Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 10:19, реферат
Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских маршрутов для предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.
Введение. ..............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6
1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6
2. Этапы разработки маршрута...............................................................................................12
3. Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20
Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45
ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходный маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86
Заключение...........................................................................................................................93
Список используемой литературы. ....................................................................96
Важной составляющей экстремальных туристских походов является транспорт. Передвижения по тундре, перемещения групп туристов, а также заброска снаряжения на большие расстояния осуществляется по средством специальной техники. Летом - это вездеходы на воздушной подушке, безопасные для тонкого почвенного покрова тундры с экологической точки зрения. Зимой - гусеничные вездеходы, снегоходы типа «Буран», оленьи упряжки.
Особое место принадлежит малой авиации. Скорая медицинская помощь осуществляется только вертолетами. Вертолеты и самолеты типа АН-2 используются как в горной местности, так и в тундре. Эта модель самолетов очень практична на лыжах – зимой и на водных лыжах - летом может осуществлять посадки в руслах рек, а также на поверхности озер.
Может показаться непосильным
для любой туристской фирмы необходимое
количество техники, учитывая трудность
ее доставки на места организованных
туристских приютов. Есть простой выход.
На территории Полярного и Приполярного
Урала находится большое
ВОДНО-ПЕШЕХОДНЫЙ МАРШРУТ «По рекам Полярного Урала»
1. По Северной железной дороге до станции Лабытнанги (от Москвы 2,5 дня).
2. На катере по Оби от Лабытнанги до Салехарда, 30 км (2,5 часа).
3. На пароходе
от Салехарда до поселка
4. На пароходе
от Березова до селения
5. На байдарках вверх по Ляпину, Хулге (229 км) и Хаймаю (22 км) до начала волока. Всего 251 км (7 дней).
6. Пешком через перевал Хайма до конца волока на реку Большая Хайма, 39 км (2 дня).
7. На байдарках вниз по Большой Хайме (6 км), Хайме (9 км),
Лемве (133 км) и Усе (12 км) до станции Абезь Северной железной дороги. Всего 160 км (5 дней).
Тип похода |
Категорийность |
Протяженность |
Продолжи-тельность |
Сроки проведения |
Водно-пешеходный |
I- II |
450 км |
14 дней |
июнь – август |
Этот маршрут - один
интересных и сложных; туристам придется
подниматься 251 км против течения и
делать почти 40-километровый волок
байдарок через главный водораздел.
В данной разработке волок заменяется
переездом туристов и снаряжения
на вездеходах, что значительно сокращает
время похода и уменьшает категорию
сложности, делая маршрут доступным
для большего количества туристов-водников.
Труднопроходимых порогов на реках
мало; встречаются в основном быстрые
мелководные перекаты, не опасные
для плавания. Идти лучше вверх
по Ляпину, Хулге и Хаймаю, а спускаться
по Большой Хайме, Хайме, Лемве и
Усе, а не в обратном направлении,
так как падение и скорость
течения Ляпина и Хулги значительно
меньше, чем Лемвы и Хаймы. Маршрут
проходит через таежные леса северных
районов восточного склона Приполярного
Урала и наиболее южные районы
западного склона Полярного Урала.
В верховьях рек и близ перевала
места глухие, туристами посещаются
редко. Реки изобилуют рыбой (таймень,
хариус), а леса - ягодами и грибами.
Посещение красивого
На рейсовом судне из Салехарда вверх по Оби, в Березово, далее пароходом вверх по Северной Сосьве и Ляпину до Саранпауля (пароход “Петр Шлеев” ходит один раз в 4-5 дней). Начальный пункт маршрута - Саранпауль (на языке коми означает “зырянская деревня”) расположен на правом берегу Ляпина, в 2 км ниже устья Щекурьи. Существует с 1885 г.- времени сооружения Сибиряковского тракта. За последние годы сильно разросся: в нем помещаются базы геологических экспедиций, имеются магазины, сберкасса, почта, школа, больница, кино. Селение связано с Березовом регулярной авиалинией, а с июня до начала октября и пароходным сообщением. В Саранпауле в деревне Щекурья (4 км от Саранпауля) организована туристская база, которая служит для обеспечения туристов продуктами, а также лодками и специальным снаряжением.
Река Ляпин (Хулга), по которой предстоит проплыть преобладающую часть маршрута, - наиболее крупный и водоносный приток Северной Сосьвы (площадь бассейна 27390 кв. км, длина 422 км). Правобережная часть бассейна, составляющая около половины всей его площади, находится в основном в горах и увалистой полосе восточного склона Приполярного Урала. Главныеправые притоки Ляпина - Хальмерью, Манья, Народа, Щекурья - сильно расчленяют восточные склоны Урала и отличаются высокой водоносностью, а также изменчивым режимом в теплое время года. Левобережная часть бассейна занимает заболоченные равнинные пространства Западно-Сибирской низменности и имеет менее развитую речную сеть. Левые притоки - Нияю, Кемпаж, Енготаю характеризуются меньшей водоносностью, сильно извилистым руслом и спокойным течением.
Покинув Саранпауль, туристы поднимаются вверх по широкому (до 250 м), полноводному Ляпину. В 2 км от селения река принимает большой правый приток
Щекурью, а в 12 км
выше устья Манью, при впадении которой
стоит маленький поселок
принимает правый приток Неркаю, а через 8 км - левый приток Енготаю.
В 8 км выше устья Балбанью Хулга делает большую излучину с юга-запада на восток. От крайней западной части излучины лесистая местность начинает повышаться. В 3 км на западе среди возвышенностей расположено живописное озеро Балбанты восточное (5,5х2 км), богатое рыбой. ДНЕВКА, РЫБАЛКА. С восточного, возвышенного, берега (193 м) открывается красивый вид на уходящую к северу долину Хулги, на многочисленные озера на востокеи далекие вершины Народо-Итьинского хребта на западе и северо-западе. Озеро еще никем не изучалось и является интересным объектом исследования для туристов.
Выше излучины ширина Хулги уменьшается до 60-90 м. Сильно петляя, река течет среди обширных заболоченных массивов, образуя старицы и рукава. В 28 км выше устья Балбанью Хулга принимает правый приток - реку Тыкотлова, в 38 км от устья которой находится слияние рек Грубею (левый исток) и Хаймаю (правый), образующих Хулгу. На последнем 38-километровом отрезке Хулга имеет характер горной реки - течение
быстрое, много каменистых перекатов; ширина русла уменьшается до 30 м, среднее падение 2,3 м/км. На северо-востоке, в 7 км от места слияния Грубею с Хаймаю,
протекает Колокольня (восточная) - правый приток Мокрой Сыни. Перевалив через невысокий водораздел,туристы могут спуститься по Колокольне, Мокрой Сыне, Сыне и Горной Оби до пристани Мужи (всего около 300 км), откуда рейсовым пароходом за 14 часов доберутся до Салехарда.
Этот вариант значительно легче пути по основному маршруту. На Колокольне, Мокрой Сыне и Сыне нет больших порогов. Приняв справа Колокольню, Мокрая Сыня становится полноводнее, уклон русла уменьшается. Лес вплотную подступает к реке, а чуть в сторону от берега среди болот виднеются озера. В 50 км после впадения в Мокрую Сыню Колокольни, слева среди болотистых берегов, видно устье Сухой Сыни. От места слияния Сухой и Мокрой Сыни река называется Сыней. Это уже широкий полноводный поток. Через 31 км в Сыню слева впадает река Хабыней-юган. Возле ее устья на правом берегу Сыни находится зимовье Евыргорт, состоящее из двух десятков домов и нескольких чумов. Кругом болота, хвойных деревьев мало, зато много черемухи, красной
смородины, всюду высокие пышные травы. В зимовье летом живут несколько семей хантов. Далее вниз по реке селения встречаются через каждые 10-20 км; в 9 км
ниже Евыргорта, близ устья Большого Тушкина, расположен поселок Мугорт, а в 21 км от Мугорта - Тильтим, в котором при необходимости проводится дневка.
В среднем и нижнем течении долина Сыни расширяется. Местами река подмывает коренные берега, образуя крутые обрывы, высотой до 50 м. Пойма местами сильно заболочена, русло становится- очень извилистым, особенно большие излучины длиной несколько километров встречаются в низовье Сыни. Весной, во время половодья, здесь на протяжении 50 км образуются обширные мелководные озера-соры, на которых гнездится много водоплавающей дичи. Возможна охота. Последние 30 км Сыня течет в одной заболоченной долине с Обью. Вокруг масса небольших озер и стариц. Выйдя в Горную Обь, надо плыть левой протокой. Всюду ровная заболоченная низина, и лишь на западе вдоль Оби поднимается до 300 м гряда Мужинский Урал. В 5-6 часах плавания от устья Сыни по Горной Оби (24 км) расположено селение Мужи.
Но вернемся к основному маршруту на Лемву. От слияния Грубею с Хаймаю путь продолжается вверх по Хаймаю. Отсюда начинается наиболее утомительный участок маршрута - 22-километровый подъем байдарок вверх по речке Хаймаю и 39-километровый волок через перевал Хайма в реку Большая Хайма. Как отмечено выше в этом варианте с целью упрощения маршрута волок заменен на транспортировку лодок на вездеходах, а туристы налегке значительно быстрее и с меньшими затратами преодолевают перевал Хайма.
Хаймаю - мелководная, быстрая речка, образуется слиянием ручьев Молоньявож и Хаймавож. Длина Хаймаю от истока Молоньявожа, берущего начало в 0,5 км к востоку от перевала Хайма (высота 700 м), до впадения в Хулгу составляет 36 км, причем верхний 14-километровый отрезок для байдарок непроходим из-за мелководья. Нижний, 22-километровый, участок Хаймаю, от устья до впадения ручья Грубею (левого), тоже мелководен, со средним падением 10 м/км и шириной русла от 20 до 35 м.
Войдя в устье Хаймаю, туристы должны проделать сложный путь вверх по быстрой реке. Первые 3 км выше устья Хаймаю течет по широкой лесистой долине одним руслом. Затем на протяжении 2 км река разбивается на многочисленные мелководные рукава, по которым провести байдарки можно лишь в высокую воду; обычно же суда и груз на этом отрезке транспортируются по берегу на вездеходах. В 5 км выше устья Хаймаю вырывается из гор, долина ее суживается, в русле появляются многочисленные каменистые перекаты и стремительные пороги. В 10 км от устья, где река круто меняет восточное направление течения на южное, падение увеличивается до 13 м/км. В этом месте хребты с севера и юга поднимаются над рекой до 600 м; кое-где они обрываются к долине Хаймаю крутыми, мрачными стенами. Вдоль долины Хаймаю и ее левого истока Молоньявожа до перевала Хайма и далее на запад и северо-запад вдоль Большой Хаймы идет тропа.
Информация о работе Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов