История развития законодательства об ответственности за преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:32, реферат

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовного законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно, всесторонне исследовать актуальные проблемы контрабанды как одного из важнейших преступлений в сфере экономической деятельности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие контрабанды;
- изучить элементы состава контрабанды, выявить особенности ее квалификации;
- выделить общий, родовой и непосредственный объект контрабанды, проанализировать специфику ее предмета;
- исследовать элементы объективной стороны контрабанды;
- проанализировать формы и виды вины применительно к субъективной стороне контрабанды;
- изучить квалифицированные виды контрабанды;
- исследовать взаимосвязи контрабанды со смежными с ней составами преступлений.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития законодательства об ответственности за преступл.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Уголовный кодекс Кыргызской Республики 1997 г. в главе "Преступления в сфере экономической деятельности", по существу, воспринял все составы преступлений в сфере экономической деятельности, содержащиеся в соответствующей гл. 22 УК РФ. Вместе с тем в названной главе Кодекса Кыргызстана содержится ряд преступлений, неизвестных Кодексу РФ, например: нарушение правил бухгалтерского учета (ст. 187); злостное нарушение порядка проведения публичных торгов или аукционов (ст. 189); нарушение метрологических правил (ст. 196); изготовление, хранение, сбыт и использование поддельных акцизных марок (ст. 199); производство, хранение, импорт и реализация продукции, подлежащей обязательному акцизному обложению без акцизных марок (ст. 200); производство, сбыт спирта и спиртосодержащих напитков без лицензии (ст. 201); производство, хранение, сбыт недоброкачественного спирта и спиртосодержащих напитков (ст. 202); невозвращение из-за границы материальных ценностей (ст. 205); неисполнение законных требований налоговых служб и противодействие им (ст. 214); незаконное предоставление или получение финансовых льгот (ст. 215).

В Уголовном кодексе Республики Кыргызстан специально оговаривается ответственность за уклонение от уплаты налога не только гражданина (ст. 211), но и должностных лиц хозяйствующих субъектов (ст. 213), а также частного предпринимателя (ст. 212).

Уголовный кодекс Республики Таджикистан 1998 г. в основном воспринял систему преступлений в сфере экономической деятельности, изложенную в гл. 22 УК РФ. В соответствии с гл. 27 УК Республики Таджикистан к числу преступлений в сфере экономической деятельности, в частности, относятся: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 258); незаконное предпринимательство (ст. 259); лжепредпринимательство (ст. 260); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 261); легализация (отмывание) денежных средств либо иного имущества, полученных противозаконным путем (ст. 263) и др. Из числа преступлений, неизвестных Кодексу РФ, можно выделить злостное нарушение правил бухгалтерского учета (ст. 272) и злостное нарушение порядка проведения публичных торгов или аукционов (ст. 275).

Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г. в гл. 25 "Преступления против порядка осуществления экономической  деятельности" содержит значительное число норм, закрепленных в Кодексе РФ. Вместе с тем в этой главе имеются нормы, неизвестные российскому Кодексу, например: ст. 224 - незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь; ст. 237 - выманивание кредита или дотаций; ст. 251 - срыв публичных торгов; ст. 256 - спекуляция; ст. 260 - нарушение правил торговли.

Модельный Уголовный кодекс стран  СНГ в гл. 29 "Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности" в основном содержит составы преступлений, изложенные в гл. 22 УК РФ. Из числа составов преступлений, отсутствующих в Кодексе РФ, можно выделить злостное нарушение правил бухгалтерского учета и злостное нарушение порядка проведения публичных торгов и аукционов.

Новое оригинальное решение ответственности  за контрабанду закреплено в Модельном Уголовном кодексе для стран СНГ с учетом специфики объекта посягательства. В нем различаются:

1) контрабанда как преступление  против общественной безопасности, когда предметом незаконного  перемещения через таможенную  границу Российской Федерации являются наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые и другие опасные вещества, вооружение, военная техника, оружие массового поражения и другие опасные вещества, средства или предметы;

2) экономическая контрабанда как  преступление против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, когда предметом незаконного перемещения через таможенную границу являются другие товары и предметы.

Законодатели некоторых государств-участников СНГ, восприняв рекомендации Модельного Уголовного кодекса, выделили в кодексах своих республик два вида контрабанды. Так, в Уголовном кодексе Республики Узбекистан контрабанда подразделяется на два вида: как преступление против общественной безопасности (ст. 246) и экономическая контрабанда, определяемая как нарушение таможенного законодательства (ст. 182), которая относится к "преступлениям против основ экономики".

Уголовный кодекс Республики Казахстан  также предусматривает контрабанду двух видов: контрабанда изъятых из обращения предметов, а также предметов, обращение которых ограничено, отнесена к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 250); контрабанда других товаров и предметов считается экономической контрабандой (ст. 209) и относится к преступлениям в сфере экономической деятельности.

 

 

 

§2. История развития законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности

 

Российское законодательство на протяжении всей истории своего развития предусматривало ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.

Уложение  о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в редакции 1885 г., а также Уголовное уложение 1903 г. содержали достаточно широкий перечень статей с описанием конкретных составов рассматриваемых преступлений, которые включались в различные разделы Особенной части.

Так, разд. 7 Уложения о наказаниях "О преступлениях  и проступках против имущества и  доходов казны" включал главу "О нарушении уставов монетных", которая состояла из двух отделений: 1. "О подделке и уменьшении достоинства монеты, противозаконном переливе, привозе и вывозе оной" и 2. "О подделке государственных кредитных бумаг". За подделку "монеты золотой, серебряной, платиновой и медной российского чекана, хотя бы и в настоящем оной достоинстве", виновные подвергались лишению всех прав состояния и ссылке "в каторжную работу" на срок от восьми до десяти лет (ст. 556). При этом если означенное в ст. 556 Уложения преступление было совершено "лицом, которое было употребляемо правительством к приготовлению монеты или к надзору за приготовлением оной", то виновный приговаривался к лишению всех прав состояния и к ссылке на каторжную работу сроком от десяти до двенадцати лет. Такому же наказанию подвергались виновные в подделке монеты российского чекана из похищенных с горных, казенных или частных заводов золота, платины или серебра, хотя бы "сия монета была и настоящего достоинства" (ст. 557). За подделку монеты иностранного чекана, хотя бы и в настоящем ее достоинстве, виновные подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжную работу сроком от четырех до шести лет (ст. 558).

Особо предусматривалась  ответственность лиц, которые принимали  какое-либо участие в подделке монеты или же заведомо делали, доставляли или покупали штемпели, формы и другие орудия "для сей подделки" (ч. 1 ст. 559 Уложения о наказаниях). При этом среди статей об ответственности за подделку монеты содержалась норма поощрительного характера. В соответствии с ч. 2 ст. 559 Уложения те из участников в этом преступлении, "которые откроют правительству о своих соумышленниках и сим дадут средство обнаружить и пресечь преступные их действия, освобождаются от всякого наказания; имена их сохраняются в тайне".

В главе  второй отделения первого Уложения о наказаниях содержались также нормы об ответственности лиц, которые, зная достоверно о подделке монеты, но без всякого в том участия, не довели о том до сведения правительства (ст. 560); об ответственности за переплавку российской монеты (ст. 561); за обрезание монеты и всякое другое с умыслом отнятие у нее настоящего веса (ст. 565); за посеребрение или позлащение или натирание ртутью или другим веществом какой-либо монеты, с намерением дать ей вид большей ценности (ст. 566); за выпуск в обращение заведомо поддельной монеты со знанием подделывателей (ч. 1 ст. 567); за передачу случайно полученной фальшивой монеты, по удостоверении в фальшивости ее, другому лицу, под видом настоящей (ч. 2 ст. 567) и т.д.

В главе  второй Уложения о наказаниях отделения  второго предусматривалась ответственность за подделку государственных кредитных билетов, билетов государственного казначейства, а равно и всяких билетов кредитных установлений, имеющих в общем обращении достоинство денег (ст. 571). При этом дифференцировалась ответственность в зависимости от способа подделки - механическими средствами или посредством рисования. Так, за подделку самой бумаги и рисунков механическими средствами, а равно и за превращение на банковских билетах настоящего достоинства их в высшую сумму, виновные подвергались наказанию, указанному в санкции ст. 556 Уложения за подделку монеты российского чекана - лишение всех прав состояния и ссылка на каторжную работу сроком от восьми до десяти лет (п. 1 ст. 571). Менее сурово преследовалась подделка означенных бумаг на простой бумаге посредством рисования. За такую подделку виновные подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжную работу сроком от шести до восьми лет (п. 2 ст. 571).

При определении  постепенности наказаний за подделку государственных кредитных бумаг законодатель принимал в соображение большую или меньшую степень искусства в подделке и степень опасности, которой подвергается государственный кредит вследствие выпуска поддельных билетов. На этом основании способ подделки рисунка имел преимущественное значение, потому что от большей или меньшей скорости выполнения и степени совершенства в изображении на каждом отдельном листе рисунка зависит, с одной стороны, возможность заготовления большого количества фальшивых билетов, а с другой - большая вероятность удобного и безнаказанного сбыта их11.

В ч. 1 ст. 576 Уложения о наказаниях оговаривалась  ответственность лиц за выпуск в  обращение заведомо фальшивых государственных  кредитных билетов, билетов государственного казначейства и всяких иных билетов  кредитных установлений, имеющих в общем обращении достоинство денег. Такие лица подвергались наказанию как сообщники в подделке государственных кредитных бумаг.

Назначая  наказание виновному в сбыте, как сообщнику подделки, по правилам ст. 576 Уложения, закон рассматривал, тем не менее, данное деяние как самостоятельное преступление.

Специально оговаривалась ответственность  лиц за подделку гербовой бумаги и  гербовых марок (ст. 579), а также за выпуск или перевод заведомо поддельных гербовой бумаги или марок (ст. 580).

Множество статей с описанием составов преступлений в сфере экономической деятельности содержалось в гл. 2, 12, 13 и 14 разд. VIII Уложения "О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния". Так, в главе второй "О нарушении постановлений для обеспечения народного продовольствия" содержались нормы об ответственности должностных лиц за неимение в запасных магазинах, или нарочно устроенных для того ямах, или в скирдах хлеба в достаточном, согласно существующим постановлениям, количестве (ст. 901). Специально оговаривалась ответственность лиц, обязанных проверять запасные магазины и книги и наблюдать, чтобы прием, раздача и хранение хлебных запасов были производимы на законном основании, за всякое по сей части упущение и слабый контроль, а тем более за допущение каких-либо злоупотреблений и за участие в оных (ст. 910). В соответствии со ст. 913 Уложения о наказаниях наступала ответственность за стачку, сделку или другое соглашение торгующих к возвышению цен на предметы продовольствия. Лица, обязанные по закону иметь попечение об отвращении недостатка в предметах продовольствия или доносить о замеченном ими недостатке начальству, за неисполнение этого подвергались денежному взысканию (ст. 914).

В гл. XII Уложения о наказаниях содержались составы преступлений, регламентирующие ответственность за нарушение постановлений о кредите. В частности, предусматривалась ответственность за подделку билетов комиссии погашения долгов, государственного банка и контор его и вообще всех государственных установлений (ст. 1149), за подлог при займе из государственных или общественных и частных кредитных установлений (ст. 1151), за открытие частного банка без дозволения правительства или без соблюдения предписанных законом для этого правил (ст. 1152). Специально оговаривалась ответственность чиновников и должностных лиц государственных кредитных установлений, общественных и частных банков за нарушение банковской тайны (ст. 1157). За подделку билетов банков общественных и частных, учрежденных с разрешения и утверждения правительства, виновные подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжную работу сроком от шести до восьми лет.

В этой же главе Уложения о наказаниях рассматривались вопросы ответственности за злоупотребления, связанные с банкротством (ст. 1163-1168). Так, согласно ст. 1163 Уложения кто из лиц, производящих торговлю, будет предписанным для этого порядком изобличен в злонамеренном банкротстве, тот подвергался лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения на время от четырех до пяти лет.

Н. С. Таганцев, комментируя ст. 1163 Уложения о наказаниях, обращал внимание на то, что "для признания лиц торгового сословия банкротами злостными достаточно изобличения их в неведении установленных торговых книг, а вовсе не требуется скрытия или истребления ими книг или совершения каких-либо иных подлогов или скрытия от кредиторов части своего имущества".

Специально оговаривалась ответственность  лиц, производящих торговлю, за неосторожное банкротство. Согласно ст. 1165 Уложения, кто из лиц, производящих торговлю, был признан банкротом неосторожным, тот лишался прав торговли и, по требованию и усмотрению заимодавцев, заключался в тюрьму на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев.

Особо предусматривалась ответственность  за злостное банкротство лиц, не производящих торговли. Закон признавал должником (банкротом) злостным, т.е. "таким, о ком доказано, что он, впавши в неоплатные долги, с умыслом, для избежания платежа их, перекрепил свое имение или передал его безденежно в другие руки, или же посредством подставных ложных заимодавцев, или иным способом скрыл действительно свое имение или часть его, во вред неудовлетворенных вполне заимодавцев" (ст. 1166 Уложения о наказаниях).

В Уложении значительное место занимали также нормы, регламентирующие ответственность за нарушения правил о производстве торговли, за нарушения постановлений в торговых обществах, товариществах и компаниях, за нарушения уставов фабричной и заводской промышленности и др. Так, предусматривалась ответственность за употребление торгующим весов или мер, не имеющих установленных клейм, хотя бы эти меры и весы были верны. За эти нарушения виновный подвергался денежному взысканию и, сверх того, изобличенному в этом нарушении более трех раз воспрещалось производить торговлю (ст. 1175). Таким же взысканиям подвергался и тот, кто был изобличен в употреблении хотя клейменных, но неверных весов или мер, если он виновен лишь в недосмотре. Когда же такие весы или меры были им употреблены с умыслом для обмана, то он сверх денежного взыскания подвергался наказанию, определенному за обмер и обвес, и лишался навсегда права на торговлю (ст. 1176).

Особо предусматривалась ответственность  за стачку торговцев или промышленников для возвышения цены не только на предметы продовольствия, но и на другие необходимой потребности товары или для непомерного понижения цены, в намерении стеснить действия привозящих или доставляющих эти товары, а через это препятствовать и дальнейшему в большем количестве их привозу. Зачинщики таких противозаконных соглашений подвергались: заключению в тюрьме на время от четырех до восьми месяцев; а прочие, только участвовавшие в них, приговаривались, смотря по степени участия: или к аресту на время от трех недель до трех месяцев, или к денежному взысканию. Когда же от такой стачки происходил действительный недостаток в товарах первой необходимости и это было поводом к нарушению общественного спокойствия, то зачинщики приговаривались: к лишению некоторых особенных прав и преимуществ и к заключению в тюрьме на время от одного года и четырех месяцев до двух лет; а прочие виновные: к заключению в тюрьме на время от четырех до восьми месяцев (ст. 1180).

Информация о работе История развития законодательства об ответственности за преступления