Специфика развития выездного туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать развитие выездного туризма, проанализировать его особенности и динамику в период 2002 – 2012 гг.
Задачи работы:
1. Проанализировать структуру туристского рынка РФ;
2. Проанализировать динамика развития российского выездного туризма;
3. Выявить основные направления российского выездного туризма;
4. Выявить тенденции развития видов выездного туризма из РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА 5
1.1 Структура туристского рынка РФ 5
1.2 Динамика развития российского выездного туризма 9
1.3 Тенденции развития видов выездного туризма из РФ 22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА 24
2.1 Анализ выездного потока в страны Азии 24
2.2 Анализ выездного потока в страны Европы 30
2.3 Влияние внешнеэкономической ситуации на динамику
развития российского выездного туризма 37
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА 41
3.1 Улучшение благосостояния граждан страны – залог развития 41
выездного туризма
3.2 Перспективные и приоритетные способы передвижения 41
туристов
3.3 Популярные направления выездного туризма 43

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс Макаренко.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Швейцария прибавила 26% не только благодаря  горнолыжному отдыху. Страна активно  продвигается как летнее направление, и это уже приносит свои плоды.

В числе направлений, выстоявших в  кризис, назовем Южную Корею (плюс 24%), Нидерланды (21,5%), Индонезию (15,5%), Латвию (12%), Великобританию (9,5%), Болгарию (8,6%). А самыми «стабильными» оказались Индия, Вьетнам, Германия, Черногория, Кипр – эти страны прибавили или потеряли незначительное число туристов из России.

Массовый туризм не мало пострадал  от кризиса. Цены на дальние направления выросли на 10-40% по сравнению с прошлым годом. И все из-за удорожания стоимости перелета. Если в прошлом году в Бангкок, например, можно было улететь за $500, то сейчас место в эконом классе стоит не менее $1100. В среднем на дальних направлениях дешевые туры подорожали в 2 раза и более, в дорогих сегментах удорожание составило 15– 20%.

К сожалению, мировой финансовый кризис отразился во всех сферах жизни. Не стала исключением и туротрасль. Путешествия – далеко не первая необходимость и потребность  человека, значит, и отказаться от них  не так уж сложно. В первую очередь кризис ударил по среднему классу, а ведь именно он всегда составлял основную прослойку активно путешествующих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития выездного туризма

 

3.1 Улучшение  благосостояния граждан страны  – залог 

      развития выездного туризма

Перспективы развития выездного туризма  в России выглядят довольно оптимистично. Рост количества выезжающих за границу  граждан обусловлен, в первую очередь, общим ростом экономики и наличием специальных предложений для наиболее популярных туристических направлений. Благодаря увеличению уровня зарплат и сокращению процента безработных в период с 2013 по 2018 гг. ожидается 8% прирост отдыхающих за границей россиян. Однако, их основная масса формируется жителями мегаполисов, в то время как в регионах по–прежнему сохраняется высокий уровень безработицы и низкие зарплаты.

В России туристская деятельность находится  в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристические ресурсы  используются не полностью, однако динамика туристического рынка России свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов вообще, а иностранных - в частности.

Анализ принципов организации  туристической отрасли стран, которые  имеют развитую индустрию туризма, доводит необходимость предоставления государственной поддержки развитию туризма в России, в частности, в сфере информационно-рекламной деятельности.

Одним из перспективных направлений  стимулирования развития туризма в  России, увеличение валютных поступлений  от туристской деятельности, усовершенствование рыночной инфраструктуры является, на наш взгляд, создание специальных экономических зон туристско-рекреационного типа. Важной задачей функционирования таких зон должно стать обеспечение предпосылок для постепенного распространения самых эффективных элементов рыночного механизма из зон на экономику окружающих регионов и экономику страны.

Развитие туристической отрасли  как высокоприбыльного сектора  экономики является важным фактором социального развития и культурного  подъема России при сохранении ее самобытности и национальной сути, гармонической интеграции России в мировые глобализационные и гуманизационные процессы.

      В рамках развития  выездного туризма важным аспектом  является визовый режим. Российские  власти продолжают вести переговоры  с Евросоюзом на предмет отмены  или упрощения визового режима, но предполагается, что это процесс займет порядка 8-10 лет [26].

      Чартерные перевозки  играют существенную роль в  развитии выездного туризма в  России, особенно с учетом того, что покупка путевки является  самым распространенным способом выезда за границу. Наземный транспорт остается наиболее приоритетным способом передвижения для путешественников, его доля в 2008 году составила 46% и 42% в 2012. Ожидается, что в период с 2013 по 2018 гг. авиаперевозки увеличат свою долю до 45%, вследствие здоровой конкуренции между набирающими популярность бюджетными перевозчиками и направлениями. Тем не менее, на сегодняшний день число перевозчиков, осуществляющих международные перелеты, в России, по сравнению с другими странами, остается на низком уровне. Сокращение налогов на импорт авиатранспорта позволит перевозчикам обновить парк, предложив потребителям более привлекательные и комфортные условия перевозок.

        Подавляющее большинство выезжающих за границу людей – отдыхающие. По данным за 2011– 2012 гг. – 96% выезжающих – это туристы, едущие в отпуск. Набрав 7% за период с 2008 по 2012 гг., в скором времени этот показатель продолжит свой рост [27].

       Ожидается, что бизнес – поездки в ближайшем будущем увеличат свой объем, достигнув 10% (по сравнению с 4% на данный момент). Основная причина роста – увеличение объема сотрудничества Российских компаний с другими странами.

 

3.2 Популярные направления выездного туризма

       В ближайшие  годы наиболее популярными для россиян страны Азиатско – Тихоокеанского региона: Азербайджан, Китай, Индия, Казахстан и Таиланд. Это популярные направление для проведения отпуска и посещения родственников и знакомых (Азербайджан и Казахстан).

        Наиболее популярные направления в Восточной Европе – Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, и Украина. В 2012 году они приняли 29% туристов. Большинство этих стран – бывшие советские республики, некоторые из которых предлагают Российским туристам безвизовой въезд и более доступные цены по сравнению со странами Западной Европы.         Особое место в этом списке занимает Украина. Основная причина поездок в данное государство – встреча с семьей и друзьями, а также посещение летних курортов Черноморского побережья (Крым), предлагающих пляжный отпуск по доступным ценам [28].

       Общая сумма  денег, потраченных российскими туристами в Украине – 2,2 миллиарда долларов в 2012 году, которая увеличится до 4,1 миллиарда долларов к 2016 году. Тем не менее, эта сумма составляет всего 7% от общих расходов россиян за границей, так как пребывая в Украине они, в основном, останавливаются у друзей или родственников.

       Отсутствие визового  режима – еще одна причина  по которой многие россияне  отдают предпочтение Украине,  наряду с хорошим железнодорожным  сообщением между двумя странами, предлагающим билеты по доступным ценам.

        Наиболее популярные направления Западной Европы в 2013 – 2018 гг. будут следующие: Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Испания, Турция и Великобритания). Эти страны интересны российским туристам в рамках пляжного отдыха, городских экскурсий и туристических маршрутов.

       Египет, ОАЭ, Израиль – лидеры по посещаемости в Ближневосточном и Африканском регионах. Эти страны в первую очередь интересны своими предложениями в формате «все включено». Популярность посещения данных стран в ближайшие годы останется высокой.

        На выбор  страны оказывает влияние не  только соотношение цена/качество  услуг, но и политическая стабильность, ряд других факторов. Важно отметить, что международный фактор и  политическая обстановка в ряде стран в некоторых случаях могут иметь решающее значение и оказать самое прямое влияние на увеличение или сокращение туристического потока.

            Таким образом, выездной туризм в ближайшие годы будет иметь позитивную динамику, усложнение или упрощение визового режима, политическая стабильность могут влиять на число туристов. Однако основные направления, имевшие популярность в 2009 – 2012 гг.  в ближайшие годы не потеряют  своей популярности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и рекомендации

Анализ выездного потока показывает, что расширяются туристские предпочтения российских граждан: наряду с традиционным интересом к странам с тёплыми морями, у россиян всё более популярными становятся страны, где пляжный отдых можно совместить с интересной культурно-познавательной программой, а также с лечением.

Выезд граждан из РФ в страны дальнего зарубежья в 2000 году составил 9,8 млн. человек, в 2008 году – около 12-ти миллионов  человек. На основе этих данных можно  сделать вывод о динамике развития выездного туризма - в среднем количество выездов с целью туризма увеличивается на 15% ежегодно.

Можно также отметить, что не все  годы были удачными для мировой туристской индустрии, когда спрос на турпродукт резко падал. В 2009 году внешнеэкономическая ситуация оказала негативное влияние - количество российских туристов, выехавших за рубеж в первом полугодии 2009 года, сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 23%.

Основными странами, принимающими наибольшее количество российских туристов, на протяжении многих лет остаются Турция и Египет. Это можно объяснить небольшой географической удаленностью этих стран кот европейской части России и приемлемым сочетанием цены и качества на туристские услуги.

Китай – направление российского  выездного туризма, которое вот уже много лет подряд лидирует по количеству отправлений, прежде всего благодаря активному движению шоп–туристов.

Касательно туров на отдых можно  подметить тенденцию, которая началась примерно с 2006 года. К этому времени  все большее количество туристов, уже открывших для себя страны Ближнего Востока и Северной Африки, стали выбирать экзотические страны, такие как Таиланд, спрос на который с 2006 по 2008 год увеличился более чем в два раза.

Среди популярных видов туризма  выделяют рекреационный, деловой и шоп–туризм. Помимо отдыха у моря у российских туристов так же пользуются спросом познавательные туры. В этом сегменте лидируют страны Европы.

В России туризм является относительно молодой отраслью, практически новой, значительно изменившейся с распадом СССР. Поэтому перед российскими профессионалами в сфере туризма стоит много проблем, особенно совершенствование законодательной базы туризма, в том числе в такой сфере взаимоотношений турфирмы и путешественников, как защита прав и интересов туристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

    1. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. [Текст]: / М.Б. Биржаков. – М.:

    Приор, 2011. – 242 с.

    1. Бутко, И.И. Маркетинг в туризме. [Текст]: / И.И. Бутко, В.А.

    Ситников, Е.А. Ситников. – М.: Дашков и К, 2013. – 416 с.

3. Выездной туризм в России [Электронный      ресурс]: Интернет–

   ресурс.  – Режим     доступа: http://www.tourism.ru/, свободный

    (дата обращения:   25.05.2013).

4. Выездной туризм. Итоги 2012 года [Электронный      ресурс]:

    Интернет–ресурс.  – Режим     доступа

    http://www.slideshare.net/ATORUS/2012-15751891 ,свободный (дата 

    обращения   25.05.2013).

5. Выезд российских граждан за рубеж. Статистические данные 2011-

   2012 гг. [Электронный      ресурс]: Интернет-ресурс.  –

  доступа http://www.russiatourism.ru/rubriki/–1124140229,свободный

    (дата  обращения   25.05.2013).

6. Гуляев, В. Г. Организация туристской  деятельности [Текст]:

   Учебное пособие /В.Г. Гуляев. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.

7. Дмитриев, М.Н.Экономика туристского рынка [Текст]: Учебник

   для студ. вузов, обуч. по направ. сервиса и туризма. 2–е изд.,

   перераб. и доп.   Гриф МО РФ/ М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н.

   Малыгина. – М.: Юнити, 2010. – 311 с.

8. Добровская, М.Б. Оценка социальной эффективности туризма.

    cборник научных статей аспирантов и преподавателей ВЗФЭИ.  

    Под ред. А.Н. Романова. [Текст]: М.Б. Добровская. - М.: ВЗФЭИ,

    2011. Вып. 1.     – 254 с.

9. Драчева, Е.Л., Туристское страноведение – Испания, Кипр, Египет,

  Финляндия [Текст]: Учебное пособие. Яворская, А.О.:. – М.:

   МАТГР, 2005. – 329 с.

10. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации

      [Текст]: М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 322 с.

11. Зорин, И. В. Туристский терминологический словарь [Текст]:

      /И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М.: АСТ, 2009. – 383 с.

12. Ильина, О.В. Современное состояние российского туристского

      рынка. [Текст]: О.В. Ильина, М.А. Левина. - Экономические

      науки, 2011, № 10. – с. 66-68.

13. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы[Текст]:

    Учебник для студентов вузов туристического профиля/ Е.Н.

     Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 452 с.

14. Каурова, К. Д. Организация сферы туризма[Текст]: Учебное

     пособие/ К.Д. Каурова. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2010. –

     320 с.

15. Квартальнов, В.А. Туризм [Текст]: В.А. Квартальнов. – М.:

      Инфра-М, 2009. – 431 с.

16. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма [Текст]: В.А.

      Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 672 с.

17. Косолапов, А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия

     [Текст]: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., стер. – М.:

     КНОРУС, 2008.– 400 с.

18. Романов, А.А. География туризма [Текст]:Учебное

     пособие/Саакянц, Р.Г.: – М.: Советский спорт, 2002. – 464 с.

19. Россия в цифрах. Выездной туризм [Электронный      ресурс]:

     Интернет-ресурс.  – Режим     доступа:

     http://www.vestifinance.ru/videos/4346, свободный (дата  обращения    

     25.05.2013).

20. Российский и мировой рынок туризма – 2012.  Intesco Research

Информация о работе Специфика развития выездного туризма в Российской Федерации