Аминистия и помилование как самостоятельные институты уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:09, дипломная работа

Краткое описание

Право на досрочное освобождение - один из важнейших элементов правового положения осуждённого. В отечественной и зарубежной науке уголовного, уголовно - процессуального и уголовно - исполнительного права достаточно широко изучены проблемы эффективности различных видов досрочного освобождения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Институт амнистии в уголовном праве России…………………...7
1.1. Историческое развитие института амнистии ………………………………7
1.2. Законодательная и правоприменительная практика амнистии ………….16
Обстоятельства, исключающие применение амнистии…………….….26
Глава 2. Понятие и юридическая природа помилования по УК РФ……30
2.1. История помилования в России………………………………………..…..30
2.2. Уголовно – правовая характеристика помилования……………………...37
2.3. Порядок применения помилования…………………………………….….46
Глава 3. Правовое регулирование амнистии и помилования в зарубежных странах ……………………………………………………….….59
Заключение……………………………………………………………………...68
Источники и литература………………………………………………………72

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

Это связано с тем, что традиционно помилование в науке государственного права трактуют в первую очередь как элемент полномочий Президента РФ.

Известный русский  юрист Н.С. Таганцев констатировал, что помилование как акт прощения преступника исходит непосредственно ("единственно") от верховной самодержавной  власти и может быть лишь действием  монаршего милосердия39. В этой констатации факта применения помилования царем (императором) заключался глубокий идеологический смысл: лишь монарх мог обладать не только полномочиями по помилованию преступника, но и только ему присущими высшими степенями милосердия и гуманизма.

В советский  период развития России помилование применяли суды (1917 - 1920 гг.), органы законодательной власти (1920 - 1990 гг.) и с 1991 года - Президент Российской Федерации.

При всем развитии, которое  прошло человечество в целом и  Россия в частности, идеологическая составляющая помилования осталась и по сей день. Институт помилования (в особенности с надлежащей практикой его применения) должен способствовать повышению авторитета руководителя государства, демонстрируя его принципиальность и государственный прагматизм, с одной стороны, человеколюбие и милосердие, с другой. В этом заключается один из аспектов социально-правового назначения института помилования как субинститута государственного права40.

Также следует  обратиться к сущности помилования  с точки зрения уголовного права. Многие авторы указывают на такой признак помилования, как способность быть одним из видов досрочного освобождения от отбывания наказания41. Однако следует учитывать то, что при помиловании осужденный может рассчитывать и на иные способы смягчения своей участи: сокращение наказания, замена наказания другим, более мягким, снятие судимости. Все это не позволяет вывести данный признак в качестве общего и учесть в доктринальном определении помилования.

Акт помилования в отличие от акта амнистии носит не нормативный, а индивидуальный характер. Помилование применяется к конкретному осужденному лицу, которое обозначено в акте помилования персонально (поименно). Акт помилования может повлечь для такого лица следующие правовые последствия (ч.2 ст.85 УК):

  1. Освобождение от дальнейшего отбытия наказания
  2. Сокращение назначенного лицу приговором суда наказания
  3. Замена назначенного лицу наказания более мягким видом
  4. Снятие судимости с лица, отбывшего наказание

Особое место в законодательстве занимает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Ч.3 ст.59 УК устанавливает, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

В соответствии с вышеизложенным  в науке уголовного права выделяются два вида помилования и соответствующие им подвиды:

1) помилование  осужденных к уголовному наказанию:

а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания;

б) сокращение назначенного наказания;

в) замена назначенного наказания более мягким видом  наказания;

г) снятие судимости с лица, отбывшего наказание;

2) помилование  осужденных к исключительной  мере наказания:

а) замена смертной казни пожизненным лишением свободы;

б) замена смертной казни лишением свободы на срок 25 лет42.

В связи с  приведенной классификацией возникает  вопрос: связан ли Президент данными видами помилования либо он может, исходя из представленного ему конституционного правомочия, применять иные виды помилования? Ответ на данный вопрос чрезвычайно важен в связи с тем, что в теории права имеются мнения о том, что акт помилования не должен быть связан какими-то правилами и ограничениями. Ответ на этот вопрос основывается на том, что Президент как глава государства и высшее должностное лицо обязан соблюдать законы государства, соответственно, он должен применять те виды помилования, которые установлены уголовным законом. Исходя из этого, помилование может осуществляться только в тех формах, которые установлены в законодательстве России.

Существуют определенные проблемы с помилованием лиц, осужденных к смертной казни. По отношению к данной проблеме существуют различные позиции. Большинство населения (согласно аналитическим опросам - до 80%) против отмены смертной казни и против помилования осужденных к смертной казни. Это связано, прежде всего, с тем, что смертная казнь может назначаться за такие особо тяжкие преступления, как квалифицированные убийства, геноцид и другие. Известные ученые предупреждают, что массовое применение помилования этих лиц является не проявлением милосердия и снисходительности, а способом воспрепятствовать исполнению правосудных, вступивших в законную силу приговоров.

В теории уголовного права  предлагается введение института условного  помилования, которое довольно часто  использовалось до введения в действие УК РФ 1996 г. Условное помилование может служить дополнительной гарантией позитивного поведения помилованного лица.

Существуют различные  предложения о механизме реализации условного помилования. И.Л. Марогулова предлагает, в отличие от безусловного, при применении условного помилования  учитывать не только характер и степень общественной опасности совершенного преступления, но и личность виновного. При условном помиловании следует установить испытательный срок, который по аналогии с условным осуждением не должен превышать пяти лет. Установленный испытательный срок не должен подлежать сокращению. На условно помилованного могут быть возложены определенные обязанности, которые необходимо исполнять. За поведением условно помилованного осуществляется контроль. Условное помилование отменяется по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно помилованного, и заключения Комиссии по вопросам помилования Президентом РФ43.

УК РФ не дает ответа на вопрос, кто имеет право ходатайствовать  о помиловании. При анализе различных  материалов становится ясно, что ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осужденного, его родственников, общественных организаций, наблюдательных комиссий. Возможно возбуждение представлений о помиловании в порядке поощрения со стороны администрации учреждения, где отбывается наказание.

В тех случаях, когда  помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства.

Существенное значение имеет также классификация лиц, в отношении которых рассматривается ходатайство о помиловании44.

Из всех осужденных, обращающихся с ходатайством о помиловании, Положение  выделяет лиц, совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока, злостно  нарушающих установленный порядок отбывания наказания, ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно, по амнистии, в порядке помилования, а также лиц, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким.

К данной группе отнесены осужденные, к которым уже было проявлено снисхождение, выразившееся в досрочном освобождении или в ином смягчении их положения. С учетом того, что эти лица не оправдали оказанного им доверия, к ним помилование, как правило, не применяется.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Вторая категория —  это лица, отбывшие незначительную часть назначенного срока наказания, осужденные за особо тяжкие преступления, при особо опасном рецидиве. Сюда должны быть отнесены также осужденные, обратившиеся с повторными ходатайствами вскоре после отклонения предыдущего ходатайства о помиловании. Помилование всех этих осужденных целесообразно лишь при наличии исключительных обстоятельств. На практике исключительными случаями признаются самоотверженное поведение в особых обстоятельствах (например, во время стихийного бедствия — наводнения, землетрясения и т.п.), спасение жизни сотрудников администрации исправительного учреждения, предотвращение ущерба при пожаре и т.п.

Все остальные осужденные относятся к третьей группе. Их ходатайства рассматриваются на общих основаниях.

 

 

2.3. Порядок  применения помилования

 

До недавнего времени  вопрос о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании регламентировался внутренними документами, не публиковавшимися в печати. Поступающие ходатайства рассматривались Управлением по помилованию, которое готовило проекты указов, докладывавшихся Президенту РФ.

В настоящее время  применение помилования регламентируется нормами Уголовно процессуального и Уголовно исполнительного кодексов, а также специальным Указом Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ».

Оценивая роль уголовно-исполнительного законодательства в регламентации вопросов помилования, необходимо указать, что термин «помилование» встречается в 19 нормах, сосредоточенных в 13 статьях УИК РФ. Анализ позволяет сгруппировать данные нормы в ряд классификационных групп.

В зависимости  от видов помилования можно выделить нормы:

а) регламентирующие вопросы, связанные с отбыванием наказания и рассмотрением вопросов о помиловании осужденных к смертной казни. Следует отметить, что таких  норм большинство, пятнадцать из девятнадцати;

б) регламентирующие вопросы, связанные с помилованием осужденных к другим видам наказания. Это нормы ст. 7 УИК РФ (основания  исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера), ст. 113 (меры поощрения, применяемые  к осужденным к лишению свободы), ст. 172 (основания освобождения от отбывания наказания), ст. 176 (порядок обращения с ходатайством о помиловании)45.

Однако для  нас более существенно разделение данных норм исходя из содержания отношений, которые они регулируют. В этом случае все нормы можно классифицировать на три группы.

Первая. Нормы, регламентирующие основания и порядок  подачи ходатайств о помиловании. К  ним прежде всего следует отнести  норму общего действия, закрепленную в ст. 176 УИК РФ. Она гарантирует, что осужденный к любому виду наказания вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. В эту же группу входят специальные нормы ч. 1 ст. 185, гарантирующей право осужденного к смертной казни обратиться с ходатайством о помиловании, а также ч. 5 ст. 113, устанавливающей возможность возбуждения ходатайства о помиловании в отношении осужденного, положительно характеризующегося во время отбывания лишения свободы.

Вторая группа - это нормы, определяющие последствия  подачи ходатайства о помиловании  или отказа в подаче ходатайства о помиловании. Указанные нормы закреплены в ч. 2 и 3 ст. 184 УИК РФ, их наличие обусловлено тем, что исполнение наказания в виде смертной казни влечет необратимый результат. Поэтому Кодексом установлено, что в случаях подачи осужденным ходатайства о помиловании или принятия им решения об отказе в подаче такого ходатайства исполнение наказания в виде смертной казни приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.

Третья группа норм регулирует отношения, связанные  с последствиями удовлетворения ходатайства осужденного о помиловании либо принятия Президентом РФ решения о помиловании в случае, когда ходатайство о помиловании не подавалось (речь идет об осужденных к смертной казни). В ее составе можно выделить нормы:

а) определяющие места отбывания и вид исправительного учреждения для осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на определенный срок (ч. 4 ст. 73, ч. 6 ст. 74, ч. 3 п. 4 ст. 78, ст. 126 УИК РФ);

б) определяющие раздельное содержание лиц, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок (ч. 2 ст. 80 УИК РФ);

в) определяющие в качестве оснований отбывания (исполнения) наказания (ст. 7 и ч. 4 ст. 184 УИК РФ) решение Президента РФ о помиловании либо отклонении ходатайства осужденного о помиловании либо о неприменении помилования, если осужденный не обращался с ходатайством о помиловании;

г) определяющие акт помилования в качестве основания  освобождения осужденного от отбывания наказания (ст. 172 УИК РФ);

д) устанавливающие  ограничения в применении наиболее льготных форм изменения правового  положения для лиц, которым смертная казнь в порядке помилования  была заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы  на определенный срок (ч. 2 ст. 96 и ч. 3 ст. 97 УИК РФ).

Информация о работе Аминистия и помилование как самостоятельные институты уголовного права