Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 19:12, контрольная работа
Проектирование — деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект. Объектом проектирования является проект материального предмета.
Проектирование туристских услуг (туристского продукта): Подготовка и разработка технических и технологических документов на туристские услуги/туристский продукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия.
Проектирование
Проектирование — деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект. Объектом проектирования является проект материального предмета.
Проектирование туристских услуг (туристского продукта): Подготовка и разработка технических и технологических документов на туристские услуги/туристский продукт в соответствии с программой обслуживания туристов и условиями путешествия.
Туристское пространство представляет собой совокупность нескольких пространств:
Проектирование туристско-
Рекреация – это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведения; 3) от-дых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот». В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости) – опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и зарубежной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.
Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же – это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм. Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.
Согласно приведенной точке зрения выделяют
три последовательные фазы рекреации:
«образ» – отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха;
«ситуация» – характеризует систему рекреационных занятий;
«след» – определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты – воспоминания.
Под хозяйственным
потенциалом рекреации
Рекреационное освоение - многосторонний процесс приспособления территории для определенных видов рекреационных занятий и их комбинаций (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, 1981).
Рекреационная освоенность - это уровень хозяйственного потенциала рекреации в процессе территориального разделения труда (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, 1981). При этом порог освоения конкретной территории зависит от норм физио-психо-социальной комфортности видов рекреационных ресурсов и рекреационных нагрузок.
Несколько специфично определение, данное рекреации специалистами Центра исследований политики национального туризма США. Под рекреацией понимается деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. В связи с этим необходимо ввести в научный оборот еще одно важное понятие - «свободное время».
Развитие рекреационной
сферы теснейшим образом
Один из основных элементов активного использования свободного времени, по сравнению с рабочим и производственным временем, является время отдыха - недельные праздники, зимний и летний отдых и т. д. Понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями. Время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать, согласно Р. Ланкуаре, следующим образом:
1. Время социальное и время личное: социальное время - время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время - это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.
2. Время активной деятельности и время отдыха: первое время - это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе - это время, посвящаемое отдыху.
3. Время производственной
деятельности и время, не
4. Время структурированное
и время неструктурированное:
время первое - это время по
календарю и четко
Одно из важнейших свойств времени - его иерархичность. Иерархию времени можно отобразить следующим образом: социальное время = рабочее время + внерабочее время, которое включает свободное время. Рекреационное время, несомненно, является частью свободного времени. Суточное социальное время отвечает правилу трех восьмерок (из 24 часов в сутки - 8 часов тратится на сон, 8 часов - рабочее время и 8 часов - внерабочее время).
Свободное время (по Т.В. Николаенко) - часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве).
Еще одно определение понятию «свободное время» принадлежит ученым РМАТ (Российской международной академии туризма). По их мнению, под свободным временем следует понимать время, свободное от труда и непреложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно. (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2004).
Выделенные массивы рекреационного времени по-разному выполняют функции простого и расширенного воспроизводства сил индивида. Так, инклюзивное время - это время простого компенсаторного восстановления сил, ежедневное время - время компенсаторно-расширенного восстановления, уик-энд выполняет функции расширенно-компенсаторного восстановления, отпускное - функции расширенного восстановления. При этом структура общественно организованной рекреации не соответствует структуре рекреационного времени. Согласно структуре рекреационного времени выделяются и соответствующие типы рекреации:
Инклюзивная - рекреационная деятельность, встроенная в бытовую и трудовую деятельность;
Ежедневная - постоянная рекреационная деятельность: краткосрочные прогулки, утренняя зарядка, спортивная игра, купание, чтение;
Еженедельная - рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочей недели (уик-энд): поездки за город, на дачу и т. д.;
Отпускная - рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочего года;
Компенсаторная - рекреационная деятельность, компенсирующая затраты живых сил человека до нормального уровня;
Расширенная - рекреационная деятельность, позволяющая компенсировать затраты живых сил человека с определенным запасом.
Традиционно, в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее, нерабочее (син. - внерабочее) время, а в рамках последнего - свободное время. Рабочее время рассматривается как время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда. Нерабочее время характеризуют чаще всего как время, включающее: затраты, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого рабочего времени и т. д.), на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей. Особую роль в его рамках занимает свободное время, представляющее собой часть «нерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат».
Рекреационное
время - часть социального времени
личности, группы, общества, используемая
для сохранения, восстановления и
развития физического, духовного здоровья
и интеллектуального
Сегодня рекреационное время для большинства групп людей не выходит за пределы свободного времени: более того, только часть свободного времени, расходуемая на восстановление и развитие здоровья населения и его интеллектуальное совершенствование, может быть определена как рекреационное. На повестку дня встала новая задача - превращение свободного и нерабочего времени (т. е. 75% общего недельного бюджета времени) в рекреационное время.
В рамках рекреационного времени приходится различать время отдыхающих и организаторов отдыха. Если для отдыхающих рекреационное время рассматривается, прежде всего, с личностных позиций, то время организаторов отдыха - это время формирования и функционирования деятельности, направленной на обеспечение рекреационных потребностей населения.
Характерными свойствами рекреационного времени выступают иерархичность, квантованность, изменчивость и функциональность.
Иерархичность рекреационного времени обусловлена разномасштабностью отрезков свободного времени в социальном времени. Единицами измерения, изучения социального времени выступают жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки. В рамках этих периодов формируется структура социального времени, определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени.
В суточный период, характеризующий обычный трудовой день, включены компактные периоды нерабочего времени - до работы, во время обеденного перерыва, после работы.
Недельный период включает помимо регулярно повторяющихся интервалов суточного нерабочего времени и время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботно-воскресного отдыха.
Годовой период включает еще один-два интервала компактного нерабочего времени - это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от четырех до двух интервалов в год).
Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве - детство, нахождение на пенсии.
В рамках исследуемого социального времени отмечается определенная пропорциональность, квантованность. Это отпускное время, «уик-эндное» время и отрезки времени, выделяемые на рекреацию в течение будничного дня.
Нерабочее рекреационное время в течение будничного дня - это, прежде всего, время после работы (длительность которого может достигать 4-5 часов). «Уик-эндное» время для большей части трудящихся составляет 2 дня. Продолжительность отпускного времени постепенно растет и у некоторых групп трудящихся доходит до 36-48 рабочих дней. Режимное время определяется, прежде всего, социально-экономическими возможностями общества и сложившимися стереотипами поведения населения. Характерное индивидуальное и групповое время обусловливается потребностями людей, особенностями их физиологии и психической организации условий деятельности.
Информация о работе Туризм и туристская деятельность как объект проектирования