Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 00:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать развитие выездного туризма, проанализировать его особенности и динамику в период 2002 – 2012 гг.
Задачи работы:
1. Проанализировать структуру туристского рынка РФ;
2. Проанализировать динамика развития российского выездного туризма;
3. Выявить основные направления российского выездного туризма;
4. Выявить тенденции развития видов выездного туризма из РФ;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА 5
1.1 Структура туристского рынка РФ 5
1.2 Динамика развития российского выездного туризма 9
1.3 Тенденции развития видов выездного туризма из РФ 22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА 24
2.1 Анализ выездного потока в страны Азии 24
2.2 Анализ выездного потока в страны Европы 30
2.3 Влияние внешнеэкономической ситуации на динамику
развития российского выездного туризма 37
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА 41
3.1 Улучшение благосостояния граждан страны – залог развития 41
выездного туризма
3.2 Перспективные и приоритетные способы передвижения 41
туристов
3.3 Популярные направления выездного туризма 43
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия, они составляют лишь 50% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.
Подобная классификация
1.2 Динамика развития российского выездного туризма
На первом этапе развития туристского рынка современной России разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. С 2000 года появилась тенденция ежегодного роста выезда российских граждан, которая наблюдалась вплоть до 2009 года.
Развитие туризма в России складывалось не просто. Наиболее динамично выездной туризм из РФ начал развиваться в 90-е годы. Выездной туризм в бывшем СССР в 80–90 годы характеризовался низкими темпами роста. Среднегодовой рост составлял около 4,8%, поскольку государственное регулирование и финансирование туризма не позволяли удовлетворить спрос российских граждан на зарубежные поездки.
Либерализация внешнеэкономической деятельности в РФ в 1991 году с выходом Указа Президента № 213 от 15 ноября 1991 года, позволившего всем предприятиям осуществлять внешнеэкономическую деятельность, и ряд других мер, дала возможность удовлетворять спрос на зарубежные поездки – почти на 20% в год увеличивается количество туристских поездок за границу.
Туристские потоки по-разному формируются в различных регионах России. Наиболее быстрыми темпами развивается туризм в промышленных регионах с высоким процентом городского населения: Центральный, Северо-Западный и Уральский. В 90–е годы наиболее посещаемые регионы были следующие: Юго-Западная Азия, на долю которой приходилось 33,8% туристского потока из России. Особый интерес для российских туристов в 1994 году представлял Кипр, когда поток туристов увеличился в 8 раз. Среди европейских стран следует отметить Испанию, доля которой в общем потоке – 2,8%, Италию – 2,1%, Францию – 1,7%, Германию – 1,5% [6].
4 октября 1996 года был принят
Федеральный Закон «Об основах
туристской деятельности в РФ»,
Важным нормативным документом являлась Федеральная программа «Развития туризма в РФ на период 1995–2005 году», которая предусматривала создание современной туристской индустрии и условий для развития туризма.
В 1996 году отмечался дальнейший рост международного туризма: число прибытий составило 592 млн., что на 4,5% больше по сравнению с 1995 годом. Основными странами дальнего зарубежья, принимающими граждан из России, были: Финляндия, Турция, Китай, Польша, Германия. За десять лет с 1988 по 1998 годы сохранилась тенденция выезда россиян в Финляндию, Польшу и значительного роста выезда в такие страны, как Греция, Египет, Израиль, Испания, Кипр, Китай, ОАЭ, Турция.
Рассматривая тенденции развити
Выезд граждан из РФ в страны дальнего зарубежья в 2000 году заметно увеличился (+16,8%) по сравнению с предыдущим годом и составил 9,8 млн. человек. С туристскими целями выезжало 4485,3 тыс. человек. [9, с.96] Если мы посмотрим, что произошло за 1997-2000 год в позиционировании наиболее посещаемых стран гражданами из РФ с целью туризма, то увидим, что на первое место вышла Польша, сместив Турцию на 3-е место, Китай поднялся на 2-ю позицию с 3-ей, Финляндия сохранила свое четвертое место, Испания поднялась на 5-ю позицию. Большой скачок сделал Египет, переместившийся с 10-ой позиции на 6-ую. Несколько снизилась популярность Объединенных Арабских Эмиратов, которые заняли 10-ую позицию вместо 5-ой. Среди стран, не вошедших тогда в десятку лидеров, следует отметить популярность в эти годы для российских туристов Болгарии, Франции, Греции, Чехии, Таиланда, Швейцарии и Республики Корея.
2001 год был годом спада, как в международном туризме, так и выездном туризме России. По сравнению с 2000 годом произошло сокращение общего числа поездок на 431,8 тыс. (-2,4%) Число поездок с целью туризма сократилось на 6,5%. Однако общий показатель выезда в страны дальнего зарубежья был положительным и увеличился по сравнению с 2000 годом на 5,9% (10,4 млн.). Пятерка стран-лидеров осталась без изменений, поменялись позициями только Испания и Финляндия. Поток туристов в Финляндию снизился на 49,1%. Туристов потеряли также Польша (–27%) и Китай (–12,3). Турция (+10,3%) и Испания (+15%) наоборот активно привлекали туристов. Лидерами роста туристского потока из России являются Германия (+57,1%) и Египет (+37,7%), заняв тем самым 6-ю и 7-ю позиции соответственно. Также увеличился туристский поток на Кипр (+16,2%), Италию (+8,9%) и ОАЭ (+6,1%), замыкающие десятку стран дальнего зарубежью, в которые выехало наибольшее количество граждан России с целью туризма в 2001 году.
Близко примыкают к десяти странам-лидерам выездного туризма из России Болгария, Франция, Греция, Чехия, Швейцария и Таиланд.
Основным видом транспорта, используемым для поездок за границу, как в 2000 году, так и 2001 году остался автотранспорт – 42,8% россиян выехали на автомобиле или автобусе. Авиатранспорт использовали 24,7%, железнодорожный – 21,9%, морской (речной) – 3,5%, пешком пересекли границу – 7,1%. Для поездок в страны дальнего зарубежья россияне использовали автомобильный (44%) и авиационный (37,7%) транспорт.
В 2003 году из Российской Федерации с целью туризма выехали 5 млн.679 тыс. человек[8]. По сравнению с 2002 годом количество российских туристов, выехавших за рубеж, увеличилось на 13%. Количество туристов, посетивших страны дальнего зарубежья с целью туризма в 2003 году составило 4 млн. 654 тыс. человек, что на 5% больше, чем в 2002 году.
Итоги 2003 года показывают, что в выездном туризме из РФ среди 10 стран, наиболее посещаемых российскими туристами, по-прежнему остались Турция, Китай, Польша, Египет, Финляндия, Германия, Испания, ОАЭ и Италия. Впервые среди этих стран появилась Франция, вытеснив Кипр за пределы десятки, где Кипр находился с 90–х годов.
Значительных успехов достигла Турция, с 1996 года находившаяся в тройке стран, принимавших наибольшее количество российских туристов, которая увеличила прием по сравнению с 2002 годом на 51%, Германия – на 33%, а Франция – на 29%.
Однако среди ведущих стран, принимающих туристов из Российской Федерации, закончили 2003 год с отрицательным результатом такие страны как Польша (-34%), Финляндия (–21%), Испания (–26%), Кипр (–23%), Италия (–20%) и ОАЭ (–14%).
Если проанализировать итоги 2003 года по странам, непосредственно примыкающим к «десятке», то хороший рост приема туристов в процентном соотношении показали Болгария (+33%), Тунис (+170%), Таиланд (+36%), Великобритания (+32%), Чехия (+12%), Австрия (+20%), но цифры в абсолютном выражении еще не достаточны, чтобы предположить, что в ближайшее время может резко измениться позиционирование стран, успешно развивающих прием российских туристов.
По данным Российского союза туриндустрии, выездной туристический поток из России в 2004 году увеличился почти на 880 тысяч и составил 6,5 млн. человек. Причем поток туристов в Турцию увеличился на 400 тыс. человек и по итогам сезона 2004 года составил 1,5 млн.человек, более 200 тыс. прибавил Египет – за ушедший год страну посетили более полумиллиона российских туристов [9].
Исходя из рейтинга популярности туристических направлений, составленного на основе статистических данных Российского союза туриндустрии по частоте пересечения границ этих государств российскими гражданами, первую строчку в таблице занимает Турция, которая уже много лет является одним из самых популярных для россиян туристическим и бизнес–направлением. Китай, занимающий второе место в рейтинге, пока не является особенно популярным туристическим направлением, но российские туроператоры отмечают, что доля туристических поездок в Китай увеличивается год от года. Кроме того, высок процент жителей Дальнего Востока, пересекающих российско-китайскую границу, в том числе без визы. Также, по причине соседства государственных границ в лидерах оказалась Финляндия.
Касательно популярности туристических направлений в 2004 год, можно отметить традиционно высокий спрос на Турцию, а также заметное повышение интереса относительно Египта. Причина в том, что Египет спрашивают в течение всего года, а у Турции короткий выездной сезон. Туроператоры начали проводить политику «Турция круглый год», однако эта затея оказалась не столь успешной. В 2004 году на египетском направлении было отмечено значительное повышение цен. Если в 2003 году за 500 долларов можно было неделю отдыхать в пяти звездах, этой весной за эти же деньги предложат трехзвездочный отель. Безусловно, это связывают с природными катаклизмами в Юго-Восточной Азии.
На увеличение популярности Турции, прежде всего, оказало влияние незначительное повышение (по сравнению с другими курортами), а временами и снижение стоимости туров. Переход практически всех турецких курортных отелей на систему all inclusive и ultra all inclusive и повсеместная европизация турецких курортов все больше привлекает российских туристов.
За три предыдущих года в 6 раз возросла популярность индийских курортов, однако страной возвратного спроса Индия пока не становится. Туда едут туристы, которые многократно были в Турции, Египте, Арабских Эмиратах и хотят посетить что-то новое. Индия очень хорошо набирает туристов в зимние месяцы, однако в 2004 году, в связи с событиями в Юго-Восточной Азии страна потеряла значительное количество туристов.
Лидерами роста цен в 2004 году стали Хорватия и Кипр, которые показывают падение спроса. Так, например, на Кипре, в связи с переводом на евро, введением въездной визы и высоких цен внутри страны, а также довольно скудной экскурсионной программой на острове, существенно снизился поток российских туристов. Существенный подъем цен на хорватских курортах связывается прежде всего с переориентацией хорватских хотельеров на туристские рынки Германии и Австрии, и соответственно, переводом цен в евро, а также с незначительным приростом и улучшением отельной базы.
Рост потока российских туристов в 2005 году составил 3,5%. Эта цифра гораздо ниже, чем показатели двух предыдущих лет (в 2004 г. выезд увеличился на 15,5%, в 2003 – на 12,4%). По мнению участников туристского рынка, турпоток в последние годы остается практически неизменным и лишь перераспределяется по разным направлениям. А статистическое снижение темпа его роста произошло, из-за падения популярности шоп-туризма и продолжающегося процесса уменьшения приграничных обменов в связи с введением некоторыми странами визового режима с Россией.
Отмечался рост российского выездного потока в Турцию (+8%), Египет (+18,6%), Тунис (+3,1%) и Кипр (+3,4%). Туроператоры отмечали высокие – до 58% – показатели роста объема продаж туров в Болгарию. Причина в том, что болгарские курорты - как летние приморские, так и зимние горнолыжные - успешно реконструируются и предоставляют востребованный российскими туристами продукт в сочетании с очень приятными внутренними ценами [10].
В 2005 году российские туристы охотно ехали в Европу: Испанию, Францию, Италию, Чехию, Австрию, Хорватию, Венгрию. По всем этим направлениям зафиксирован рост. Операторы объясняют это, прежде всего, обилием разнообразной перевозки, хорошими ценами на этих направлениях, а также стабильным интересом к Европе со стороны самих россиян. Греция, а также Сербия и Черногория продемонстрировали стремительный скачок спроса – 45% и 95% соответственно. Исключение составили Польша (-37,7%), Мальта (-15,2%) и Германия (-9,5%).После введения виз и ограничения движения шоп-туристов, туристическая статистика по Польше, наконец, начала выравниваться. И сейчас среди 200,5 тыс. общего потока в Польшу процент туристов гораздо больше, чем, например, в 2004, хотя тогда цифра была выше – 322 тыс. Основная причина "падения" Мальты связана с увеличением цен на авиаперевозку, что заставило туристов искать этой стране альтернативу.
Довольно пестрой получилась картина по выезду в Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток. Примерно поровну подросли в прошлом году Китай (+22,4%), Корея (+24%) и Индия (+24%). На Японию спрос у россиян вырос в 2005 году не так существенно, как в 2004 (+31%) – всего на 8,5%. Но и этот показатель операторы считали вполне приличным для такого недешевого направления (порядка $4 тыс. за турпакет) и непростого порядка оформления визы. Несмотря на явный рост интереса, поток во Вьетнам увеличился всего лишь на 4,7%, в то время, как в 2004 году прирост составил +729%.
По данным Федеральной пограничной службы, выездной туристический поток из России, значительно замедливший темп роста в 2005 году (до 3,5% после 15,5% в 2004 г.), возвращает утраченные позиции. В 2006 году с целью туризма россиян выехало на 14,3% больше, чем в 2005. Давайте проанализируем данные по направлениям, показавшим наиболее яркие результаты.
Турция, хотя и занимает верхнюю строчку, но впервые за 7 лет показала снижение спроса – на 5,6%, слегка улучшив результат первого полугодия (-8,5%). Даже летний сезон в 2006 году этой «всероссийской здравнице» не удался. Уменьшение турпотока из России во II–III квартале было небольшое, всего 1,5%, но для страны, с 1999 года уверенно набиравшей обороты, результат настораживающий. Если зимние разговоры о птичьем гриппе, сорвавшие горнолыжный сезон на этом направлении, были безосновательные, то обманы туристов и исчезновения турфирм, проблемы с размещением в гостиницах, периодические взрывы на различных курортах – это реальность. А также участились жалобы на качество обслуживания в турецких отелях, причем даже высшей категории.
На этом фоне Египет показывает завидную динамику (+29,8%). То есть, Турцию по темпу роста страна обогнала на 35,4%. И этот показатель растет: в 2005 году турпоток из нашей страны в Египет вырос на 18,6%.
Информация о работе Специфика развития выездного туризма в Российской Федерации