Борьба с коррупцией в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:42, реферат

Краткое описание

В настоящее время Генеральной прокуратурой Республики Беларусь рассматриваются для внесения в Парламент страны предложения о внесении изменений в законодательство. В частности, предлагается ввести ответственность должностных лиц за злоупотребления служебным положением, установить административную ответственность за получение взятки в незначительном размере. Последняя позиция весьма актуальна, так как по ныне действующему законодательству минимальный размер взятки не определен и даже за взятку, к примеру, в один доллар можно получить наказание (в зависимости от субъекта преступления) от пяти до пятнадцати лет лишения свободы. Рассматриваются и другие предложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Борьба с коррупцией в Беларуси.docx

— 348.60 Кб (Скачать файл)

Во всех правоохранительных структурах созданы подразделения собственной  безопасности, занимающиеся служебными расследованиями фактов противоправной деятельности сотрудников, в том  числе и связанных с коррупцией, выявлением условий им способствующим.

Правоохранительными органами Гомельской области проводится определенная работа, направленная на борьбу с коррупцией. Результаты данной работы систематически рассматриваются на коллегиях прокуратуры  области, оперативных совещаниях с  участием руководителей правоохранительных и других заинтересованных государственных  органов. Постоянное внимание уделяется  координации деятельности спецподразделений, обмену оперативной информацией, планируются  и проводятся совместные оперативные  мероприятия по пресечению преступной деятельности коррумпированных должностных  лиц.

В 2008 году во исполнение Государственной  программы по борьбе с коррупцией на 2007-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 №220, в  Рогачевском районе проведено выездное заседание Гомельского облисполкома по вопросам борьбы с преступностью  и противодействию коррупции  в Гомельской области. Вопросы противодействия  коррупции постоянно рассматриваются  на заседаниях коллегий управления внутренних дел Гомельского облисполкома, на координационных совещаниях правоохранительных органов области.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 644 от 17 декабря 2007 года в прокуратуре области  и районных прокуратурах Гомельской области в 2008 году созданы координационные  совещания по борьбе с преступностью  и коррупцией, возглавляемые соответствующими прокурорами. В состав координационных совещаний входят руководители местных исполнительных, контролирующих и других государственных органов, участвующих в борьбе с коррупцией.

Некоторое снижение количества выявленных коррупционных преступлений обусловлено  с одной стороны предпринятыми  государственными мерами антикоррупционного характера, и, как следствие, значительным повышением латентности коррупционных  проявлений, отходом оперативных  подразделений от выявления мелких, незначительных фактов.

С другой стороны необходимо отметить и недостаточную активность в  деятельности правоохранительных органов  по выявлению преступлений, связанных  с коррупцией. Анализ сложившейся  ситуации показывает, что усилия оперативных  подразделений не всегда сконцентрированы на выявление фактов коррупции в  органах государственной власти, стратегических отраслях экономики.

Несмотря на то, что в текущем  году произошло незначительное снижение количества выявленных преступлений коррупционной  направленности 413 /424 (2,6 %), с положительной  стороны следует отметить, большее  количество выявленных должностных  лиц, совершивших коррупционные  преступления с 210 до 223 (5,8%).

При этом на 44,8% (с 49 до 71) больше выявлено лиц, совершивших хищения путем  злоупотребления служебными полномочиями, на 16,4% (с 73 до 85) – за служебный подлог.

В ходе расследования уголовных  дел о вышеназванных преступлениях  к уголовной ответственности  привлечено 175 (184) должностных лиц  их совершивших. Из числа привлеченных к уголовной ответственности  – 8 представители власти, из которых 3 - лица, занимающие ответственное положение (председатель сельского совета, два  следователя ОВД), 96 – лица, занимающие должности, связанные с выполнением  организационно-распорядительных функций.

Из выявленных в текущем году 223 должностных лиц, совершивших  преступления против интересов службы, 58 – работники органов местной  исполнительной власти и подчиненных  им структурных подразделений (областными -18, городскими, районными - 39, сельскими -1), в том числе работники следующих  министерств: связи и информатизации – 15, Белкоопсоюза – 9, промышленности - 5, сотрудники органов внутренних дел – 5 и другие.

Актуальной остается проблема возмещаемости материального ущерба, причиненного в результате совершения коррупционных преступлений.

Так, по оконченным делам о преступлениях, связанных с коррупцией установлен ущерб на сумму 5136 (8053) млн. рублей. При  этом, сумма ущерба по выявленным преступлениям о хищениях путем злоупотребления служебными полномочиями составила 4715 (4067) млн. рублей, о злоупотреблении властью и служебными полномочиями – 78 (1904) млн. рублей. В ходе расследования дел ущерб возмещен на сумму 139 млн.рублей, что составило лишь 2,7%. Наложен арест на имущество на сумму 1029 млн. рублей.

Анализ уголовных дел и материалов оперативно–служебной деятельности о  преступлениях, связанных с коррупцией свидетельствует, что коррупционные  проявления имеют место во всех отраслях и сферах жизнедеятельности государства.

Наибольшее число таких преступлений выявлено в системе торговли – 100, промышленности – 67, сельского хозяйства  – 50, строительства – 47, здравоохранения  – 42, образования – 33, государственного управления – 13.

Работа правоохранительных органов  области по выявлению коррупционных  преступлений характеризуются следующими показателями:

-органами прокуратуры выявлено - 60 (2007 год – 73) преступлений или  14,5% от общего количества выявленных  преступлений;

-органами МВД - 298 (297) преступлений  или 72.1%.

-органами УДФР - 27 (30) преступлений  или 6.5%;

-органами УКГБ - 21 (23) преступлений  или 5%.

-органами пограничных войск  – 6 (0) или 1.4 %.

Следственными подразделениями области  закончено расследованием и направлено в суды 127 уголовных дел о коррупционных  преступлениях в отношении 175 обвиняемых.

Сотрудниками спецподразделений  области уделяется определенное внимание выявлению и пресечению фактов легализации преступных доходов. Совместно с налоговыми и другими  контролирующими органами проводятся проверки финансово-хозяйственной  деятельности должностных лиц коммерческих структур, в отношении которых  имеется оперативная информация о совершении ими корыстных правонарушений.

Так, 14 мая 2008 года УДФР КГК по Гомельской области по материалам 10-го управления ГУБОП возбуждено уголовное дело по ст.233 ч.3 УК Республики Беларусь в  отношении членов организованной преступной группы, которые с целью систематического извлечения дохода, в нарушение действующего законодательства, действуя от имени  ООО «Инжинирингстройгрупп», ЧПТУП «Зсккомплекс» и ОДО «БелСтанАгро», используя реквизиты, клише печати и расчетный счет данных предприятий, в период времени с февраля 2007 года по май 2008 года, осуществляли на территории Республики Беларусь незаконную предпринимательскую деятельность, заключавшуюся в неоднократных незаконных финансовых операциях, получив доход от указанной деятельности в сумме не менее 2 миллиардов рублей НБ Республики Беларусь.

Сотрудниками 10-го управления ГУБОП  в УДФР КГК по Гомельской области  передано 20 материалов проверок, по результатам  которых к настоящему моменту  возбуждено 20 уголовных дел (по ст.233 и 243 УК Республики Беларусь), доначислено и взыскано в бюджет налогов и других платежей на сумму более 280 млн.рублей, наложен арест на имущество на сумму более 70 млн.рублей.

Постоянное внимание данному направлению  работы уделяется и сотрудниками органов прокуратуры области.

В отчетном периоде в области  проведено 49 общенадзорных проверок соблюдения законодательства по предупреждению коррупции, сохранности собственности, исполнению финансовой и договорной дисциплин.

По результатам проверок прокурорами  внесено 19 представлений, 1 предписание, 13 официальных предупреждений, к  административной ответственности  привлечено 6 лиц, к дисциплинарной ответственности – 29, к материальной – 20, по требованию прокурора возмещен ущерб на сумму 11 402 тыс. рублей, возбуждено 2 уголовных дела (по ч.2 ст. 427 УК).

При рассмотрении в судах дел  исследуемой категории, виновным назначаются  наказания с учетом тяжести совершенного преступления, личностей обвиняемых и других обстоятельств дел.

Сложившаяся судебная практика рассмотрения уголовных дел о коррупционных  преступлениях и назначения виновным мер наказания, оказывает положительное  влияние на предупреждение и профилактику такого рода преступлений. Вместе с  тем, профилактические возможности  судебной системы не являются исчерпывающими. Необходимо более активно внедрять в практику рассмотрение дел о  коррупционных преступлениях в  выездных судебных заседаниях по месту  работы, жительства виновных.

Работа органов уголовного преследования  по выявлению преступлений, связанных  с коррупцией, в разрезе районов  характеризуется следующими показателями. Больше всего указанных преступлений выявлено в Железнодорожном, Советском, Центральном районах города Гомель, Речицком, Жлобинском, Мозырском, Калинковичском районах области.

Вместе с тем, в ряде районов  снизилась эффективность деятельности органов уголовного преследования  по выявлению преступлений, связанных  с коррупцией.

В 2008 году не выявлено ни одного преступления коррупционной направленности в  Наровлянском районе. Низка результативность в данном направлении в Гомельском, Лельчицком, Кормянском, Ветковском и Добрушском районах. Незначительны показатели в работе по данному направлению в таком крупном промышленном районе как Новобелицкий г. Гомеля, которые явно не отражают реальное положение дел. Так, здесь не выявлено ни одного факта таких социально-значимых и представляющих большую общественную опасность коррупционных преступлений, как злоупотребление и превышение служебными полномочиями, получение взятки.

Состояние законности при исполнении законодательства по борьбе с коррупцией свидетельствует, что специальным  подразделениям правоохранительных органов  необходимо больше внимания уделять  проведению мероприятий по выявлению  коррумпированных должностных лиц  в органах государственной власти и управления, в сферах государственной  деятельности по акционированию, распределению  средств, распоряжению государственным  имуществом, при решении вопросов, связанных земельными и арендными  правоотношениями.

Требует повышения эффективности  и деятельность других государственных  органов и организаций, участвующих  в борьбе с коррупцией.

Не в полной мере используются возможности  органов местного самоуправления. Информационные записки по проблемам борьбы с  преступностью и коррупцией, направляемые в районные органы исполнительной власти, не находят должного рассмотрения и  принятия конструктивных мер. Как правило, реализация предлагаемых в информационных записках мер поручается только районным отделам внутренних дел, при этом другие службы и структурные подразделения  не задействуются. Во многом это обусловлено  отсутствием всестороннего анализа  проблем и, следовательно, предложений  о путях их решения.

Недостаточна эффективность работы контрольно-ревизионных органов. Зачастую проверки проводятся на недостаточном  профессиональном уровне.

Статьями 9, 10 и 27 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» установлена  обязанность государственных органов  и иных организаций участвовать в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь и передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции.

Однако следует констатировать, что данные требования Закона должным  образом не исполняются. Практически  от кредитно-финансовых организаций, государственных  органов по регистрации имущества, нотариальных органов не поступает  информация о вышеназванных фактах, что не способствует повышению эффективности  работы по предупреждению и пресечению такого общественно опасного коррупционного проявления, как легализация материальных ценностей, приобретенных не законным путем.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 5 Закона о борьбе с коррупцией эффективная борьба с коррупцией может быть обеспечена только при  условии надлежащего планирования и координации антикоррупционной  деятельности. В целях координации  этой деятельности в организациях должны быть созданы специальные антикоррупционные  комиссии. Вместе с тем, как показывают прокурорские проверки, такие комиссии созданы не везде, а там где  созданы - их работа зачастую носит  формальный характер и не отвечает их предназначению.

Вместе с тем, основными задачами таких комиссий являются разработка мероприятий по устранению причин и  условий порождающих нарушения  антикоррупционного законодательства, внесение предложений по проведению проверок, ревизий и инвентаризаций, заслушивание отчетов руководителей  структурных подразделений о  проводимых ими мероприятиях и принимаемых  мерах по предотвращению коррупционных  проявлений, подготовка предложений  по внесению изменений и дополнений в локальные нормативные акты предприятий и организаций с  целью усиления профилактики таких проявлений.

Борьбу с коррупцией необходимо осуществлять не только правоохранительным органам. Задачей номер один для  всех руководителей, и в первую очередь  государственных органов и организаций, должно быть обеспечение кадровой чистоты  коллектива, юридической и моральной  чистоплотности каждого сотрудника

http://mozyrisp.gov.by/rus/ediny_den/korupciya/

 

По результатам  исследования международной организации  Transparency International Беларусь находится на 143-м месте по уровню коррупции среди всех стран мира.

 

Стоит отметить, что уровень коррупции в Беларуси был признан очень высоким, пишет  “Товарищ.online”.

 

Так, Беларусь разделяет 143-е место с Россией, Азербайджаном, Нигерией, Угандой и  некоторыми другими странами.

 

В тройку лидеров  самых коррумпированных стран вошли  Сомали (182-е место), Северная Корея  и Мьянма. А странами с самым  низким уровнем коррупции были признаны Новая Зеландия (1-е место), Дания  и Финляндия.

 

Что касается соседей Беларуси на постсоветском  пространстве, то уровень коррупции  был определен в них следующим  образом:

Информация о работе Борьба с коррупцией в Беларуси