Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:18, отчет по практике
Целью практики является знакомство с основными принципами ведения туристской деятельности, управленческими и иными связями, правилами взаимодействия с потребителем услуг.
Задачами производственной практики являются:
1. соединение теоретических знаний с практическими навыками;
2. изучение деятельности предприятия социально – культурного сервиса и туризма;
3. изучение деятельности служб и отделов предприятия и их взаимодействием;
4. изучение основных направлений маркетинговой стратегии предприятия;
5. ознакомление с рекламно-инфрмационной деятельностью предприятия
6. ознакомление с правилами техники безопасности, действующими на предприятии, а также с требованиями безопасности при организации и проведении туристских путешествий.
Введение 2
1 Внутренний туризм в России 4
1.1 Современное состояние и стратегия развития внутреннего туризма 4
1.2 Продвижение России как туристского направления на внутреннем туристском рынке. 6
2 Востребованность туризма в России 10
2.1.1 Статистика иностранного туризма в России.............................................12
2.1.2 Социальные опросы жителей РФ................................................................15
3 Общая характеристика предприятия 16
4 Туризм в России 18
4.1 История туризма 18
4.2 Туризм в России 20
4.2.1 Особенности туризма в России...................................................................22
5 Безопасность в туризме 27
5.1 Туристские предприятия 27
5.2 Транспорт 29
5.3 Предприятия досуга 34
Заключение 38
Список использованных источников 40
Содержание
Туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти. Большое влияние с социальной точки зрения оказывает туризм и на регионы: благодаря развитию туризма появляются сотни тысяч рабочих мест, развиваются коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения и т. п. А в ряде регионов, удаленных от промышленных и культурных центров, только он один и может выполнять эти функции. Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять, что развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам внутреннего, национального, туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, в основе которых полное и гармоничное развитие личности, право человека на уважение его достоинства и индивидуальности, уважение моральных ценностей народов. Поскольку туристская деятельность является одной из самых трудозатратных и выступает как регулятор занятости населения, немаловажная роль отводится профессиональному образованию в туризме. Учитывая такие характеристики туристского рынка, как динамическая изменчивость, возникновение новых тенденций и способов предпринимательства, важно научить специалистов туризма ориентироваться в конъюнктуре и динамике туристского рынка. Только образованный, соответствующим образом подготовленный специалист способен создать конкурентоспособный продукт и реализовать его на рынке туристских услуг. В период с 6 января по 16 февраля 2014 года я проходила практику в ООО «Касабланка» туристическое агентство «Горящие путевки». Целью практики является знакомство с основными принципами ведения туристской деятельности, управленческими и иными связями, правилами взаимодействия с потребителем услуг. Задачами производственной практики являются:
Россия располагает значительным потенциалом для развитии внутреннего туризма. У нее есть все необходимое для этого - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а и отдельных регионах - нетронутая дикая природа. Однако в современной России туристский бизнес, развивающийся по законам рыночной экономики, существует еще малое время. Его масштабы пока несравнимы с масштабами массового туризма в странах, занимающих ведущую роль на мировом туристском рынке, но он стремительно растет. По прогнозам экспертов Всемирной туристском организации (ЮНВТО) Россия в 2020 г. будет занимать пятое место по популярности, уступая лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстрорастущий спрос на туристские услуги вызвал определенный рост инфраструктуры - строительство малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа международных гостиниц в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов страны. В настоящее время в России насчитывается более 6 тыс. гостиниц, тогда как в 2004 г. их было всего 4 тыс. С учетом иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет свыше 10 тыс. Численность российских граждан, проживавших в 2006 г. в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн человек, из них в гостиницах - 16,4 млн. Принята и успешно реализуется федеральная целевая программа «Юг России (2008-2012 гг.)». Созданы семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа, в ряде субъектов Российской Федерации действуют региональные программы развития туризма. Однако этого явно недостаточно для развития отрасли в целом, создания условий для эффективной работы туристско-рекреационных комплексов по стране.
По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям в докризисном 2007 г. доходы от туризма в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%, число рабочих мест в туризме - 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал туристской индустрии России составили 12,1% от общих инвестиций при годовом росте 8,2%.
Значительное число внутренних туристов принимают Москва и Петербург. Они же являются до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов. На их долю приходится 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Значительно уменьшилось и число внутренних туристов в этих городах. Это объясняется прежде всего возросшими ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве и Петербурге. В Москве по разным причинам (реконструкция, снос и т. п.) было изъято из оборота 9 тыс. мест уровня «три звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие внутреннего и въездного туризма.
По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различную степень развития туристской инфраструктуры и наличие кадрового потенциала, регионы страны могут быть классифицированы следующим образом:
До 2002 г. некоммерческое продвижение России как туристского направления внутри страны практически не проводилось. Ряд предпринимаемых усилий, начатых в середине 1990-х годов, сводились к посещению нескольких профильных выставок в России и за рубежом, без формирования национальной экспозиции и при полном отсутствии бюджетного финансирования. С 2002 г. был осуществлен комплекс мероприятий в целях всестороннего показа туристских возможностей Российской Федерации на международном и внутреннем рынке. Прежде всего налажен контакт с международными туристскими выставками, куда представлялась единая национальна российская экспозиция. Однако эти мероприятия нацелены в основном на развитие въездного туризма.
Существенным шагом по продвижению российского туристского продукта внутри страны и позиционирования России на мировом рынке профильных выставочных услуг стала Международная туристская выставка «Интурмаркет», проводимая в Москве с 2006 г. Впервые в таком масштабе на международной туристской выставке были представлены регионы России как с уже сложившейся развитой туристской инфраструктурой, так и с богатым потенциалом для ведения этого вида деятельности.[3]
Для российских граждан на общероссийском и региональном телевидении и радио ведется широкая пропаганда отдыха в стране, и крупнейших печатных изданиях размещаются сюжеты о его преимуществах. Проводится и значительная работа по изготовлению рекламно-информационной имиджевой продукции, которая издается большими тиражами на печатных и электронных носителях. Эта продукция предназначена для некоммерческого распространения как в России, так и за рубежом (на международных туристских выставках, через российские загранпредставительства, Всемирную туристскую организацию и другие международные организации). Осуществляются рекламные акции событийных мероприятий, которые стимулируют продвижение туристского продукта. К ним относятся международные форумы, спортивные состязания, музыкальные и театральные конкурсы и фестивали.
Дальнейшее развитие туризма планируется развивать в соответствии со специальной федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)», концепция которой была утверждена в июле 2010 г. В ней отмечено, что природное и культурно-историческое разнообразие нашей страны позволяет развивать практически все виды туризма, включая наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений), культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический), деловой, спортивный, экстремальный, лечебно-оздоровительный, экологический, сельский, образовательный, научный и т. д. Однако туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. Основными факторами, сдерживающими распространение внутреннего и въездного туризма, являются неразвитая туристская инфраструктура, отсутствие благоприятных условий для инвестиций, невысокое качество обслуживания туристов и недостаточно активное имиджевое позиционирование России как туристской державы на внутреннем и международном рынках, что оказывает негативное влияние на рейтинговые показатели страны.
Согласно Программе для изменения сложившейся ситуации с учетом мирового опыта необходимо государственное участие в решении проблем по обеспечению туристско-рекреационных комплексов инженерной инфраструктурой (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения и т. п.), что позволит привлечь инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства для создания туристских комплексов, строительства и обустройства средств размещения, а также сопутствующей инфраструктуры (предприятий питания, индустрии развлечений, объектов туристского показа и др.). Приоритетной задачей государственной политики является развитие внутреннего и въездного туризма. При этом необходима широкая популяризация туристских возможностей Российской Федерации и ее активное продвижение в качестве туристской дестинации как внутри страны, так и за рубежом. В Программе отмечено, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для успешного развития туризма в стране. В современной экономике развитие туризма во многом зависит от состояния наиболее конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров, использующих не только природные и культурно-исторические ресурсы, но и специализированную инфраструктуру, профессиональные кадры, образовательные и научно-производственные центры, сферу развлечений и анимации и пр.[2]
Процесс формирования и развития индустрии туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации инновационно значимых проектов и программ, направленных на развитие экономики регионом и улучшение качества жизни населения. Наиболее эффективным инструментом решения задач в сфере индустрии туризма является программно-целевой метод, поскольку он позволяет охватить значительный комплекс проблем с учетом рационального использования ресурсного потенциала (бюджетных и внебюджетных средств) на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон.
В Программе отмечено, что туризм как сфера национальной экономики приобретает на современном этапе статус одного из стратегических направлений социально-экономического развития России.
Туристское пространство России
- это не только шедевры архитектуры, неповторимость
старинных русских городов, особые пласты
традиционной народной культуры, воплощенные
в былинном и песенном фольклоре и в творениях
народных мастеров, уникальные природные
объекты, но и выдающиеся произведения
писателей и поэтов, художников, музыкантов,
самобытные национальные культуры. Все
эти общечеловеческие ценности - памятники
природного и культурного наследия в условиях
научно-технического прогресса, информационной
революции, экологизации мышления - приобретают
особую важность, являясь одновременно
и туристским потенциалом, туристскими
ресурсами. [11] Туризм в течение последних
десятков лет превратился в глобальное
социоэкономическое, социокультурное
и политическое явление, эффективный способ
познания и развития национальных и общечеловеческих
ценностей, оказывая огромное влияние
на экономику и культуру многих стран.
Его роль определяется не только высокой
доходностью, но и влиянием на развитие
различных областей материального производства,
социальной сферы, на сохранение природного
и культурного наследия. Число туристов,
относящихся к категории внутреннего
туризма (т.е. туризма в пределах территории
России для лиц, постоянно проживающих
в ней), постоянно растет, что способствует
формированию новых форм и видов путешествий
внутри страны. Внутренний туризм оказывает
многоаспектное влияние на развитие регионов
Российской Федерации, способствуя пополнению
местных бюджетов, совершенствованию
социальной и рыночной инфраструктуры,
укреплению межрегиональных связей, наращиванию
новых рабочих мест и тем самым решая проблемы
занятости населения. Тем не менее существует
еще немало причин, сдерживающих распространение
внутреннего туризма и увеличение въездного
потока иностранцев в Россию. Помимо недостаточно
развитой инфраструктуры к ним относится
и такой фактор, как отсутствие соответствующего
имиджа и необходимой рекламы туристских
ресурсов, включающих природные, культурные,
исторические и иные объекты различных
субъектов Российской Федерации. Выпускники
даже тех учебных вузов, где туризм является
специальной (базовой) учебной дисциплиной,
слабо информированы о значимости тех
или иных туристских ресурсов, об исследовательских
подходах, связанных с выявлением новых
туристских центров и ресурсного потенциала
различных территорий, о продвижении сведений
о них на рынок туристических услуг. 2.1
Статистическая информация