Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 20:08, курсовая работа
Важнейшим инструментом государственного регулирования туристской деятельности и защиты прав потребителей туристских услуг являются стандартизация и сертификация туристских услуг.
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Стандартизация услуг в туризме позволяет повышать качество оказания туристических и экскурсионных услуг на нормативном уровне, защищать от недобросовестности исполнителей услуг, охранять интересы населения, обеспечивать защиту жизни и здоровья, безопасность потребителей.
Введение………………………………………………………………………..3
1 Законодательная база стандартизации при составлении спортивных маршрутов в России …………………………………………………………..4
2 Практика применения стандартизации при составлении спортивных маршрутов в России …………………………………………………………..9
Заключение …………………………………………………………………....19
Список использованной литературы …………………………………….......20
Для каждого вида спортивного маршрута применяется своя оценка сложности.
При определении категории сложности пешеходных маршрутов используется методика категорирования пешеходного маршрута, которая заключается в балльной оценке сложности маршрута по совокупности следующих характеристик: протяженности, продолжительности, локальным препятствиям, протяженным препятствиям, району похода, автономности, перепаду высот.
Оценка категории сложности маршрута производится в следующей последовательности:
Категория сложности маршрутов в горном туризме определяется набором преодолеваемых локальных препятствий (перевалов, вершин, траверсов хребтов) определенной категорий трудности. Под понятием "перевал" в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий трудности перевалов - от 1А до 3Б.
1А – простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 градусов, пологие (до 15 градусов) ледники без трещин, крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал; обычно наличие троп на подходах.
1Б – несложные скалы,
снежные и осыпные склоны
2А – скальные снежные,
ледовые склоны средней
2Б – крутые (свыше 45 градусов) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м) стенные участки; ледопады средней сложности.
3А – крутые (от 45 до 65 градусов) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности, стенные участки до 1-2 веревок подряд; сложные ледопады.
3Б – То же, что и для 3А, но при большой протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60 градусов и более.
Перевалы проще 1А категории сложности называются некатегорированными. Категория трудности перевалов в зависимости от условий (времени года, снежной обстановки) может изменяться на полукатегорию.[7]
Категория сложности водного маршрута зависит от количества и категории трудности определяющих и предопределяющих препятствий, а также других определяющих факторов, влияющих на напряженность сплава (автономность, наличие между препятствиями спокойных участков, сплав по высокой воде, возможность и сложность проведения страховки и др.).
Количество определяющих и предопределяющих препятствий варьируется от географического региона проведения похода и выбранного конкретного маршрута (реки или связки рек).
Категория сложности похода |
Минимальное количество локальных препятствий категорий трудности | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
I |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
II |
1 |
2 |
- |
- |
- |
- |
III |
1 |
2 |
- |
- |
- | |
IV |
1 |
1 |
2 |
- |
- | |
V |
1 |
1 |
2 |
- | ||
VI |
1 |
2 |
1 |
В парусном спортивном туризме классифицируются маршруты, проходимые на разборных парусных судах по водохранилищам, озерам, крупным рекам, в прибрежной зоне морей и океанов.
Категория сложности похода определяется в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) предварительно, исходя из следующих факторов:
При категорировании спелеопоходов учитываются категории трудности пещер и их количество. Весь набор пещер должен проходиться в течение одного похода. В виде исключения допускается зачет "сборных" походов для тех районов, где нет достаточного количества пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга.
Если пещера первой или второй категории трудности имеет большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере. [7]
Категория сложности похода |
Количество категорийных пещер (не менее) | ||||||||
всего |
1А |
2А |
2Б |
3А |
3Б |
4А |
4Б |
5А | |
I |
5 |
3-4 |
1-2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
II |
4-5 |
2-3 |
1-2 |
- |
- |
- |
- |
- | |
III |
1-2 |
2 или 1 |
2 или 1 |
- |
- |
- | |||
IV |
1-2 |
2 или 1 |
2 или 1 |
- | |||||
V |
1 |
1 |
Согласно приказу Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 15.12.2010 N 1351 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи» представлена законодательная инициатива об обязательной сертификации объектов сферы обслуживания, в частности, горнолыжных трасс. Если законопроект будет одобрен, то с 01.01.18 все горнолыжные объекты российских курортов смогут эксплуатироваться только при условии наличия сертификата и свидетельства о присвоении категории. Для них таким «маркером» послужит наличие “флагов» (по аналогии с присвоением «звезд» отелям). Такие меры повысят надежность и безопасность функционирования спортивных сооружений. Предполагается, что расходы по проведению данных мероприятий понесут собственники объектов.[3]
Горнолыжные объекты, к которым относятся лыжные трассы и трассы для сноуборда, должны соответствовать требованиям безопасности, установленным надзорными органами. Пока для данных объектов законодательством РФ предусмотрена добровольная сертификация, проходя которую сооружения для горнолыжного спорта подтверждают безопасность и надежность. Для получения сертификата горнолыжный комплекс обязан предоставить ряд важных документов. Это копия разрешения на эксплуатацию объектов, потенциально опасных для жизни и здоровья, копия декларации промышленной безопасности, подтверждающая надежность подъемной техники, копия страхового свидетельства. Кроме того, обязательными документами являются также санитарно-гигиенические заключения, свидетельства экологической экспертизы и прочие документы, например, о регистрации объекта в различных государственных и налоговых органах.
Трассой для горнолыжного спорта или сноуборда является подготовленный определенным образом участок склона, который отвечает требованиям катания и обеспечивает безопасный спуск, маркированный соответствующим образом, регулярно проверяемый. Трассы для горнолыжного спорта в совокупности с подъемными устройствами и сопутствующая инфраструктура объединяются в горнолыжный комплекс. Категории трасс для горных лыж условно обозначаются определенными цветами – зеленая, красная, синяя, черная. Зеленые трассы являются самыми простыми. Они тщательно уложены, не имеют бугров, предназначены для новичков. Предусматривают движение по прямой без набора скорости. Синие трассы относятся к следующему уровню сложности. Они предназначены для лыжников среднего уровня мастерства. Крутизна участков увеличена, рельеф более сложен, есть возможность кататься на большей скорости. Красные трассы предназначены для лыжников высокого уровня. На них отсутствуют пологие участки, от лыжников требуется владение поворотами и умение гасить скорость. Наиболее сложными, предназначенными для экспертов, являются черные трассы со сложными участками, буграми, целинным снегом, узкими местами, резкими перепадами рельефа. К черным трассам относят также трамплины для сноуборда. Кататься на черных трассах рекомендуется освоившим красные трассы.
Сертификация объектов горнолыжного спорта опирается на соответствие определенным нормам и требованиям. Экспертная оценка дается по балльной шкале. Соответствие категории производится в три этапа. Первый представляет собой предварительную оценку соответствия трассы заявленной категории, второй является балльной оценкой по основным критериям. Третий этап – подведение итогов и подтверждение соответствия трасс для горных лыж и сноуборда категории. По результатам экспертизы объект получает добровольный сертификат соответствия.
Сертификация горнолыжных комплексов производится по ряду критериев. К ним относятся степень комфортности, технологии продажи билетов и общая автоматизация управления, наличие турникетов, раздевалок, средств связи – внешней и внутренней, месторасположение пунктов питания, наличие предупредительных знаков и иные важные параметры. Кроме того, оценивается наличие информации о предельно допустимых нагрузках, данные о температуре, скорости воздуха и влажности в помещениях, степень однородности покрытия площадок, уровень шума, общее техническое состояние и пожарная безопасность комплекса. Проверяется штат персонала комплекса, соответствие квалификации работников занимаемым должностям, их профессиональная аттестация.[4]
Классификация горнолыжных трасс проводится в 2 этапа: оценка соответствия горнолыжных трасс установленным в Системе требованиям; присвоение горнолыжным трассам соответствующей категории по результатам экспертной оценки. [5]
При проведении классификации оцениваются характеристики горнолыжной трассы, позволяющие присвоить трассе одну из категорий на основе требований, установленных в настоящей Системе. Горнолыжные трассы должны отвечать обязательным требованиям безопасности и информационного обеспечения, указанным в настоящей Системе.
Настоящая Система классифицирует горнолыжные трассы по следующим категориям:
- "зеленая" - для начинающих;
- "синяя" - низкой степени сложности;
- "красная" - среднего уровня сложности;
- "черная" - высокого уровня сложности.[8]
Перечень требований к горнолыжным трассам включает в себя множество пунктов по обеспечению безопасности туристов и улучшению качества предлагаемых услуг. При этом многие из них не зависят от категории спуска.
Выделим документы, которые представляются вместе с заявкой на классификацию горнолыжных трасс в аккредитованную организацию. Это копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или предпринимателя, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего документы в аккредитованную организацию. Помимо документов общей направленности, нужно позаботиться о наличии специальных бумаг:
- анкеты-вопросника, содержащей
сведения о горнолыжных
- копии свидетельства
о собственности на землю, здания,
сооружения, расположенные на территории
горнолыжного комплекса, или договоров,
подтверждающих право аренды
или пользования данными
- копии заключения (разрешения) Ростехнадзора на эксплуатацию подъемников;
- копии заключения (разрешения)
органов экологической
- схемы (карты, плана) горнолыжной трассы с названием трассы (масштаб 1:5000);
- обзорной карты
- плана-карты расположения
объектов на территории
После получения заявки и документов аккредитованная организация заключает договор на проведение классификации горнолыжных трасс. Результаты оценки соответствия горнолыжных трасс требованиям оформляются актом, на основании которого принимается решение и выдается свидетельство о присвоении горнолыжной трассе определенной категории. Как и в отношении других объектов туриндустрии, в процессе работы горнолыжных трасс осуществляется периодический контроль, даются дополнительные оценки (при наличии информации о нарушениях). При отрицательных результатах проверки аккредитованная организация вправе принять решение о приостановлении или отмене действия свидетельства о присвоении категории.[6]
Информация о работе Практика применения стандартизации при составлении спортивных маршрутов в России