Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:51, реферат
Подпрограмма «Молодежная политика» призвана обеспечить возрастание роли молодежи и увеличения ее вклада в социально – экономическое развитие области, который осуществляется, прежде всего, через рост влияния молодежи на процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития области. Особенностью подпрограммы является ее общественно-государственный характер, так как подпрограмма предполагает активное включение молодых людей в процесс ее реализации посредством привлечения молодежи к участию в социально-полезной деятельности, в общественной жизни страны, государственной деятельности и управлении, выработки эффективных форм взаимодействия с детскимии молодёжными общественными объединениями, вовлечения в проекты, программы, программные мероприятия, направленных на поддержку научной, инновационной, творческой и предпринимательской активности молодежи.
Наименование государственной программы |
государственная программа Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики» на 2014 - 2016 годы (далее – государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы |
министерство молодежной политики, спорта и туризма области |
Соисполнители государственной программы |
отсутствуют |
Участники государственной программы |
министерство социального развития области, органы местного самоуправления (по согласованию), учреждения (предприятия), подведомственные министерству молодежной политики, спорта и туризма области, физкультурно-спортивные организации (по согласованию), организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, в сфере туризма (по согласованию)
|
Подпрограммы государственной программы |
подпрограмма 1 «Физическая культура и спорт»; подпрограмма 2 «Туризм»; подпрограмма 3 «Молодежная политика»
|
Программно-целевые инструменты государственной программы |
отсутствуют |
Цели государственной программы |
создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом; развитие туризма для приобщения граждан к региональному культурному и природному наследию; создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах Саратовской области |
Задачи государственной программы |
увеличение численности населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом; повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни; обеспечение успешного выступления саратовских спортсменов на международных и российских спортивных соревнованиях, совершенствование системы подготовки спортивного резерва; формирование положительного туристического имиджа Саратовской области внутри региона и за его пределами; создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма; социализация молодежи; подготовка молодёжи к участию в общественной деятельности и государственном управлении |
Целевые показатели государственной программы |
в сфере физической культуры и спорта:
доля детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности области с 19,6 % в 2013 году до 21,4 % в 2016 году от общего числа детей в возрасте 6-15 лет; в сфере туризма: объем платных туристских услуг, оказанных населению с 1530,0 млн. руб. в 2013 году до 2330,0 млн.руб. в 2016 году; в сфере молодежной политики: доля молодых людей, вовлеченных в мероприятия, реализуемые по различным направлениям работы с молодежью на территории области от общего количества молодежи области, с 60,5 % в 2013 году до 66,5 % в 2016 году; доля муниципальных районов области, в которых действуют учреждения по работе с молодежью с 38,0 % в 2013 году до 45,2 % в 2016 году |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2014-2016 годы |
Объемы финансового обеспечения государственной программы |
общий объем финансового обеспечения государственной программы на 2014-2016 годы составит – 656679,3 тыс.руб., из них: 2014 год – 211687,1 тыс.руб.; 2015 год – 217486,3 тыс.руб.; 2016 год – 227505,9 тыс.руб, в том числе: областной бюджет - 621207,8 тыс.руб., из них: 2014 год – 197765,6 тыс.руб.; 2015 год – 206141,3 тыс.руб.; 2016 год – 217300,9 тыс.руб., федеральный бюджет (прогнозно) – 3000,0 тыс. руб., из них: 2014 год – 1000,0 тыс. руб.; 2015 год – 1000,0 тыс. руб.; 2016 год – 1000,0 тыс. руб., местные бюджеты (прогнозно) – 3832,2 тыс. руб, из них: 2014 год - 1827,2 тыс. руб.; 2015 год - 1655,0 тыс. руб.; 2016 год - 350,0 тыс. рублей, внебюджетные источники (прогнозно) - 28639,3 тыс. руб., из них: 2014 год – 11094,3 тыс. руб.; 2015 год – 8690,0 тыс. руб.; 2016 год – 8855,0 тыс. рублей, в том числе: подпрограмма 1 «Физическая культура и спорт» - 617660 тыс.руб., из них: 2014 год – 196674,0 тыс.руб.; 2015 год - 204968,6 тыс.руб.; 2016 год - 216017,4 тыс.руб., в том числе: областной бюджет – 614660,0 тыс.руб., из них: 2014 год – 195674,0 тыс.руб.; 2015 год – 203968,6 тыс.руб.; 2016 год – 215017,4 тыс.руб. федеральный бюджет (прогнозно) – 3000,0 тыс.руб., из них: 2014 год - 1000,0 тыс. руб.; 2015 год - 1000,0 тыс. руб.; 2016 год - 1000,0 тыс. рублей, подпрограмма 2 «Туризм» – 33997,0 тыс.руб., из них: 2014 год – 13421,5 тыс.руб.; 2015 год - 10845,0 тыс. руб.; 2016 год - 9730,5 тыс.руб., в том числе: областной бюджет – 1525,5 тыс.руб., из них: 2014 год – 500,0 тыс.руб.; 2015 год – 500,0 тыс.руб.; 2016 год – 525,5 тыс.руб., местные бюджеты (прогнозно) – 3832,2 тыс. руб., из них: 2014 год - 1827,2 тыс. руб.; 2015 год - 1655,0 тыс. руб.; 2016 год - 350,0 тыс. руб., внебюджетные источники (прогнозно) – 28639,3 тыс.руб., из них: 2014 год - 11094,3 тыс. руб.; 2015 год - 8690,0 тыс. руб.; 2016 год - 8855,0 тыс. рублей, подпрограмма 3 «Молодежная политика» - 5022,3 тыс. руб. за счет средств областного бюджета, из них: 2014 год – 1591,6 тыс. руб.; 2015 год – 1672,7 тыс. руб.; 2016 год – 1758,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы
|
увеличение количества проведенных физкультурно-массовых мероприятий на территории области до 124 физкультурно-спортивных мероприятий с охватом более 706 400 тыс.человек ; увеличение количества занимающихся в спортивных школах области до 43 500 человек; проведение не менее 9 мероприятий туристской направленности: пресс-туры, выставки и ярмарки, семинары, конференции, форумы, круглые столы, совещания, заседания и др.; разработка и апробация не менее 30 региональных туристических маршрутов; подготовка не менее 1 заявки на включение региона в государственную программу РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы; увеличение количества молодых людей, задействованрых в мероприятиях, проектах, программах, реализуемых по различным направлениям работы с молодежью на территории области; увеличение муниципальных районов области, в которых действуют учреждения по работе с молодежью, с 28,6%/ 16 районов в 2013 году до 45,2 % /19 районов в 2016 году |
Цели государственной политики Саратовской области в сфере физической культуры и спорта, туризма и молодежной политики определены Программой социально-экономического развития Саратовской области до 2015 года, утвержденной Законом Саратовской области от 03 июля 2012 года № 110-ЗСО, а также Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 18 июля 2012 года № 420-П.
Ситуация в отрасли в период с 2001 года.
Начиная с 2001 года реализовалось 4 долгосрочных областных целевых программ в области физической культуры и спорта, 3 долгосрочные целевые программы в сфере туризма, 2 долгосрочные целевые программы в области развития сети физкультурно – оздоровительных и спортивных сооружений, 4 областных целевых программ и 1 ведомственная целевая программа в сфере молодежной политики.
Физическая культура и спорт.
В период с 2001 года министерством проведена работа по созданию благоприятных условий для подготовки спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации и развития спорта в целом.
В целях выявления лучших учреждений спортивной направленности и их поощрения ежегодно проводился областной смотр-конкурс на лучшую постановку работы среди спортивных школ.
Для популяризации занятий физической культурой и спортом министерством разработана и реализуется система материального стимулирования спортсменов разного возраста и их тренеров.
С 2001 года число профессиональных команд, получающих субсидию из областного бюджета, увеличено с 5 до 10 в 2013 году, что свидетельствует о подъеме в развитии командных игровых видов спорта в регионе.
В целях развития видов спорта и привлечения большего числа детей к занятиям спортом министерством совместно с аккредитованными региональными федерациями по видам спорта ведется работа по популяризации спорта среди населения области. По состоянию на 1 января 2013 года в регионе развивается 75 видов спорта. Система спортивных школ области включает в себя 60 образовательных учреждений спортивной направленности (45 ДЮСШ и 15 СДЮСШОР), в которых занимается 42 611 человек.
Организация физкультурно-массовой и спортивной работы проводится в соответствии с ежегодным календарным планом спортивных и физкультурно - массовых мероприятий министерства.
В последние годы в сфере физической культуры и спорта Саратовской области, да и России в целом возник комплекс проблем:
ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Наиболее ярко об этом свидетельствует призывная кампания. С каждым годом все большее количество призывников не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки;
отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны, недостаточное количество профессиональных тренерских кадров. И это все сказывается на конкурентоспособности саратовского спорта, что приводит к миграции воспитанников спортивных школ;
недостаточная активность привлечения населения области к регулярным занятиям физической культурой;
несоответствие между целями развития массового спорта и спорта высших достижений в стране и области, с одной стороны, и моральным и физическим износом материальной базы, инфраструктуры физической культуры и спорта, спортивного оборудования и инвентаря, с другой стороны;
слабая пропаганда в средствах массовой информации занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни населения области;
отсутствие спортивных сооружений, удаленность от имеющихся в районных центрах спортивных объектов, низкий уровень заработной платы работоспособного взрослого населения и других. Так, в настоящее время 75 процентов граждан области, в том числе более 80 процентов детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.
Для решения указанных проблем необходимо:
совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий;
разработка параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп;
создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
создание системы спартакиад среди различных групп населения как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий;
проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги.
Туризм.
Как сфера деятельности играет важную роль в решении социальных проблем, создавая условия для формирования здорового образа жизни и отдыха граждан, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
К имеющимся проблемам отрасли можно отнести следующие:
высокая стоимость оказываемых услуг: средняя стоимость проживания в региональных средствах размещения составляет 1550 руб./чел. в сутки (2011 г.);
малое количество коллективных средств размещения, как в областном центре, так и в районах области. В 2011 году среднее количество средств размещения в районах области составляло 2 ед., в Саратове действовали 23 гостиницы;
невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, наличие административных барьеров;
сезонность: до 80% доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по октябрь, в остальное время принимающий туристический бизнес убыточен;
неблагоприятный туристский имидж области как внутри региона, так и за его пределами;
недостаточная информированность населения об имеющихся туристских ресурсах региона;
неразвитость транспортной инфраструктуры области, что в некоторых случаях приводит к отсутствию возможности посещения объектов туристского показа;
неразвитость таких видов туризма, как сельский, событийный, лечебно-оздоровительный, экологический, для которых в регионе имеется достаточно ресурсов для активного привлечения туристов.
Для решения указанных проблем региональной туристической отрасли необходимо:
увеличить количество повторных посещений, формировать лояльность к туристскому продукту региона;
увеличить продолжительность нахождения гостей в коллективных средствах размещения: значительное количество путешественников предпочитает «туры выходного дня» в качестве основной формы отдыха в регионе; значительное количество гостей не останавливается в регионе, а посещает его в рамках коротких экскурсионных программ (например, во время круизов по Волге);
более равномерно «географическо» распределить туристские потоки, т.к. наибольшее число гостей региона принимает областной центр, несмотря на туристский потенциал районов области;
нивелировать фактор сезонности туристского потока в регион.
Значительную роль для информирования населения об имеющихся туристских ресурсах играет создание единого информационного поля, объединяющего информацию обо всех ресурсах отрасли от всех заинтересованных в развитии туризма субъектов.
Молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:
выделение приоритетных направлений;
учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;
взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
информационная открытость;
независимость оценки результатов.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.
Ключевыми приоритетами государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу на территории области являются:
- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
- развитие научного и
- подготовка молодёжи к участию в общественной деятельности и государственном управлении;
- развитие инфраструктуры по работе с молодежью.
В качестве ключевых проблем отрасли рассматриваются:
несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям инновационного развития страны;
отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
отсутствие у молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества;
социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения в трудовую деятельность;
несоответствие кадрового состава и материально-технической базы организаций, работающих с молодежью современным технологиям работы и социальным ожиданиям молодых людей.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.