Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:33, курсовая работа
Закон – наиболее распространенная форма через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитии конституционных положений и принципов .
Необходимость построения такой системы законотворчества, которая позволяла бы реально обеспечить права и законные интересы личности, определена государством как приоритетная задача . Казалось бы, все не столь печально: ведь законодательство содержит и перечень определенных прав личности и целый ряд гарантий, направленных на их обеспечение .
Введение……………………………………………………………...……..…..3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия закона как источника права…….6
Закон как источник права………………………………………..…6
Применение законодательства……………………………………15
Глава 2 Законодательство и законотворческий процесс…………………..17
2.1 Закон и законодательство……………………………………….…17
2.2 Этапы законодательного процесса в Российской Федерации…..22
Заключение…………………………………………...…………………..........30
Список использованных источников и литературы……………...……...….32
По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:
1) нормативные указы Президента, которые не могут отменять или изменять положений закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;
2) постановления Правительства. Они призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т. д.;
3) ведомственные нормативные акты - нормативно-правовые акты, сфера действия которых ограничена рамками ведомственных отношений;
4) подзаконные акты органов местного самоуправления. К ним относятся нормативные акты муниципальных органов власти (постановления, распоряжения и т. д.);
5) внутриорганизационные акты - такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросу Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).
Основными признаками соотношения закона и подзаконного акта являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. В Российской Федерации этот вопрос четко и исчерпывающим образом не решен ни в Конституции, ни в законах, ни в иных нормативных правовых актах. Это служит причиной частых нарушений законности в правотворческой сфере различными правотворческими органами при издании подзаконных нормативных актов.
Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом» и др. Все эти законодательные формулы имеют различные значения, закрепляют различные степени зависимости подзаконных нормативных правовых актов от законов.
В-третьих, в данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и других форм. К четвертому признаку подзаконных нормативных правовых актов можно отнести то, что им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности19.
Нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения. Из этого пятого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, как правило, принимает норму видового значения при наличии нормы родового значения, благодаря чему происходит дальнейшее развитие норм законов с помощью норм подзаконных нормативных правовых актов20.
В-шестых, подзаконным нормативным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.
Другое, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру, основанную не столько на иерархии органов, сколько на нормативно закрепленном положении нормативных правовых актов того или иного органа в системе всех нормативных правовых актов Российской Федерации.
2.2 Этапы законодательного процесса в Российской Федерации
Законотворчество – неоднородный, сложный процесс, включающий в себя несколько стадии21:
- Законодательная инициатива;
- Обсуждение законопроекта
- Принятие закона;
- Опубликование закона.
В соответствии с регламентом
Государственной Думы и статьей
105 Конституции законопроект начинает
рассматриваться
В верхнюю палату парламента вместе с принятым законопроектом отправляют также сопровождающие материалы: например, стенограмму заседания Государственной Думы по этому вопросу и иные документы, переданные субъектом права законодательной инициативы при внесении этого законопроекта в Думу. К бюджетным, финансовым, налоговым законопроектам обязательно прилагается заключение данное правительством. Отсутствие такого заключения может выступить основанием для отклонения законопроекта Советом Федерации22.
Секретариат председателя Совета Федерации, зарегистрировав федеральный закон, поступивший из нижней платы парламента, направляет его «сенаторам». Остальные официальные документы, сопровождающие данный федеральный закон, тоже регистрируются и принимаются на рассмотрение на заседании Совета Федерации совместно с соответствующим законом.
Затем Председатель Совета Федерации (иногда может быть и заместитель Председателя Совета Федерации) определяет комитет, который будет нести ответственность за рассмотрение этого законопроекта. Один комитет выполняет роль ведущего, хотя может рассматриваться несколькими комитетами.
В Совете Федерации обязаны рассмотреть федеральный закон, который поступил из Государственной Думы, в течение 14-и дней (установлено Конституцией ч.4 ст.105) На 1-ом этапе с документом проводится основная работа на комитетском уровне. Комитет, который назначен ведущим в Совете Федерации, обобщает, получает и рассматривает поступившие предложения, замечания и дополнения на собственном заседании.
Рассмотрение законопроекта, принятого нижней палатой, проводится открыто и гласно. На заседание комитета могут присутствовать и приглашаться широкий круг лиц (например, ученые, представители СМИ, инициаторы законопроекта, специалисты-эксперты, сотрудники Правового управления Аппарата Совета Федерации ученые, которые могут предоставить письменной или в устной форме справку правового характера по разбираемому федеральному закону)23.
По итогам такой комитетской работы делается заключение по принятому нижней палатой парламента федерального закона, которое проводится путем открытого голосования, для принятия требуется большинство голосов от всего числа членов комитета.
Затем, после всей этой процедуры федеральный закон рассматривается на заседании Совета Федерации. Перед началом всех заседаний верхней палаты парламента проходит регистрация членов Совета Федерации (необходимо, чтобы на рассмотрении присутствовало больше половины от числа членов Совета Федерации). Также возможна дополнительная регистрация перед каждым голосованием.
Раздельное заседание палат парламента не означает их изолированности друг от друга. На заседаниях Совета Федерации могут присутствовать депутаты Государственной Думы (представители Совета Федерации вправе присутствовать на заседании нижней палаты). Возможность участия представителей общественных организаций, государственных органов, различных организаций, научных учреждений, ученых и независимых экспертов-специалистов очень важно. Благодаря этому можно получить необходимые сведенья, провести более детальное обсуждение закона, сделать необходимые заключения по рассматриваемому закону, принятого нижней палатой парламента. Во время экспертной работы можно выявить недостатки и пробелы в законе. Поэтому в Совете Федерации происходит сортировка, принятых Государственной Думой законов с участием представителей различных слоев общества и учетом мнений регионов.
Вопросы, внесенные на рассмотрение палаты, заранее доводятся до Членов Совета Федерации. Они получают информацию, документы необходимую для их деятельности. До начала заседания проекты постановлений и другие материалы предоставляются членам Совета Федерации24.
Федеральные законы рассматриваются в соответствии с Регламентов Совета Федерации и Конституцией РФ, а именно статьями 105 и 106. Обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам Кредитного, валютного, таможенного, финансового, кредитного регулирования, вопросы, касающиеся федерального бюджета, денонсации и ратификации международных договоров РФ, эмиссии денег, вопросы войны и мира, а также статуса и защиты границы государства. Верхняя палата парламента обязана рассмотреть федеральный законы, принятый Государственной Думой, в течение 14 дней. Если же Федеральный закон остается не рассмотренным в течение этого времени, он считается принятым верхней палатой парламента. Одобренный федеральный закон Советом Федерации передается Председателем Совета Федерации для подписания и опубликования Президенту РФ.
Если Федеральный закон отклоняется Советом Федерации палаты парламента могут создать специальную согласительную комиссию, которая образуется из представителей обоих палат на паритетных началах, стремясь создать согласованную вариацию законопроекта. Государственная Дума может не согласиться с решением верхней палаты и рассмотреть закон в его ранее принятой редакции или повторно федеральный закон в новой редакции. Для принятия закона необходимо не менее двух третий голосов от общего числа членов Государственной Думы.
К конституционной обязанности Президент РФ относится подписание и обнародование федерального закона, после его принятие двумя палатами парламента. В течение 5 дней, после принятия закона Советом Федерации он направляется президенту. Точно таким же порядком направляются федеральные законы, принятые Государственной Думой законы, но не рассмотренные Советом Федерации в течение 14 дней.
Столько же времени отводится президенту для подписания и обнародования федерального закона, принятого парламентом. За это время Глава государства может ознакомиться с содержанием закона, привлекая специалистов и ученых, Администрацию Президента в случае необходимости. Вместе с тем у Главы государства есть возможность отклонить закон, вернув палаты парламента к его повторному рассмотрению, для его усовершенствования и устранения замечаний25.
Глава государства может указать на обстоятельства, препятствующие, по его мнению, подписанию документа, предлагаю свои предложения и замечания, касаемо отдельных глав, статей, пунктов или частей, отдельных разделов и или в целом на федеральный закон. Президент может вернуть закон, воздерживаясь от комментариев по его содержанию. Это может произойти в тех случаях, когда был нарушен процесс принятия федерального закона.
Верхняя и нижняя палата снова рассматривают данный закон, если президент отклонит федеральный закон в течение 14 дней. Фактически глава государства пользуется правом отлагательного вето, для того чтобы Федеральное собрание вновь рассмотрело федеральный закон
Такой вариант отклонения получил название отлагательного вето Президента Российской Федерации. В мировой практике такая процедура известна, и эффективность ее не нуждается в доказательствах. Фактически отлагательное вето означает право главы государства на возвращение переданного ему на подпись федерального закона для повторного рассмотрения в палатах парламента. Президент оценивает закон на законченность, качественность, актуальность, комплексность. У главы государства есть 14 дней, чтобы ознакомится с законом, подписать его и обнародовать. Нельзя сказать большой это или маленький срок, так как законы по своему объему не равноценны (например, уголовный кодекс – довольно большой закон, требует большего времени для ознакомления и анализа, чем федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»). Иногда президенту могут поступить несколько федеральных законов, но Конституция не предусматривает увеличения срока на размышления.
Закон подписывается
президентом после всех проверок
и экспертиз. После этого новый
законодательный акт