История уголовно-исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть историю становления и развития уголовно-исполнительного права. Достижение этой цели осуществлялось путем решения следующих задач:
1. Изучить развитие уголовно-исполнительного права в дореволюционной России;
2. Рассмотреть уголовное и исправительно-трудовое законодательство в СССР;
3. Проанализировать уголовно-исполнительное право на современном этапе.

Содержание

Введение
1 История Развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России
1.1 Пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (XVII-X вв.)
1.2 Становление уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра I и Екатерины II
1.3 Пенитенциарное законодательство в XIX – нач. XX вв.
2 Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР
3 Этапы развития российской уголовно-исполнительной политики в
отношении осужденных
3.1 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1917 по 1953 гг.
3.2 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1954 по 1990 г.
3.3 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в
период с 1991 по 1997 г.
3.4 Закрепление правового статуса осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации в настоящее время
4 Уголовно-исполнительное право на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

история уип2.docx

— 79.72 Кб (Скачать файл)

Приговоренные на срок не свыше 7 дней могли отбыть арест по месту  жительства. Приговоренные на срок свыше 7 дней были обязаны трудиться  в арестном помещении. Исполнение денежного  штрафа могло быть отсрочено или  рассрочено на срок до 1 года. Если не устанавливалось  иного назначения, то осужденный направлялся  на устройство мест заключения.

В соответствии с принятым при Николае I Уложением 1845 г. все  наказания делились на два разряда: уголовные и исправительные.

К наказаниям уголовным, например, были отнесены (ст. 19): лишение всех прав состояния и смертная казнь; лишение  всех прав состояния и ссылка в  каторжные работы, на поселение в  Сибирь или на Кавказ; для людей, не изъятых от наказаний телексных  — публичное наказание от 10 до 100 ударов плетьми через палачей  с наложением или без наложения  клейма. Применение каторжных работ  и плетей разделялось по своей  тяжести на семь степеней (ст. 21).

К исправительным мерам относились: временное заключение в крепости, в смирительном доме, в тюрьме с  лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного; краткосрочный арест; денежные взыскания; выговоры, замечания, внушения в присутствии  суда6.

Кроме того, за преступления по службе могли последовать: исключение из службы (с лишением права вновь поступать на государственную службу); отрешение от должности; вычет из времени службы (дающего право на пенсию, награду) до одного года; перемещение на низшую должность; вычет из жалованья (до 1/3 годового оклада).

В целом сложившаяся система  наказаний и их исполнения в сравнении  с Соборным Уложением и Артикулом  воинским стала менее жесткой, однако назвать ее гуманной также нет  достаточных оснований.

Формирование уголовной  и пенитенциарной политики России XIX столетия происходило под влиянием прогрессивных взглядов и идей отечественных  и зарубежных ученых и писателей, активной позиции передовой российской общественности, что сказалось в ходе проведения прогрессивных судебной и тюремной реформ 1863-1864 гг.

В 1864 году в контексте  буржуазных реформ принимается Устав  о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. К этому времени были отменены клеймение, телесные наказания  для женщин, шпицрутены в армии, ограничивалось (а с 1885 г. — отменялось вовсе) применение розог. Устав получил высокую  оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Он знаменовал собой качественно  новый этап в формировании отечественной  уголовной и пенитенциарной политики: этап окончательного оформления уголовно-исполнительного  права в конце ХIХ — начале ХХ в.

В Вооруженных Cилах с учетом известной преемственности в  это время также появились  новые военно-пенитенциарные акты, собранные в Своде военных  постановлений: Положение о военно-исправительных ротах и Военно-судебный устав 1867 г., Указ «Заведения военно-тюремные», Воинский устав о наказаниях 1869 г., Дисциплинарный устав - 1869 г.

Дальнейшим развитием  идей демократизма и гуманизма стало  Уголовное Уложение 1903 г., предусматривающее  следующую новую систему наказаний: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепости, заключение в тюрьме, арест, денежный штраф.

Смертная казнь приводилась  в исполнение путем непубличного повешения. Такая процедура свидетельствовала  об исключении цели публичного устрашения процессом казни.

Каторга могла быть применена  бессрочно либо на срок от четырех  до пятнадцати лет. Приговоренные содержались  в каторжных тюрьмах или за ее пределами и подвергались тяжелым  принудительным работам.

Заключение в исправительный дом применялось на срок от полутора до шести лет, заключение в крепости — на срок от двух до шести лет, а  в тюрьме — от двух недель до одного года. Арест назначался на срок от одного до шести месяцев.

Исполнение денежного  штрафа могло быть отсрочено или  рассрочено на срок до одного года.

Развитие уголовно-исполнительного  законодательства Российской империи  продолжало осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей и  ссыльных, в тюремные инструкции и  иные источники.

Ко времени свержения  монархии и Октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право  России получили дальнейшее развитие и впитали целый ряд прогрессивных  демократических идей.

Таким образом, к началу советского периода истории была создана  законченная отечественная теория и законодательная основа уголовно-исполнительного  права.

 

 

2 Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР

 

Советский период уголовно-исполнительного  права продолжался с 1917 по 1993 гг. и, безусловно, базировался на рассмотренных  исторических корнях и преемственности.

Основными положениями, исходя из которых началась трансформация  пенитенциарного права в исправительно-трудовое, были благородные идеи об исправлении  осужденных — главной цели наказания  и общественно полезном труде  как ведущем средстве исправления.

Основные руководящие  идеи советской уголовной и исправительно-трудовой политики того времени были отражены в разделе «О наказаниях» судебного  пункта программы РКП(б), принятой VII съездом правящей коммунистической партии в 1919 г7.

В этом документе, а также  в ряде работ В.И. Ленина и его  соратников предусматривались отказ  от наказаний, не совместимых с достоинством человека; усиление воспитательной стороны  наказания; введение общественного  порицания; замена лишения свободы  принудительным трудом с проживанием  на дому; замена тюрем воспитательными  учреждениями; введение товарищеских судов для некоторых категорий  рабочих и в армии.

Эти и другие принципы, программные  установки ускорили нормотворческую деятельность нового государства, в частности создание уголовного и исправительно-трудового законодательства. Такая деятельность отнюдь не находилась в стороне от развития пенитенциарного дела в мире, а вполне соответствовала международным тенденциям. Первые нормы Советского государства в области определения и исполнения уголовных наказаний появились уже в конце 1917 — начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов и обращений Совета Народных Комиссаров, съездов Советов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны (например, Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового 1918 г., Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении распределительных комиссий» 1919 г., «Положение об общих местах заключения» 1921 г. и др.)8.

Система мест лишения свободы  состояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных  реформаториев и земледельческих  колоний (в основном для несовершеннолетних и молодежи), испытательных заведений  для лиц, в отношении которых  имеются основания для послабления  режима или досрочного освобождения, карательно-лечебных заведений и  тюремных больниц. В условиях развернувшейся в России гражданской войны и  интервенции правительством определялась необходимость защитить Советскую  республику от классовых врагов путем  изолирования их в концентрационных лагерях принудительных работ.

В 1922 г. был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого впоследствии был разработан и в 1924 г. принят первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительного характера — Исправительно-трудовой кодекс. В соответствии с его положениями места заключения трансформировались в направлении от тюрем к исправительно-трудовым учреждениям и подразделялись на три группы:

а) учреждения для применения мер социальной защиты исправительного  характера (дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии — сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы  специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома);

б) учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического  характера: трудовые дома для несовершеннолетних и трудовые дома для несовершеннолетних право нарушителей из рабоче-крестьянской молодежи;

в) учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.

Подготовка и принятие открытых систематизированных документов, доступных для каждого гражданина, являлось величайшей заслугой отечественных  юристов. Их мысль была на уровне передовых  идей своего времени. Правовые акты такого уровня проработанности и цивилизованности имелись тогда далеко не в каждой из стран Европы.

Первые уголовно-исполнительные акты общего и военно-специального характера сформулировали идеи и  принципы политики государства в  области исполнения наказаний, которые  не утратили своего значения до настоящего времени, дошли до нас и составляют методологическую основу современного пенитенциарного законодательства Российской Федерации.

Последующий этап охватывает время принятия и действия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., исправительно-трудовых кодексов союзных республик, в том числе  нового ИТК РСФСР 1933 г. В нем были закреплены новые прогрессивные  идеи исполнения уголовных наказаний, к сожалению в силу политических причин того времени оставшиеся лишь декларациями.

Тридцатые годы характеризуются  началом все более превалирующей  тенденции к возрастанию уголовной  репрессии и отступлению от основанного  на законе судебного порядка их применения на основе политического тезиса об усилении классовой борьбы9.

Период с конца 30-х по начало 50-х годов отмечен детерминируемыми культом личности нарушениями законности: испра-вительно-трудовое право фактически перестает действовать, в особенности  в период Великой Отечественной  войны, законодательная регламентация  исполнения наказаний оказалась  заменена закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами административного  характера, а преподавание этого  предмета было надолго исключено из учебных программ юридических учебных заведений.

Следующий исторический этап характеризуется восстановлением  правовых начал регулирования отечественных  уголовно-исполнительных отношений, возрождением исправительно-трудового права на базе мер по укреплению законности в деятельности правоохранительных органов страны.

В конце 50-х — начале 60-х  гг. XX века принимается целый блок Основ законодательства Союза ССР  и союзных республик в сфере  борьбы с преступностью, вводятся в  действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР.

На их основе принимаются  меры по улучшению деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, разрабатываются  и утверждаются новые законодательные  акты пенитенциарного характера: общесоюзные, республиканские, военные: Основы исправительно-трудового  законодательства Союза ССР и  союзных республик 1969 г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г., Положение о дисциплинарном батальоне 1957, 1961, 1966, 1983 гг.

К середине 80-х годов в  СССР образовались фактически две ветви  законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных  с мерами исправительно-трудового  воздействия на осужденных10.

Объективно встал вопрос о создании единой, кодифицированной, обоснованной на общей теоретической  базе отрасли законодательства, —  уголовно-исполнительного. Началась работа по созданию соответствующих законопроектов, завершившаяся уже после распада  Союза ССР и образования СНГ  принятием и введением в действие с 1997 г. принципиально новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов России, дальнейшей разработкой соответствующих  модельных кодексов в рамках межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств.

С ликвидацией СССР и принятием  Конституции Российской Федерации 1993 г. советский период истории отечественного права завершается.

 

3Этапы развития  российской уголовно-исполнительной политики в отношении осужденных

 

В своем развитии российская уголовно-исполнительная политика прошла ряд крупных этапов:

- первый этап: 1917-1953 гг.

- второй этап: 1954-1990 гг.

- третий этап: 1991-1997 гг.

 

3.1 Развитие правового статуса осужденных к лишению свободы в период с 1917 по 1953 гг.

 

На первом этапе уголовно-исполнительная политика осуществлялась в условиях острой классовой борьбы, утверждения  сталинского авторитарного режима, а осужденный рассматривался как  бессловесная рабочая сила.

Информация о работе История уголовно-исполнительного права