Социально - культурный сервис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:05, контрольная работа

Краткое описание

Современные трансформационные процессы направлены на интенсивное развитие сферы социально-культурных услуг, в частности в туристском, гостиничном и ресторанном бизнесах. Внедряются новые виды услуг, в том числе с применением компьютерной техники и информационных технологий, повышаются требования к качеству услуг и подготовке обслуживающего персонала. Что соответствует современным экономическим, политическим и социальным тенденциям в части совершенствования качества и увеличения количества услуг, востребованных и предоставляемых на рынке.

Содержание

Введение
1 Особенности, функции, отраслевая структура
2 Классификация отраслей социально-культурного сервиса
3 Отраслевая структура социально-культурного сервиса
3.1 Отрасль культуры
3.2 Отрасль образования
3.3 Здравоохранение
3 4 Отрасль бытового обслуживания
3.5 ЖКХ
3.6 Социальное обеспечение
3.7 Наука
4 Коммерческие и некоммерческие организации социально-культурного сервиса
5 Система обеспечения кадрами в турбизнесе
6 Экскурсия: понятие, значение экскурсии в современном туристическом бизнесе
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

соц-кул сервис.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство  по образованию

Федеральное государственное  Образовательное Учреждение

Высшего профессионального  Образования

«Российский государственный  Университет Туризма и Сервиса

Институт сервиса (г. Москва) (филиал)

Кафедра: Образовательный  и гуманитарный сервис

Факультет: Информационных и коммуникационных технологий

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Введение  в специальность»

Тема: «Социально-культурный сервис»

 

 

 

Студент: Иванова Ю.А.

Группа: СКД-108

Преподаватель: Ковалева Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2008 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Особенности, функции, отраслевая структура

2 Классификация отраслей социально-культурного сервиса

3 Отраслевая структура социально-культурного сервиса

3.1 Отрасль культуры

3.2 Отрасль образования

3.3 Здравоохранение

3 4 Отрасль бытового обслуживания

3.5 ЖКХ

3.6 Социальное обеспечение

3.7 Наука

4 Коммерческие и некоммерческие организации социально-культурного сервиса

5 Система обеспечения кадрами в турбизнесе

6 Экскурсия: понятие, значение экскурсии в современном туристическом бизнесе

Заключение

Список используемой литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные трансформационные  процессы направлены на интенсивное  развитие сферы социально-культурных услуг, в частности в туристском, гостиничном и ресторанном бизнесах. Внедряются новые виды услуг, в том числе с применением компьютерной техники и информационных технологий, повышаются требования к качеству услуг и подготовке обслуживающего персонала. Что соответствует современным экономическим, политическим и социальным тенденциям в части совершенствования качества и увеличения количества услуг, востребованных и предоставляемых на рынке.

 

 

1 ОСОБЕННОСТИ, ФУНКЦИИ, ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА

 

Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

Цель социально-культурного сервиса – обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально- культурной деятельности.

Особенности социально-культурного  сервиса:

- труд работников скс осущ-ся в форме услуг;

- труд работников скс индивидуализирован. Скс имеет дело с индивид-ми запросами людей с их разнообр. вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным кач-вам работности социально-культурного сервиса. Высоко ценится умение и спос-ть работать с людьми;

- социально-культурный сервис имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, предприятий, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населения и т.д.);

- труд в социально-культурном сервисе относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отлич. повышенной трудоемкостью;

- услуги является предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга может быть потреблена лишь в момент производства;

- в социально-культурном сервисе природный фактор не играет огромного значения, как в материальном производстве;

- труд работников социально-культурного сервиса непроизводительная, т.к. этот труд не участвует в создании материального блага;

- основные работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины;

- однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес материальных затрат очень низкий: в театре – 13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5%, в промышленности – 83%, в строительстве – 65%.

Эк-сты делят услуги на 2 вида:

- чистые услуги (непроизводственные, нематериальные);

- материальные/производственные услуги.

Материальные услуги создают отрасль материального  производства – это услуги, направленные на продолжение процесса производства в сфере обращения, транспортировки, хранения материального продукта, а также услуги по восстановлению качественной стабильности продукции материального производства (услуги торговли, общего питания, транспорта и связи, бытового и коммунального хозяйства).

Общественное производство:

- материальное производство (материальные блага – товары, материальные услуги);

- нематериальное производство (нематериальные услуги, нематериальные блага).

Сфера услуг. Нематериальные услуги – услуги социально-культурного сервиса, не получающие предметно-осязательную форму.

Это услуги, действия которых  направлены непосредственно на человека/окружающие его условия. Производство таких  услуг неотделимо от потребления (услуги по реализации турпутевок, по организации  концертных выступлений).

Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения.

Нематериальные блага – это благо, действующее на развитие способностей человека, созданные в непроизводственной сфере:

- внутренние – блага, данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к наукам);

- внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, протекция).

 

 

2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ  СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА

 

В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли социально-культурного  сервиса и туризма делятся  на 3 большие группы.

1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- наука.

2. Отрасли направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:

- бытовое обслуживание;

- пассажирский транспорт;

- связь по обслуживанию населения;

- здравоохранение;

- социальное обеспечение;

- туризм;

- культура и искусство.

3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:

- управление и планирование народного хозяйства;

- отрасли, обеспечивающие безопасность государства;

- обеспечение охраны собственности.

Существует ещё 1 классификация социально-культурного сервиса:

- государственное управление, социальные услуги;

- финансирование, страхование, пенсионное обеспечение;

- жилищное хозяйство  частного типа;

- коммерческие, социальные, пенсионные услуги;

- ремонт техники;

- пассажирский транспорт;

- здравоохранение и социальное обслуживание;

- образование;

- оптовая и розничная  торговля;

- природно-хозяйственная деятельность;

- культура, искусство  и СМИ;

- физкультура, спорт, отдых, развлечения;

- гостиничный бизнес;

- ресторанный бизнес и общественное питание.

Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного  развития.

социальный культурный сервис экскурсия

 

3 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА  СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА

 

3.1 Отрасль  культуры

 

Отрасль культуры – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей, библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.).

Функции отрасли культуры:

- сохранение исторических и национальных памятников культуры;

- приобщение людей к творениям культуры;

- воспитание культурного человека;

- пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи и скульптуры;

- проведение исследования в области культуры;

- духовное обогащение человека.

 

3.2 Отрасль  образования

 

Отрасль образования – занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях (школы, дошкольные учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, исследовательные учреждения в области педагогики).

Функции отрасли образования:

- удовлетворение потребностей людей в знаниях;

- осуществление подготовки и переподготовки к работе и труду;

- способность приобретению специальности и овладению профессией;

- воспитание человека.

 

3.3 Здравоохранение

 

Здравоохранение – система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека (поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скорой помощи профилактории, родильные дома, здравпункты, диспансеры и т.д.).

Функции:

- забота о поддержании здоровья людей;

- проведение профилактики и лечение болезней;

- оказание медицинской  помощи;

- обеспечение людей лекарственными средствами;

- восстановление потерянного здоровья.

К отрасли здравоохранения  тесно примыкает физкультура  и спорт в той части, в которой  они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.

 

3.4 Отрасль  бытового обслуживания

 

Отрасль бытового обслуживания – по оказанию непроизводственных и производственных услуг (бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, киномонтаж, мастерские, парикмахерские, услуги по уходу за детьми).

 

3.5 ЖКХ

 

ЖКХ – отрасль, которая поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение. Канализацию, теплоснабжение и другую жилищную инфраструктуру.

 

3.6 Социальное обеспечение

 

Социальное обеспечение (социальная защита) – удовлетворяет потребности ряда категорий населения в финансовых ресурсах и источников существования, в особенности не имеющих стабильных доходов (социальное страхование, предоставление материальных благ).

 

3.7 Наука

 

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний и действительности (прикладная, фундаментальная).

 

 

4 КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО  СЕРВИСА

 

Туристская деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица и регулируемая гражданским законодательством.

В п. 1 ст. 48 ГК РФ дано понятие юридического лица: юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

По целям деятельности юридического лица подразделяются на две группы: коммерческие организации и некоммерческие организации (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Коммерческие организации – это юридические лица, созданные для осуществления предпринимательской деятельности и преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество, товарищество на вере), хозяйственных обществ (ООО, АО), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Второй группой лиц по целям  деятельности является некоммерческие организации. Это – юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). К ним относятся: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, др. формы, предусмотренные законом.

Информация о работе Социально - культурный сервис