Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - исследование уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи работы:
- анализ процесса развития законодательства направленного на противодействие незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их аналогов;
- дать краткий понятийный аппарат по теме диплома;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава 1. Общая характеристика уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
1.1 История развития уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………………………………..……4-32
1.2 Правовые основы контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………...33-45
1.3 Общая характеристика основных понятий института уголовной ответственности незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Глава 2. Составы преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2.1. Объект и предмет преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)……46-50
2.2. Объективная сторона преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)………………………………………………………………………………..……51-60
2.3. Субъект и субъективная сторона преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)………………………………………………………………………………………61-64
2.4 Совершенствование мер уголовно-правовой ответственности незаконного оборота наркотиков……………………………………………………………..65-70
Заключение………………………………………………………………….…71
Приложения…………………………………………………………...……….72-76
Список используемой литературы……………………………………...…..77-83

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ВАРИАНТ ДИПЛОМА.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Указанные изменения, внесенные  в законодательство, позволяют наладить выпуск в Российской Федерации аналитических (стандартных) образцов наркотических  средств и психотропных веществ, которые до этого времени закупались за рубежом.

Закон № 134-ФЗ, внеся изменения  в ст. 28 Закона о наркотических  средствах, создал условия для выполнения принятых на себя Российской Федерацией международных обязательств, связанных  с осуществлением обмена между компетентными  органами Российской Федерации и  иностранных государств образцами  наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного  оборота, в целях использования  их в оперативно-розыскной и экспертной деятельности. В частности, Соглашением о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (г. Минск, 30 ноября 2000 г.) одной из форм сотрудничества является обмен новыми образцами изымаемых наркотиков и прекурсоров, находящихся в незаконном обороте.

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений  в статью 17 Федерального закона «О наркотических  средствах и психотропных веществах». Основная цель данного Закона —  закрепить запрет на приватизацию предприятий, занимающихся производством и изготовлением  наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня.

Пунктом 1 ст. 17 Закона о наркотических  средствах установлено, что производство наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня, осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, находящимися в федеральной  собственности. Кроме того, установлен запрет приватизации указанных предприятий  и учреждений.

Пункт 2 ст. 17 Закона о наркотических  средствах устанавливает, что изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня, осуществляется государственными или  муниципальными унитарными предприятиями  и государственными учреждениями. В  Российской Федерации всего четыре государственных унитарных предприятия  занимаются производством наркотических  средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня. Два  из них не производят субстанции, а  только изготавливают готовые к  использованию формы наркотических  средств, психотропных веществ или  содержащие их лекарственные средства. На сегодняшний день 170 муниципальных  унитарных предприятий имеют  лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических  средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня. Данные предприятия выпускают наркотические  лекарственные средства в малых  объемах и малых дозировках (для  детей), а также по оригинальной рецептуре.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений  в статьи 5 и 28 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон № 136-ФЗ). Международная практика в сфере  оказания взаимной помощи государствами  при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий показывает, что регулярно возникает необходимость, как в получении гуманитарной помощи, так и в направлении  ее иностранным государствам.38 До принятия Закона № 136-ФЗ Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон о наркотических средствах) не был урегулирован вопрос вывоза наркотических средств и психотропных веществ в случае оказания гуманитарной помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях, за исключением случаев пересылки наркотических средств и психотропных веществ в качестве гуманитарной помощи в адрес конкретных субъектов РФ в соответствии с решениями Правительства РФ.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 177-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» (далее — Закон № 177-ФЗ). Его целью является введение дифференцированных мер контроля за оборотом прекурсоров на территории России.39

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу  культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» (далее  — Закон № 87-ФЗ).40 Этим Законом установлены меры контроля к хранению, перевозке, пересылке, реализации, приобретению, использованию, ввозу (вывозу) наркосодержащих растений, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, не включенных в Перечень. Меры контроля, устанавливаемые в отношении наркосодержащих растений, аналогичные тем, которые устанавливаются для наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, содержащихся в них. Указанные меры контроля не будут распространяться на конкретные сорта наркосодержащих растений, культивирование которых разрешено для промышленных целей.

Рассматриваемым Законом  все наркосодержащие растения включены в отдельный Перечень наркосодержащих  растений, утверждаемый Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области  здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Законом № 87-ФЗ в понятийный аппарат Закона о наркотических  средствах включены дефиниции таких  понятий, как «растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры», «культивирование наркосодержащих растений» и  «незаконное культивирование наркосодержащих  растений».

Кроме того, Законом № 87-ФЗ разрешено культивирование наркосодержащих  растений с целью использования  их в учебных, научных целях и  экспертной деятельности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, при наличии соответствующей  лицензии, а также внесены изменения  в ст. 188, 228, 228.1 и 229 УК РФ, ст. 151 УПК  РФ, ст. 6.8 и 6.13 КоАП РФ,41 установившие ответственность за преступления и административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркосодержащих растений, а также их частей, не включенных в Список I Перечня.

Нормы уголовного законодательства, регламентирующие ответственность  за преступления в сфере незаконного  оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, постоянно совершенствуются. В частности, Федеральным законом от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ42 статья 228.1 дополнена частью 4 следующего содержания: «Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные: а) организованной группой; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего; г) в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового».

Федеральным законом от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ УК РФ был дополнен статьей 228.3 «Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров  наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических  средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ» и ст. 228.4 «Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров  наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ», вступившим в силу 1 января 2013 года.

В связи с изменениями  в Уголовном кодексе РФ утверждены новые размеры наркотических  средств и психотропных веществ, имеющие значение при назначении наказания за незаконный оборот указанных  средств и веществ Федеральным  законом от 01.03.2012 N 18-ФЗ в Уголовный  кодекс РФ было введено новое понятие  «значительного размера» наркотических  средств и психотропных веществ, незаконный оборот которых влечет уголовную  ответственность (в отношении контрабанды  наркотиков понятие значительного размера действовало и ранее), при этом уголовная ответственность за оборот наркотических средств и психотропных веществ в крупном и особо крупном размерах, понятия которых в качестве квалифицирующего признака в УК РФ уже существовали, была значительно усилена.

С ростом понимания опасности  злоупотребления наркотическими средствами, а так же усиление нелегальной  торговли и контрабанды возрастает и роль национальных мер контроля, а так же необходимость согласованных  международных действий. Это стимулирует государства не только принимать все более эффективные меры внутригосударственного контроля за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, но и искать пути к многостороннему международному сотрудничеству.

Первая в истории Международная  конвенция о наркотиках была разработана  на Международной конференции по опиуму, проходившей в Гааге в 1911—1912 гг. В ней участвовали 12 государств: Германия, США, Китай, Франция, Англия, Италия, Япония, Нидерланды, Персия, Португалия, Россия и Сиам. Участники Конвенции, в частности, взяли на себя обязательства принять действенные законодательные меры, направленные на усиление контроля над опиумом-сырцом (ст. 1 гл. I), ограничить количество географических объектов (портов, городов, станций, пограничных пунктов и т. д.), через которые будет разрешен импорт или экспорт опиума (ст. 2 гл. I). Государства-участники обязались принять также меры для воспрепятствования экспорта опиума-сырца в страны, запретившие его ввоз, и осуществлять контроль над вывозом данного наркотического вещества в страны, ограничивающие его импорт (ст. 3 гл. I). Глава II касалась ограничений в отношении курительного опиума; в главе III предусматривалось использование других наркотических средств (медицинский опиум, морфин, кокаин и др.) только в «медицинских и других разумных целях» (ст. 9—13 гл. III). Кроме того, договаривающиеся стороны брали на себя обязательство применять правовое регулирование производства и торговли в отношении определенных медицинских наркотических препаратов.

К концу первой мировой  войны Гаагскую конвенцию по опиуму 1912 г. подписало 41 государство, но ратифицировали ее только 16. Тем не менее последующим вступлением в силу этого документа как бы завершился один из периодов становления международно-правовой помощи в борьбе с наркоманией и межгосударственного контроля над незаконным оборотом наркотиков.

Женевская конвенция 1925 г. ввела  систему лицензий и регистрации  внешнеторговых сделок о наркотиках. Государства обязывались представлять подробные статистические данные по таким операциям. Наряду с этим вводилась, хотя и в несовершенной форме, система оценки потребностей стран  в наркотических средствах. Контроль за соблюдением взятых государствами обязательств возлагался на вновь созданный орган международного контроля — Постоянный центральный комитет (позже он получил название «Постоянный центральный комитет по наркотическим средствам»).43

В послевоенные годы в международные  договоры о наркотических средствах  вносились изменения и дополнения, в той или иной мере отражавшие новые исторические условия.

После образования Организации  Объединенных Наций 16 февраля 1946 г. Экономический  и Социальный совет ООН создал Комиссию по наркотическим средствам. Перед ней была поставлена цель содействовать реализации международных соглашений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и обеспечить непрерывность и дальнейшее развитие международного контроля в этой области.

Комиссия, состоящая из представителей 24 государств, являлась и является одним  из основных органов, осуществляющих координацию  международной деятельности в рассматриваемой  сфере. Члены ее избираются Экономическим  и Социальным Советом ООН.

В 1961 г. на конференции в  Нью-Йорке был выработан действующий  ныне многосторонний международный  договор о наркотических средствах  — Единая Конвенция о наркотических  средствах 1961 г. с поправками, внесенными Протоколом от 25 марта 1972 г. (вступила в  силу для России 3 июля 1996 г.).

Единая конвенция состоит  из 51 статьи и 4 списков наркотических  средств, распределенных в зависимости  от применения к ним режима контроля. К моменту ее принятия международный  контроль за наркотическими средствами осуществляли 4 органа: Комиссия по наркотическим средствам, призванная вырабатывать в этой области общую политику; Постоянный центральный комитет по опиуму; Контрольный орган по наркотическим средствам, являвшийся специализированным органом надзора, и Комитет экспертов по токсикогенным средствам при Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), занимающийся медицинской стороной наркомании и призванный решать в меру своей компетенции и вопросы о международном контроле над новыми наркотическими средствами, в том числе и синтетическими.

Согласно Конвенции, Комиссия по наркотическим средствам призвана рассматривать и решать следующие  вопросы (ст. 8):

а) вносить изменения в  списки наркотических средств, подлежащих соответствующему контролю;

б) обращать внимание Комитета на любые обстоятельства, которые  могут иметь отношение к выполнению его функций;

в) давать рекомендации, касающиеся выполнения задач, выдвинутых Конвенцией;

г) обращать внимание государств, не являющихся странами Конвенции, на постановления и рекомендации Комиссии по борьбе с наркоманией.

В соответствии со ст. 5 Конвенции 1961 г. вместо Контрольного органа и  Постоянного центрального комитета по опиуму был создан Международный  комитет по контролю над наркотиками  в составе 11 членов (ст. 9), избираемых Экономическим и Социальным Советом  ООН на 3 года; трое из них должны иметь медицинское, фармакологическое  или фармацевтическое образование.

Информация о работе Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ