Перспективы развития железнодорожного туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Развитие туризма и транспорта тесно взаимосвязаны. Общеизвестно, что туризм как массовое социально-экономическое явление, стал следствием возникновения и развития транспорта. Кардинальные изменения в транспортной системе были положены созданием железных дорог. Впервые английский пастор Томас Кук, от которого отсчитывается история современного туристского движения, организовал именно железнодорожное путешествие из Ливерпуля в Лондон. Аналогичные туры стали совершаться и в других государствах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Определение и классификация железнодорожных путешествий………....4-6
2.Организация перевозки и обслуживание туристов железнодорожным транспортом…………………………………………………………………..…6-9
2.1. Требования к организации перевозок железнодорожным транспортом детских коллективов…………………………………………………………..9-10
2.2. Гигиенические требования к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров на станциях отправления и станциях прибытия……………10-11
2.3. Гигиенические требования к экипировке пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов при перевозке организованных детских коллективов…………………………………………………………………11-12
2.4. Гигиенические требования к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в пути следования…………………………………12-14
3. Перспективы развития железнодорожного туризма в России……….…14-15
Заключение…………………………………………………………………….…16
Список используемой литературы…………………………………………...…17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат экскурсия.docx

— 41.14 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет

путей сообщения»

ФАКУЛЬТЕТ «Мировая экономика и право»

КАФЕДРА  «Мировая экономика и туризм»

«История туристических путешествий по железной дороге»

Реферат

по дисциплине «"Технологии и организация экскурсионной и выставочной деятельности"»

Выполнил(а) студент(ка) группы БС-211

Кудинова Евгения

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент

Комарова Л.К.

 

НОВОСИБИРСК

2013

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Определение и классификация железнодорожных путешествий………....4-6

2.Организация перевозки и обслуживание туристов железнодорожным транспортом…………………………………………………………………..…6-9

2.1. Требования к организации перевозок железнодорожным транспортом детских коллективов…………………………………………………………..9-10

2.2. Гигиенические требования к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в стационарных условиях зон обслуживания пассажиров на станциях отправления и станциях прибытия……………10-11

2.3. Гигиенические требования к экипировке пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов при перевозке организованных детских коллективов…………………………………………………………………11-12

2.4. Гигиенические требования к услугам, предоставляемым организованным детским коллективам в пути следования…………………………………12-14

3. Перспективы развития  железнодорожного туризма в России……….…14-15

Заключение…………………………………………………………………….…16

Список используемой литературы…………………………………………...…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Преодоление пространства –  одно из важнейших условий туристического путешествия. Услуги перевозки –  постоянный компонент в структуре  туристического дела.

Исторически на формирование транспортных систем различных государств оказывало влияние их географическое расположение, природный потенциал, а нередко и климатические  и ландшафтные характеристики. Это  привело к формированию тех транспортно-технических  баз, которые наиболее рационально  используются в условиях конкретного  региона и государства.

Развитие туризма и  транспорта тесно взаимосвязаны. Общеизвестно, что туризм как массовое социально-экономическое  явление, стал следствием возникновения  и развития транспорта. Кардинальные изменения в транспортной системе  были положены созданием железных дорог. Впервые английский пастор Томас  Кук, от которого отсчитывается история  современного туристского движения, организовал именно железнодорожное  путешествие из Ливерпуля в Лондон. Аналогичные туры стали совершаться  и в других государствах.

В мировом туристическом  бизнесе основная доля в общей  структуре транспортных услуг принадлежит  авиационному и автомобильному транспорту, главным конкурентом которых  является железная дорога. В пределах нашей страны она имеет некоторый  приоритет перед другими видами транспортных туристских перевозок  благодаря возможности перевозки  большого количества туристов на значительные расстояния с обеспечением высокого уровня комфортности путешествия. На сегодняшний  день железные дороги обеспечивают более  высокий уровень надежности по сравнению  с воздушным и автомобильным  транспортом и точным соблюдением  графика передвижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Определение и классификация  железнодорожных путешествий 

Транспортное путешествие  – это путешествие организованной группы туристов или туристов-индивидуалов по разработанному маршруту с использованием определенного вида транспорта. Транспортная перевозка является основным элементом транспортного обслуживания во время путешествия. Под транспортной перевозкой понимают доставку туристов от одного места пребывания (проживания) к месту назначения и в обратном направлении.

Железнодорожный туризм –  путешествие, совершаемое по железной дороге на специализированном железнодорожном  транспортном средстве физическими  лицами с продолжительностью от 24 часов  до 1 года, либо меньше 24 часов, но с ночевкой, в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, религиозных  и других целях, не связанных с  оплачиваемой деятельностью.

 В рассматриваемой  системе пассажирских перевозок  выделяют несколько видов туров,  которые можно условно разделить  по продолжительности на три  самостоятельные категории: однодневные,  непродолжительные (2-3 суток), многодневные (от 5 дней и более).

Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вечером  того же дня. В дороге туристы располагаются  за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только перекусить, но и прослушать экскурсовода, посмотреть выступления артистов. Туристов довозят  до какой-либо конкретной станции, где  для них подготовлена специальная  программа. Это может быть экскурсионная  поездка или же пикник на природе.

Непродолжительные туры. Во время двух-трех суточных железнодорожных  туров пассажиры проживают в  отдельных купе. Поездки традиционно  составлены с таким расчетом, что  ночью, когда пассажиры спят, поезд  находится в пути. Днем же туристы  заняты разнообразными мероприятиями.

 Многодневные туры. График  движения поездов, обслуживающих  многодневные поездки, отличается  большим разнообразием. В зависимости  от маршрута и экскурсионной  программы, туристы часто находятся  в пути и в дневное время.  Как показывает практика, чтобы  путешественники не утомлялись, безостановочно между двумя пунктами  турпоезд  должен идти не более полутора суток. Продолжительные дневные переходы планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ландшафты. В отдельных случаях, предполагаются кратковременные «зеленые стоянки» непосредственно в лесу или горах, на берегу моря или большого озера.

Перевозка туристов в зависимости  от продолжительности путешествия  осуществляется на рейсовых и специально организованных поездах (по определенному  заказу и маршруту, когда поезд  одновременно является и средством  передвижения и местом размещения туристов).

В системе пассажирских перевозок  рейсовые маршруты поездов (следующих  по строго установленному маршруту, в  строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения), значительно  превалируют над чартерными. Рейсовые железнодорожные маршруты, в свою очередь, подразделяются на: пригородные, местные и дальние.

Пригородные поезда следуют  по твердому расписанию в приделах области или края. Состав обычно вмещает 1 500 пассажиров, причем сидячих  мест до 1000. Поезда совершают частые остановки на местных станциях, номера вагонов в них не пронумерованы.

Местные поезда следуют между  станциями одной железной дороги, например, юго-западной в Украине  или в Европе в пределах государства. Обычно они курсируют на расстояние в пределах 700 км и совершают перевозки  внутри крупного района, региона или  небольшой страны – между поселками  и небольшими городами. Бывает, что  различие между пригородными и местными поездами достаточно условное и существенно  зависит от географических характеристик  местности и страны в целом. За исключением скоростных маршрутов, поезда местного сообщения совершают  частые остановки на всех станциях следования.

Дальние поезда следуют на расстояние свыше 700 км и разделяются  по скорости на: скорые круглогодичного  обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного  обращения.

 Наиболее сложным по  организации и вместе с тем  наиболее насыщенным и разнообразным  по предоставляемым услугам является  путешествие на туристском экскурсионном  поезде дальнего следования.

 Туристы размещаются  по 2-4 человека в купе. Отдельные  купе предоставляются: директору  маршрута, штабу турпоезда, врачу (под изолятор).

 В каждом вагоне  должна быть программа обслуживания  туристов, фамилия, имя, отчество  директора поезда, проводников, инструкторов, врача и т.д. 

 На каждый пассажирский  туристский вагон дальнего следования  назначаются два проводника. Готовность  к отправлению туристского поезда (за 6 часов до отправления) проверяется  комиссией в составе представителя  пассажирской службы отделения  дороги, санитарного врача, представителя  фирмы - организатора путешествия  или арендатора поезда, представителя  службы вагонов-ресторанов. Готовность к приемке поезда оформляется актом.

Существует устоявшееся  мнение, что любая железнодорожная  поездка, тем более продолжительная  – утомительна и неприятна. Трудно даже представить, что она может  быть не просто вынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательнейшим путешествием. Эту истину уже давно  осознали зарубежные турфирмы и операторы, предлагающие специализированные железнодорожные  туры.

 В мировой практике  для осуществления длительных  поездок используют поезда повышенной  комфортности. Несмотря на то, что  существуют строгие стандарты  на габаритные размеры вагонов,  по комфортности и дизайну  купе в таких поездах не  уступают номерам стационарных  отелей.

В каждом купе проживают  не больше двух человек. В зависимости  от категории поезда купе оборудовано  двумя спальными местами (или  одним двух спальным). Кондиционером, письменным столом, телефоном, телевизором. Туалетная и душевая комнаты  расположены как купе, так и  автономно на весь вагон. В состав специализированного туристического поезда входят несколько вагонов-ресторанов, вагон-салон (используется как библиотека и музыкальный салон, конференц-вагон (место для проведения массовых мероприятий).

2.Организация перевозки и обслуживание туристов железнодорожным транспортом.

 При организации специальных  железнодорожных туров между  железной дорогой и туристической  фирмой заключается договор на  выделение поездов и вагонов.  Предметом соглашения является  предоставление арендатору (туристической  фирме) специального поезда на  определенное количество мест. В общее количество мест включаются места для дирекции туристического поезда, поездной бригады и работников вагонов-ресторанов.

В договоре определяется порядок  сдачи-приема поезда. Передача поезда арендатору и его возвращение  осуществляется на основе акта.

В договоре обговариваются стоимость аренды и порядок расчетов. При оформлении перевозок туристов в арендованных вагонах взимается  плата: за аренду по ставкам. Установленных  администрацией железной дороги; стоимость  проезда за фактическое количество туристов, но не менее количества мест в вагоне по тарифам, соответствующих  классу пассажирского поезда; стоимость  перевозки багажа. В арендную плату, также, входит оплата постельного белья  из расчета одного комплекта на туриста  на 7 дней, стоимость холостого (нулевого) пробега, стоимость отстоя поезда на специально оборудованных путях, стоимость 3-4 разового питания и другие расходы. К сумме чистой арендной платы добавляется сумма установленной (объявленной) нормы прибыли.

 В случае отказа  арендатора от аренды после  подписания договора за 20 дней  до его отправления он уплачивает  неустойку в процентном отношении  от суммы аренды. Аналогичную  неустойку оплачивает дорога  при отказе в услугах по  договору.

К договору аренды специализированного  туристического поезда прилагаются:

- маршрут поездки и  пункты остановок; 

- сроки путешествия с  указанием дат и продолжительности  остановок в каждом пункте  маршрута;

- количество вагонов-ресторанов;

- услуги в поезде (напитки,  чайная продукция, завтраки в купе и пр.).

В штате туристско-экскурсионного поезда дальнего следования кроме обслуживающих  поездных бригад предусматривается: директор турпоезда (руководитель маршрута), инструктор-методист по туризму, культорганизатор, аккомпаниатор, врач.

 Директор турпоезда назначается из высококвалифицированных туристских работников, имеющих опыт воспитательной, административной и туристско-экскурсионной работы. Он отвечает за работу подчиненного ему персонала, должный порядок во всех вагонах, выполнение плана-графика маршрута, проведение воспитательной, культурно-массовой, экскурсионной работы. Он участвует в комиссии по проверке готовности поезда к рейсу, ведет учет и отчетность, проводит вступительную и заключительную беседы с туристами, отвечает наравне с бригадиром (начальником) поезда за качество предоставляемых услуг в соответствии с договором. Он имеет право удалять с поезда туристов, систематически нарушающих правила внутреннего распорядка.

 Инструктор-методист  составляет планы воспитательной, культурно-массовой и туристско-экскурсионной  работы и отвечает за организацию  досуга. Он проводит регулярные  беседы в туркабинете или по радиотрансляционной сети, знакомит туристов с путевой информацией, организует концерты, плановые экскурсии, встречи и т.д. В его оперативном подчинении находятся культорганизатор и аккомпаниатор. Инструктор-методист отвечает за посадку туристов и их размещение, обеспечение туристскими путевками, получение газет, журналов, личной корреспонденции для туристов.

Информация о работе Перспективы развития железнодорожного туризма в России