Туризм в России и Амурской области: динамика и основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 08:35, дипломная работа

Краткое описание

Основные задачи работы:
изучить теоретические аспекты развития туризма и туроператорской деятельности в России;
проанализировать место выездного туризма в международном туризме Амурской области;
рассмотреть фирменную структуру рынка инициативных туроператоров на китайском направлении

Содержание

Введение 3
1. Особенности развития туристических услуг 6
1.1. Туризм как глобальное социально-экономическое явление
современности 6
1.2. Классификация международного туризма 8
1.3. Государственное регулирование международной туристической
деятельности в РФ 20
2. Современное Состояние и проблемы развития мирового рынка
туристических услуг 33
2.1. Анализ развития международного туризма в мире 33
2.2. Туризм в России и Амурской области: динамика и основные
тенденции развития 38
2.3. Мировой финансовый кризис и его влияние на развитие
туризма 57
3. Перспективы развития мирового рынка туристических услуг на
примере ЗАО «Интурист-Благовещенск» 64
3.1. Анализ спроса потребителей и предложений туристических фирм
по международному туризму 64
3.2. Разработка нового предложения для развития международного
туризма на китайском направлении и его экономическое
обоснование 77
Заключение 88
Список использованной литературы 91

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ТУРИЗМ .doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

4. Автомобильный туризм. Она относится к познавательному  виду туризма. Просто способ  передвижения - автомобиль, автобус.  Достоинство этого способа передвижения  в широком обзоре, мобильности  группы, возможности ближе познакомиться  с городами. Хотя это и познавательный вид, но отличается своей спецификой. Поэтому он выделен в отдельную категорию туризма. Для осуществления авто туров созданы специализированные организации, как - то автомобильные клубы и ассоциации. Подключены к ним и фирмы проката автомашин. Созданы фирмы, организующие турмаршруты с размещением в кемпингах. Кемпинг (Англ. Camping, от camp-располагаться лагерем. Лёгкий лагерь для автотуристов из палаток или домиков лёгкого типа.). В некоторых кемпингах - тех осмотр, обслуживание и мойка автомобилей, стоянка для них. Предоставляются и услуги для самих туристов, как - то питание, баня, системы водоснабжения, канализации. Кемпер - автотурист, пользующийся услугами, предоставляемыми в кемпинге.

5. Научный туризм. Наука  всё категоричнее становится мировой. Достижения науки становятся принадлежностью всего мирового сообщества. Для получения новых знаний необходимо всё больше финансовых и человеческих затрат. На фоне этого научная категория туризма становится всё более востребованной во всём мире. Научные конгрессы, симпозиумы, совещания посещают именно туристы этой категории. Шесть - семь процентов их участников - это туристы. Этой категорией вечно спешащих клиентов используется в основном авиационный транспорт.

6. Деловой туризм. Эта  категория стала востребованной особенно в пору развала СССР, когда вновь образовавшиеся страны бывшего Советского Союза становились на путь капитализма. Кроме простого знакомства с этой неизвестной для наших народов системой необходимо было создавать начальный капитал. Эта категория туризма помогла вновь испечённым предпринимателям, начинающим без минимального опыта деятельности знакомится с иностранным капиталом, элементарно знакомиться с заграницей. Дала толчок к заключению деловых договоров с предпринимателями развитых капиталистических стран. Эта категория и в дальнейшем перспективна в силу расширения разделения труда на международном рынке. Организаторы выставок и ярмарок широко пользуются услугами этого вида туризма, завлекая их дополнительными вложениями в их развитие с целью привлечения иностранного капитала. Конгрессы и совещания международных организаций также организуют через деловую категорию туризма. Специализированным профессиональным группам скидки агентств этой группы туризма позволяют совмещать приятное с полезным ежегодно. Спрос на такой вид услуги не иссякает.

7. Этнический туризм. Категория получила мощный толчок  развития с выросшим спросом  на разрешённые поездки за  границу. С развалом СССР вдруг  появились и родственники за  границей. Появились и паломники, желающие посетить святые места. И появилась возможность посетить могилы родных и близких, погибших во второй мировой войне. Международный туризм этой категории отслеживает изменения спроса и под эти изменения подлаживает структуру. Упрощает визовый обмен, улучшает услуги массовым клиентам на короткие сроки, теряя при этом, казалось бы, часть прибыли, но приобретая клиентов на другие категории туризма /37, с.94/.

В 60-70-х гг. международный  туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% на остальные регионы.

Основными факторами, влияющими  на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.

 К субъективным  причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.

 Развитие международного  туризма в странах, преимущественно  принимающих туристов, обусловлено  стремлением увеличить приток  иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса /12, С.601/.

Согласно данным ВТО  в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др. /23/.

 Под поступлениями  от международного туризма понимается  плата за товары и услуги, произведенная  иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.

 Международные туристические  расходы включают оплату продуктов  и услуг, произведенных жителями данной страны за границей. Обычно считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22% /23/.

В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.

 Хотя первое место  по значимости международного  туризма для национальных хозяйств  отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли  возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.

 Велико значение  туризма и для рынка рабочей  силы. По данным американских  специалистов, индустрия туризма  (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно /37, С.125/.

Таким образом, туризм – это крупнейший сектор современной экономики. Международный туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Туризм и международные путешествия в практике их осуществления классифицируются в зависимости от целей поездки, сроков, средств передвижения и размещения, стоимости поездки, возрастного, этнического, религиозного состава участников, сезона и т.д.

 

1.3. Государственное регулирование международной туристической деятельности в РФ

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить  Федеральному закону. (ст.2).

Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Государство, признавая  туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений. (ст.3)

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

  1. обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
  2. охрана окружающей среды;
  3. создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  4. развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями  государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации  осуществляется путем:

  1. определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
  2. нормативного правового регулирования в сфере туризма;
  3. разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
  4. содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  5. защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
  6. содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
  7. развития научных исследований в сфере туризма;
  8. стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
  9. формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
  10. информационного обеспечения туризма;
  11. создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
  12. оказания государственных услуг в сфере туризма;
  13. взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации (Федеральный закон от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007г. №12-ФЗ).
  14. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма (Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, ч. 4 в ред. Федерального закона от 05.02.2007 № 12-ФЗ).

Порядок оказания услуг  по реализации туристского продукта определяется Правительством Российской Федерации (Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, ч. 5, ст.4 в ред. Федерального закона от 05.02.2007 № 12-ФЗ).

В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических  лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации  в соответствии с Федеральным  законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

В связи с этим, необходимо рассмотреть  финансовые гарантии.

В качестве финансовых гарантий применяются  банковская гарантия возмещения убытков или страхование гражданской ответственности. Гарантом или страховщиком может быть организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации.

Банковская гарантия возмещения убытков, выдаваемая в обеспечение обязательств туроператора, не может быть отозвана. Договор страхования гражданской ответственности не может быть расторгнут досрочно.

Размер финансовой гарантии составляет:

- для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, - 10 млн рублей;

- для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, - 1 млн рублей;

- для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма, - 10 млн рублей.

Срок действия финансовой гарантии указывается в документах, содержащих гарантийные обязательства, и не может быть менее одного года. Финансовая гарантия на новый срок должна быть получена туроператором не позднее чем за три месяца до истечения срока действующей финансовой гарантии. Финансовая гарантия на новый срок вступает в силу со дня, следующего за днем истечения срока действия ранее выданной финансовой гарантии.

Сведения о наличии  у туроператора финансовой гарантии на новый срок представляются в федеральный  орган исполнительной власти в сфере  туризма не позднее чем за три месяца до истечения срока действующей финансовой гарантии.

В случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения туроператором  своих обязательств турист вправе предъявить требование о возмещении убытков  непосредственно к организации, предоставившей финансовую гарантию. Предъявление такого требования осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Информация о работе Туризм в России и Амурской области: динамика и основные тенденции развития