Состояние и оценка уровня организации производства и эффективность туристической компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА 1. Краткая характеристика организации производства………..стр.5
Развитие науки об организации производства…………………….стр.5
Развитие науки об организации производства в России………….стр.8
ГЛАВА 2. Состояние и оценка уровня организации производства и эффективность туристической компании………………………………….стр.9
2.1. Исследование состояния организации производства……………….стр.9
2.2. Анализ уровня организации производства…………………………..стр.14
2.3. Анализ уровня управления……………………………………………стр.19
2.4. Задачи анализа………………………………………………………...стр.23
ГЛАВА 3. Оценка эффективности деятельности туристической компании…………………………………………………………………....стр.25
3.1. Эффективность деятельности предприятий сферы туризма: понятие, виды, методы……………………………………………………………….стр.25
3.2. Показатели эффективности деятельности предприятий индустрии туризма………………………………………………………………………стр.30
Заключение……………………………………………………………….…стр.36
Список литературы…………………………………………………………стр.38

Вложенные файлы: 1 файл

Состояние и оценка уровня организации производства и эффективность туристической компании (готовая).docx

— 63.71 Кб (Скачать файл)

 

Под эффективностью понимают: 

  1. определенный конкретный результат (эффективность действия чего-либо) 
  2. соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому 
  3. функциональную разнообразие систем 
  4. числовую характеристику задовильности функционирования
  5. вероятность выполнения целевых задач и функций;  отношение реального эффекта до нормативного 

В отечественной  науке и практике можно выделить материал трех видов, посвященный эффективности  производства (деятельности): 

    1. апробирован, размещенный в нормативных актах (методиках, инструкциях и т.п.)
    2. материал, который освещает дискуссионные вопросы, отраженные в специальной литературе 
    3. материал, касающийся вопросов, до конца не решенных, среди которых комплексная оценка предприятий непроизводственной сферы, в т.ч. туристических 

Расчет  эффективности проводится путем  сравнения затрат с экономическим  эффектом как денежным выражением результата. Положительный экономический эффект – это экономия, отрицательный-убыток. 

Конечным  результатом производственно-хозяйственной  деятельности предприятия является изготовленный туристический продукт  или предоставленные услуги, то есть вновь созданная стоимость, а  финансовым результатом коммерческой деятельности – полученный доход.  Соответствующие виды эффективности различают преимущественно на основании получаемых результатов хозяйственной деятельности предприятия.  Экономическую эффективность отражают через различные стоимостные показатели, характеризующие промежуточные и конечные результаты деятельности. К таким показателям относятся: объем предоставленных услуг, величина полученной прибыли, рентабельность, экономия ресурсов, производительность труда и т.д. 

Для каждого туристического предприятия желаемое повышение  эффективности деятельности всех структурных  подразделений, что в целом приведет к повышению эффективности работы всего предприятия.  Суть проблемы повышения эффективности деятельности заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат добиться максимально возможного увеличения объема предоставляемых услуг или прибыли. Исходя из этого, единственным макроэкономическим критерием эффективности деятельности становится рост производительности общественного труда. 

Направления реализации внутренних и внешних  факторов повышения эффективности  деятельности туристических предприятий  и организаций неодинаковые по степени  воздействия, степени использования  и контроля, поэтому для практической деятельности руководителям, менеджерам, специалистам важно знать масштабы действия, форм контроля и использования  наиболее важных внутренних и внешних  факторов эффективности на различных  уровнях управления деятельностью  трудовых коллективов.

 

 

 

 

3.2. Показатели эффективности деятельности предприятий индустрии туризма

Становление и развитие туризма  как отрасли характеризуются  системой определенных экономических  показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг  и их качественную сторону, а также  экономические показатели производственно-обслуживающей  деятельности туристских хозяйствующих  субъектов.

Система показателей развития туризма  включает:

  1. объем туристского потока
  2. состояние и развитие материально-технической базы
  3. показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы
  4. показатели развития международного туризма

Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну (регион). К показателям, характеризующим  объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том  числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе.

Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе).

Туристский поток - явление неравномерное. Для характеристики неравномерности  туристского потока применяют коэффициент  неравномерности.

Показатели, характеризующие состояние  и развитие материально-технической  базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).

К ним относятся: коечный фонд домов  отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число  коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий  питания для туристов; числи мест в театрах, от веденных для туристов; число ванн в водолечебницах отведенных для туристов, и т.д.

Показатели финансово-экономической  деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг  или выручку от реализации услуг  туризма, показатели использования  рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда  и др.), показатели использования  производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств  и др.), себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового  состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Отдельно выделяются показатели, характеризующие  состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

  1. количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы)
  2. количество туродней по иностранным туристам
  3. суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок

Эффективность в общем понятии  означает получение какого-то определенного  эффекта, то есть действенность результата.

Экономическая эффективность – это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

Экономическая эффективность туризма  означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:

  1. организации туризма в масштабах государства
  2. туристского обслуживания населения региона
  3. производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы

Экономическая эффективность туризма  является составным элементом общей  эффективности общественного труда  и выражается определенными критериями и показателями.

Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость  критерия возникает потому, что следует  четко определить, с каких позиций  следует подходить к расчету  эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

Общественное производство функционирует  в интересах всего общества, поэтому  его эффективность следует оценивать  исходя из степени достижения целей  общества.

В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность  на отдельном "участке" должна оцениваться  с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности  должны соответствовать глобальному  критерию, "вытекать" из него.

Общий критерий эффективности общественного  производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

Проблемы эффективности туризма  целесообразно рассматривать с  помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей  для разных уровней управления и  определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.

Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:

  1. системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры
  2. отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона
  3. туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы)

Поэтому проблему определения народнохозяйственного  критерия эффективности туризма  следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного  хозяйства в целом), отрасли, отдельной  туристской фирмы.

Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективности  туризма, необходимо показать, как общая  цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные  цели деятельности отдельных подсистем. Для этого используем прием, называемый "дерево целей и критериев", где каждой цели соответствует определенный критерий, выражающий ту меру, с помощью  которой можно судить об успешности достижения цели.

Положительное влияние туризма  на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма  предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно  с другими отраслями народнохозяйственного  комплекса.

Туризм непосредственно участвует  в создании национального дохода страны.

Прямое влияние туризма на экономику  страны (региона) - это результат  расходов туриста на покупку услуг  и товаров туризма. Деньги, потраченные  туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д.

Этот процесс означает косвенное  влияние туризма на экономику  страны (региона). Туризм генерирует вторичный  спрос на товары и услуги. Косвенный  вклад туризма в экономику  страны проявляется в эффекте  повторения затрат туристов на покупку  услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется "эффект мультипликации" или "мультипликатор".

Мультипликатор - это соотношение  отклонения от равновесного чистого  национального продукта (валового национального  продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного  изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального  чистого национального продукта.

Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики данной страны, а импорт туризма - пассивный  туризм. Отношение между стоимостью туристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой  стране, и стоимостью туристского  продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристский баланс данной страны.

Особенностью туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в этой стране. Потребитель  туристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего  туристского продукта.

Экономический эффект от развития туризма  в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении  регионов.

Качество рабочих мест в туристской индустрии имеет свои особенности, к которым относятся:

  1. сезонный характер занятости в туристском обслуживании населения
  2. значительный удельный вес работников, занятых неполный рабочий день
  3. большой удельный вес низко квалифицированного физического труда
  4. ограниченные возможности автоматизации и компьютеризации рабочих мест в туристской индустрии (особенно в гостиничном и ресторанном хозяйствах)

Развитие туристской индустрии  в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.

Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых  регионах, но представляющих интерес  для туристов способствует развитию таких регионов.

Заключение

Туристским  предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект, организующий свою деятельность в сфере туризма  в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Состояние организации производства характеризуется уровнем специализации  производства, уровнем его точности, уровнем организации труда управления и обслуживания производства. Организационные  условия непосредственно или  косвенно определяют технико-экономические  показателя работы предприятия, в частность  значительную часть затрат.

Анализ состояния организац


Информация о работе Состояние и оценка уровня организации производства и эффективность туристической компании