Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:09, дипломная работа
Право на досрочное освобождение - один из важнейших элементов правового положения осуждённого. В отечественной и зарубежной науке уголовного, уголовно - процессуального и уголовно - исполнительного права достаточно широко изучены проблемы эффективности различных видов досрочного освобождения.
Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Институт амнистии в уголовном праве России…………………...7
1.1. Историческое развитие института амнистии ………………………………7
1.2. Законодательная и правоприменительная практика амнистии ………….16
Обстоятельства, исключающие применение амнистии…………….….26
Глава 2. Понятие и юридическая природа помилования по УК РФ……30
2.1. История помилования в России………………………………………..…..30
2.2. Уголовно – правовая характеристика помилования……………………...37
2.3. Порядок применения помилования…………………………………….….46
Глава 3. Правовое регулирование амнистии и помилования в зарубежных странах ……………………………………………………….….59
Заключение……………………………………………………………………...68
Источники и литература………………………………………………………72
В теории уголовного права выделяются два вида амнистий — общая и частичная. Общая амнистия распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определенными статьями УК; частичная же относится к определенной категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии.
По общему правилу амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были закончены до момента вступления в законную силу акта об амнистии. В этой связи сохраняет значимость постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 14 марта 1963 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям»9, в соответствии с которыми «длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действий самого виновного», направленных к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Поэтому амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до ее издания. К длящимся же преступлениям, продолжающимся после издания амнистии, таковая не применяется.
Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом — момент совершения последнего преступного действия. Исходя из этого амнистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закончившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, совершено после издания амнистии10.
Освобождение от наказания по амнистии возможно как в момент вынесения приговора, так и в процессе его исполнения. Освобождение от дальнейшего отбытия наказания по амнистии также многовариантно: лицо может быть освобождено досрочно, срок наказания может быть сокращен, назначенное наказание может быть заменено менее тяжким (например, лишение свободы заменяется исправительными работами). Наконец, актами амнистии может быть предусмотрено освобождение от правовых последствий наказания — судимости.
Амнистия — это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов — высших органов государственной власти и управления. Чаще всего акты амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни государств. Так, Стоглавый Собор объявил амнистию к церковному празднику Пасхи, по которой освобождались все тюремные сидельцы, кроме осужденных за убийство и разбой. Со времен Бориса Годунова стали обычными амнистии по поводу восшествия на престол, болезни или выздоровления царя или членов его семьи, рождения наследника, за помин души и т. п. Петр Великий к таким поводам добавил амнистии в честь викториальных дней — победы в сражениях.
Конституция РФ относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Часть 1 ст. 84 УК лишь дублирует конституционное положение, закрепляя, что амнистия объявляется Государственной Думой. Амнистия принимается Государственной Думой в виде постановления. Это постановление, в отличие от законов, не требует утверждения Совета Федерации и подписания Президентом РФ. Постановление об амнистии подписывается Председателем Государственной Думы и вступает в силу сразу после опубликования.
Таким образом,
амнистия — это государственно-
То обстоятельство, что амнистия — внесудебный акт, есть и ее достоинство, и ее недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далеких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечеркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характер.
Эти обстоятельства привели к тому, что амнистия как вид освобождения имеет давних и последовательных противников, в числе которых были И.Кант, Н.. Беккариа и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия. Несмотря на это, именно амнистия является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость ее применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами.
С помощью амнистии имеется возможность
устранить некоторые недостатки существующего
или существовавшего ранее уголовного
закона. Примером может служить постановление
Государственной Думы Федерального Собрания
РФ от 24 февраля 1994 г. "Об объявлении
политической и экономической амнистии",
по которой были освобождены от уголовной
ответственности, наказания и судимости
лица, осужденные ранее за нарушение правил
о валютных операциях, некоторые виды
злоупотребления служебным положением.
Данные лица были осуждены в свое время
на законном основании, но экономическая
и социальная политика государства изменилась,
подобного рода деятельность не только
утратила общественную опасность, но и
стала социально одобряемой. Амнистия,
таким образом, отразила новую политику
государства.
Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершенным в результате стечения определенных неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. Наглядной иллюстрацией этому служит постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1980 г. "Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане". Вывод советских войск из Афганистана, прекращение военных действий, необходимость возврата на родину военнопленных и иных лиц, оставшихся после вывода войск на территории Афганистана, объясняют необходимость и желательность применения амнистии к данной категории преступников.
Необходимо отметить роль амнистии в целях сокращения и ликвидации перегруженности учреждений уголовно – исполнительной системы. В связи с этим большой интерес представляет проект Закона об амнистии, опубликованный на официальном сайте Союза заключенных России (Приложение 1). В частности, данный проект предусматривает широкий круг лиц, освобождение которых позволит сократить количество находящихся в местах лишения свободы более чем на половину.
Большую роль амнистии играют и в процессе прекращения боевых действий и восстановления мирной жизни на определенной территории. Наглядным примером служат так называемые «чеченские» амнистии. Их принятие объясняется стремлением хоть каким-то образом стабилизировать обстановку, прекратить военные действия. Как не покажется странным, но федеральная власть уже семь раз давала боевикам шанс одуматься.
Первый раз боевики получили такую возможность сложить оружие без особых проблем уже через два дня после начала первой чеченской войны. Так, 13 декабря 1994 когда, когда еще федеральные войска не дошли и до Грозного, Госдума объявила амнистию боевикам. По официальным данным амнистию получили около 500 человек.
Следующая амнистия боевикам была дана почти через год - 1 декабря 1995 года. Тогда Борис Ельцин подписал Указ № 1208 «О правовых гарантиях участникам незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике, добровольно прекративших противоправные действия». Сложили оружие тогда около 100 человек. Де-юре это не было амнистией, но де-факто она была таковой.
Третья амнистия была объявлена 9 февраля 1996 года - Госдума приняла Постановление об амнистии чеченским боевикам, напавшим на город Кизляр и село Первомайское в январе 1996 года. Однако при этом было поставлено обязательное условие: освободить 12 милиционеров, захваченных в плен. Милиционеров обменяли на 11 амнистированных боевиков.
Следующая амнистия была объявлена Государственной думой 12 марта 1997 года для участников вооруженного конфликта, включая российских военнослужащих, самовольно оставивших свои части или отказавшиеся от прохождения воинской службы в Чечне. Были амнистированы около 5 тысяч человек11.
Под амнистию, объявленную 13 декабря 1999 года, попали боевики, добровольно сдавшие оружие до 1 февраля 2000 года. Позднее этот срок был продлен. По данным российского Генштаба, оружие сложили 2,5 тысячи боевиков, из них 750 человек были полностью амнистированы.
Также амнистия была объявлена 6 июня 2003 года в связи с принятием конституции Чеченской республики, но именно для участников конфликта. Предложением сложить оружие воспользовался 171 боевик. Параллельно были амнистированы 226 военных и милиционеров, свершивших нетяжкие уголовные преступления.
Последний изданный акт амнистии «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа», должен был привести (по предварительным данным, которые привел глава Комитета Государственной Думы по законодательству П. Крашенинников) к освобождению от уголовной ответственности около 1,5 — 2 тысяч человек12.
На деле цифры оказались несколько иными. По данным МВД, в ходе этой акции сдали оружие более 430 бывших участников сопротивления. По выявленным фактам совершенных тяжких преступлений возбуждено четыре уголовных дела, в преследовании отказано 305. 90 бывших участников незаконных вооруженных формирований уже амнистированы13.
Во всех остальных случаях применение амнистии может быть оправдано лишь соображениями гуманности, которую проявляет государство к своим оступившимся гражданам. Действительно, большинство актов амнистии касается тех категорий осужденных, которые заслуживают снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.
Обычно амнистия не распространяется на лиц, совершивших государственные и иные особо опасные преступления, лиц, признанных особо опасными рецидивистами, лиц, ранее освобождавшихся от наказания в силу акта амнистии или помилования, злостных нарушителей режима отбывания наказания.
Амнистия как государственно-
Также необходимо отметить,
что в настоящее время
Последний изданный акт амнистии «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа»15 устанавливает, в частности, следующее:
1. Не возбуждать уголовные дела в отношении:
1) лиц, совершивших
преступления в период
2) военнослужащих, сотрудников
органов внутренних дел РФ, сотрудников
учреждений и органов уголовно-
2. Прекратить находящиеся
в производстве органов
3. Освободить от отбывания наказания лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, и снять с них судимость.
4. Не распространять действие пунктов 1 - 3 настоящего Постановления на:
1) лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 105, 111, ч.2 ст.117, ст. 126, 127, 127.1, 127.2, 131, ч. 2 - 4 ст. 158, ч. 2 - 4 ст. 159, ч. 2- 4 ст. 160, ч.2 и 3 ст. 161, ч.2 - 4 ст. 162, ч.2 и 3 ст.163, ст. 164, 205, 205.1, 206, ч.1 ст. 208, ч.1 и 3 ст.209, ч.1 и 3 ст.210, ст. 211, 226, 244, 277, 279, 281, 294, 295, 296, 317 и 357 Уголовного кодекса РФ;
2) военнослужащих, сотрудников
органов внутренних дел РФ, сотрудников
учреждений и органов уголовно-
Информация о работе Аминистия и помилование как самостоятельные институты уголовного права