Рынок русистских услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
 Определить место туризма в экономике региона;
 Изучить состояние дел в туристской сфере региона;
 Выявить перспективы развития этого вида деятельности в регионе.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по туризму.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

Перечисленные выше факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные и интенсивные и сдерживающие (негативные).

К экстенсивным факторам относятся:

      рост численности работников;

      увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов;

      строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.

Интенсивные факторы:

      повышение квалификации персонала;

      развитие профессионально-квалификационной структуры;

      техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов НТП, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма;

      рациональное использование имеющихся материальных ресурсов , объектов и маршрутов и т.д.

К сдерживающим факторам,  влияющим на развитие туризма негативно, относятся: кризисы, милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, снижение квот обмена валют, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.

Примером влияния негативных факторов на развитие туризма может служить ситуация в сфере мирового туризма сложившаяся в результате энергетического кризиса в конце 70-х годов.  В результате экономического спад возникли нестабильность тарифов на обслуживание (особенно на транспорте); рост цен на туристское обслуживание в целом; ухудшение гостиничного сервиса; сокращение дальности поездок, их продолжительности и расходов  на них; снижение спроса на поездки за границу. Особенно значительное влияние данные факторы оказывают на такие виды туризма как социальный и молодежный, являющиеся особо уязвимыми в таких условиях.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости о сезона объем туристической деятельности может иметь очень серьезные колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %),  развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям – конгрессный. деловой  и т.д.

 

 

1.3 Туристско-рекреационные ресурсы.

 

Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:

      капитала;

      технологии;

      кадров;

      туристских ресурсов.

Это означает, что недостаточно имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая – туристские ресурсы – является наиболее дешевой (в России нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость    туристского продукта резко возрастает.

Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:

      экономические;

      природные;

      культурно-исторические;

      трудовые;

      финансовые;

      социальные;

      производственные.

 

Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных                                                       для создания туристского продукта. Как правило. Туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:

      привлекательность;

      климатические условия;

      доступность;

      степень изученности;

      экскурсионная значимость;

      пейзажные и видео-экономические характеристики;

      социально-демографические характеристики;

      потенциальный запас;

      способ использования и др.

Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.

Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:

      природные;

      инфраструктурные.

Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальные инфраструктуры просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

 

Не смотря на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:

      экономического просвещения;

      ограничение туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы;

      налогового регулирования и т.д.

интенсивное неконтролируемые посещение туристами уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению их температурного баланса, а в ряде случаев и к прекращению фонтанирования некоторых из них.

К сожалению, в России благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают менее 10% ее территории при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и требуют много лет для их воспроизводства.

Туристское природопользование связано с понятием рекреационной системы состоящей из ряда подсистем: туристско-природный комплекс, инфраструктура, персонал, органы управления и др.

Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов в рамках рекреационной системы вся территория России распределена на туристские и экономические районы.

 

 

 

 

Таблица 1.3.1 Распределение туристского потенциала России по

экономическим районам

 

Экономические районы

Емкость рекреационно-познавательных ресурсов

Емкость природно-рекреационных ресурсов

Вместимость существующей материальной базы туризма

Млн.чел./дн. В год

%

Млн.чел./дн. В год

%

Тыс мест

%

1. Северный

8,1

3,1

27,3

8,0

49,6

4,0

2.Северо-Западный

42,1

15,9

15,6

4,6

92,6

7,8

3. Прибалтийский

1,8

0,7

2,6

0,8

14,6

1,2

4. Центральный

102,0

38,5

38,0

11,3

291,9

24,4

5. Волго-Вятский

13,6

5,1

13,7

4,0

54,0

4,5

6. Центрально-Черноморский

13,8

5,2

2,5

0,7

36,6

3,1

7. Поволжский

14,4

5,4

23,5

7,0

100,9

8,4

8. Северо-Кавказский

36,5

13,8

55,2

16,4

211,7

17,7

9. Уральский

10,3

3,9

30,2

9,0

123,4

10,3

10. Западно-Сибирский

9,7

3,6

24,4

7,2

91,9

7,7

11. Восточно-Сибирский

8,6

3,2

47,9

14,2

64,2

5,4

12. Дальневосточный

4,4

1,7

55,6

16,5

66,2

5,5

Итого

205,3

100,0

336,5

100,0

1198

100

 

С точки зрения материальной базы и, в частности,  обеспеченности средствами размещения все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в Российской Федерации.

Кавказские Минеральные Воды относятся к категории с относительно высоким уровнем развития  туристской инфраструктуры.

Данная районирование и прогнозирование емкости туристских ресурсов в России было положено в основу разработки целевой федеральной программы: «Развитие туризма в Российской Федерации», ориентированной на средне и долгосрочную перспективу.

Таким образом, туристские ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского продукта.

Как видно из таблицы 1.3.1., туристский потенциал России формируется из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов и выражается в млн. чел. дней пребывания туристов в данном регионе в год.

В соответствии с картой туристских ресурсов производится подробная паспортизация районов перспективного развития туризма. Цель – определение предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учет ее полного воспроизводства и экономической защиты. На основании полученных данных готовятся предложения по временному ограничению, запрещению и использованию туристских ресурсов данного региона без ограничений.

Такие рекомендации или законодательные акты федеральных или местных органов власти закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов.

В ряде регионов России для воспроизводства данных ресурсов введен местный налог. Ограничение или завершение по использованию туристско-рекреационных ресурсов действуют для уникальных природных заповедников, заказников, природно-ландшафтных комплексов и др. Аналогичная практика существует во всех развитых странах, в том числе, где туризм является основной статье национального дохода.

 

 

1.4 Государственное регулирование туристской деятельности

 

Регулирование туристского бизнеса на государственном уровне производится с целью:

      Увеличение валового национального дохода туристской деятельности;

      Защиты потребителя туристских услуг;

      Организации туристской деятельности в цивилизованных рамках;

      Сохранение туристско-рекреационных ресурсов.

Увеличение валового национального дохода за счет туристского бизнеса регулируется налоговым законодательством.

Пополнение местных бюджетов за счет туризма достигается дополнительными местными налогами, сборами и платежами (туристский налог, курортный сбор, гостиничный сбор др.).

Защита потребителя туристских услуг на государственном уровне производится: для физических лиц (граждан) в рамках закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также  в судебном порядке, а юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций) – в судебном порядке через арбитражный суд.

Организация туристской деятельности в цивилизованных рамках регулируется:

      Нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

      Законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензирование туристской деятельности;

      Налоговым  законодательством;

      Нормативными актами о внешнеэкономической деятельности;

      Таможенным кодексом Российской Федерации и др.

Сохранение туристско-рекреационных ресурсов регулируется на законодательном уровне, в частности, Земельным кодексов РФ.

В большинстве развитых зарубежных стран туристская отрасль является приоритетной и имеет значительную государственную поддержку. Однако, в России до сих пор отсутствует Туристский кодекс РФ, нет Федерального Министерства туризма. Существующее Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ) занимается физической культурой и спортом, санаторно-курортным делом и туризмом, в том числе.

Регулирование внешнеэкономических связей туристских фирм производится на основании двухсторонних правительственных соглашений, законодательных актов по внешнеэкономической деятельности РФ.

Основным документом, регулирующим перспективное развитие туризма в стране, является целевая федеральная «Программа развития туризма РФ».

Координацию деятельности  туристских предприятий в России осуществляет Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ). Аналогичные структуры (или департаменты) имеются в субъектах и крупных городах. При Президенте РФ создан координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму, решения которого носят рекомендательный характер , а вся его деятельность осуществляется на общественных началах. Указом Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в РФ» одобрена новая концепция развития туристской отрасли и создана Национальная туристская корпорация (НТК).

Информация о работе Рынок русистских услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод