Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:34, курсовая работа
Целью работы является исследование проблем развития туризма в Российской Федерации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
рассмотреть сущность и функции туризма, его классификацию;
исследовать правовое регулирование туристской деятельности по действующему законодательству Российской Федерации;
проанализировать основные экономические показатели развития туризма за рубежом и в РФ;
раскрыть проблемные аспекты продвижения российского турпродукта;
отметить перспективы развития туризма в России.
По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.
Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:
- образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
- действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
- неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
- «узость» ассортимента предлагаемого туристского продукта и, как следствие, резких сезонных колебаний объемов въездного туризма;
- отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
- отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;
- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.10
Также одной из важных проблем является проблема безопасности иностранных туристов.
Туристская поездка практически всегда содержит элементы нового и существенно отличающегося от привычной среды обитания, в том числе и то, что может представлять определенную опасность для путешествующего лица. Практика международного туризма показывает, что с увеличением количества путешествующих и расширением географии поездок резко возрастает необходимость учета специфики поездок и соблюдения мер безопасности.
Отсутствие гарантий безопасности в аэропортах, на автомагистралях, на транспорте, во многих гостиницах, ресторанах и объектах туристского показа активно формирует образ России как страны, неблагоприятной для туризма, и создает повод для негативных публикаций со стороны как зарубежных, так и отечественной СМИ.
Привлечение иностранных туристов в Россию сильно связано с проблемой их безопасности. К сожалению, у иностранных туристов отношение к России как туристскому объекту остается в целом негативным. Отсутствие информации о российских туристских ресурсах, доступной иностранным туристам, низкий уровень обслуживания – все это связано с невысоким уровнем безопасности в России. Больше всего вызывает обеспокоенность довольно низкий уровень медицинского обслуживания по страховым полисам в случае заболевания в период турпоездки.
В западных странах система охраны граждан поставлена значительно лучше.11
Туристский потенциал России огромен. Это множество уникальных памятников истории и культуры, богатое практически неисчерпаемое природное наследие. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не предполагают, что те же удовольствия можно получить в своей стране. И это не только природные или лечебные факторы отечественных курортов, но и уникальные возможности для экстремального, приключенческого и других видов туризма. Ресурсная база внутреннего туризма на данный момент задействована лишь на 10-15%. В итоге, отсутствие полноценного товарно-денежного обмена как основы экономического развития любой отрасли приводит к тому, что денежные средства россиян, которые должны стать основой инвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.
Большую роль в развитии внутреннего туризма страны могли бы сыграть сами турфирмы. Но прямой заинтересованности туристических компаний в этом нет, и фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и не берутся за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают. В настоящее время развитие внутреннего туризма сдерживается многими факторами, к которым относятся: бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; несовершенство нормативноправовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.
Эти проблемы невозможно
решить без поддержки государственных
органов власти. Поэтому
в настоящее время к первоочередным
задачам государственных органов
по управлению туризмом относится
создание эффективных условий для
работы туристских организаций,
что предполагает: формирование
и дальнейшее совершенствование
законодательной базы; развитие
предпринимательства в сфере туризма,
прежде всего малого и среднего;
укрепление материально-технической
базы индустрии туризма путем привлечения
отечественных и иностранных инвестиций;
развитие инфраструктуры туризма для
обеспечения конкурентоспособно
Проведение активной рекламно-информационно
Государство должно
поддерживать и поощрять развитие
внутреннего туризма и стимулировать
развитие данных направлений на законодательном
уровне. Для этого необходимо
модернизировать Концепцию
развития туризма в России, разработать
эффективную современную модель
конкурентоспособно
Большое значение в развитии туризма отводится малому предпринимательству, которое играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, поскольку ему свойственны некоторые преимущества: высокий уровень адаптации к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; большая возможность для предпринимателя реализовать свои идеи, проявить свои способности; низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков.
Собственники малых предприятий больше склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха. Вместе с тем, у малого предпринимательства есть и недостатки, такие как высокий уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования и др.
При помощи малого предпринимательства могут развиваться некоторые направления сервиса и туризма, такие как гостиничный бизнес (в последнее время в мире становятся все более популярными малые отели), сектор услуг туристических агентств, совсем новое направление сервиса и туризма для нашей страны - аграрный туризм, развитие различных народных промыслов и ремесленничества, создание новых уникальных маршрутов для небольших групп населения, развитие сферы предоставления услуг питания.
В пользу развития туризма в России и в ее регионах Федеральное агентство по туризму проводит серию мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 годы)» в Кировской области, Белгородской области, Республике Хакасия, Республике Коми, Свердловской области, Ярославской области, Республике Татарстан. Целью является: формирование образа России как страны благоприятной для туризма и отдыха; продвижение национального туристского продукта и наиболее перспективных, с точки зрения развития въездного туризма, регионов России на мировом туристском рынке; содействие привлечению прямых иностранных инвестиций в российскую туристскую инфраструктуру.
В целях оказания поддержки и содействия субъектам туристской отрасли в развитии туристической привлекательности региона администрации различных регионов осуществляют работу, направленную на создание благоприятного климата в сфере туризма различных регионов Российской Федерации. Примером, среди прочих, может служить опыт Ростовской области, Республики Башкортостан, Ханты-Мансийского АО, где приняты и реализуются целевые программы по развитию туризма.
В 2012 г. начинается
эксплуатация туристско-рекреационных особых
экономических зон. Они созданы
на территории нашей страны в соответствии
с Федеральным законом от 22 июля
2005 г. "Об особых экономических
зонах в Российской Федерации".
Основными целями создания этих
зон являются: улучшение инвестиционного
и предпринимательского климата
в регионах России; удовлетворение
потребностей россиян и иностранных
туристов в доступном и качественном
отдыхе, а также в санаторно-курортном
лечении в пределах территории РФ;
стимулирование развития регионов,
не обладающих достаточным производственно-про
Север России – уникальный и специфический регион. Здесь сосредоточено почти 80% запасов всех полезных ископаемых страны, находится треть экологически чистых территорий Земли, проживает большое число уникальных этносов – аборигенных народов, по территории северных регионов проходит почти вся морская граница Российской Федерации.
Зона Севера занимает около
65% территории России, в ней проживает
8% населения страны. К экономико-гео
Освоение пространств и ресурсов Севера становится ключевым направлением развития мировой цивилизации в 21 веке. Для России этот регион не только основной источник минеральных, морских, биологических ресурсов, но и территория, обладающая огромным потенциалом для развития туризма.
Если говорить в целом о развитии туризма в нашей стране, то статистические данные за 2009 год показывают, что внутренний турпоток в России составил 31,7 млн. человек. По экспертной оценке, основанной на данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма, в 2010 году внутренний турпоток составил порядка 35 млн. человек. Динамика въездного туристского потока за последние годы свидетельствует о росте в 2010 году почти на 20%. Но, несмотря на рост, нашу страну с целью туризма посещают только 2,5 миллионов иностранных туристов. Доля туризма в ВВП страны в 2010 году составила не менее 2,5%.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития туризма в России