Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 00:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать развитие выездного туризма, проанализировать его особенности и динамику в период 2002 – 2012 гг.
Задачи работы:
1. Проанализировать структуру туристского рынка РФ;
2. Проанализировать динамика развития российского выездного туризма;
3. Выявить основные направления российского выездного туризма;
4. Выявить тенденции развития видов выездного туризма из РФ;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА 5
1.1 Структура туристского рынка РФ 5
1.2 Динамика развития российского выездного туризма 9
1.3 Тенденции развития видов выездного туризма из РФ 22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА 24
2.1 Анализ выездного потока в страны Азии 24
2.2 Анализ выездного потока в страны Европы 30
2.3 Влияние внешнеэкономической ситуации на динамику
развития российского выездного туризма 37
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА 41
3.1 Улучшение благосостояния граждан страны – залог развития 41
выездного туризма
3.2 Перспективные и приоритетные способы передвижения 41
туристов
3.3 Популярные направления выездного туризма 43
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Швейцария прибавила 26% не только благодаря горнолыжному отдыху. Страна активно продвигается как летнее направление, и это уже приносит свои плоды.
В числе направлений, выстоявших в кризис, назовем Южную Корею (плюс 24%), Нидерланды (21,5%), Индонезию (15,5%), Латвию (12%), Великобританию (9,5%), Болгарию (8,6%). А самыми «стабильными» оказались Индия, Вьетнам, Германия, Черногория, Кипр – эти страны прибавили или потеряли незначительное число туристов из России.
Массовый туризм не мало пострадал от кризиса. Цены на дальние направления выросли на 10-40% по сравнению с прошлым годом. И все из-за удорожания стоимости перелета. Если в прошлом году в Бангкок, например, можно было улететь за $500, то сейчас место в эконом классе стоит не менее $1100. В среднем на дальних направлениях дешевые туры подорожали в 2 раза и более, в дорогих сегментах удорожание составило 15– 20%.
К сожалению, мировой финансовый кризис
отразился во всех сферах жизни. Не
стала исключением и
3 Перспективы развития выездного туризма
3.1 Улучшение благосостояния граждан страны – залог
развития выездного туризма
Перспективы развития выездного туризма в России выглядят довольно оптимистично. Рост количества выезжающих за границу граждан обусловлен, в первую очередь, общим ростом экономики и наличием специальных предложений для наиболее популярных туристических направлений. Благодаря увеличению уровня зарплат и сокращению процента безработных в период с 2013 по 2018 гг. ожидается 8% прирост отдыхающих за границей россиян. Однако, их основная масса формируется жителями мегаполисов, в то время как в регионах по–прежнему сохраняется высокий уровень безработицы и низкие зарплаты.
В России туристская деятельность находится
в стадии реформирования и развития.
Имеющиеся туристические
Анализ принципов организации
туристической отрасли стран, которые
имеют развитую индустрию туризма,
доводит необходимость
Одним из перспективных направлений стимулирования развития туризма в России, увеличение валютных поступлений от туристской деятельности, усовершенствование рыночной инфраструктуры является, на наш взгляд, создание специальных экономических зон туристско-рекреационного типа. Важной задачей функционирования таких зон должно стать обеспечение предпосылок для постепенного распространения самых эффективных элементов рыночного механизма из зон на экономику окружающих регионов и экономику страны.
Развитие туристической
В рамках развития
выездного туризма важным
Чартерные перевозки
играют существенную роль в
развитии выездного туризма в
России, особенно с учетом того,
что покупка путевки является
самым распространенным способо
Подавляющее большинство выезжающих за границу людей – отдыхающие. По данным за 2011– 2012 гг. – 96% выезжающих – это туристы, едущие в отпуск. Набрав 7% за период с 2008 по 2012 гг., в скором времени этот показатель продолжит свой рост [27].
Ожидается, что бизнес – поездки в ближайшем будущем увеличат свой объем, достигнув 10% (по сравнению с 4% на данный момент). Основная причина роста – увеличение объема сотрудничества Российских компаний с другими странами.
3.2 Популярные направления выездного туризма
В ближайшие годы наиболее популярными для россиян страны Азиатско – Тихоокеанского региона: Азербайджан, Китай, Индия, Казахстан и Таиланд. Это популярные направление для проведения отпуска и посещения родственников и знакомых (Азербайджан и Казахстан).
Наиболее популярные направления в Восточной Европе – Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, и Украина. В 2012 году они приняли 29% туристов. Большинство этих стран – бывшие советские республики, некоторые из которых предлагают Российским туристам безвизовой въезд и более доступные цены по сравнению со странами Западной Европы. Особое место в этом списке занимает Украина. Основная причина поездок в данное государство – встреча с семьей и друзьями, а также посещение летних курортов Черноморского побережья (Крым), предлагающих пляжный отпуск по доступным ценам [28].
Общая сумма денег, потраченных российскими туристами в Украине – 2,2 миллиарда долларов в 2012 году, которая увеличится до 4,1 миллиарда долларов к 2016 году. Тем не менее, эта сумма составляет всего 7% от общих расходов россиян за границей, так как пребывая в Украине они, в основном, останавливаются у друзей или родственников.
Отсутствие визового
режима – еще одна причина
по которой многие россияне
отдают предпочтение Украине,
наряду с хорошим
Наиболее популярные направления Западной Европы в 2013 – 2018 гг. будут следующие: Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Испания, Турция и Великобритания). Эти страны интересны российским туристам в рамках пляжного отдыха, городских экскурсий и туристических маршрутов.
Египет, ОАЭ, Израиль – лидеры по посещаемости в Ближневосточном и Африканском регионах. Эти страны в первую очередь интересны своими предложениями в формате «все включено». Популярность посещения данных стран в ближайшие годы останется высокой.
На выбор
страны оказывает влияние не
только соотношение цена/
Таким образом, выездной туризм в ближайшие годы будет иметь позитивную динамику, усложнение или упрощение визового режима, политическая стабильность могут влиять на число туристов. Однако основные направления, имевшие популярность в 2009 – 2012 гг. в ближайшие годы не потеряют своей популярности.
Выводы и рекомендации
Анализ выездного потока показывает, что расширяются туристские предпочтения российских граждан: наряду с традиционным интересом к странам с тёплыми морями, у россиян всё более популярными становятся страны, где пляжный отдых можно совместить с интересной культурно-познавательной программой, а также с лечением.
Выезд граждан из РФ в страны дальнего зарубежья в 2000 году составил 9,8 млн. человек, в 2008 году – около 12-ти миллионов человек. На основе этих данных можно сделать вывод о динамике развития выездного туризма - в среднем количество выездов с целью туризма увеличивается на 15% ежегодно.
Можно также отметить, что не все годы были удачными для мировой туристской индустрии, когда спрос на турпродукт резко падал. В 2009 году внешнеэкономическая ситуация оказала негативное влияние - количество российских туристов, выехавших за рубеж в первом полугодии 2009 года, сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 23%.
Основными странами, принимающими наибольшее количество российских туристов, на протяжении многих лет остаются Турция и Египет. Это можно объяснить небольшой географической удаленностью этих стран кот европейской части России и приемлемым сочетанием цены и качества на туристские услуги.
Китай – направление российского выездного туризма, которое вот уже много лет подряд лидирует по количеству отправлений, прежде всего благодаря активному движению шоп–туристов.
Касательно туров на отдых можно подметить тенденцию, которая началась примерно с 2006 года. К этому времени все большее количество туристов, уже открывших для себя страны Ближнего Востока и Северной Африки, стали выбирать экзотические страны, такие как Таиланд, спрос на который с 2006 по 2008 год увеличился более чем в два раза.
Среди популярных видов туризма выделяют рекреационный, деловой и шоп–туризм. Помимо отдыха у моря у российских туристов так же пользуются спросом познавательные туры. В этом сегменте лидируют страны Европы.
В России туризм является относительно молодой отраслью, практически новой, значительно изменившейся с распадом СССР. Поэтому перед российскими профессионалами в сфере туризма стоит много проблем, особенно совершенствование законодательной базы туризма, в том числе в такой сфере взаимоотношений турфирмы и путешественников, как защита прав и интересов туристов.
Библиографический список
Приор, 2011. – 242 с.
Ситников, Е.А. Ситников. – М.: Дашков и К, 2013. – 416 с.
3. Выездной туризм в России [Электронный ресурс]: Интернет–
ресурс. – Режим доступа: http://www.tourism.ru/, свободный
(дата обращения: 25.05.2013).
4. Выездной туризм. Итоги 2012 года [Электронный ресурс]:
Интернет–ресурс. – Режим доступа
http://www.slideshare.net/
обращения 25.05.2013).
5. Выезд российских граждан за рубеж. Статистические данные 2011-
2012 гг. [Электронный ресурс]: Интернет-ресурс. –
доступа http://www.russiatourism.ru/
(дата обращения 25.05.2013).
6. Гуляев, В. Г. Организация туристской деятельности [Текст]:
Учебное пособие /В.Г. Гуляев. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.
7. Дмитриев, М.Н.Экономика туристского рынка [Текст]: Учебник
для студ. вузов, обуч. по направ. сервиса и туризма. 2–е изд.,
перераб. и доп. Гриф МО РФ/ М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н.
Малыгина. – М.: Юнити, 2010. – 311 с.
8. Добровская, М.Б. Оценка социальной эффективности туризма.
cборник научных статей аспирантов и преподавателей ВЗФЭИ.
Под ред. А.Н. Романова. [Текст]: М.Б. Добровская. - М.: ВЗФЭИ,
2011. Вып. 1. – 254 с.
9. Драчева, Е.Л., Туристское страноведение – Испания, Кипр, Египет,
Финляндия [Текст]: Учебное пособие. Яворская, А.О.:. – М.:
МАТГР, 2005. – 329 с.
10. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации
[Текст]: М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 322 с.
11. Зорин, И. В. Туристский терминологический словарь [Текст]:
/И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М.: АСТ, 2009. – 383 с.
12. Ильина, О.В. Современное состояние российского туристского
рынка. [Текст]: О.В. Ильина, М.А. Левина. - Экономические
науки, 2011, № 10. – с. 66-68.
13. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы[Текст]:
Учебник для студентов вузов туристического профиля/ Е.Н.
Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 452 с.
14. Каурова, К. Д. Организация сферы туризма[Текст]: Учебное
пособие/ К.Д. Каурова. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2010. –
320 с.
15. Квартальнов, В.А. Туризм [Текст]: В.А. Квартальнов. – М.:
Инфра-М, 2009. – 431 с.
16. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма [Текст]: В.А.
Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 672 с.
17. Косолапов, А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия
[Текст]: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., стер. – М.:
КНОРУС, 2008.– 400 с.
18. Романов, А.А. География туризма [Текст]:Учебное
пособие/Саакянц, Р.Г.: – М.: Советский спорт, 2002. – 464 с.
19. Россия в цифрах. Выездной туризм [Электронный ресурс]:
Интернет-ресурс. – Режим доступа:
http://www.vestifinance.ru/
25.05.2013).
20. Российский и мировой рынок туризма – 2012. Intesco Research
Информация о работе Специфика развития выездного туризма в Российской Федерации