Специфика развития выездного туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать развитие выездного туризма, проанализировать его особенности и динамику в период 2002 – 2012 гг.
Задачи работы:
1. Проанализировать структуру туристского рынка РФ;
2. Проанализировать динамика развития российского выездного туризма;
3. Выявить основные направления российского выездного туризма;
4. Выявить тенденции развития видов выездного туризма из РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА 5
1.1 Структура туристского рынка РФ 5
1.2 Динамика развития российского выездного туризма 9
1.3 Тенденции развития видов выездного туризма из РФ 22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА 24
2.1 Анализ выездного потока в страны Азии 24
2.2 Анализ выездного потока в страны Европы 30
2.3 Влияние внешнеэкономической ситуации на динамику
развития российского выездного туризма 37
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА 41
3.1 Улучшение благосостояния граждан страны – залог развития 41
выездного туризма
3.2 Перспективные и приоритетные способы передвижения 41
туристов
3.3 Популярные направления выездного туризма 43

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс Макаренко.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                        ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                             (ДГТУ)

 

  Факультет ___СГФ__________________________


    Кафедра   «Туризм  и индустрия гостеприимства»

    Специальность___Туризм____________________


 

                                                                           Работа допущена к защите

                                                                           __________________

                                                                         подпись руководителя 

      «_______»_________2013 г.

                                 К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

Тема: Специфика развития выездного туризма в Российской Федерации

          

      по дисциплине  Организация туристской деятельности

   Разработала        ____________                                        Д.В.Паршутина
                                      подпись, дата                                         инициалы, фамилия

                                                                                              группа ЗГ-ТУРБ-111

  Руководитель доцент кафедры «ТиИГ», к.г.н., доцент_______   В.С. Макаренко

  должность, ученая степень, звание                  подпись, дата      инициалы, фамилия        

 

 

 

 

 

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ  2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                   

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА     5

               1.1 Структура туристского рынка РФ                                                  5                                                     

               1.2 Динамика развития российского выездного туризма                 9

               1.3 Тенденции развития видов выездного туризма из РФ               22

ГЛАВА 2.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО

                   ТУРИЗМА                                                                                         24

               2.1 Анализ выездного потока в страны Азии                                    24

               2.2 Анализ выездного потока в страны Европы                                30

               2.3 Влияние внешнеэкономической ситуации на динамику

                     развития российского выездного туризма                                  37

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА            41

               3.1 Улучшение благосостояния граждан  страны – залог развития  41

                     выездного туризма

               3.2 Перспективные и приоритетные  способы передвижения           41

                     туристов          

               3.3 Популярные направления выездного  туризма                             43

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ                                                                       45

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                                47

 

 

 

 

 

 

                                        

           Введение

 

Международный туризм уже более  пятнадцати лет является одним из наиболее динамично развивающихся  видов коммерческой деятельности в нашей стране. С каждым годом туристский рынок становится все более устойчивым и равновесным, ассортимент предложений на рынке – широким и дифференцированным.

Развитие туризма в России складывалось непросто. Наиболее динамично выездной туризм из РФ начал развиваться в 90–е годы ХХ в., когда российские граждане получили право свободного выезда за рубеж. Большим спросом пользовались шоп–туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Современная ситуация на туристском рынке нашей страны такова, что  выездной поток по своим характеристикам  многократно превышает въездной и внутренний, а организация выездных туров в представлении многих теоретиков и практиков туризма является одним из наиболее рентабельных и перспективных видов туристской деятельности в России. Главная цель выездного туризма - полноценный отдых, получение новых впечатлений.

Выездной  туризм, который еще два десятилетия назад был востребован только среди очень обеспеченных людей, сейчас перешел в категорию продукта для среднего класса и пользуется устойчивым спросом. Поэтому разработка новых туров различной направленности  в настоящее время является очень актуальной.

Цель  курсовой работы – исследовать развитие выездного туризма, проанализировать его особенности и динамику в период 2002 – 2012 гг.

Задачи  работы:

1. Проанализировать структуру туристского рынка РФ;

2. Проанализировать динамика развития российского выездного туризма;

3. Выявить основные направления российского выездного туризма;

4. Выявить тенденции развития видов выездного туризма из РФ;

5. Проанализировать  основные направления российского  выездного туризма.

Объект исследования – особенности, динамика выездного туризма в период 2002 – 2012 гг.

Предмет исследования – выездной туризм.

На основе статистических данных, приведенных на туристских интернет-порталах и в учебных пособиях, будут  выявлены предпочтения российских туристов относительно зарубежных дестинаций, видов туризма, а также влияние различных факторов на формирование спроса.

Методы исследования: описательный и сравнительный, методы системного анализа, а также используются приёмы классификации и обобщения.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1 Современное  развитие туристического рынка

 

           1.1 Структура туристического рынка РФ

Рынок – это механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. На нем действует большое количество независимых друг от друга продавцов и покупателей. Здесь можно выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, реализуемые товары, а также условия функционирования рынка [1].

При характеристике рынка туризма учитывается  следующее:

- основным предметом купли-продажи являются услуги;

-кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев;

-спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;

-туристское предложение характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность [2].

Для более четкого понимания  происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта  и т. п.) необходимо принимать во внимание отношения субституции (взаимозаменяемости) и комплементарности (взаимодополняемости) [2]. Влияние субституции тем ощутимее, чем большее число заменителей имеет та или иная туристская услуга. Комплементарность проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг (например, транспортных) автоматически приводит к необходимости покупки целого комплекса других (услуг питания, развлечений и т. д.).

Рынок туризма неоднороден. В его  структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи  с этим существуют различные способы  классификации туристского рынка.

По отношению к определенному району (региону, стране) выделяются следующие рынки:

-рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;

-рынок въездного туризма, включающий путешествия по стране лиц, не являющихся ее жителями;

-выездного туризма, включающий путешествия жителей одной страны в другую [3].

Здесь хотелось бы отметить печальную  для национальной экономики особенность  российского туризма. Ситуация складывается таким образом, что рынок выездного  туризма многократно превышает  рынок въездного туризма. Выездной характер российского туризма обусловлен следующими причинами:

-новизна иностранного продукта для российского потребителя (ограниченность выездного туризма из СССР);

-упрощение порядка выезда;

-расширение внешних деловых контактов;

-увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;

-доступность цен на выездные туры;

-большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах).

Единственный способ улучшить ситуацию на рынке въездного туризма и  привлечь поток валютных средств  в нашу страну – это создание для иностранных туристов благоприятных  условий для путешествий по нашей  стране (улучшение инфраструктуры, строительство отелей среднего класса и т.д.) и установление конкурентно-способных цен на путешествия в Россию, так как большинство иностранных граждан со средним доходом не могут позволить себе посетить нашу страну, выбирая при этом страны, где цены ниже, а качество туристских услуг намного превышают российские.

Помимо вышеуказанных, существует еще несколько способов структурирования туристского рынка [4].

В зависимости от цели путешествия  выделяют рынки рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма и т.д.

В зависимости от характера организации  путешествия различают рынки  организованного и неорганизованного  туризма. По числу участников путешествия  выделяют рынки группового и индивидуального  туризма.

В зависимости от способа передвижения различают рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а также автомобильного туризма.

Каждый из перечисленных туристских рынков неоднороден. Так, например, рынок  делового туризма включает поездки  делегаций или отдельных лиц для участия в переговорах, совещаниях, с целью посещения выставок, ярмарок и др. Другой разновидностью делового туризма являются поездки в составе специализированных групп по профессиям. По своему характеру их можно отнести к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный состав участников предопределяют целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность делового туризма.

Исходя из особенностей и содержания маркетинговой деятельности, выделяются следующие рынки:

-целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовывать свои цели;

-основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;

-дополнительный, на котором обеспечивается продажа не которого объема услуг;

-растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие [5].

Потенциальный рынок составляет примерно 10% жителей страны. В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Между тем, одного желания клиента явно недостаточно. Необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основание говорить о так называемом действительном рынке.

Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном  рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.

Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами, и образуют обслуживаемый рынок.

Информация о работе Специфика развития выездного туризма в Российской Федерации