Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 23:43, курсовая работа
Взяточничество является одним из древнейших преступлений, которое известно человечеству.
Опасность взяточничество определяется тем, что оно влечет за собой совершение немало других опасных преступлений – хищений в крупных и особо крупных размеров, нанесение ощутимого вреда рыночной экономики, подрыв финансово-кредитной системы и т.п.
Кроме того, взяточничество приобретает такие устойчивые формы, что взяточники объединяются в преступные сообщества и организованные группы, проникают в структуры власти и управления, правоохранительные органы, которые, становятся важным средством обеспечения безопасной деятельности организованной преступности.
Введение 3
Глава 1. Понятия взяточничества и история его развития в
Российском законодательстве.
1.1. Понятие взятка и взяточничество в Российском законодательстве 6
1.2. Историческое развитие Российского уголовного права
за получение взятки от Псковской судной грамоты до настоящего
времени 13
Глава 2. Состав преступления, предусмотренного ст. 290
особенной части УК РФ
2.1. Объективные признаки взятки 23
2.2. Субъект и субъективные признаки взятки 25
2.3. Ответственность за взяточничество 28
Глава 3. Криминологическая характеристика коррупции и
статистический анализ преступления 31
Заключение 46
Список литературы
По данным Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, с 2005 года по 2009 год наблюдалось увеличение числа преступлений по ст. 290 УК РФ.
В 2005г. как видно из графика было зарегистрировано 9,8 тыс. В 2006-2009 годах, к сожалению, происходило увеличение из года в год числа выявленных случаев взяточничества, к 2009 году оно достигло самого пика в 13,1 тыс. После этого, как видно на графике началось его снижение. В 2010 году число зарегистрированных взяток опустилось до 12,5 тыс., в 2011 году — до 11,0 тыс. и к 2012году это число составило 10 тыс. После 2009 года, когда было зарегистрировано максимальное количество преступлений, наблюдается заметная тенденция к снижению уровня преступности.
Это может говорить либо об эффективной работе правоохранительных органов в раскрытии преступлений по ст. 290 УК РФ, либо о сознательно заниженных данных для отчетности в проделанной работе. Ранее говорилось о том, что взяточничество характеризуется высокой степенью латентности, а также о том, что многие взяткодатели сами не хотят придавать огласке факт передачи-получения взятки. Таким лица проще дать взятку, чем подавать заявление в правоохранительные органы по факту вымогательства взятки, т. к. многие граждане уверены, что сами представители правоохранительных органов являются коррумпированными лицами. И на это мнение есть достаточно оснований. Поэтому данные 2010-2012гг. могут свидетельствовать о более скрытных способах передачи - получения взятки или утаивания факта получения взятки самими правоохранительными органами.
Хочется быть оптимистом и верить в то, что снижения показателей уровня взяточничества в 2010-2012гг. свидетельствует об эффективности работы тех структур, которые призваны бороться с коррупцией в нашей стране, а также надеяться на честность тех людей, которые занимают государственные должности при выполнении ими своих должностных обязанностей. Не смотря на снижение уровня взяточничества за последние годы, нельзя расслабляться в борьбе с коррупцией, а надо только усилить свои силы по ее искоренению. В борьбе с коррупционной и должностной преступностью главное значение имеет ее предупреждение.
Мерами такого предупреждения могут быть:
- совершенствование правовой базы борьбы с коррупционной и должностной преступностью;
- совершенствование работы государственного аппарата и процедур решения им вопросов; четкая регламентация служебной деятельности; предоставление государственным служащим услуг и зарплаты, которые бы обеспечивали достойный уровень жизни;
- усовершенствование вариантов подбора кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, которые нарушают нормы этического поведения, связанные непосредственно с выполнением своих должностных полномочий;
- реализация и разработка на региональном и федеральном уровнях долгосрочных программ борьбы с коррупционной и должностной преступностью;
- реализация усиленного контроля за расходами и доходами муниципальных, государственных и иных категорий служащих;
- обеспечение безопасности лиц, которые осуществляют борьбу с коррупционными и должностными преступлениями, а также членов их семей;
- повышение уровня деятельности правоохранительных органов по пресечению и предупреждению фактов совершения коррупционных и должностных преступлений;
- усовершенствование взаимодействия всех правоохранительных органов в работе по пресечению и предупреждению этих преступлений;
- осуществление и установление административного надзора за лицами, которые имеют судимость за совершение тяжких коррупционных и должностных преступлений;
- использование системы образования и средств массовой информации, всех институтов гражданского общества для правильного формирования сознания гражданами страны опасности такого явления как коррупция и таким образом снизить уровень общественной терпимости к проявлениям коррупции.
Кроме указанных специально-криминологических мер важное значение для предупреждения коррупционных и должностных преступлений имеют искоренение отрицательных последствий реформирования в сфере экономики, усиление ее цивилизованных начал, повышение социального уровня граждан, а также эффективная каждодневная защита охраняемых законом, но очень часто нарушаемых государством интересов и прав физических и юридических лиц.
Заключение
Взяточничество на любом отрезке исторического развития любого государства сопровождает государственный аппарат. Масштабы этого явления находятся в прямой зависимости от государственного управления, от политического режима, а также выбранной стратегии борьбы с коррупцией.
Особенностью взяточничества в России, как было раскрыто в первой главе данной работы, является его историческая предрасположенность и необычайная распространенность. В третьей главе среди основных причин высокого уровня коррупции называется толерантное отношение граждан к даче взятки, а также высокий уровень латентности данного преступления.
В связи с этим, в целях повышения авторитета действующей власти на первый план в борьбе с коррупцией выходит совершенствование системы государственного управления.
Борьба с взяточничеством – очень сложный и достаточно длительный процесс. Но, правильное формирование зрелого гражданского общества и цивилизованного аппарата государственных служащих поможет снизить уровень взяточничества.
В современном обществе взяточничество порождает коррупцию. Берущий взятку и ее дающий образуют преступное сообщество, которое преследует свои собственные цели.
Проведенное исследование – это попытка обратить внимание на сложившуюся в стане проблему с взяточничеством. В результате проведенного исследования причинами высокого уровня коррупции являются:
1. Низкая заработная плата
2. Уровень взяток зависит от стабильности общества – он резко возрастает во время войн, революций и социальных потрясений.
3. Уровень жизни населения. Коррупция
поражает нищие страны – чем
устойчивее социальная и
4. Современные статистические
Проанализировав сложившуюся ситуацию с коррупцией в стране, можно выделить такие направления в борьбе с взяточничеством, как:
1. переориентировать государство
с интересов элиты на интересы
среднего класса граждан
2. повышение уровня профессионализма лиц, которые занимают публичные должности;
3. пожизненное отстранение от
занимаемой должности
4. упростить процедуры
5. снизить прямое общение чиновников с гражданами путем создания получения определенных услуг с использованием специальных электронных средств;
6. ужесточить уголовное
Именно такие пути решения мне видятся в борьбе с коррупцией. Но это не все из многих мер борьбы с коррупцией, которые можно предложить. Кроме того, для сокращения численности преступлений, нужно обратить внимание на подрастающее поколение, на их нравственное воспитание и обучение. А также необходимо повысить уровень правовой грамотности россиян.
Список литературы
1. Конституция Российской
2. Гражданский кодекс Российской
Федерации: в ред. Федерального закона от 26.11.2011.
№ 146-ФЗ//Информационно-
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: в ред. Федерального закона от 07.12.2011. № 419-ФЗ. – М.: Проспект, 2012. – 160с.
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008г.
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
в ред. Федерального закона от 21.11.2011 №273-ФЗ//Информационно-
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, - №4, - 2000г.
6. Бабанин В.А., Соболев Б.К. Ответственность за взяточничество // Законодательство и экономика. - №3. – 2007г.
7. Будатаров С.М. Присвоение взятки: преступление против собственности или преступление против интересов государственной власти? // Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. -2009. -№ 2. -С. 55-56
8. Волженкин Б.В., Квашис В.Е., Цагикян С.М. Ответственность за взяточничество: социально-правовые и криминологические проблемы. Ереван, 2007. с. 50-51.
9. Гребенюк Р.А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика взяточничества. Диссертация … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004., с. 66.
10. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 3. - М.: Рипол Классик, 2006. с. 95.
11. Джуричич М. Л., Булатович И. Ж., Роль государства в борьбе с коррупцией // Труд и социальные отношения . -2010. - № 2. - С. 63-64.
12. Завидов Б.Д. Уголовно-правовой анализ получения взятки // Право и экономика, №5, 2002., с. 57
13. Квашис В.Е., Цагикян С.Ш. Личность взяточников и некоторые особенности их преступной деятельности. – В сб.: Личность преступников и индивидуальное воздействие на них. М., 2009., с. 87-88
14. Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. № 2, 2006., с.15-16
15. Клюковская И.Н. Теоретические основы криминологического исследования антикоррупционной политики. 2-е изд., перераб. И доп. – Ставрополь: Сервисшкола, 2004г., с. 45.
16. Краснопеева Е.П. Предмет взятки и квалификация содеянного // Законность. – 2005г. №8, с.12
17. Кузнецова Н.Ф. Курс уголовного права. Особенная часть в пяти томах. Т. 5. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002., с. 78-79
18. Кузьмин Н. А. К вопросу о понятии и природе коррупции // Российский следователь. -2009. -№ 24. с 23 -24.
19. Кушниренко С.П. Особенности расследования взяточничества: Учебное пособие. СПб., 2006, с. 89-90.
20. Лопатин В.В. Карапетян С.А., Лазарев В.В., Максимов С.В.: Актуальные проблемы коррупционной политики в Российской Федерации. – М., 2011, с.99-100
21. Лопашенко Н.А. Взяточничество: проблемы квалификации // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2001, № 6. - С. 115-116
22. Маликова А. Ш. Получение взятки как вид коррупционного преступления // Современное право. -2009. -№ 1. - С. 122 – 123
23. Миненок М. Г., Миненок Д. М. Корысть: криминологические и уголовно-правовые проблемы. СПб., 2009, с. 99
24. Падалка Л.П. Развитие русского права в XV –первой половине XVII в. / Л.П. Падалка. - М.: Зерцало, 2006. с. 326
25. Подвальный А. С. Взятка как наиболее опасное проявление коррупции в России // Закон и право. -2009. - № 8. - С. 39 - 40.
26. Российское законодательство X-XX веков. В 9 томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства: под общей ред. О.И. Чистякова.- М.: Юридическая литература, 2005, с. 520-521
27. Российское законодательство X-XX веков. В 9 томах. Т. 3. Акты Земских соборов: под общей ред. О.И. Чистякова.- М.: Юридическая литература, 2005, с. 512-514.
28. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник (издание исправленное и дополненное) / Под ред. Л.В.Иногамовой-Хегай, А.И.Рарога, А.И.Чучаева.– М.: Инфра-М Контакт, 2006, с. 739
29. Упоров И. От понятия «мздоимство» к понятию «взятка» / И. Упоров // Российская юстиция. 2001. № 2
30. Яни П.С. Взятка за незаконные действия. Квалификация действий, совершенных за взятку // Криминалистъ. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петерб. юрид. ин-та Академии Ген. прокуратуры РФ, 2008, № 3, с. 34-35
1 В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 3. - М.: Рипол Классик, 2006. с. 95.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации: в ред. Федерального закона от 07.12.2011. № 419-ФЗ. – М.: Проспект, 2012. – 160с.
3 Краснопеева Е.П. Предмет взятки и квалификация содеянного // Законность. – 2005г. №8, с.12
4 Гражданский кодекс Российской Федерации:
в ред. Федерального закона от 26.11.2011. №
146-ФЗ//Информационно-
5 Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник (издание исправленное и дополненное) / Под ред. Л.В.Иногамовой-Хегай, А.И.Рарога, А.И.Чучаева.– М.: Инфра-М Контакт, 2006, с. 739
6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, - №4, - 2000г.
7 Будатаров С.М. Присвоение взятки: преступление против собственности или преступление против интересов государственной власти? // Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. -2009. -№ 2. -С. 55-56
8 Маликова А. Ш. Получение взятки как вид коррупционного преступления // Современное право. -2009. -№ 1. - С. 122 – 123
Информация о работе Криминологическая характеристика коррупции и статистический анализ преступления