Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:14, отчет по практике
Основная цель практики : Изучение рекреационной структуры Санкт-Петербурга.
Задачи учебно-ознакомительной практики:
1. Закрепить теоретические знания, умения и навыки, полученные при изучении курсов учебного плана;
2. Ознакомление с рекреационной структурой Санкт-Петербурга;
Введение
1.
Создание Кунсткамеры – одна из реформ Петра 1 в области культуры
2.
«Кабинет редкостей» Летнего дворца. 1714- 1718 г.
3.
Кунсткамера в здании на Стрелке Васильевского острова. 1727 г.
3.1.
Кунсткамера – часть Российской Академии наук
3.2.
Библиотека Кунсткамеры
3.3.
Экспозиции музея
3.3.1.
Готторпский глобус
3.3.2.
Императорский кабинет
3.3.3.
Мюнц-кабинет
3.3.4.
Натур-кабинет
3.3.5.
Анатомическая коллекция
3.3.6.
Кунст-кабинет
Заключение
Список используемой литературы
Индивидуальные дневники практикантов
Собрание Рюйша, купленное Россией, было благополучно перевезено в Петербург. С 1728 г. оно хранится в Кунсткамере.
Говоря об анатомии в Кунсткамере, было бы несправедливым не упомянуть о русских анатомических коллекциях. В 1706 г. Петр I учредил военный госпиталь вместе с госпитальной школой, здесь же имелся анатомический театр, в котором начали изготовлять анатомические препараты. Интересы русских анатомов того времени были сосредоточены на эмбриологии и тератологии (науке об уродствах). В соответствии с этими интересами и создавались препараты. Существовал анатомический театр и в Кунсткамере.
В 1718 г. последовал знаменитый указ царя о собирании монстров, в котором сделана попытка объяснить происхождение уродств, даны четкие инструкции, как сохранять и доставлять в столицу уродов. В первое десятилетие после опубликования этого указа и мертвые, и живые монстры стали регулярно поступать в Кунсткамеру.
Уродства во все времена привлекали внимание людей. В главном тексте "Талмуда" (II в. н.э.) уже приводится перечень более 100 видов врожденных пороков. Образцы подобных уродств есть и среди препаратов, собранных в Кунсткамере, так же как и всевозможные степени и формы соединения близнецов. Эти пороки развития, наблюдаемые человеком с глубокой древности, послужили основанием мифов о русалках, Полифеме-циклопе, двуликом Янусе, гарпиях и фавнах.
Коллекция уродов, собранная в Кунсткамере, служила и целям науки. Изучение уродов стало основой грандиозного труда по "теории" уродств выдающегося анатома и эмбриолога Каспара Фридриха Вольфа. В разное время эта коллекция привлекала внимание многих исследователей
Коллекция Рюйша.
Гордостью Кунсткамеры была
знаменитая коллекция голландского анатома
Рюйша. Петр познакомился с ним в
1698 году в Голландии во время Великого
посольства. Рюйш прославился уникальным
способом инъекции: он вливал в сосуды
человеческого тела окрашенный отвердевающий
состав. Благодаря этому можно было увидеть
мельчайшие разветвления сосудов в самых
разных органах. В этом умении, названном
"рюйшевым искусством", голландский
анатом оставался непревзойденным и при
жизни, и после смерти. Унес он с собой
в могилу и секрет бальзамирования трупов
взрослых и детей: он препарировал их так
искусно, что они казались живыми. Свои
искусные образцы Рюйш хранил сухими или
в стеклянных банках, заливая их спиртом,
настоенном на черном перце. Для того,
чтобы они выглядели приятно и естественно,
он украшал их бусами, цветами, кружевными
одеяними. Современники воспринимали
их как восьмое чудо света.
Размещение
экспонатов Рюйш подчинял старому, аллегорическому
способу. Его коллекции демонстрировали
популярную в то время идею суетности
и быстротечности жизни. Рюйш считал, что
"смерть - это милость, дарованная всемогущим
творцом."
Тератологическая коллекция: уроды человеческие.
После знаменитого указа Петра
13 февраля 1718 года о собирании монстров
в Кунсткамеру регулярно поступали уроды,
как живые, так и мертвые. Тератология,
т.е. наука об уродах и всевозможных монстрах,
считалась в то время не только занимательной,
но и полезной: с ее помощью можно было
показать, что уроды появляются на свет
без вмешательства дьявола, а по причинам
естественным. Оценивались монстры очень
высоко, а за их утаивание взимался большой
штраф, и потому поступали они в Кунсткамеру
в изобилии. Их препарировали здесь же,
в Анатомическом театре, и готовили из
них экспонаты.
Тератологическая коллекция: чучело двухголового теленка.
"Уроды человеческие и животные"
собирались по указу Петра со всех концов
России, поскольку они "во всех государствах
сбираются как диковинки". Часть из
них сохраняется и поныне, как, например,
этот двухголовый теленок.
Раритеты Петровской Кунсткамеры:
бутылочка с окаменевшим
Эти ядра - свидетели самых трагических дней из жизни Петра. Царь распорядился передать их "для памяти на предбудущее время". В 1711 году Россия вела войну со Швецией, когда Турция тоже начала против нее военные действия. Русские войска из Прибалтики двинулись ранней весной к границам Валахии и Молдавии - вассальных государств Турции. Петр действовал как умный и тонкий стратег, но его одолевали мрачные предчувствия. И они оправдались. В июле турки отрезали русскую армию от тылов и окружили ее на реке Прут. Вчерашние триумфаторы Полтавы оказались под плотным огнем неприятеля и под палящим молдавским солнцем в безводной степи, опустошенной саранчой. Турецкие орудия открывали огонь по каждому, кто пытался подойти к берегу и набрать воды. На предложения о перемирии турки отвечали ядрами - как раз такими, как выставлены на экспoзиции. Ситуация становилась настолько критической, что Петр, по свидетельству Штелина, подумывал о завещании. Он принял решение о прорыве. Это было равносильно самоубийству. И тут за дело взялась Екатерина, боевая подруга Петра. Пока царь отдыхал в палатке, она провела совещание с генералами, убедила их послать очередное письмо турецкому визирю и приложила к нему все свои драгоценности. Это и решило исход дела. Визирь дал согласие на переговоры, и прутский кошмар кончился. А в 1714 году Петр наградил свою жену только что учрежденным орденом святой Екатерины. Его девиз - "За любовь и отечество".
Гальванокопии скифского золота,
собиравшегося в Кунсткамеру по указу
Петра. В 1715 году в "Государев кабинет"
поступила знаменитая сибирская коллекция
скифских золотых вещей. Ее поднес Екатерине
I в честь рождения царевича Петра Петровича
Н.А. Демидов, владелец Тагильских заводов.
В коллекцию вошли и предметы, "сысканные
в земле древних поклаж" по указу Петра
сибирскими губернаторами князьями И.П.Гагариным
и А.Н.Черкасским. Всего в коллекции насчитывалось
1250 золотых вещей. После появления Эрмитажа
почти все древние драгоценные вещи были
переданы туда.
Они представляют
собой великолепные памятники искусства
кочевников так называемого "звериного
стиля", неповторимого и самобытного
художественного явления. Так принято
обозначать манеру мастеров-художников
первой половины - середины I тысячелетия
до новой эры. Главная тема всех изображений
- звери и различные мифические зооморфные
чудовища. Типичными были сцены борьбы
хищников или нападения хищников на копытных.
По канону, хищников показывали чаще всего
стоящими, с опущенной вниз мордой, как
будто что-то вынюхивающими, а также свернувшимися
кольцом или противостоящими друг другу.
Олени, лоси и другие копытные изображались
обычно лежащими с подогнутыми ногами.
Глубинная основа искусства звериного
стиля кочевников - представления о происхождении
людей от животных.
Изображения
звериных фигур обычно украшали парадные
и ритуальные костюмы, оружие и конское
снаряжение, предметы культа. Они имели
магическое значение: любая вещь, украшенная
в зверином стиле, считалась амулетом
и оберегом. Скифы приписывали изображениям
способность символически передавать
воину-всаднику, его оружию и коню зоркий
глаз, быстрый бег, мощь и другие качества
животных. Каждый образ нес в себе конкретный
смысл, но нам его раскрыть далеко не всегда
удается.
Заключение
Грандиозны масштабы собраний. Коллекции не просто бесценны, но многие из них уникальны. Современный Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого – наследник первого русского музея Кунсткамеры.
Музей Кунсткамера является старейшим государственным музеем России. Он создан по указу императора Петра I в 1704 г. и послужил фундаментом созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем – Российской) Академии Наук, ряда ее научных и музейных учреждений. До настоящего времени силуэт Кунсткамеры является логотипом Российской Академии Наук – РАН.
C 1992 г. Музей вновь стал самостоятельным Музеем и научно-исследовательским институтом в составе Отделения истории Российской Академии Наук, сохранив свое старое название «КУНСТКАМЕРА» и носит присвоенное ему в 1903 г. имя Петра I. Полное и официальное название сегодня – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН.
Все экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего времени несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции . Во время блокады в музее осталось всего 15 человек, они спасали и спасли коллекции мирового значения. Их можно увидеть, посетив музей на Васильевском острове, или побродить по виртуальному музейному сайту и увидеть эти коллекции, где бы ты ни находился: в Санкт-Петербурге или в любой точке мира.
Литература
1. Рудольф Итс «Кунсткамера». Лениздат, 1980.
2. П.П. Пирогов «Васильевский остров». Лениздат, 1966.
3. Ч.М. Таксами «Петровская кунсткамера», «Альфа-Колор», Санкт-Петербург, 2000.
4. Музейный сайт: www.kunstkamera.ru
5. Реформы Петра I. Сборник
документов. Социально-экономическое
Информация о работе Отчет по практике на примере рекреационной структуры Санкт-Петербурга