Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:34, курсовая работа
Целью работы является исследование проблем развития туризма в Российской Федерации.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
рассмотреть сущность и функции туризма, его классификацию;
исследовать правовое регулирование туристской деятельности по действующему законодательству Российской Федерации;
проанализировать основные экономические показатели развития туризма за рубежом и в РФ;
раскрыть проблемные аспекты продвижения российского турпродукта;
отметить перспективы развития туризма в России.
Познавательный туризм может быть предложен практически в любом из регионов севера. Это связано с тем, что в настоящее время объектами, интересующими научных туристов, а также с отсутствием сезонности в данном виде туризма. Познавательный туризм сегодня находится на стыке различных видов туризма – экологического, религиозного, этнографического, историко-культурного. Главным мотивом научных туристов является получение новых впечатлений и расширение кругозора. А предпосылка для организации иностранного познавательного туризма – наличие малоизмененной природной и культурной среды.
Религиозный (паломнический) туризм очень ограничен и возможен, например, в Архангельской области, Республике Бурятия, Республика Саха (Якутия), причем если в Архангельской области речь идет о православном паломническом туризме, то в Республике Бурятия – о буддийском паломничестве, в Якутии – шаманизм.
Во всех регионах активно популяризуются национальные праздники, спортивные соревнования и различные культурные мероприятия, постоянно действуют фольклорные ансамбли. Все это является важными составляющими развития событийного туризма.
Кроме того, во многих северных регионах сегодня успешно развивают деловой туризм.
Уникальные российские маршруты предлагает экспедиционный туризм и круизный туризм по северным и арктическим территориям нашей страны. Например, в Республике Саха (Якутия) помимо популярных круизов по реке Лена из Якутска до природного парка «Ленские столбы» организуются еще и круизы продолжительностью 14 дней на теплоходе «Михаил Светлов» к морю Лаптевых (Якутск-Тикси).
В настоящее время все более популярными у иностранных туристов (особенно у граждан Германии, США) становятся круизы к Северному полюсу, экспедиционные маршруты вокруг островов Северного Ледовитого океана (земля Франца Иосифа, Новой Земли), вдоль Чукотского автономного округа с посещением о. Врангеля, вдоль берегов Сахалина и Камчатки с посещением Командорских, Курильских островов.
Несмотря на высокую стоимость экспедиционных круизов, такие путешествия пользуются огромным спросом, и места на них заказывают за год и даже раньше.
Экспедиционные круизы рассчитаны на небольшое количество участников: от 50 до 110 человек на одном судне. Для них используются суда ледового класса или настоящие ледоколы, способные посещать районы, абсолютно недоступные для обычных круизных теплоходов.
Во время круиза туристы наблюдают за полярными птицами и животными, высаживаются на многочисленные острова архипелага, где любуются уникальными арктическими ландшафтами.
Кроме того, сегодня в развитии туризма северных регионов (в частности Мурманской и Архангельской областей) актуальным является вопрос международного взаимодействия. В мае 2010 года в Норвегии обсуждался вопрос о продлении паромной линии до берегов Архангельской области с заходом на Соловецкие острова в 2011-2012 годах.
Предполагается средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, включенных в ФЦП, направить на:
– создание современных туристско-рекреационных комплексов на территории наиболее перспективных туристских кластеров Российской Федерации;
– повышение качества туристских услуг;
– продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.
На реализацию мероприятий по продвижению национального туристского продукта предусмотрено выделение средств федерального бюджета в размере 2 млрд. 47 млн. руб. по следующим основным направлениям:
1. Создание автоматизированной
системы комплексной поддержки
развития въездного и
2. Проведение
информационно-
3. Создание конкурентоспособного
цифрового контента с
4. Организация
и проведение международных,
5. Проведение
работ и оказание услуг,
Выделение средств
федерального бюджета на реализацию
мероприятий Программы, направленных
на продвижение национального
Государственным заказчиком и главным распорядителем бюджетных средств по первым четырем перечисленным мероприятиям станет Федеральное агентство по туризму.
Одной из проблем, препятствующих развитию туризма в северных регионах, является, как уже было сказано выше, недостаток информации о туристских возможностях северных территорий. Для продвижения российского туристского продукта, в том числе продукта северных территорий, необходима эффективная имиджевая рекламно-информационная кампания в СМИ как в России, так и за рубежом, участие в крупнейших международных профильных и иных выставках, презентации туристских возможностей России.
Механизмами продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, формирования образа Российской Федерации как благоприятной для туризма страны являются следующие виды деятельности, реализуемые государством и ориентированные как на потребителей, так и на туристскую индустрию. К ним следует отнести:
- участие в крупнейших международных туристических и иных выставках единым российским национальным стендом;
- проведение межрегиональных форумов, конференций и совещаний;
- создание сети туристско-информационных центров в субъектах Российской Федерации;
- издание имиджевой рекламно-информационной печатной и иной продукции;
- создание сети представительств Ростуризма за рубежом с целью продвижения российского туристского продукта;
- создание полиязычного государственного информационного портала о туризме в России;
- создание аудио-визуальных произведений о регионах России и их распространение в средствах массовой информации.
В 2010 году Ростуризм запустил мультимедийный информационный портал о туристических возможностях регионов России «Добро пожаловать в Россию», который будет способствовать прежде всего:
- формированию образа России, как страны благоприятной для туризма и отдыха;
- продвижению
внутреннего и въездного
Данный портал
предназначен для информирования зарубежных
и отечественных пользователей
Интернета об уникальных туристических
возможностях и многонациональном
характере туризма в России; предоставления
удобных и наглядных веб-
Наряду с информационно-справочным контентом о субъектах Российской Федерации, портал будет содержать информационные материалы, соответствующие последним научно-техническим разработкам и включать, в том числе виртуальные туры, фотобанк и 3D-панорамы.
Этот общенациональный информационный портал будет иметь версии на разных иностранных языках.
Планируется, что ресурс аккумулирует в себе наиболее полную информацию о туризме в стране, послужит основой для координации усилий федерального центра и регионов в вопросах формирования и продвижения региональных брендов.
В рекламных объявлениях туристических фирм крупных городов России среди предлагаемых направлений все чаще стали появляться типично северные маршруты. Отдых на Севере России (круизы, промысловый туризм, отдых выходного дня, экзотический туризм) – это одна из изюминок нашей страны, которая привлекает туристов из соседних Скандинавских стран, Германии, США.
На рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.
В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.
Россия пока
не может похвастаться подобными
результатами, но развитие туристской
отрасли в стране идет быстрыми темпами.
Отечественная туристическая
Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30 раз меньше аналогичного мирового показателя.
Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1% мирового туристского потока.
По прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.
1. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2011. С. 12-15.
2. Гаврильчак Н.И. Организационно-механический механизм управления непроизводственной сферой (на примере предприятий туризма) / Автореферат диссертации, 2010.
3. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. – Минск: Новое знание, 2011. С. 63.
4. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2009. С. 24.
5. Концепция развития туризма до периода 2020. / http://www.univer.omsk.su
6. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм: учебник для студентов системы СПО / под ред. проф. А.А. Скамницкого. – М.: Гардарики, 2012. С. 127-128.
7. Организация туризма: Учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под общ.ред. Н.И. Кабушкина и др. – Минск.: Новое знание, 2008. С. 11-13.
8. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю.С. Путрика. – М.: Финансы и статистика, 2011. С. 26-27
Информация о работе Проблемы и перспективы развития туризма в России