывал новую систематику.

                                        

3.3.5. Анатомическая  коллекция

Ни одна наука не уходит так глубоко своими корнями в прошлое, как анатомия. Немалый анатомический опыт накопили уже люди каменного века, а сделанные в Австралии много тысячелетий назад наскальные рисунки, на которых изображены сросшиеся близнецы, можно, видимо, считать самым первым из дошедших до нас подтверждений интереса человека к врожденным уродствам. 
                                          

Однако история анатомии начинается с гораздо более близкого нам времени. Кто не слышал о высоком искусстве бальзамирования, процветавшем у египтян? Кто не знает имени Гиппократа - "отца медицины", создавшего греческую школу врачей и анатомов?

В развитии анатомии, как и любой другой науки, были и периоды расцвета, и времена упадка. В течение многих веков вскрытие человеческого тела запрещалось господствовавшими в Европе и на Ближнем Востоке религиями. И только эпоха возрождения, сняв эти запреты, дала возможность человеку познать свое собственное строение и породила целую плеяду блестящих анатомов, заложивших фундамент истинных представлений о строении и функциях человеческого тела. На выставке представлены анатомические препараты "золотого века" этой науки.

Одним из замечательной плеяды анатомов был Фредерик Рюйш - представитель очень сильной анатомической школы, существовавшей в Университете г.Лейдена в Нидерландах.

Хотя сейчас Рюйш известен прежде всего как выдающийся анатом-практик, блестящий мастер изготовления препаратов по нормальной, патологической и сравнительной анатомии, в свое время наибольшую славу он стяжал как бальзамировщик. В этом искусстве ему не было равных и два столетия спустя. Рюйш бальзамировал тела детей и взрослых, достигая такого эффекта, что они казались живыми, спящими. 
                                    

При жизни анатома его "Кабинет", где были выставлены в маленьких гробиках бальзамированные тела детей в кружевных платьицах, украшенные бусами, цветами и маленькими свечками, 2 раза в неделю за плату был открыт для посещения. В книге записи посетителей можно увидеть много хорошо известных имен, но самым замечательным гостем бесспорно был русский царь Петр I, приехавший в Амстердам в 1697 г. и оставивший свою запись на тринадцатой странице. Царь, по рассказу его голландского современника, был поражен искусством Рюйша-бальзамировщика: "Остановившись у трупика ребенка, сохранившегося так хорошо, что, казалось, ребенок еще жив и на лице его как бы играет еще улыбка, Петр не мог удержаться, чтобы не поцеловать малютку". Несколько раз приходил царь в "Кабинет" Рюйша, именно тогда у него возникло желание купить знаменитое собрание. Однако покупка была совершена 20 лет спустя, когда Петр снова посетил Голландию. Стремясь всемерно развивать науку в России, Петр заботился о приобретении наглядных пособий. Он хотел иметь в своей столице музей с разнообразными коллекциями. Вот почему Петр не скупился при покупке музейных экспонатов, заплатив за коллекции Рюйша баснословную для того времени сумму - 30 тыс. гульденов.

Информация о работе Отчет по практике на примере рекреационной структуры Санкт-Петербурга