Суть и основные принципы инноваций в туризме. Инновационная деятельность и понятие инновационной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для развития инфраструктуры всех отраслей экономики, происходит улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Содержание

Введение
1. Суть и основные принципы инноваций в туризме. Инновационная деятельность и понятие инновационной инфраструктуры
2. Объекты инновационной инфраструктуры. Бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы
3. Возможности инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

6. Различные формы  обучения предпринимательству в  научно-технической сфере.

Таким образом, ииновационная  инфрастуктура представляет собой  систему различных элементов, взаимосвязанных  и взаимодополняемых, объеденяющих весь спектр функциональных институтов экономики в целом, которые предоставляют  оперативную информацию и поддержку  субъекту хозяйствования. Только хорошо поставленная работа всех элементов, их скоординированные действия позволят расчитывать на положительный эффект от создания того или иного объекта  инновационной инфраструктуры.

2. Объекты инновационной инфраструктуры. Бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы

Инновационная инфраструктура предполагает, в первую очередь, наличие  в ней специфических рыночно-ориентированных  субъектов хозяйствования, таких  как бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, инновационно-технологические  центры, а также малые инновационные  и венчурные предприятия.

В зависимости от ориентации технопарки, технополисы, инновационные  центры и т.п. являются институциональными субъектами, главное назначение которых  состоит в реализации инновационной  деятельности, коммерциализации результатов  НИОКР и их ускоренном продвижении  в сферу материального производства, а также в создании благоприятных  условий для инновационного развития экономики страны. Что касается туричтической  отрасли, то основными задачами для  субъектов инновационной инфрастуктуры  являются информационная поддержка, скоординированное  продвижение туристического продукта на внутреннем и внешнем рынке, помощь при организации, становлении и  развитии вновь созданного субъекта туристической отрасли.

Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий  для возникновения и эффективной  деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается  путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и  других необходимых услуг.

Главная задача бизнес-инкубаторов - помочь тем, кто открывает собственное  дело, особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу предпринимателям в  бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских  задачах и снижение расходов на управленческий аппарат.

Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50 годы в Великобритании. Однако наибольшее распространение  особенно после 1983 года инкубаторы бизнеса  получили в США. В последние десять лет их число выросло с нескольких десятков до 575, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса. Можно  назвать три причины, которые  способствовали их быстрому распространению  в США:

- проблема возрождения  приходящих в упадок городских  центров и отдельных регионов. Инкубаторы, создаваемые в рамках  этой схемы, открывались на  свободных площадях заводов и  фабрик, на месте бывших складов,  школ, в восстановленных зданиях,  в общем, в любых помещениях, которые можно было приспособить  для формирования и выхаживания  малого бизнеса. Эти инкубаторы  выполняли, в основном, функцию  создания новых рабочих мест  и связаны, в основном, с нетехнологичным  бизнесом;

- поощрение инновационной  деятельности и предпринимательской  активности в университетах. Инкубаторы, появление которых было вызвано  этой причиной, выполняли функцию  поддержки наукоемкого предпринимательства;

- инициативы по  открытию инкубаторов, предпринятые  для создания привлекательных  условий частным инвесторам - "деловым  ангелам". Удобство инкубаторной  схемы для венчурных капиталистов  в том, что они таким образом  могут контролировать по ряду  параметров своих клиентов, одновременно  создавая им условия для работы. Эти инкубаторы оказывают поддержку  как фирмам высоких технологий, так и нетехнологическому предпринимательству. 

Примером успешного  развития инкубатора по третьей схеме  может служить бизнес-инкубатор  в г. Остин штата Техас (Austin Technology Incubator). Он был создан в 1989 году и занимал  тогда небольшую площадь всего  в 400 кв. метров. Однако уже в 1997 году его площадь увеличилась до 20000 кв. метров, а число компаний, входящих в него, возросла до 28. Сейчас общий  капитал этих компаний достиг 100 миллионов  долларов. 90% всех компаний, которые  родились здесь, успешно развиваются. При этом 33 компании были выпущены из инкубатора в свободное плавание, а 6 из них зарегистрированы на бирже. Интересно, что постепенно на схему  привлечения частных инвесторов для финансирования венчурных фирм переходят и университетские  инкубаторы. В частности так теперь работает Оксфордский центр инноваций  в Великобритании.

Чаще всего инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их "взросления" тяготеют к специализации. Например, создаются  инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или  работающих в области биотехнологии.

Бизнес-инкубаторы, которые входят в состав технопарков  располагаются, как правило, на базе крупных вузов или научных  центров и относятся ко второму  типу приведенной нами классификации. Бизнес-инкубаторы, созданные как  самостоятельные структуры, чаще всего  решают задачи, стоящие перед местными властями по развитию малого бизнеса  в регионе и относятся к  первому типу.

Гибкая система  аренды помещений и, возможно, оборудования, совместно используемые услуги, консультации при установлении контактов и  заключении хозяйственных сделок, а  также территориальная близость к таким же активным и динамичным молодым предпринимателям - это и  есть помощь в преодолении трудностей начального этапа. Как правило, бизнес-инкубаторы сдают в аренду своим клиентам помещения, производственные площади  и офис. Производственные помещения  на каждую фирму составляют площадь  примерно 150 кв. м., офис - по меньшей  мере 20 кв. м. Помещение для переговоров, кухня и комната отдыха могут  быть общими для всех предпринимателей данного бизнес-инкубатора. Если помещения  используются не по назначению, то оговаривается  возможность досрочного расторжения  договора. Не допускается сдача помещений  в субаренду.

В принципе концепция  бизнес-инкубатора не предполагает долговременных или безвременных договоров об аренде. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления  в необходимых случаях еще  на 2 года. Однако сроки пребывания начинающей фирмы в инкубаторе могут быть еще меньше. Кроме площадей для  размещения производства и оказания услуг, бизнес-инкубатор представляет для предпринимателей:

- современную производственную  инфраструктуру с централизованным  секретариатом, машинописной службой,  телефоном и почтой;

- современную коммуникационную  технику, включая подключение  к Интернету (возможно создание  отдельных электронных адресов);

- помещения для  проведения переговоров и конференций; 

помещения для отдыха, кухни и т.д.

Одним из главных  в работе бизнес-инкубатора является вопрос об арендной плате. В первый год аренды она должна быть максимально  благоприятной для предпринимателя (от 50% до 70% от рыночной цены). Арендная плата, как правило, включает:

- предоставление  всех коммуникаций, подключение  телефона;

- использование  совместных помещений (кухни,  комнаты для переговоров и  т.д.);

- предоставление  копировальной техники; 

- использование  секретаря и ежедневное почтовое  обслуживание.

Аренда машин  и технического оборудования оплачивается дополнительно в соответствии с  установленной платой. Использование  электроэнергии, воды и отопления  тоже оплачивается дополнительно и, по возможности, в соответствии с  индивидуальным потреблением, принимая во внимание занимаемую площадь.

Наряду со льготными  условиями аренды помещений, особенностью бизнес-инкубаторов является также  сервисное обслуживание начинающих предпринимателей. Оно, как правило, включает следующие моменты:

- подготовку учредительных  документов и регистрацию юридических  лиц; 

- централизованная  бухгалтерия для начинающих предпринимателей;

- консультационные  услуги, бизнес-планирование;

- помощь в проведении  маркетинговых исследований;

- поиск инвесторов  и посредничество в контактах  с потенциальными деловыми партнерами;

- поддержка при  решении административных и правовых  проблем (составление типовых  договоров);

- приобретение  и предоставление информации  по актуальным вопросам (специализированная  печатная продукция);

- повышение образовательного  уровня в рамках предпринимательской  деятельности.

Чрезвычайно удобным  является то, что в бизнес-инкубаторе с предпринимателем всегда можно  установить связь. Даже если он отсутствует  в данный момент, информацию примет секретарь, передаст ее или согласует  сроки. Постоянный обмен опытом с  другими предпринимателями, которые  имеют те же интересы и проблемы, может привести не только к взаимной поддержке, но и к кооперации.

Для того чтобы  лица, создающие свое дело, или начинающие предприниматели были приняты в  члены бизнес-инкубатора, они должны соответствовать определенным критериям. Претендент должен убедительно доказать, что:

- предприятие имеет  реальные шансы на успех ;

- предлагаемые  к производству продукты, товары  или услуги являются конкурентоспособными;

- финансирование  будущего предприятия гарантировано  за счет собственных или привлеченных  средств (должны быть предоставлены  концепция финансирования, планы  инвестирования и т.д.).

Претенденты обычно предоставляют следующие документы:

- анкету и описание  предыдущей предпринимательской  деятельности;

- предпринимательскую  концепцию, которая характеризует  планируемый для производства  продукт, его рыночную перспективу,  конкурентоспособность, сбыт и  потребность в площади; 

- бизнес-план, экономическое  планирование и организацию производства, в которые включены план товарооборота  и затрат, а также прогноз достижения  успеха и т.д.

Научный парк или  технологический парк (технопарк) - специальная организация, в которой  объединены научно-исследовательские  институты, объекты индустрии, деловые  центры, выставочные площадки, учебные  заведения, а также обслуживающие  объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл  создания технопарка в том, чтобы  сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить  исследования в НИИ, преподавать  в учебных заведениях и участвовать  в процессе внедрения результатов  своих исследований в жизнь.

Технопарки отличаются от типичных высокотехнологичных бизнес-районов  тем, что являются более организованными, спланированными и управляемыми. Они отличаются от научных центров  тем, что непосредственно связаны  с будущими разработками в области  науки и технологии. Обычно предприятия  и организации в технопарках  сосредоточиваются на продвижении  продукции и инновациях в отличии  от промышленных парков, которые нацелены на производство и бизнес-парков, которые  сосредотачиваются на администрировании.

Кроме площадей застройки, эти парки предлагают ряд общих  ресурсов, таких как источник бесперебойного питания, телекоммуникационные центры, службу безопасности, рестораны, отделения  банков, конференц-зал, парковка, внутренний транспорт, развлечения и спортивные сооружения и т.д. Таким образом, парк предлагает значительные преимущества для размещенных компаний, за счет сокращения накладных расходов с  этих объектов.

Органами местного самоуправления оказывается весомая  поддержка технопаркам, с целью  привлечения новых компаний в  данные регионы (города), а также  с целью расширения их налоговой  базы и возможности для трудоустройства  граждан. Земельный и другие налоги, как правило, отменяются или снижаются  на определенное количество лет, с целью  снижения налоговой нагрузки на только что созданные компании и, как  следствие, привлечения бизнеса  в технопарки.Первый технопарк был  создан в начале 50-х годов прошлого века и стал предвестником сообщества, известного сегодня как Силиконовая  Долина.

И хотя технопарки существенно различаются по форме  и размеру, от городских высоток  до застроек в пригородных или  сельских районах, типичный американский технопарк находится в пригороде  с населением менее 500,000 и управляется  университетом или не коммерческой организацией. Компаний, работающие в  технопарках, в первую очередь частного сектора, но научный парк также является местом деятельности для университетов  и государственных учреждений. Технопарки Европы, впервые появившись во Франции, представляют собой хорошие копии  американских технопарков.

Научные парки являются источниками предпринимательства, таланта и экономической конкурентоспособности, и представляют собой ключевые элементы инфраструктуры, поддерживающей рост глобальной экономики сегодняшнего дня. Предоставляя место, в котором  правительство, университеты и частные  компании активно сотрудничают и  взаимодействуют, научные парки  создают условия, способствующие развитию и воплощению инновационных решений, идей в жизнь. Новая модель стратегического  сотрудничества всех субъектов многофункционального студенческого городка, создает  такое общее пространство, в котором  промышленность и научные исследователи  работают бок о бок.

Информация о работе Суть и основные принципы инноваций в туризме. Инновационная деятельность и понятие инновационной инфраструктуры