Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 23:43, курсовая работа
Взяточничество является одним из древнейших преступлений, которое известно человечеству.
Опасность взяточничество определяется тем, что оно влечет за собой совершение немало других опасных преступлений – хищений в крупных и особо крупных размеров, нанесение ощутимого вреда рыночной экономики, подрыв финансово-кредитной системы и т.п.
Кроме того, взяточничество приобретает такие устойчивые формы, что взяточники объединяются в преступные сообщества и организованные группы, проникают в структуры власти и управления, правоохранительные органы, которые, становятся важным средством обеспечения безопасной деятельности организованной преступности.
Введение 3
Глава 1. Понятия взяточничества и история его развития в
Российском законодательстве.
1.1. Понятие взятка и взяточничество в Российском законодательстве 6
1.2. Историческое развитие Российского уголовного права
за получение взятки от Псковской судной грамоты до настоящего
времени 13
Глава 2. Состав преступления, предусмотренного ст. 290
особенной части УК РФ
2.1. Объективные признаки взятки 23
2.2. Субъект и субъективные признаки взятки 25
2.3. Ответственность за взяточничество 28
Глава 3. Криминологическая характеристика коррупции и
статистический анализ преступления 31
Заключение 46
Список литературы
К представителям власти нужно относить лиц, которые осуществляют исполнительную, законодательную или судебную власть, а также работников надзорных, государственных или контролирующих органов, которые наделены в законном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от них в служебной зависимости, или правом принимать решения, которые обязательны для исполнения организациями, а также гражданами независимо от их подчиненности по подведомственности (например, члены Правительства Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, депутаты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, наделенные соответствующими полномочиями работники налоговых органов, прокуратуры, таможенных органов, ФСБ Российской Федерации и МВД Российской Федерации, состоящие на государственной службе, государственные инспекторы, аудиторы, контролеры, военнослужащие, которые выполняют возложенные обязанности по обеспечению безопасности и по охране общественного порядка, и иных функций, при исполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями, мировые судьи и судьи федеральных судов).16
Кроме того, п.4 Постановления относит к субъекту преступления «должностное лицо, которое хотя и не обладает полномочиями для совершения определенных бездействий (действий) в пользу лица, дающего взятку или лиц его представляющих, но в силу своего должностного положения могло поспособствовать исполнения таких действий (бездействия) другим должностным лицом либо приняло взятку за общее попустительство или покровительство по службе».
Возможны варианты, когда лицо одновременно может
выполнять и должностные функции (административно-хозяйственные
и (или) организационно-
Таким образом, субъектами получения
взятки не являются работники муниципальных
и государственных учреждений, органов
местного самоуправления и государственных
органов, которые в них исполняют профессиональные
или технические обязанности, которые
не относятся к административно-хозяйственным
или организационно-
Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Преступление считается совершенное с прямым умыслом, то есть тогда, когда, лицо, реально осознает общественную опасность своих действий (бездействий), предвидит неизбежность наступления этих общественно опасных последствий и имеет желание их наступления. При получении взятки виновный понимает, что имущественная (материальная) выгода, полученная им незаконна за осуществление им оговоренных действий в рамках его компетенции в пользу лица, дающего взятку или лиц его представляющих.17
Мотивом такого преступления как взяточничество является корысть, цель – собственное обогащение, приобретение имущественной выгоды. Корыстная заинтересованность это стремление извлечь имущественную выгоду без противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в пользу других лиц или свою пользу, т.е. без признаков хищения чужого имущества.18
Личная заинтересованность выражается в стремлении получить выгоду имущественного характера, которая обусловлена такими стремлениями, как семейственность, карьеризм, желание приукрасить истинное положение дел в организации, учреждении, заручиться поддержкой начальника в решении служебного или личного вопроса, получить взаимную услугу, скрыть свою некомпетентность и т.д.
2.3. Ответственность за взяточничество.
Уголовным кодексом Российской Федерации за получение взятки определено наказание по ч1. - штраф в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные должности на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, при этом осужденный не может заниматься определенными видами деятельности и занимать определенные посты на срок до 3-х лет, или лишение свободы на срок до трех лет, при этом накладывается штраф в двадцатикратном размере суммы взятки. За квалифицированные и особо квалифицированные составы изучаемого преступления размер штрафа и срок лишения свободы зависят от степени вины осужденного, но в любом случае, лицо, признанное виновным в получении взятки лишается возможности заниматься определенным видом деятельности или занимать определенные посты на срок до трех лет.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ из состава ст. 290 УК РФ была удалена конфискация имущества как вида наказания за получение взятки.
Как показывает историческая практика даже самое серьезное наказание (вплоть до смертной казни) за взяточничество, не останавливает лиц от совершения данного преступления.
Даже самые действенные уголовные нормы в борьбе с взяточничеством будут бесполезны в государстве, где низкий уровень социального обеспечения и низкая заработная плата. На полученные деньги от взяток взяткополучатель способен обеспечить себе и своей семье достойное будущее, поэтому лицо идет на риск, быть преступником. Во многих государственных структурах, где взятки берут до 50% должностных лиц, существует так называемая круговая порука, где «виновным» считается, не тот, кто не берет взяток, а тот, кто не разделяет общие интересы. Т.е., в отдельных государственных органах и институтах существуют организованные преступные группировки, разрабатывающие разные способы по вытягиванию взяток.19
По оценкам зарубежных средств массовой информации часто борьба с коррупцией в России используется выборочно против отдельных чиновников, проводятся только показательные процессы, в то время как многие виновные избегают ответственности. Таким образом, официальная статистика об уровне взяточничества в государственных органах часто не соответствует реальной действительности. Должна существовать и прежде всего, работать программа по борьбе с взяточничеством.
В ноябре 2003 года президентом Путиным В.В. был подписан декрет о создании Совета по борьбе с коррупцией. Об эффективности его работы можно увидеть из статистических показателей совершенных преступлений, которые будут рассмотрены ниже.
Глава 3. Криминологическая характеристика коррупции и
статистический анализ преступления.
В России на протяжении последних лет наблюдается активный рост взяточничества, нужно учитывать, что определить точный уровень распространенности взяточничества достаточно сложно, поскольку, высока латентность данного преступления. По мнению некоторых ученых, более 70% всех государственных служащих являются взяточниками. Также есть мнение специалистов, предполагающих, что в нынешнее время выявляется не более 2% случаев получения и дачи взяток.
Основной причиной высокого уровня взяточничества следует признавать достаточно плохо организованную правовую систему, которая не дает возможности предпринимателям, а также нет необходимых стимулов для их участия в экономической и политической деятельности. Поэтому большинство предпринимателей работают в теневом секторе экономики. Это ведет к тяжелым последствиям для будущих экономических и политических реформ в странах, где развивается демократия и рыночная экономика. Таким образом, создается плодородная почва для роста коррупции во всех ее проявлениях.20
К условиям, которые порождают коррупцию в странах, находящихся в периоде перехода от централизованной к рыночной экономики, относятся следующие:
1. Трудности преодоления отрицательных последствий, которые существуют еще со времен тоталитарного периода. К таковым относится, замедленный переход от закрытости и неподконтрольности власти, которые, способствовали в свое время процветанию коррупции.
2. Политическая нестабильность и экономический упадок.
3. Несовершенство и неразвитость законодательства. Применительно к российским условиям, несовершенство, имеющиеся пробелы, а также противоречивость нормативных актов, правовая безграмотность граждан создают благоприятное поле для различных правонарушений со стороны должностных лиц, в том числе и взяточничества.
4. Неэффективность институтов
5. Неукорененность
Чтобы лучше вникнуть в суть проблемы взяточничества необходимо подробно остановиться на криминологической характеристики личности преступника.
Личность преступника является главной проблемой криминологии. Потому что уголовный закон нарушают конкретные лица. Не изучив особенностей личности преступника, нет возможности понять причины его такого преступного поведения, а в свою очередь, невозможно выявить причины, как всей преступности, так и отдельных ее видов.
Личности преступника необходимо изучать в двух взаимных аспектах: прикладном и общетеоретическом. Подробное изучение личности преступника позволит правоохранительным органам выявить варианты, методы и формы изучения лиц, которые склоны к противоправному поведению, для того, чтобы можно было воздействовать на них, и была бы возможность сдерживания их от противоправного поведения.
Несмотря на подробное изучение личности преступника, тем не менее, существуют противоречивые моменты по тем или иным аспектам. Прежде всего, это определение самой личности преступника. Как показывает подробный анализ работ различных криминологов, личность преступника и в настоящее время рассматривается весьма неоднозначно.
В одном случае личность преступника можно рассматривать как личность человека, который совершил преступление, в другом - как совокупность связей, социальных свойств, отношений, духовный и нравственный мир индивида, которые во взаимодействии с социальными и определенными жизненными условиями, предопределили совершение им преступления; в третьем - как специфичный тип личности, кардинально отличающийся от личности граждан уважающих закон.22
Для того чтобы убрать противоречия в определении, личность преступника во всех случаях необходимо изучать на двух уровнях: групповом и индивидуальном. Первый уровень определяет конкретную личность, которая совершила преступление, вследствие присущих только ей отрицательных качеств и свойств. Второй уровень включает в себя совокупность всех лиц, которые совершили преступление, со свойственными им негативными свойствами и качествами, которые определили их преступное поведение.
Чтобы полно и широко изучить личность взяточника и выявить причины взяточничества как преступного явления необходимо провести анализ личности преступника по половому и возрастному признаку. Согласно имеющимся данным процент женщин, совершивших взяточничество, составляет от 24 % до 29%. Женщины по статистике, менее склонны к совершению преступлений, их амбиции в сфере заработной платы более скромны, если учитывать то, что взятие взятки совершается, чаще всего, из корыстных побуждений. Содержание семьи для женщины является жизненной необходимостью, но никогда ранее не рассматривалось в качестве обязанности. Поэтому невысокие доходы женщин не занижают ее социального статуса. Кроме того, низкий процент взяточничества среди женщин можно объяснить и тем, что большинство должностей в государственных структурах власти занимают мужчины.23
По возрастному критерию высок процент лиц совершивших взяточничество в зрелом возрасте. Эти показатели в три раза превышают количество взяточников, которые совершили преступление после тридцати лет.
Это объясняется тем, что к зрелому возрасту человек достигает высот по карьерной лестнице, занимает определённые посты, которые позволяют ему пользоваться ими в своих корыстных целях. А так же, в этом возрасте происходит переоценка ценностей человека и если ему не нравится его материальное или социальное положение, он пытается возместить это за счет противоправных действий.
По социальному положению большинство лиц, замеченных во взяточничестве - это служащие, потому что конкретно они составляют основу субъекта состава преступления, согласно ст. 290 УК РФ - получение взятки.
Из всех выделенных лиц, берущих взятку, только незначительный процент людей составляет ранее совершавших преступление. Это связано с тем, что костяк взяточников составляют лица, которые получили взятку. А, для этого нужно занимать соответствующую должность, которую не имеет право занимать лица, которые были ранее судимые. Выявлено лишь 10 % взяточников в этой группе. Это обусловлено тем, что факт получения и дачи взятки происходит один на один, при отсутствии свидетелей, что приводит к затруднениям в доказывании совершения данного преступления.
Информация о работе Криминологическая характеристика коррупции и статистический анализ преступления