Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым

Вложенные файлы: 1 файл

ekskursovedenie.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

    рии Беларуси проходят важнейшие автотранспортные магистра-

    ли: Е-З  — Брест—Минск и далее на Москву; М-12 —

    Минск—Вильнюс; Минск—Лида—Гродно; а также М-20 —

    Санкт-Петербург—Киев. В течение первого периода  ведется ре-

    конструкция дорог Брест—Минск—Москва и Гродно—Минск.

    Реконструкция дороги М-20 должна завершиться в 2000 г. При

    реконструкции автомобильных дорог необходимо применять ев-

    ропейские нормы размещения дорожной и туристской инфрас-

    труктуры. Это потребует строительства  дополнительных АЗС,

    мотелей, кемпингов, стоянок для отдыха, ресторанов и кафе, те-

    лефонной связи, техпомощи и т.д.

    Вместе  с развитием туристско-экскурсионных  зон потребу-

    ется  реконструкция автодорог республиканского значения:

    Минск—озеро Нарочь, Минск—Полоцк, Минск—Витебск,

    Минск—Могилев и Минск—Гомель. В целом на период до

    2000 г.  в республике необходимо построить около 115 тысяч

    мест  помещения в гостиницах, мотелях, кемпингах, турис-

    тских деревнях и т. п.

    Одним из важнейших элементов инфраструктуры туризма

    является  система организации питания. В  связи с ростом мест

    размещения  должно расти количество посадочных мест в рес-

    торанах, кафе, иных местах общественного питания.

    Одним из средств транспорта для международного туризма

    является  железнодорожный. В рамках программы  до 2000 г.

    необходимо  предусмотреть реконструкцию железнодорожных

    пассажирских вокзалов в Бресте, Минске, Гомеле, Могилеве,

    Витебске, а также на крупных железнодорожных  узлах: Бара-

    новичи, Орша, Жлобин и др. Реконструкции  подлежит и под-

    вижной  железнодорожный состав.

    Особую  роль в нынешних условиях приобретает  воздуш-

    ный транспорт. Аэропорт "Минск-2" приобретает особое место

    в осуществлении  как международных, так и других перевозок.

    Здесь планируется строительство гостиницы  для обслужива-

    ния транзитных пассажиров.

    Таким образом, дальнейшее развитие туристско-экскурси-

    онной деятельности должно стать средством  повышения качес-

    тва развития и размещения МТБ.

    Еще до недавнего времени практический опыт территори-

    ально-отраслевого  развития средств размещения, питания,

    транспорта  и прочих составных частей туристской деятельнос-

    ти формировался под воздействием следующих факторов:

    малоизученный и научно необоснованный спрос на турис-

    тско-экскурсионное  обслуживание;

    неверное  научно-практическое представление  о роли и сущ-

    ности материально-технической базы в  процессе туристско-эк-

    скурсионного  обслуживания;

    не экономическое  решение проблем проектирования, фи-

    нансирования  капитального строительства и эксплуатации ма-

    териально-технической  базы туризма и экскурсий;

    ограниченная  возможность привлечения финансовых, ма-

    териальных, трудовых и продовольственных ресурсов в сферу

    туристской  деятельности.

    Перечисленные выше факторы развития МТБ вели в  конеч-

    ном счете  к издержкам текущего, перспективного планирова-

    ния и  прогнозирования развития туризма  в целом.

    Следовательно, реализация развития туристско-экскурси-

    онной деятельности возможна при выполнении следующих ус-

    ловий:

    перспективное планирование развития и размещения МТБ

    должно  исходить из научно обоснованного спроса, сориентиро-

    ванного на формирование предложения на туристско-экскур-

    сионное обслуживание. Причем социально-экономическая  ре-

    зультативность  функционирования МТБ будет зависеть от ре-

    шения комплекса вопросов: что, где, когда, кому, по какой це-

    не продавать?;

    развитие  и размещение МТБ надо рассматривать  не как

    посредническую деятельность по представлению размещения,

    питания, транспорта, а как целостный комплекс туристско-эк-

    'курсионного  обслуживания с широким спектром  различных

    - ;'дов  услуг. Современный уровень развития  МТБ лишь час-

    тично отвечает этим требованиям.

    Несоответствие  уровня развития МТБ и запросов произво-

    ^телей  туристского продукта отрицательно  сказывается на

    ячестве обслуживания. При этом ощущается  дефицит необхо-

    димых для данного обслуживания ресурсов:

    научно-технический  прогресс в планировании развития

    1ТБ  должен основываться на экономических  методах исполь-

    ;вания  инвестиционного потенциала отрасли,  что в свою оче-

    :-дь  обусловливает проведение ряда  организационно-экономи-

    -ских  мероприятий;

    создание  единой методики статистического учета  всего кон-

    -ангента  туристов и экскурсантов;

    изменение существующей системы показателей, характе-

    ризующих  туристско-экскурсионное обслуживание;

    ориентирование  финансово-хозяйственной деятельности

    туристско-экскурсионных  организаций на повышение эконо-

    мической  эффективности функционирования МТБ посред-

    ством дифференцированных нормативов (по регионам, видам

    туристской  деятельности и т.п.), фондоемкости, фондозатрат,

    фондоотдачи и пр.;

    кооперирование  инвестиционных потенциалов организа-

    ций и  ведомств, заинтересованных в развитии МТБ туризма;

    использование денежных накоплений населения и  долевое

    участие предприятий промышленности и других форм органи-

    зации в развитии МТБ туризма.

    Дальнейшее  развитие туристско-экскурсионного обслужи-

    вания лимитируется также рядом ограничений.

    Важнейшие из них сводятся к следующему:

    ограничения по объему капитальных вложений, которые

    могли бы быть направлены на развитие туризма  и экскурсий;

    ограниченность  вместимости и пропускной способности  на-

    иболее  популярных природных и антропогенных турис-

    тско-экскурсионных  объектов, включая сезонные ограниче-

    ния;

    возможная в ряде случаев ограниченность территорий для

    организации туристско-экскурсионной деятельности и строи-

    тельства  соответствующих объектов. Такая  ограниченность

    может быть связана, в частности, с многоцелевым характером

    использования территории — использованием в промышлен-

    ности, сельском хозяйстве и т.п.;

    природоохранные мероприятия и условия рационального

    использования памятников культуры, истории и др. экскурси-

    онных объектов;

    вместимость (пропускная способность) существующей ма-

    териальной  базы туризма и экскурсий;

    резкие  сезонные колебания спроса на туристско-экскурси-

    онные услуги;

    ограниченность  пропускной способности объектов инфрас-

    труктуры (объектов коммунального хозяйства, общественного

    питания, торгового, культурно-бытового, транспортного  и т.п.

    обслуживания), которые могли бы быть использованы для ту-

    ристско-экскурсионной  деятельности;

    недостаточное инженерное освоение территории —  отсут-

    ствие, низкое качество или малая пропускная способность

    дорог, систем водоснабжения и канализации, энергоснабже-

    ния и  т.п.

    Так в  самом общем виде выглядит анализ существующего

    положения. На его основе можно сделать следующий  вывод: для повышения эффективности необходимо активизиро-

    вать  средства на наиболее эффективные по экономическому и

    социальному критериям виды отдыха — туризм и экскурсии;

    в сложившихся  условиях ограничения по капитальным  вло-

    жениям, транспорту — дальнейшее развитие туризма и экскур-

    сий должно быть сориентировано прежде всего на совершен-

    ствование структуры по видам туристско-экскурсионных  уч-

    реждений, их территориального размещения, оснащенности.

    Из вышеуказанного вытекает: дальнейшее экстенсивное

    развитие  туристско-экскурсионной деятельности за счет роста

    количества  мест в средствах размещения не может (при сло-

    жившихся  ограничениях) обеспечить удовлетворение расту-

    щих потребностей в туристско-экскурсионном обслуживании.

    Поэтому основные направления развития туризма  и экскур-

    сий предполагают преимущественно интенсивный путь разви-

    тия, т.е. развитие на базе сложившейся системы  маршрутов,

    видов и форм туризма и экскурсий  путем:

    строительства, реконструкции и расширения собственной

    материальной  базы размещения, культурно-бытового обслу-

    живания и т.д.;

    значительного расширения объемов обслуживания и  но-

    менклатуры  основных и дополнительных услуг  на существую-

    щих маршрутах  при одновременном повышении  их качества;

    развития  отдельных видов туризма и  экскурсий за счет

    имеющихся резервов.

    4. ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТСКИЕ

    МАРШРУТЫ  И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ

    ТУРИЗМА

    Деятельность  туристских предприятий и организаций  сег-

    "-нтирована  по видам услуг: прием, отправка, экскурсии, ин-

    формация, реклама, производство туристских товаров  и др.

    :^нм  из видов туристской деятельности является организа-

    : ^ экскурсионно-туристских  маршрутов.

Информация о работе Экскурсоведение