Направление граждан в лечебно-трудовые профилактории для их медико-социальной реадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:55, контрольная работа

Краткое описание

В Республике Беларусь существует комплекс санитарно-просветительских, медицинских, воспитательных и ограничительных мероприятий, совмещаемых с мерами общественного воздействия и государственного ограничения в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, употребляющих наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества, и не подчиняющихся правовым и нравственным нормам общества.
Рассматривая проблему пьянства и алкоголизма как социальную задачу большой политической важности, Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. издал ряд нормативных актов, направленных на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Содержание

Введение ......... 2-5
Глава 1. Направление граждан в лечебно трудовые профилактории для их медико-социальной реадаптации с
обязательным привлечением к труду как мера по борьбе с алкоголизмом и наркоманией .............. 6-19
Выводы ................ 20
Список используемой литературы........................................................ 21

Вложенные файлы: 1 файл

ЛТП.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении дел  о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории для их медико - социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду необходимо проверять законность привлечения лица к административной ответственности.

Кроме того, тщательной проверке в ходе судебного разбирательства  следует подвергать обоснованность медицинского заключения о признании  лица хроническим алкоголиком или наркоманом.

Согласно пункту 3 Закона от 21 июня 1991 года решение о признании  лица хроническим алкоголиком или  наркоманом принимается комиссионно врачами психиатрами или врачами наркологами психиатрических учреждений здравоохранения.

Как   указано    в    статье    48    Закона   Республики    Беларусь    «О  здравоохранении» от 18 июня 1993 года (с изменениями и дополнениями от 11 января 2002 года), порядок признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Этот порядок определен  Положением о порядке признания  лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, утвержденным постановлением № 53 Министерства здравоохранения Республики Беларусь от  10 июля 2002 года.

Согласно пунктам 19-23 этого Положения, медицинское освидетельствование  пациентов с зависимостями от психоактивных веществ при привлечении  их к принудительному лечению  и лиц, привлеченных к уголовной  ответственности на предмет применения к ним принудительных мер медицинского характера, осуществляется специальным медицинскими комиссиями наркологического учреждения для проведения наркологических экспертиз.

Принудительному лечению  в лечебно-трудовых профилакториях подлежат больные зависимостью от алкоголя или наркотических веществ, уклоняющиеся от добровольного лечения, допускающих на почве употребления алкоголя, наркотиков психотропных веществ нарушения общественного порядка, законодательства и прав других лиц.

Специальные медицинские комиссии осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами внутренних дел, органами следствия и дознания.

При проведении освидетельствования  члены комиссии несут ответственность  за несоблюдение законности, за разглашение  материалов следствия и врачебной тайны.

По результатам медицинского освидетельствования оформляется  заключение (акт), в котором содержится развернутый диагноз, вывод о  нуждаемости освидетельствованного  в принудительном лечении и отсутствии или наличии медицинских противопоказаний для нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

Согласно      статьи      48      Закона     Республики      Беларусь     «О здравоохранении» от 18 июня 1993 года (с изменениями и дополнениями от 11 января 2002 года) и пункту 3 Закона Республики Беларусь от 21 июня 1991 года (с изменениями и дополнениями от 21 октября 1994 года и 13 июля 2000 года) «О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц», в случае уклонения от медицинского обследования, лицо может быть подвергнуто в установленном законодательстве порядке принудительному медицинскому обследованию.

При этом возник вопрос о  сроке действия медицинского заключения.

Приведу  следующий  пример:

В период времени с  января по апрель 2006 года лицо было трижды привлечено к административной ответственности за совершение в состоянии алкогольного опьянения мелкого хулиганства.   14 апреля 2006 года это лицо было обследовано медицинской комиссией наркологического диспансера, по результатам, которого, признано хроническим алкоголиком. Получив 21  апреля 2006 года официальное предупреждение, это лицо допустило очередное правонарушение в  ноябре месяце 2006 года, то есть спустя более чем восемь месяцев после медицинского освидетельствования.

         В связи с чем, при оценке достоверности и обоснованности выводов медицинского заключения необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке диспансерного учета больных с зависимостью от алкоголя, наркотических и ненаркотических веществ и профилактического наблюдения за лицами, употребляющими алкоголь, наркотические и ненаркотические вещества с вредными последствиями, утвержденной постановлением № 53 Министерства здравоохранения  Республики Беларусь от  10 июля 2002 года.

Согласно пункту 18 этой Инструкции осмотры больных, помещенных в лечебно-трудовой профилакторий, должны проводиться не реже 1 раза в 6 месяцев.

В связи с изложенным, полагаю, что в случае, если на момент  рассмотрения ходатайства в суде истек шестимесячный срок со дня проведения медицинского освидетельствования, то следует обсуждать вопрос о проведении судебно-наркологической экспертизы.

Спорным остается вопрос о направлении на принудительное лечение лиц, которые страдают токсикоманией.

Поскольку из названия, а  также сущности Закона от 21 июня 1991 года вытекает, что он применяется  только  к хроническим алкоголикам  и наркоманам, систематически нарушающим общественный порядок или права  других лиц.

В силу пункта 4 Закона от 21 июня 1991 года при наличии оснований, предусмотренных частью второй пункта 1, хронический алкоголик или наркоман подлежит вызову в районный (городской) отдел внутренних дел для объявления ему официального предупреждения о том, что в случае нарушения им в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ в течение года общественного порядка или прав других лиц будет возбуждено ходатайство о направлении его в лечебно-трудовой профилакторий.

Таким образом, по смыслу закона, лицо, систематически (более  двух раз в течение года) нарушающее общественный порядок или права  других лиц в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном  потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, и признанное медицинской комиссией хроническим алкоголиком или наркоманом, подлежит вызову в районный отдел внутренних дел для объявления предупреждения, которое оформляется соответствующим письменным документом. Данным документ должен быть подписан этим лицом, и в обязательном порядке приложен к ходатайству органа внутренних дел.

В связи с чем, в  судебной практике возник вопрос о  том, какое должностное лицо органа внутренних дел уполномочено выносить официальное предупреждение.

Как показывает изучение практики суда Каменецкого района официальное предупреждение, как правило, объявляет участковый инспектор, который обслуживает тот административный участок, где проживает хронический алкоголик или наркоман.

Вместе с тем, полагаю, что официальное предупреждение, последствием нарушения которого является возбуждение ходатайства о направлении  в лечебно-трудовой профилакторий, должен объявлять начальник или  заместитель начальника органа внутренних дел, в том числе с целью усиления воспитательного и предупредительного значения данной меры профилактического воздействия на хронического алкоголика или наркомана.

Кроме того, в судебной практике имеют место факты, когда  лицо, признанное хроническим алкоголиком или наркоманом, отказывается от подписи официального предупреждения.

Считаю, что в этом случае отказ от подписи необходимо оформлять соответствующим образом, то есть путем удостоверения этого  факта подписями двух незаинтересованных лиц, которые при необходимости проверки изложенных в официальном предупреждении сведений, могут быть вызваны в судебное заседание для допроса в качестве свидетелей.

Из смысла пункта 4 Закона от 21 июня 1991 года следует, что очередное, в том числе и единичное, нарушение  общественного порядка должно последовать в течение года со дня объявления хроническому алкоголику или наркоману официального предупреждения.

Невыполнение органом  внутренних дел требований, установленных  в пункте 4 Закона от 21 июня 1991 года, является безусловным основанием для отклонения ходатайства.

Приведу пример из судебной практики.

Судом Каменецкого района было рассмотрено дело по ходатайству Каменецкого РОВД в отношении В., который длительное время злоупотреблял спиртными напитками и по этой причине систематически нарушал общественный порядок   и права иных  граждан, за что неоднократно привлекался к административной  ответственности.

21 января 2007 года В. был освидетельствован экспертной комиссией и признан хроническим алкоголиком.

Между тем, как видно из материалов дела, официальное предупреждение о возможности возбуждения ходатайства о направлении его в ЛТП, было вынесено В.  в декабре месяце 2007 года, то есть до того, как он был обследован экспертной комиссией, установившей ему диагноз: хронический алкоголизм 2-й стадии.

Таким образом, были нарушены установленные пунктами 3 и 4 Закона Республики Беларусь от 21 июня 1991 года условия и порядок возбуждения  перед судом ходатайства о  направлении В. в лечебно-трудовой профилакторий, что и послужило основанием для отказа в удовлетворении ходатайства.

При рассмотрении дел  о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории  необходимо также  учитывать, что в силу пункта 1 Закона от 21 июня 1991 года не подлежат направлению  в лечебно-трудовые профилактории лица, не достигшие восемнадцати лет, мужчины, старше шестидесяти лет, женщины старше пятидесяти пяти лет, лица, страдающие хроническими душевными заболеваниями, инвалиды 1 и 2 группы и лица, нуждающиеся в специализированном лечении в учреждениях здравоохранения.

С этой целью, необходимо, чтобы к ходатайствам были приложены  справки соответствующих медицинских  учреждений о состоянии здоровья хронических алкоголиков или  наркоманов, об отсутствии их на учете  в специализированных лечебных учреждениях, а также документы о личности (копии паспорта или свидетельства о рождении).

Наличие обстоятельств, о которых указано выше, на момент рассмотрения  дела в суде является основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования.

При соблюдении установленных  Законом от 21 июня 1991 года условий, порядка и оснований для принудительной изоляции хронических алкоголиков или наркоманов в лечебно-трудовые профилактории, суд выносит решение о направлении лица в лечебно-трудовой профилакторий.

Приведу пример из судебной практики.

При рассмотрении дела, возбужденного  по ходатайству Каменецкого РОВД, судом было установлено, что А. на протяжении семи месяцев  злоупотреблял спиртными напитками.

Будучи в состоянии  алкогольного опьянения, он систематически совершал административные правонарушения, предусмотренные статьей 156 (после вступления в силу нового Кодекса ст.17.1) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (25 ноября 2006 года, 12 декабря 2006 года , 7 февраля 2007  года , 21 февраля 2007 года, 14 апреля 2007 года), за которые подвергался административным взысканиям.

21 апреля  2007 года А. был освидетельствован экспертной комиссией и признан хроническим алкоголиком.

При этом А. 25 апреля 2007 года был официально предупрежден о том, что в случае нарушения им в течение года общественного порядка или прав других лиц будет возбуждено ходатайство о направлении его  в лечебно-трудовой профилакторий.

Несмотря на это, 2 мая 2007 года А. вновь допустил нарушение общественного порядка: будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь на улице д. Каменюки Каменецкого района в присутствии посторонних граждан устроил скандал с матерью и отчимом. При этом выражался нецензурной бранью, пытался затеять драку, на замечания не реагировал, за что 3 мая 2007 года на основании ст. 71.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях был подвергнут административному взысканию в виде ареста.

Эти обстоятельства были подтверждены копиями протоколов и  постановлений об административных правонарушениях, протоколами медицинского освидетельствования, официальным предупреждением, медицинским заключением, сведениями, содержащимися в характеристиках, показаниях свидетелей.

При таких условиях суд  принял решение об удовлетворении ходатайства  РОВД.

В практике суда  Каменецкого района возник вопрос  о взыскании судебных расходов  (государственной пошлины) с заинтересованного лица при вынесении решения об удовлетворении  заявленного ходатайства.

Согласно разъяснению, данному в пункте 13 постановления  Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 июня 2005 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о принудительной госпитализации и лечении граждан», в случае удовлетворения ходатайства органа внутренних дел в резолютивной части решения должно быть указано о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий для его медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду и определен срок пребывания в лечебном учреждении.

Пунктом 1 Закона от 21 июня 1991 года установлен срок принудительной изоляции граждан в лечебно-трудовых профилакториях для их медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду, который может быть от одного года до полутора лет.

В силу статьи  393 Гражданско-процессуального  кодекса решение о 
принудительной госпитализации      и      лечении      должно      быть мотивированным.

Согласно  части 2 статьи 21 Гражданско-процессуального кодекса  в случае отсутствия нормы права, регулирующей спорные правоотношения, суд применяет нормы права, регулирующие сходные правоотношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы права суд, разрешая спор, исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства Республики Беларусь (аналогия закона).

Информация о работе Направление граждан в лечебно-трудовые профилактории для их медико-социальной реадаптации