Правовое регулирование безопасности туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать государственное регулирование туризма в нашей стране. Задачи, которые я поставила перед собой в этой работе:
1.Рассмотреть историю становления туризма
2.Изучить основные субъекты туристической деятельности
3.Рассмотреть, регулирование безопасности туристической деятельности в Российской Федерации

Содержание

Введение…………………………………………………………………......…3
Глава 1. Понятие и субъективный состав туристической деятельности в РФ
1.1 История становления туризма в РФ…………………………………….…8
1.2 Понятие туристической деятельности в РФ……………………………....13
1.3 Субъекты туристической деятельности…………………………………...18
Глава 2. Правовое регулирование безопасности туризма
2.1 Проблема безопасности в современном туризме……………………….…23
2.2 Правовое обеспечение медико-санитарной безопасности туризма……..29
2.3 Обеспечение безопасности в различных секторах туризма, страхование туристов…………………………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………............40
Список использованной литературы…………………………………….……..43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 94.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Обеспечение  безопасности в различных секторах туризма, страхование туристов

Статья 14 Федерального закона № 132-ФЗ определяет безопасность туризма не только как безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, но и ненанесение ущерба материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.       Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать о чрезвычайных происшествиях с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации. Информировать нужно Федеральное агентство по туризму, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма.         «Законом предусматривается право туриста и туроператора (турагента) требовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. Но при условии возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а также опасности причинения вреда их имуществу. При этом наличие указанных обстоятельств должно подтверждаться соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами».         Особо следует обратить внимание на то, что в вышеназванном случае при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта, туристу и (или) иному заказчику возвращается вся стоимость туристского продукта, а после начала путешествия - только ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг. «Обязанностью туроператоров, турагентов и организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание, является пользование услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов 31».         Прием, размещение (ночлег) и питание в индустрии гостеприимства - гостиницах, курортах, пансионах и др. - обязательно входят в услуги, предоставляемые туристу, даже если он путешествует без группы . В гостиницах санаторно-курортного профиля отдыхающие также получают комплекс медицинских услуг. Необходимо выбирать хорошо зарекомендовавшие себя гостиницы, которые способны решать вопросы безопасности своих клиентов на высоком уровне.   Безопасность проживания в туристских гостиницах, базах, кемпингах обеспечивается соблюдением : требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов обслуживания туристов; требований безопасности технической эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, установленных нормативными документами; техническим оснащением, соответствующим действующим нормативам;  «Система питания включает различные рестораны, кафе, бары и другие пункты приема пищи как национальной, так и европейской кухни. В путешествиях не следует увлекаться экзотическими блюдами и морепродуктами, в рационе должны преобладать известные туристу продукты, включая овощи, зелень и фрукты, которые проверены им путем длительного применения в месте постоянного проживания. Европейская (континентальная) кухня и диетическое питание должны доминировать на столе путешественника. Не пить воду из любого источника, какую бы жажду турист не испытывал; полезной для здоровья является вода минеральная или чистая из бутылок, купленных в магазине»32. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов должны соблюдаться установленные в нормативных документах требования по хранению, транспортированию и приготовлению пищевых продуктов в соответствии с Санитарными нормами и правилами для предприятий общественного питания.            Перевозка туристских групп, а также индивидуальные поездки туристов являются одними из опасных моментов любого путешествия. Аварии с транспортными средствами (автомобилем, автобусом, пассажирским поездом, самолетом), потеря ориентации и отставание от группы, кража личных вещей и денег, ухудшение состояния здоровья и нервные стрессы - вот неполный перечень опасностей, подстерегающих при этом туристов.           «Транспортные перевозки туристов во время экскурсий, походов и путешествий осуществляются в соответствии с требованиями действующих Правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т.д.). Кроме того осуществление перевозок в этих отраслях подразумевает получение лицензии предприятием, осуществляющим соответствующую деятельность»33 .         Законодательством страны, где совершается путешествие, как правило, устанавливаются требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи туристам. Поэтому туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания или от несчастных случаев с покрытием медицинских расходов является основной формой предоставления таких гарантий. Этот вид страхования наиболее востребован и потому рентабелен.

«Страховыми полисами, на территории их действия, предусматривается оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно при путешествии»34. К страховым случаям, по общим правилам страхования от несчастных случаев, относятся смерть и постоянная утрата трудоспособности, наступившие в результате несчастного случая, т.е. внезапного события, происшедшего помимо воли туриста: взрыв, ожог, обморожение, утопление, действие электрического тока, удар молнии, солнечный удар, нападение злоумышленников или животных, падение какого-либо предмета на/или самого туриста, внезапное удушение и отравление вредными продуктами или веществами, а также происшедшие при движении средств транспорта или при их авариях, при пользовании машинами, механизмами, орудиями производства и всякого рода инструментами.          Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествий, включая туры с повышенным риском, например, конный, водный или лыжный.   «Страховые компании предлагают все виды страхования путешествий от простых до сложных, а также услуги по следующим видам страхования»35 :добровольное медицинское и медицинских расходов за границей   «Страховыми случаями являются следующие события (при условии, если они имели место в период действия договора страхования)»36: требующих оказания экстренных медицинских услуг.   «Личное страхование туристов относится к рисковым видам страхования, наиболее характерной чертой которых является их кратковременность, а также большая степень неопределенности возможного ущерба при наступлении страхового случая.      Основными страховыми событиями, на случай которых производится личное страхование туристов, являются: страхование от несчастного случая, страхование от болезней, страхование на случай смерти или гибели»37.  «Турист как клиент страховой организации заинтересован в том, чтобы в случае необходимости помощь была оказана ему как можно быстрее и на должном уровне. Не последнюю роль в этом играет то, с какими страховыми или сервисными организациями за рубежом сотрудничает российский страховщик»38.            «При наступлении страхового случая страховая фирма обязана произвести страховую выплату туристу или его законным наследникам в соответствии с условиями договора страхования, независимо от причитающихся ему сумм по государственному социальному страхованию; социальному обеспечению; договорам страхования, заключенным с другими страховыми компаниями, а также сумм по возмещению причиненного ему вреда в соответствии с гражданским законодательством со стороны третьих лиц»39.             Российский страховой рынок очень оперативно реагирует на отмечающийся в последнее время рост спроса на страхование туристов, поэтому в данном секторе рынка даже возникает конкуренция по предоставлению туристических страховок, что говорит о положительных тенденциях развития как туризма, так и страхования.

 

 

 

Заключение

Туристская деятельность не может осуществляться вне и помимо правовых норм. Слабое правовое обеспечение сферы туризма, туристской экономики и, в частности, безопасности туристической деятельности порождает нецивилизованное развитие туристского рынка. Поэтому насущной проблемой в туризме является необходимость принятия единой концепции безопасности туризма.       Современное состояние туризма в России отличается динамичностью и стабильностью развития. Отмечается увеличение потока туристов не только выездного туризма, ну и внутреннего, улучшается качество обслуживания, разрабатываются новые маршруты туров.    Государственное управление в туризме осуществляется через определение приоритетных направлений развития туризма; нормативно – правовое регулирование данной области; стандартизацию и классификацию объектов туристской индустрии; формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров, оказание государственных услуг.  Для безопасного проведения путешествия необходимо обеспечение необходимых условий и предпосылок для снижения туристического риска, которому подвергается жизнь, здоровье и имущество туристов, особенно в заграничных путешествиях.         Бурное развитие массового международного туризма, его распространение практически на все районы земного шара все острее ставит проблему обеспечения безопасности туристов. По мнению экспертов, в последние годы угроза их жизни, здоровью и имуществу значительно возросла. В то же время туристические фирмы, заинтересованные прежде всего в получении прибыли, не предоставляют своим клиентам достаточной информации, а также практически не проводят работы по выявлению регионов повышенной опасности, в том числе и районов с неблагоприятной криминальной обстановкой.          Для решения каждой из этих проблем разработаны соответствующие законодательные и правовые механизмы на международном, национальном и региональном уровнях. За последние 60-70 лет приняты основные документы международного характера, регулирующие туристическую деятельность вообще и проблему его безопасности в частности.     Данные документы периодически поправляются и совершенствуются в соответствии со сложившейся международной обстановкой. Национальная и тем более региональная нормативная база в области регулирования проблемы безопасности туризма остается гораздо менее динамичной, хотя заметны значительные отличия в уровне проработанности данного вопроса в различных странах и регионх.       Правительства и руководящие органы многих стран регулярно публикуют списки стран, нежелательных для посещения гражданами этой страны. Необходимо отметить, что подобные документы не носят административного характера, а являются лишь рекомендациями. (Здесь турист действует на свой страх и риск, однако это не уменьшает правового значения подобных документов.)        Кроме этого, многие государства законодательно закрепляют права туристов на медицинскую, транспортную и прочую безопасность и возлагает ответственность за это на турагентов и туроператоров. Важнейшими способами государственного регулирования сферой туризма являются: лицензирование туристской деятельности, стандартизация туристской деятельности и объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта, которые осуществляются в целях защиты прав и интересов туристов.            Одной из основных форм снижения опасности и обеспечения безопасного пребывания туристов в других странах является страхование, позволяющее вовремя и без промедления получить медицинскую помощь. Российские страховые компании в последнее время поняли выгодность сотрудничества с турагентствами (хотя это и лежит вне рамок правового поля). Поэтому некоторые из них в рамках расширения контактов с турбизнесом предлагают ввести специальные скидки для турфирм. Обеспечивается также продажа полисов нескольких видов, с широким спектром услуг, включая «минимальные полисы» с льготными тарифами. Лицензирование, стандартизация и сертификация в туриндустрии – еще одни косвенные инструменты правового регулирования безопасности туризма. Это положение закреплено Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в российской федерации».       Борьба за потенциального туриста начинается уже тогда, когда он только принимает решение отправиться в поездку. Соответственно для победы необходимо научиться влиять на выбор маршрута будущим туристом. Главным залогом успеха, помимо интереса, должно стать предоставление туристам гарантии безопасности и удобства поездки, что должно быть закреплено в договоре между поставщиком туристских услуг и их потребителем.            Таким образом, в заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время правовое обеспечение безопасности туристической деятельности регламентируется достаточно широким уровнем актов различного уровня, что затрудняет деятельность в данной сфере в случае, когда возникают двухсторонние отношения между двумя участниками туристической деятельности, каждый из которых руководствуется различными принципами обеспечения туристической безопасности. Влияние этого фактора на уровень безопасности конечного туристического продукта должно быть исключено, и здесь предстоит проделать еще большую работу.

 
 
 

 

Список использованной литературы

Нормативно – правовые акты

1.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25.12.1993.

2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51- ФЗ (в ред. Федеральных законов от 14.06. 2012 № 78 –ФЗ)// Собрание законодательства РФ. 30.11.1994. № 51. Ст. 2.

3. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»  от 24.11.1996 г  № 132 (в ред. Федеральных законов от 11.07.2006 N 353) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №.132. Ст. 40.

4. Федеральный закон  «О некоммерческих организациях»  от 12 января 1996 г. N 7-   (в ред. Федерального закона от 02 .07.2013 № 185-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №.31. Ст. 4                                                                                                                                                          

 

 

Учебная, научная и монографическая  литература, материалы периодической печати

 

5. АлександроваА.Ю.:Международныйтуризм-М.:Аспект-пресс, 2009. 59 с.  

6. Бгатов А. П., Бойко Т. В., Зубрева М. В. Туристские формальности. Учебное пособие. - М., 2004. 211 с.

7. Биржаков М.Б. «Введение в туризм». СПб.: Издательский Торговый дом Герда,2004.5с. 
 
8. Бирюков П.Н, Хамова Ю.А. «Правовое регулирование туристской деятельности». М.: Юристъ, 2009.  123 с.

9. Борисов К. Г. Международный туризм и право: учеб. пособие.— М.: Издательство «НИМП», 2009. 43 с.

10. Бутко И.И. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах  - М.: Ростов н/Д, 2011.  99 с.

11.   Гвозденко А.А. Страхование: Проспект, Н. Н. Законодательство в сфере туризма. Состояние и перспективы – 2003. – № 1. 209 с.

12. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности.- М.:Нолидж,2006. 345  с.

 13. Данилова Л.Я., Специфика организационных правоотношений возникающих при оказании туристических услуг, Вестник СГАП, 2004 81 с.

14.   Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учеб. пособие. – М.:  2006.  22 с.

15. Долматов Г.М. Международный туристский бизнес: история, реальность иперспективы.Ростов-н/Д.,2001.9с. 
 
16. Звеков В.П. Международное частное право. М., 2007.  75 с.

17. Здоров А.В. Экономика туризма: Учебник: – М.: Финансы и статистика, 2004. 72 с.

18. Зяблицкий С. И. Что вместо лицензирования?  Турбизнес. – 2004.9 с

19. Каурова А.Д. Организация сферы туризма - СПб.: Герда, 2006.  32 с.

20. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Выбранные труды: в 5-ти т. – М.:2006.  123 с.

21. Крутик А.Б. Туризм как отрасль экономики России - СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2008. 412 с.

22. Кусков А.С. Основы туризма: учебник для студ. вузов. - М.: КНОРУС, 2008. 400  с.

23. Лазарев К. В. О безопасности туризма- М: Эпиграф, 2004. 5 с.

24. Линовицкий Е.А. Развитие страховых отношений в сфере туризма Туризм: право и экономика. – 2007. 68 с.

25. Ляпина И.Ю. Организация и технология туризма. - М.: ПрофОбрИздат, 2007.  25 с.

26. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме . - М.: Финансы и статистика, 2003. 87 с.

27. Писаревский Е.Л. Основы безопасности туризма - М.: Финансы и статистика, 2007. С.320

28. Свиридов К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг.  М.: Знание, 2009. 523 с.

29. Сенин В. С. Организация международного туризма - М: Финансы и статистика , 2010. 86 с.

30. Спектор А.А. Страхование. Пермь, 1998 . 13 с.

31. Терещенко А. Стандарты общественных организаций . – М:- Проспект, 2011. 56 с.

32. Ушаков Д. С. Прикладной туроперейтинг. – М.: Ростов—на—Дону: , 2004.  416 с.

33. Федцов В.Г. Культура гостинично-туристского сервиса - Ростов н/Д: Феникс, 2008. 3 с.

34. Филлиповский Е. Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства. – М.: Турист, 2003. 190 с.

1 Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»  от 24.11.1996 г  № 132 (в ред. Федеральных законов от 11.07.2006 N 353) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №.132. Ст. 40.

 

 

2 Биржаков М.Б. «Введение в туризм». СПб.: Издательский Торговый дом Герда, 2004. С.45 

3 Бирюков П.Н, Хамова Ю.А. «Правовое регулирование туристской деятельности». М.: Юристъ, 2009 С .123

4 Александрова А.Ю.: Международный туризм-М.: Аспект-пресс, 2009; С.59

5 Терещенко А. Стандарты общественных организаций . – 2004.  . Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект  С.56

6 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25.12.1993.

 

7 Федеральный закон  "О некоммерческих организациях"  от 12 января 1996 г. N 7-   (в ред. Федерального закона от 02 .07.2013 № 185-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. №.31. Ст. 4                                                                                                                                                          

 

8 Данилова Л.Я., Специфика организационных правоотношений возникающих при оказании туристических услуг, Вестник СГАП, 2004, С.41

 

 

9 Долматов Г.М. Международный туристский бизнес: Ростов-н/Д., 2009 С.9.

 

10 Звеков В.П. Международное частное право. М., 2007.С.75

Информация о работе Правовое регулирование безопасности туризма