Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 19:38, курсовая работа
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Определить место туризма в экономике региона;
Изучить состояние дел в туристской сфере региона;
Выявить перспективы развития этого вида деятельности в регионе.
Как видно из таблицы, начиная с 1997 года количество отдыхающих в санаториях КМВ постепенно увеличивается.
В 1999 году курорты Кавминвод приняли на отдых и лечение 278660 человек, или на 83968 человек больше, чем в 1998 году. Средний коэффициент загрузки составил 72 %, а средняя стоимость одной путевки 5590 рублей или 233 рубля в день.
Очень большую работу провели руководители сонаторно - курортных объединений и главные врачи училищ по привлечению средств региональных фондов социального страхования, что позволило получить лечение на льготных условиях почти 75 тыс. граждан.
Высокая загрузка здравниц в 1999 году дала возможность многим санаториям погасить задолженность по заработной плате, коммунальным и налоговым платежам. Появилась реальная возможность получения свободной прибыли, которая и была направлена в первую очередь на приобретение нового оборудования, расширение количества и качества основных и дополнительных услуг.
За 1999 год ведомственные здравницы приняли 195189 человек или 70 % от общего количества отдыхающих на курортах КМВ. По сравнению с 1998 годом численность отдыхающих в ведомственных здравницах увеличением почти на 50 тыс. человек.
На КМВ 31 здравница Федерации независимых профсоюзов России. За 12 месяцев 1999 года санатории профсоюзов приняли 83471 человек или на 26631 человек больше, чем за 1998 год.
Таблица 2.2.2 Загрузка санаторно – курортного комплекса КМВ
за 1999 г. в сравнении с 1998 г.
Города КМВ | 1998 год | 1999 год | Прирост | |||||
Ведомства | ФНПР | всего | Ведомства | ФНПР | всего | В % | В абсолютных цифрах | |
Ессентуки | 32907 | 12322 | 45229 | 49951 | 15333 | 65284 | 44,3 | 20055 |
Железноводск | 29194 | 14763 | 43957 | 36285 | 20537 | 56822 | 29,4 | 12685 |
Пятигорск | 19120 | 12940 | 32060 | 29434 | 20132 | 49566 | 54,6 | 17506 |
Кисловодск | 55667 | 17167 | 72934 | 78907 | 27469 | 106376 | 46,1 | 33542 |
Мин воды | - | - | - | - | - | 612 | - | - |
Итого | 136888 | 57192 | 194080 | 195189 | 83471 | 278660 | 43,6 | 83968 |
- Подготовлено аналитической службой Администрации КМВ
На сегодняшний день главными покупателями санаторных путевок остаются различные фонды, в основном фонд социального страхования, и оптовые покупатели – предприятия. Кроме того, курортные объединения Кавминвод заключило договора с несколькими крупными внутри российскими туроператорами, но и они предпочитают работать с постоянными корпоративными клиентами. Розничную продажу санаторных путевок на курорты КМВ осуществляют турагентства. По словам руководителей курортных объединений Кавминвод, через туристские фирмы санатории реализуют не более 1 %.
При этом, из года в год фонды соцстраха покупают все меньше путевок из-за того, что цены на них постоянно растут. Руководство администрации Кавминвод неоднократно отмечало, что развитие курортов связано с активизацией работы по привлечению средств Фонда социального страхования (ФСС). Кроме того, не прекращается споры вокруг снижения размеров отчисления в ФСС за счет санаторно-курортной отрасли.
Признавая необходимость сохранения льготного или бесплатного лечения для тех, кому это необходимо, многие представители турбизнеса Кавминвод считают. Что ставка на ФСС ведет в тупик. Средства соцстраха дают возможность курортам выжить, но никак не способствуют их развитию. Стимул и средства, необходимые для развития курортов, могут дать туристы, т.е. те. Кто платит за свой отдых сам.
Но к приему туристов здесь не готовы. По мнению представителей
Одна из главных задач на сегодняшний день – организация мощной и постоянной рекламно – информационной политики. Для этого нужен единый координационный центр. По мнению Михаила Теслера, необходимо ввести налог для всех юридических и физических лиц, который пошел бы на рекламу в центральных и региональных СМИ курортов Кавминвод. Необходимо также создание центра, где бы работали юристы, социологи, политологи, экологи для противодействия антирекламе, которая традиционно появляется накануне и в разгар сезона.
Есть у Кавминвод и другие проблемы, которые можно решить только на высоком уровне. Таковы, например, обеспечение городов исправным транспортом и обустройство дорог. С руководством Республик Карачаево - Черкессии и Кабардино-Балкарии необходимо обсуждать проблемы вымогательства и предвзятого отношения сотрудников ГИБДД к водителям экскурсионных автобусов.
Несмотря на все имеющиеся проблемы, есть и положительные моменты. Например, в последние годы санатории и пансионаты получили возможность размещать информацию о себе в каталогах, справочниках, региональной прессе. Как говорят сотрудники отделов реализации, также реклама довольно эффективна в Ставропольском, Краснодарском краях, Ростовской области. Поскольку клиенты отправляются в здравницу напрямую.
2.3 Конъюнктура рынка туристических услуг в регионе.
Величину предложения оценить наиболее просто, зная количество мест в рекреационных учреждениях. Основная проблема в отсутствии информации о состоянии существующих объектов, сезонности, режиме их работы. Имея данные о состоянии части совокупности, можно считать» что подобные характеристики, а следовательно и тенденции, присущи с той или иной степенью вероятности всей совокупности.
Наиболее достоверные из имеющихся данных - сведения объединения «Пятнгорсккурорт».
Произведен расчет показателей на примере объединения.
Объединение «Пятигорсккурорт», далее именуемое санаторно-курортным объединением (СКО), объединяет в своем составе около половины всех санаторно-курортных учреждений города Пятигорска (51 %).
В настоящее время в состав объединения на правах юридических лип входят следующие подразделения. 5 санаториев, курортная поликлиника н 6 обслуживающих хозяйств (Бальнеофнзиотерапевтическое объединение, Объединение диетстоловых и др.). Собственником имущества СКО «Пягигорскку-рорт» н входящих в него подразделений являются Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) и Краевой Совет Профсоюзов в долях владения собственностью 85 % и 15 % соответственно.
Конечный потенциал объединения составляет 4503 места, ежегодно оно может принять до 76 тыс. отдыхающих.
За период с 1995 по 1997 год коечный фонд профсоюзных здравниц уменьшился на 838 мест круглогодичного использования, т.е. на 15,7 % (838/ 5341 * 100 %), предполагая аналогичным процент снижения на других курортах на основании сходства ряда характеристик.
Таблица 2.3.1 Изменение коечного фонда санаторно-курортных
учреждений КМВ за период 1997 – 1999 г.г.
| Всего мест | С учетом изменения |
Санаторно-курортные учреждения КМВ | 44,5 тыс. | 37,8 |
Амбулаторное лечение | 12,7 тыс. | - |
Отдых и туризм | 9,6 тыс. | 8,16 |
Итого потенциал КМВ | 66,8 | 45,9 |
В расчете не учитывается неорганизованный отдых: размещение на квартирах, достигавший около 37,6 тыс. чел в год (данные администрации КМВ). Этот источник размещения можно считать потенциально даже увеличившимся, учитывая экономическое положение в регионе.
Таким образом, потенциал ранка рекреационных возможностей КМВ с учетом наличных мест оценивается в размере 83.56 тыс. мест.
Разработанные ранее программы развития курортов с учетом максимально возможных нагрузок на природную среду, нормативов расселения, мощности источников» т.е. всевозможных факторов предлагали увеличить емкость курортов на 48 - 50 тыс. мест, т.е. почти вдвое (см. Гусейнов Ф.М. Отдых на Юге. М., 1988). Таким образом, при увеличении коечного фонда (новом строительстве) возможно довести потенциал курортов до 100 -120 тыс. мест, если ориентироваться на прежнего среднего потребителя.
Современный потребитель более «чувствителен» к уровню комфорта, следовательно, такое количество мест предполагает достаточное обеспечение природными факторами, то может вызвать дефицит других ресурсов: трудовых, материальных. Повышение комфортности на существующих площадях приводит к потере 10 -15 % мест. Тогда, ориентируясь на приведенные нами расчеты реально на ближайшую перспективу (1 - 2 года) при нынешнем уровне комфорта емкость курорта оценивается в 45 -46 тыс. мест при повышении комфортности (-15 %) на 38 - 40 тыс. мест. Потеря в емкости не отразится на объеме реализации, так как стоимость путевки «Люкс» по сравнению с обычной на 15 -20 % выше.
Приведем данные по всему исследуемому региону
Таблица 2.3.2 Изменение конечного фонда реакционных объектов
Регион | Количество ужреждений | Итого | 1992 | 1997 | Изменение | |||||||
Санатории | Пансионаты профилакт. | Турбазы. гостиницы | Тыс. мест | Тыс. мест | Абсолютное | Относительное | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
КМВ | 83 | 40 | 64 | 187 | 66,8 | 46,0 | -20,8 | -31 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
Горно-Кавказский | 6 | 12 | 24 | 42 | 13,4 | 11,4 | -2,0 | -15 | ||||
Кавказско-Черноморский | 148 | 96 | 89 | 333 | 71,5 | 60,2 | -11,3 | -16 | ||||
Итого | 237 | 148 | 177 | 562 | 131,9 | 117,6 | -34,1 |
|
Как видно из данных таблицы, при среднем сокращении коечного фонда на 20,7 %, наибольшее сокращение мест наблюдается в санаторно-курортных учреждениях КМВ, но это скорее недостатки статистического учения в других регионах.
Тем не менее потенциал региона достаточно высок - количество мест более 117 тыс., учитывая, что регион КМВ относится к рекреации круглогодичного цикла, а регионы Кавказско-Черноморский и Горно-Кавказский - сезонного характера, рассчитаем возможное число отдыхающих в год:
КМВ
46000 * 365 = 16790000 чел./дн./21дн[1] = 799523 чел.
Горно-Кавказский
11400 * 190 дней = 2166000 чел./дн./14 дн. = 154714 чел.
Кавказско-Черноморский
60200 * 190 дней = 11438000 чел./дн./18 дн. = 635444 чел.
Итого, емкость курортов – 1589681 чел. в год
Исследователи данной проблемы утверждают, что потенциальных потребителей услуг рекреации в нашей стране около 70 млн. чел, т. е. почти 40 % населения страны стремятся отдохнуть тем или иным образом. Считывая, что хроническими заболеваниями страдают почти 85 % взрослого населения, а отдых и лечение на курорте снижает рецидивы болезни в 2-3 раза, уменьшает количество дней нетрудоспособности, можно всех этих лиц считать потенциальными потребителями услуг санаторно-курортных учреждений. Проблема в том., что отдых на курорте из-за своей стоимости доступен далеко не каждому. Приведем пример оценки потребителей услуг санаторно-курортных учреждений КМВ
Выделим основных потенциальных клиентов курортов КМВ. Понятно, что потенциальными покупателями услуг могут быть только те из групп населения, для которых привлекательность курорта Пятигорск превышает привлекательность других вышеописанных курортов На настоящем этапе таковыми являются представители социальной группы, уровень дохода которых не превышает 5 тыс. руб. в месяц и чей возраст превышает 30-ти летний рубеж. Этот вывод можно объяснить следующим. Для большинства таких представителей наиболее важным является фактор универсальности курорта и уверенность в том. что именно это место будет способствовать лечению их заболевания, а не общий уровень инфраструктуры. Кроме того, люди старше 30-35 лет являются более консервативными в выборе места лечения и скорее будут ориентироваться на сложившиеся приоритеты, а у курорт а КМВ, как уже отмечалось ранее, имеется положительная репутация, связанная с традицией лечения в регионе КМВ населения бывшего Советского Союза.
потенциальных покупателей не позволяет им оплачивать стоимость путевки, выше уровня в 10 тыс. руб. за 21-дневный курс лечения, в полном размере, а система реализации путевок через сеть туристических агентств в большинстве случаев предполагает именно полную оплату услуг санаторно-курортных учреждений. Таким образом, ценовая политика проникновения на рынок лечебного туризма должна предполагать установление первоначально пониженной стоимости путевки, а именно такой стоимости, которую будут способны оплатить представители первой рассмотренной социальной группы (ИГР, рабочие, служащие госпредприятий и др.), уровень дохода которых не превышает 5 тыс. руб. в месяц. Маркетинговые исследования показали, что опрошенные респонденты укачанной группы е среднем готовы оплатить проживание, полный пансион и лечение в размере, не превышающем 10 – 15 у.е. в сутки. Таким образом, стоимость 21-дневной путевки конкурентоспособной на рынке дня выявленной группы потенциальных потребителей должна составлять порядка 200 – 300 у.е.
Информация о работе Рынок русистских услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод