Конституционные основы федерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 13:03, реферат

Краткое описание

Современный российский федерализм характеризуется повышенной сложностью, отличающей его от классических видов этой формы государственного устройства. Сложность характерна как для его конфигурации, так и для сущностного содержания. И это вполне естественно, так как Российская Федерация - многонациональное, полиэтническое государство, уникальное по форме государственного устройства и многочисленности входящих в нее субъектов. Выбор федеративной формы государственного устройства в современной России - это предпочтение пути развития, который в состоянии обеспечить территориальную целостность и стабильность, гражданский мир и согласие в государстве

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Конституционные основы федерализма в России
2.1. Конституционный строй……………………………………………………..4
2.2 Федерация как форма государственного устройства……………………….5
2.3. Принципы российского федерализма……………………………………….9
2.4. Соотношение Конституции РФ и конституций республик, уставов других субъектов РФ.......………………………………………………………………...16
3. Заключение………………………………………………………………...…..21
Библиографический список…………………………………………………......23

Вложенные файлы: 1 файл

конституционное право.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение……………………………………………………………………2
  2. Конституционные основы федерализма в России

2.1. Конституционный строй……………………………………………………..4

2.2 Федерация как форма государственного устройства……………………….5

2.3. Принципы российского федерализма……………………………………….9

2.4. Соотношение Конституции РФ и конституций республик, уставов других субъектов РФ.......………………………………………………………………...16

3. Заключение………………………………………………………………...…..21

Библиографический список…………………………………………………......23

 

Введение.

 

Российская Федерация представляет государство, которое объединяет под своим началом большое количество различных народностей, а, значит, требуется особое правовое регулирование, которое бы способствовало согласованию интересов ее субъектов. Особое значение это имеет для конституционного права.

Конституция играет огромную роль в жизни общества, занимает принципиально особое место во всей правовой системе государства, что вызывает необходимость ее всестороннего изучения как самостоятельного объекта научного познания.

В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепленными или порождаемыми конституционными установлениями.

Конституция Российской Федерации отражает общие, родовые черты, присущие природе этого вида нормативных актов.

Современный российский федерализм характеризуется повышенной сложностью, отличающей его от классических видов этой формы государственного устройства. Сложность характерна как для его конфигурации, так и для сущностного содержания. И это вполне естественно, так как Российская Федерация - многонациональное, полиэтническое государство, уникальное по форме государственного устройства и многочисленности входящих в нее субъектов. Выбор федеративной формы государственного устройства в современной России - это предпочтение пути развития, который в состоянии обеспечить территориальную целостность и стабильность, гражданский мир и согласие в государстве. Большинство государствоведов разделяет мнение о том, что судьба федерализма - это сегодня судьба России, ее государственного существования.

Возможности Российского федерализма многогранны, так как эта форма государственного устройства обеспечивает примирение единства и разнообразия; является средством защиты «от тираний центра»; выступает в качестве средства участия населения в политическом процессе на всех уровнях властеотношений.

Исторически федеративная форма государственного устройства России в значительной мере была обусловлена многонациональным составом населения нашей страны и крайне обостренным состоянием национального вопроса, составляющего одну из наиболее сложных проблем общественного развития.

В советское время федерализм рассматривался в качестве государственно-правового средства разрешения национального вопроса. Первый опыт строительства советского федерализма был воплощен в образовании и развитии Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Осуществляемая ныне в нашей стране реформа федеративной формы российской государственности предполагает необходимость ее дальнейшего осмысления, а также глубинного анализа ее социально-политической эффективности в перспективе.

Субъекты Российской Федерации со всем разнообразием их типов и видов оказывают определяющее влияние на формирование и функционирование механизма российской государственности и, прежде всего, на характер и объем компетенции органов нашего государства. Это обстоятельство особенно важно подчеркнуть применительно к Российскому федерализму, характеризующемуся исключительно сложным субъектным составом, в числе разновидностей которого, наряду с государственными образованиями, есть и республики, конституционно определяемые как государства в составе РФ.

 

 

2. Конституционные основы  федерализма в России

 

2.1. Конституционный строй.

 

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ  организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава.

Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а, следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания, либо выносится на общероссийский референдум.

 

2.2. Федерация как формы государственного устройства.

 

Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Различаются три основные формы государственного устройства: унитарное государство и федеративное государство, конфедерация.

Унитарное государство представляет собой государство с централизованной системой государственной власти, в нем не существует разделения предметов ведения и полномочий между центральными органами и органами составных частей государства (административно-территориальных единиц), составные части не обладают самостоятельностью в решении каких-либо государственно-правовых вопросов.

Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой составные части государства (субъекты Федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Федерация может быть образована на основе договора между несколькими государствами (договорно-правовая федерация) либо путем провозглашения государства федеративным (конституционно-правовая федерация).

Конфедерация представляет собой государственно-правовое объединение, союзы суверенных государств. В отличие от федерации конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию.1

Существуют и смешанные формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства к федерации или наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов федерации.

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

1) федерация - это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;

2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;

3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;

4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах, которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации;

6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование.

По различным основаниям выделяются виды федераций - модели федерализма.

По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации.

- Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства.

- Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным, разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.

По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе, либо неравноправны по своему статусу, либо различаются и по первому, и по второму основанию.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации2.

Российская Федерация – это конституционно- организованная, симметричная, централизованная федерация, сформированная по территориальному и национально- территориальному принципам.

2.3. Принципы российского федерализма.

 

Такая форма правления как демократия, к которой так стремится Российская Федерация, невозможна без соблюдения фундаментальных прав и свобод человека, без разделения властей, без свободы слова и многих других принципов правового государства.

Для начала необходимо понять, а что же такое федерализм и в чем заключаются его основные и бюджетные принципы. Федерализм – это единая система внутри одного государства, разделенная на области, которые отчасти сохраняют свою самостоятельность в экономических, политических, социальных, культурных и других сферах жизни общества. Иными словами, каждый субъект государства с федеративным устройством имеет право на внесение поправок в местное законодательство, а также на распределение бюджетных средств.

Развитие федерализма в России имеет долгий и тернистый путь. С введением Конституции, принятой на всенародном голосовании в 1993 году, Россия получила статус федерации.

Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а статья 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации.

В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ находится 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 4 автономных округа.

Информация о работе Конституционные основы федерализма в России