Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:55, контрольная работа
В Республике Беларусь существует комплекс санитарно-просветительских, медицинских, воспитательных и ограничительных мероприятий, совмещаемых с мерами общественного воздействия и государственного ограничения в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, употребляющих наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества, и не подчиняющихся правовым и нравственным нормам общества.
Рассматривая проблему пьянства и алкоголизма как социальную задачу большой политической важности, Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. издал ряд нормативных актов, направленных на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Введение ......... 2-5
Глава 1. Направление граждан в лечебно трудовые профилактории для их медико-социальной реадаптации с
обязательным привлечением к труду как мера по борьбе с алкоголизмом и наркоманией .............. 6-19
Выводы ................ 20
Список используемой литературы........................................................ 21
Оглавление
Введение ......... 2-5
Глава 1. Направление граждан
в лечебно трудовые
профилактории для их медико-социальной реадаптации с
обязательным привлечением к труду как
мера по борьбе с
алкоголизмом и наркоманией ..............
6-19
Выводы ................ 20
Список используемой
литературы....................
Введение
Употребление спиртных напитков и наркотических средств известно в истории человечества с глубокой древности, упоминания о них содержатся в древнейших письменных источниках, раскрывающих способы их получения.
При этом уже на ранних этапах развития человеческого общества отмечалась опасность употребления алкоголя и наркотических веществ.
Поскольку было замечено, что регулярное их употребление наносит вред здоровью, и в конечном итоге приводит к таким заболеваниям, как алкоголизм и наркомания.
Кроме того, употребление спиртных напитков и наркотических средств отрицательно сказывается на воспитании детей, ведет к разрушению семьи, неблагоприятно отражается на трудовой дисциплине, является основной причиной совершаемых правонарушений и преступлений.
С медицинской точки зрения алкоголизм - это хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, а наркомания общее название болезней, проявляющихся влечением к постоянному приему наркотических лекарственных средств и наркотических веществ, возникновением зависимости от них.
Определенные этнические и законодательные методы и формы борьбы с этим общественным злом предпринимались человечеством неоднократно.
Так, во 2-ом тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте и Древнем Китае пьяниц подвергали строгим и унизительным наказаниям; в 6 веке до нашей эры в Афинах запрещалась продажа неразбавленного вина; в 5 веке до нашей эры в Спарте под страхом строгого наказания запрещалось молодым употребление алкоголя, особенно в день свадьбы; с 3 века до нашей эры в Риме запрещалось употребление вина молодыми людьми до 30-летнего возраста.
С образованием в Европе национальных государств (15-16 века) также принимались меры по ограничению пьянства, которые вначале носили нравственный, а потом и законодательных характер. Великий князь всея Руси Иван третий своим указом запретил «гнусное» пьянство. Простому народу разрешалось варить хмельное только четыре раза в год на большие церковные праздники.
В 19 веке в связи с
быстрым развитием
В государствах, не имеющих государственной монополии на производство и торговлю алкогольными напитками, производство и распространение алкоголя, ограничивалось мерами по лимитированию доходов владельцев производящих и торгующих предприятий от производства и торговли этим товаром. В 1865 году в Швеции была введена так называемая Гетеборгская система, согласно которой отпуск алкогольных напитков в розничной торговле допускался только в ограниченном количестве при условии одновременного употребления горячей пищи. При этом владелец трактира был более заинтересован в продаже пищи, чем алкоголя, так как доход от торговли спиртными напитками в его пользу составлял 6 % от полученной прибыли, а вся остальная сумма дохода шла в пользу муниципалитета и должна была поступать в Фонд помощи семьям алкоголиков и для ведения противоалкогольной пропаганды. С частичными изменениями Гетеборгская система была введена в Норвегии и Финляндии.
В 1919 году в Швеции появилась система Братта, являющаяся видоизменением Гетеборгской системы. По системе Братта на каждого взрослого члена семьи, проживающего в данной местности, ежемесячно отпускались карточки на приобретение определенного количества алкогольных напитков.
В ряде государств вводился временный запрет алкоголя в связи с внутригосударственными нуждами (в период первой мировой войны).
В некоторых странах предпринимались попытки внедрить полный, постоянный запрет алкоголя, которые заканчивались неудачей в связи с экономическим давлением со стороны стран с винодельческим производством, ввозом контрабандного алкоголя, развитием черного рынка алкоголя внутри страны и домашнего самогонопроизводства.
Не менее активно в мире ведется борьба и с наркоманией.
В 1865 году в США был принят первый закон, запрещающий курение опиума.
Первая международная конференция по вопросам профилактики наркомании состоялась в 1909 году в Шанхае по инициативе 13 государств Азии, Европы и Америки. Результаты этой конференции явились основополагающими существующих ныне положений международного контроля за наркотиками. По итогам конференции в 1912 году в Гааге была принята Международная конвенция по опиуму. В конвенциях, принятых в Шанхае и Гааге, были сформулированы основные мировоззрения, составляющие принципы международного контроля за распространением наркотиков, которые сохранили свое значение до настоящего времени.
В настоящее время
по проблеме профилактики наркомании
фактически действующими являются три
международные конвенции: Единая конвенция
о наркотических средствах (1961 год),
Венская конвенция о
В Республике Беларусь также существует комплекс санитарно-просветительских, медицинских, воспитательных и ограничительных мероприятий, совмещаемых с мерами общественного воздействия и государственного ограничения в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, употребляющих наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества, и не подчиняющихся правовым и нравственным нормам общества.
Рассматривая проблему пьянства и алкоголизма как социальную задачу большой политической важности, Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. издал ряд нормативных актов, направленных на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом.
Один из них - это Декрет № 29 от 26 июля 1999 года (с изменениями и дополнениями от 27 февраля 2002 года, 4 апреля 2002 года, 30 августа 2002 года) «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».
Положения Декрета № 29 нацелены на создание в каждом трудовом коллективе обстановки нетерпимости к любым нарушением трудовой дисциплины, в том числе и к пьянству. Пунктом 2.10. Декрета № 29 установлены дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств в рабочее время или по месту работы.
Проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом нашла свое отражение и в Директиве Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», где указано, что одной из причин чрезвычайных ситуаций, нарушений трудовой дисциплины, производственного травматизма и дорожно-транспортных происшествий является пьянство.
По этой причине еще раз обращено внимание на недопустимость употребления спиртных напитков на предприятии, а также ужесточен спрос с руководителей, не пресекающих факты пьянства на производстве, уклоняющихся от участия в борьбе с этим злом. Руководители, допускающие устройство выпивок на производстве, подлежат незамедлительному освобождению от занимаемых должностей (пункт 1.4. Директивы).
Кроме того, в Директиве № 1 поставлена задача систематически освещать организаторскую и воспитательную работу по профилактике пьянства и алкоголизма.
Глава 1
Направление граждан
в лечебно трудовые
профилактории для их медико-социальной
реадаптации с
обязательным привлечением к труду как
мера по борьбе с
алкоголизмом и наркоманией.
Направление граждан в лечебно - трудовые профилактории для их медико - социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду как мера по борьбе с алкоголизмом и наркоманией.
В соответствии со статьей 48 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 года (с изменениями и дополнениями от 11 января 2002 года) государство обеспечивает систему мер по предупреждению и лечению алкоголизма, наркомании и токсикомании.
В силу пункта 1 Закона Республики Беларусь
от 21 июня 1991 года (с изменениями
и дополнениями от 21 октября 1994 года
и 13 июля 2000 года) «О мерах принудительного
воздействия в отношении
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 июня 2005 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о принудительной госпитализации и лечении граждан», направление граждан в лечебно-трудовые профилактории для их медико-социальной реадаптации осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 июня 1991 года «О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц» (с изменениями и дополнениями от 21 октября 1994 года и 13 июля 2000 года).
Дела по ходатайствам
о принудительной изоляции хронических
алкоголиков и наркоманов в лечебно-трудовые
профилактории для их медико-социальной
реадаптации рассматриваются
Согласно части 2 статьи
361 Гражданско-процессуального
Общие положения о порядке рассмотрения дел данной категории сформулированы в статье 362 Гражданско-процессуального кодекса, предусматривающей, что дела особого производства рассматриваются судами по правилам искового производства с учетом положений главы 30 и сущности особого производства.
Дела особого производства судья рассматривает с участием заявителя, заинтересованных граждан и юридических лиц.
Законом Республики Беларусь от 21 июня 1991 года (с изменениями и дополнениями от 21 октября 1994 года и 13 июля 2000 года) «О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц» (далее Закон от 21 июня 1991 года), установлены особенности рассмотрения дел о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории.
К числу таких особенностей следует отнести следующее.
В силу пункта 5 Закона от 21 июня 1991 года подготовку и направление материалов, подлежащих рассмотрению в суде, осуществляют органы внутренних дел.
Поэтому следует вывод, что дела о принудительной изоляции алкоголиков и наркоманов в лечебно-трудовых профилакториях возбуждаются по ходатайствам органов внутренних дел, которые являются надлежащими заявителями по делам данной категории.
На это обстоятельство обращено внимание в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 июня 2005 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о принудительной госпитализации и лечении граждан», где указано, что основанием для возбуждения дела о направлении лица в лечебно-трудовой профилакторий является ходатайство органа внутренних дел.
На практике имеют место факты, когда ходатайство о принудительной изоляции гражданина в лечебно-трудовой профилакторий подписано руководителями органов внутренних дел и здравоохранения. Однако это обстоятельство не является основанием к отказу в возбуждении дела.
Между тем, по смыслу Закона
от 21 июня 1991 года, у учреждений здравоохранения
отсутствует самостоятельное
Поэтому в случае, когда
такое ходатайство заявлено учреждением
здравоохранения, то в силу статьи 245
Гражданско-процессуального