Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и определение значения производственной экскурсии.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
-изучить историю производственной экскурсии в Беларуси и за рубежом;
-исследовать особенности проведения производственной экскурсии;
-определить значение экскурсий на производство;
-определить теоретические основы методической разработки производственной экскурсии;
-анализ форм и методов организации и проведения экскурсий на предприятии;
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКСКУРСИИ 5
1.1 История производственной экскурсии в Беларуси и за рубежом 5
1.2 Особенности проведения производственной экскурсии для разных возрастных групп 9
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭКСКУРСИИ НА ПРИМЕРЕ ЧУП «БЛИК» 19
2.1 Характеристика предприятия 19
2.1.1 Общая характеристика предприятия 19
2.1.2 Общая характеристика частного унитарного предприятия 20
2.1.3 Характеристика ЧУП «Блик» 22
2.2 Отбор содержания экскурсии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Производственные экскурсии являются важным средством образования, трудового воспитания и профориентации учащихся. Во время экскурсии на производство экскурсанты знакомятся со свойствами веществ исходных материалов и полученных продуктов, устройством и работой основных аппаратов, с технологическим процессом в целом, историей предприятия, что формирует у людей яркие образы и способствует более прочному усвоению научных и исторических основ производства. Экскурсии способствуют более конкретному восприятию тех производств, которые люди не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность изучаемой темы не вызывает сомнения.
Целью курсовой работы является изучение и определение значения производственной экскурсии.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
-изучить историю
-исследовать особенности проведения производственной экскурсии;
-определить значение экскурсий на производство;
-определить теоретические
основы методической
-анализ форм и методов
организации и проведения
-разработать экскурсию на примере ЧУП «Блик».
Объектом курсовой работы является производственная экскурсия.
Предметом курсовой работы является методическая разработка производственной экскурсии.
В работе использовались материалы учебных пособий по экскурсоведению таких авторов, как Савина Н.В., Емельянов Б. В., Горбылева З.М и других авторов, а также материалы интернет ресурсов.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность данной темы, определены цели и задачи, предмет и объект исследования, сделан обзор литературы.
Основная часть состоит из двух глав. В первой главе, которая называется «История и организация производственной экскурсии», раскрыта история производственной экскурсии, рассмотрены особенности и методика проведения производственной экскурсии. Во второй главе «Разработка производственной экскурсии на примере ЧУП «Блик» уделено внимание характеристике предприятия, сделан отбор содержания экскурсии и непосредственно сама экскурсия со всеми элементами – определение цели и задачи экскурсии, выбор темы, отбор литературы и других источников экскурсионного материала, изучение экскурсионных объектов, составление и обход маршрута, подготовка контрольного и индивидуальных текстов, определение методических приемов и техники ведения экскурсии.
В заключении представлены все основные выводы по данной курсовой работе.
За всю историю отечественного
экскурсоведения существовало немало
различных определений
Один из основателей отечественного краеведения Н.П. Анциферов в 1923 г. понимал экскурсию как «прогулку, ставящую своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию».
Профессор Б.Е. Райков рассматривал экскурсию следующим образом: «Под экскурсией мы разумеем изучение объектов в их естественной обстановке и в связи с передвижением своего тела в пространстве.
В советскую эпоху экскурсии были средством, так называемого коммунистического воспитания, которое имело синтетический характер и включало воспитание любви к партии, вождям, революции, атеистическое воспитание, непримиримость к буржуазному миру. Определение школьной экскурсии, данное А.В. Родиным и Ю.В. Соколовским в работе «Экскурсионная работа по истории», несет в себе соответствующий идеологический отпечаток: «Экскурсия - особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка), и служащая цели коммунистического воспитания подрастающего поколения».
Наконец, в начале XXI века экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудиовизуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода».
С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия выросла в мощное средство культурно-просветительной работы.
По мнению Б.В. Емельянова,
определение экскурсии как
В настоящее время экскурсии разделяются на: обзорные и тематические. Непосредственно производственные экскурсии относятся к группе тематических экскурсий. Производственная экскурсия в свою очередь делится на:
- производственно-исторические;
— производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
— производственно-технические;
— профессионально-ориентационные для учащихся [2, c. 66 – 67].
В своё время экскурсии производственной тематики для молодёжи, а также делегаций из других республик были чрезвычайно популярны. В наши дни они практически не проводятся, хотя потенциал для этого есть. В Белорусских городах работают крупные предприятия (заводы автоматических линий, крупнейший на постсоветском пространстве хлопчатобумажный комбинат, знаменитые швейные фабрики и др.), включение которых в экскурсионные маршруты данной тематики послужило бы хорошим подспорьем для выбора профессии учащимся. По содержанию и задачам производственные экскурсии для школьников и молодёжи подразделяются на: тематические и комплексные. Их целью является профессиональная ориентация. [12, c.106-107]
Первая производственная экскурсия в Беларуси была произведена на стеклозавод «Нёман». Здесь можно познакомиться с рецептами и технологией изготовления цветного стекла и хрусталя. Побываете в заводском музее, где представлены работы лучших мастеров, художников-стеклодувов и все лучшее, что было создано на стеклозаводе в период 50-90-х годов ХХ века. Откроется история развития этого самобытного предприятия, где люди вручную создают красоту из стекла. Не оставит никого равнодушным и заводской магазин. [14]
Также есть и множество других производственных экскурсий по Беларуси, например: Город мастеров, Кондитерская фабрика, Производство хлеба, Производство алмазов, Производство стекла, Производство керамические и глиняных изделий, “СЛУЦКИЕ ПОЯСА”, Производство валенков, и другие.
За рубежом преимущества промышленного туризма оценили уже давно. Наряду с осмотром дежурных достопримечательностей многие туры во Францию предлагают посещение парфюмерной фабрики Фрагонар, туры в Шотландию — музея шотландского виски, туры в Израиль — фабрики косметических изделий из минералов Мёртвого моря. Список можно продолжить. Удовлетворить любопытство туристов и принести ощутимую прибыль экономике региона можно, организовав производственные экскурсии.
Идея показывать процесс производства продукта появилась в конце XX века: к этому времени удивить культурными ценностями активных путешественников было уже сложно, да и экономические контакты между странами, долгое время разбитыми на два политических лагеря, только начали налаживаться. Тем не менее, первоначально лишь некоторые предприятия стали водить по своим цехам группы любопытствующих. Компания Peugeot, например, пустила на свой завод первых туристов ещё в 1930 году, а Kronenbourg открыл для них свои страсбургские пивоварни в конце 1940-х. Сейчас двери многих зарубежных компаний охотно открываются для посетителей. Немецкие заводы Volkswagen и BMW, французское винное производство Pommery Champagne, американские игрушечные фабрики, Ford и компания по производству строительной техники Case — в числе признанных лидеров промышленного туризма. Даже давно известные и хорошо раскрученные зарубежные марки видят в промтуризме ещё одну возможность заявить о себе, привлечь новых клиентов, а значит, заработать ещё больше. Как обстоит дело в России? Первым пустил к себе экскурсантов московский пивной завод «Очаково». Вскоре новый тренд освоили петербургская «Балтика», подмосковная компания «ОСТ-Алко» («Черноголовка»), московский винно-водочный завод «Кристалл», московские же «Союзмультфильм», «Мосфильм», Останкинская башня, Ногинский хладокомбинат. Но на деле предприятий, которые уделяют серьёзное внимание организации подобных экскурсий, на российском рынке не так много. И сосредоточены они в основном в Москве, Подмосковье, Петербурге. На Юге более или менее часто экскурсии у себя на производстве позволяют проводить Семикаракорский фаянсовый завод «Аксинья» и пивоваренная компания «Балтика». Пару раз в месяц проводятся они на комбайновом заводе «Ростсельмаш» и в фирме по производству минеральной и питьевой воды «Аква-Дон». От случая к случаю — на вертолётном производственном комплексе «Роствертол». Вот, пожалуй, и всё. При этом экскурсии для самих предприятий имеют не столько туристический, сколько профориентирующий смысл. То есть на производство водят не любопытствующих путешественников, а школьников и студентов различных колледжей и вузов «с целью знакомства будущих потенциальных работников с технологическим процессом». [15].
Производственные или учебные экскурсии (ПЭ) - это одна из многочисленных форм профориентационной работы с учащимися, также они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.
ПЭ служит формой наглядного ознакомления экскурсантов с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр.
В основном ПЭ рассматриваются как средство формирования и развития у учащихся интереса к различным профессиям. Однако ПЭ - это не только одна из форм деятельности педагога по оказанию помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. ПЭ предусматриваются и учебными программами, главным образом по предметам естественнонаучного цикла и в связи с трудовым обучением.
Основная цель ПЭ - расширение политехнического образования учащихся. Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных предметов, помогает учащимся уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей.
С чем конкретно может происходить знакомство экскурсантов на промышленном предприятии?
Это может быть знакомство с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов.
И не только это. Существенное значение для профориентации учащихся имеет показ того, какие высокие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников. Среди этих требований - умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы и делать правильные выводы о ходе технологического процесса и о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.
На производстве существует возможность наблюдать, как естественнонаучные законы действуют в новых, конкретно для учащихся, ситуациях, как они вписываются в строгую последовательность технологических процессов. Эта наблюдаемая последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, четкость, ритмичность, динамика, точность операций, а также осознание экскурсантами-школьниками возможности рационализаторства и изобретательства побуждают их после такой экскурсии к моделированию, конструированию, опытнической работе.
Отбор объектов для ПЭ должен осуществляться при планировании учебного материала с соблюдением обязательного условия: экскурсии намечаются только на производство с современной техникой и технологией (иначе получится антипрофориентация). Это могут быть предприятия машиностроения, радиоэлектронной промышленности, металлургии, химической промышленности, транспорта, строительной индустрии, связи и т.д. Полезно также проводить экскурсии на предприятия местного значения: на электростанцию, в троллейбусный парк, автомобильное хозяйство, на строительную площадку, телефонную станцию или телецентр (при изучении физики); на цементный, стекольный, керамический, спиртовой заводы (при изучении химии).
ПЭ могут проводиться:
- на предприятия в целом,
- в отдельные цехи,
- к отдельным техническим объектам.
Большой познавательный
интерес вызывают у учащихся экскурсии
в лаборатории заводов и
Некоторые ПЭ могут проводиться преподавателями физики, химии, биологии или географии совместно, т.к. в ряде производств технологические процессы основываются на одновременном и взаимно согласованном использовании химических, биологических и физических законов и явлений. Например, на экскурсиях в литейный цех обращается внимание на физические принципы плавления и литья металлов и на условия, обеспечивающие их определенный химический состав.
Возможны экскурсии,
предваряющие изучение темы
Обычно такие экскурсии проводит работник службы профориентации предприятия, если такая имеется, или инженер по кадрам с привлечением специалистов на определенных объектах. Но наибольший педагогический эффект достигается в том случае, если в проведении ПЭ принимает участие педагог школы.
ПЭ в зависимости от целей и содержания экскурсии делятся на:
- ознакомительные (обзорные),
- тематические,
- профессиографические,
- комплексные.
Выбор того или иного типа экскурсий зависит:
- от возраста экскурсантов,