Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:14, курсовая работа
Направлена на развитие комфортной эмоциональной атмосферы, способствующей достижению детьми самоценности и целостности собственной личности, организации внутреннего мира, осознания своей роли в коллективе, истинных ценностей и нравственно-эстетических жизненных приоритетов и на социальную адаптацию детей в современном обществе, профессиональная ориентация, подготовка к участию в его общественно-политической и экономической жизни.
Приказание:
Распределение и стимулирование:
Участие в принятии решений:
Передача полномочий:
В процессе общения полезно задуматься над тем, что движет людьми, когда
они совершают те или иные поступки, какие факторы влияют на адекватность нашей оценки другого человека.
3. Эмоциональное состояние человека. Когда у нас на душе радость, весь мир окрашен в светло-розовые тона. И, напротив, человек может быть сильно раздражен и оттого зол на весь белый свет, стоит «на сердце кошкам заскрести», цветовая гамма изменяется на уныло серую. Всегда ли помним мы об этом?
В процессе общения мы не только стремимся «проникнуть» в личность человека, но и пытаемся объяснить причины его поведения. Чем вызваны успехи одного человека и неуспехи другого? Почему действия одних людей кажутся значительными, а других – нет? Ответы на эти и другие вопросы можно получить, изучив интерпретационные ошибки. Зная о них, легче избежать всевозможных осложнений в процессе построения взаимоотношений с руководством.
Ошибка первая. Нередко мы склонны объяснять собственные успехи причинами личностного характера («я добился успеха, потому что я способный»), а неудачи – причинами ситуационного характера («я потерпел неудачу, потому что так сложились обстоятельства»). При интерпретации поведения других людей используется совершенно другая логика. Их неудачи мы склонны объяснять личностными моментами, а успехи – внешними обстоятельствами.
Ошибка вторая. Мы часто полагаем, что так, как думаем мы, думает большинство людей – это ошибка «ложного согласия».
Ошибка третья. Это ошибка «неравных возможностей ролевого поведения». Возникает она по той причине, что порой выполняемая социальная роль позволяет человеку демонстрировать свои преимущества и скрывать недостатки. Чаще всего возникает в процессе реализации профессиональной деятельности. Понятно, что возможности подчиненного, в частности вожатого, более ограничены.
Ошибка четвертая. Ошибка «иллюзорных корреляций». Она проявляется в нашем стремлении апеллировать к причинам, которые легче припомнить. Но при этом подлинные причины упускаются.
1. Установка человека на общение.
2. Моделирование личностных
3. Принцип «себе-подобие». Обращаясь
к коллегам, руководству лагеря,
мы не всегда задумываемся
над тем, насколько наша
4. Самоподача. Мы должны соответствующим
образом подать себя. В ситуации
общения в детском лагере
5. Если мы хотим расположить руководство к себе, необходимо стремиться к открытой демонстрации намерений; проявлять теплоту и доброжелательность в отношениях с коллегами; быть компетентным в разрешаемой проблеме; убедительно излагать информацию.
На пути к взаимопониманию могут встретиться разные трудности:
· недопонимание. Склонность некоторых людей не говорить того, о чем они, в самом деле, думают и чего хотят на самом деле. Стремление говорить то, что они должны говорить руководителю, а не то, что бы хотели сообщить на самом деле.
Отсутствие обратной связи. Неумение слушать собеседника. Отставание слова от мысли. Стремление дать собеседнику желательный для него ответ. Неумение сиюминутную информацию подчинить содержательному рассмотрению.
· Коммуникативные барьеры: - индивидуальные особенности людей (кто-то более замкнут, кто-то менее решителен, излишне застенчив, чрезмерно назойлив, вздорный, конфликтный), психологические отношения общающихся (взаимные антипатии, неприязнь, несовместимость), отсутствие необходимых навыков, «техник общения».
Психологи предлагают ряд приемов, способствующих увеличению вероятности успеха в построении общения:
1. поставьте себя на место другого человека. Как он смотрит на мир? Что значит быть в его положении?
2. Поразмыслите над тем, во что он вкладывает свои силы?
3. Установите, что влияет на поведение этого человека. Есть ли силы или обстоятельства, способные привести к переменам в нем?
4. Работайте над созданием
В процессе работы в детском лагере у вожатого возникают ситуации, когда необходимо повысить настроение, снять неблагоприятное эмоциональное или стрессовое состояние. Р.Л. Кричевский в своей книге «Если вы руководитель …» приводит перечень «детерминантов хорошего настроения». Обратимся к ним.
Компоненты хорошего настроения:
· Человеческие отношения.
· Пребывание в обществе счастливых людей
· Умение заинтересовать своим рассказом
· Пребывание в кругу друзей
· Наблюдение за людьми
· Откровенная и открытая беседа
· Выражение своей любви
· Высказывание комплиментов и похвал в чей-либо адрес
· Встреча за чашкой чая
· Осознание оказать помощь другим
· Умение развлечь и развеселить окружающих
· Приобретение новых друзей
· Смех
· Расслабленность
· Размышление о чем-либо хорошем
· Размышления о людях, к которым относишься с симпатией
· Наблюдение за красивым пейзажем
· Возможность дышать свежим воздухом
· Ощущение чистой одежды
· Хороший сон по ночам
· Прослушивание любимой музыки
· Улыбка
· Убежденность в благополучии семьи и близких
· Занятия физической культурой
· Способствует улучшению настроения процесс самоорганизации:
· Умение настоять на своем
· Планирование и организация какого-либо действия
· Четкое выражение своих мыслей
· Получение похвалы или комплимента
· Качественное выполнение своей работы
Работа в коллективе, стремитесь выстроить разумно, насколько это возможно, свои отношения как с коллегами, так и с руководством. Воспользуйтесь «Принципами мудрого отношения к жизни»:
1. уметь отличать главное от второстепенного
2. знать меру воздействия на события
3. уметь подходить к проблеме с разных сторон
4. готовить себя к любым
5. воспринимать действительность
такой, какова она в
6. стараться понять других
7. уметь извлекать положительный опыт из всего происходящего
В реальной жизни, вожатый, отправляясь на летнюю педагогическую практику, часто испытывает определенные страхи, которые не способствуют повышению качества работы. Попытаемся помочь понять их, и, тем самым, избежать в своей деятельности.
Несколько лет назад немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг рассмотрели взаимосвязь между работой и вызываемыми в ходе нее страхами работников. Вот эти разновидности симптоматики организационного дистресса, выделенные немецкими специалистами.
Страх не справиться с работой. Стимулирован разного рода обстоятельствами: неспособностью быстро войти в проблему, неумением рационально организовать свои профессиональные дела, непродуктивным использованием времени, слабыми навыками коллективного труда, неудовлетворительным физическим и психическим состоянием и т.д.
Страх допустить ошибку. Очень часто присущ новичкам, особенно в адаптационный период, однако может иметь место и у опытных работников, находящихся под началом страдающего разного рода психическими комплексами («закомплексованного», как принято говорить в таких случаях), агрессивного, несправедливого директора.
Страх быть обойденным другими. Он проявляется в реакции людей на несправедливость в связи с продвижением по служебной лестнице (кого-то продвигают, а кого-то задвигают, причем не всегда понятно – почему). Эта реакция принимает у разных людей разные формы: «каждый … реагирует по-своему: одни испытывают разочарование, спасаются бегством в болезнь, впадают в апатию, другие же проявляют повышенную активность, энтузиазм, заметно улучшают показатели своей работы. Кто начинает трудиться с большей отдачей, надеется поправить, таким образом, свои дела. Смирившиеся полагают, что и выкладываться-то особенно не стоит.
Страх получить неудовлетворительную оценку за педагогическую практику. Человек перестает себя уважать. Могут пройти годы, прежде чем к нему снова вернется вера в собственные силы и возможности. Поиски разрешения возникшей ситуации, хождение по кабинетам - все это не может не вызвать чувство страха.
Страх потерять собственное Я. Человек фактически становится неким винтиком в гигантском технологическом процессе, отчего утрачивается ощущение личностной самоценности и, напротив, возрастает чувство ненужности, профессиональной обезличенности. Естественно, возникает вопрос как же предупредить подобного рода организационный дистресс?
Решающая роль в создании психологически комфортной, т.е. исключающей дистресс, ситуации принадлежит:
· руководителю, его отношению к сотрудникам, его концепции «человеческого фактора».
· Пониманию руководителем того, что каждый из нас может совершить ошибку…
Рекомендации, касающиеся, заботы об индивидуальной мотивации:
1. Стремитесь к цели, но живите сегодняшним днем. Иными словами, какие бы великие (и далекие) цели ни ставил перед собой человек, ему не следует забывать и о сегодняшнем дне, ибо «настоящая жизнь всегда присутствует здесь и сейчас». Сладостные мечты не должны отрывать нас от реальности. А в ней мы находим не только радостные моменты. Разочарования, горе, боль, неудачи – все это элементы нашей текущей жизни. И к ним нужно быть готовым.