Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:10, дипломная работа
Цель работы - исследование уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи работы:
- анализ процесса развития законодательства направленного на противодействие незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их аналогов;
- дать краткий понятийный аппарат по теме диплома;
Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава 1. Общая характеристика уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
1.1 История развития уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………………………………..……4-32
1.2 Правовые основы контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………...33-45
1.3 Общая характеристика основных понятий института уголовной ответственности незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Глава 2. Составы преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2.1. Объект и предмет преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)……46-50
2.2. Объективная сторона преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)………………………………………………………………………………..……51-60
2.3. Субъект и субъективная сторона преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)………………………………………………………………………………………61-64
2.4 Совершенствование мер уголовно-правовой ответственности незаконного оборота наркотиков……………………………………………………………..65-70
Заключение………………………………………………………………….…71
Приложения…………………………………………………………...……….72-76
Список используемой литературы……………………………………...…..77-83
Указанные изменения, внесенные в законодательство, позволяют наладить выпуск в Российской Федерации аналитических (стандартных) образцов наркотических средств и психотропных веществ, которые до этого времени закупались за рубежом.
Закон № 134-ФЗ, внеся изменения
в ст. 28 Закона о наркотических
средствах, создал условия для выполнения
принятых на себя Российской Федерацией
международных обязательств, связанных
с осуществлением обмена между компетентными
органами Российской Федерации и
иностранных государств образцами
наркотических средств и
Федеральный закон от 25 ноября
2008 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений
в статью 17 Федерального закона «О наркотических
средствах и психотропных веществах».
Основная цель данного Закона —
закрепить запрет на приватизацию предприятий,
занимающихся производством и изготовлением
наркотических средств и
Пунктом 1 ст. 17 Закона о наркотических
средствах установлено, что производство
наркотических средств и
Пункт 2 ст. 17 Закона о наркотических
средствах устанавливает, что изготовление
наркотических средств и
Федеральный закон от 22 июля
2008 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений
в статьи 5 и 28 Федерального закона «О
наркотических средствах и
Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 177-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» (далее — Закон № 177-ФЗ). Его целью является введение дифференцированных мер контроля за оборотом прекурсоров на территории России.39
Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» (далее — Закон № 87-ФЗ).40 Этим Законом установлены меры контроля к хранению, перевозке, пересылке, реализации, приобретению, использованию, ввозу (вывозу) наркосодержащих растений, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, не включенных в Перечень. Меры контроля, устанавливаемые в отношении наркосодержащих растений, аналогичные тем, которые устанавливаются для наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, содержащихся в них. Указанные меры контроля не будут распространяться на конкретные сорта наркосодержащих растений, культивирование которых разрешено для промышленных целей.
Рассматриваемым Законом все наркосодержащие растения включены в отдельный Перечень наркосодержащих растений, утверждаемый Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Законом № 87-ФЗ в понятийный
аппарат Закона о наркотических
средствах включены дефиниции таких
понятий, как «растения, содержащие
наркотические средства или психотропные
вещества либо их прекурсоры», «культивирование
наркосодержащих растений» и
«незаконное культивирование
Кроме того, Законом № 87-ФЗ
разрешено культивирование
Нормы уголовного законодательства, регламентирующие ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, постоянно совершенствуются. В частности, Федеральным законом от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ42 статья 228.1 дополнена частью 4 следующего содержания: «Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные: а) организованной группой; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего; г) в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового».
Федеральным законом от 1
марта 2012 г. № 18-ФЗ УК РФ был дополнен
статьей 228.3 «Незаконные приобретение,
хранение или перевозка прекурсоров
наркотических средств или
В связи с изменениями в Уголовном кодексе РФ утверждены новые размеры наркотических средств и психотропных веществ, имеющие значение при назначении наказания за незаконный оборот указанных средств и веществ Федеральным законом от 01.03.2012 N 18-ФЗ в Уголовный кодекс РФ было введено новое понятие «значительного размера» наркотических средств и психотропных веществ, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность (в отношении контрабанды наркотиков понятие значительного размера действовало и ранее), при этом уголовная ответственность за оборот наркотических средств и психотропных веществ в крупном и особо крупном размерах, понятия которых в качестве квалифицирующего признака в УК РФ уже существовали, была значительно усилена.
С ростом понимания опасности злоупотребления наркотическими средствами, а так же усиление нелегальной торговли и контрабанды возрастает и роль национальных мер контроля, а так же необходимость согласованных международных действий. Это стимулирует государства не только принимать все более эффективные меры внутригосударственного контроля за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, но и искать пути к многостороннему международному сотрудничеству.
Первая в истории
К концу первой мировой войны Гаагскую конвенцию по опиуму 1912 г. подписало 41 государство, но ратифицировали ее только 16. Тем не менее последующим вступлением в силу этого документа как бы завершился один из периодов становления международно-правовой помощи в борьбе с наркоманией и межгосударственного контроля над незаконным оборотом наркотиков.
Женевская конвенция 1925 г. ввела
систему лицензий и регистрации
внешнеторговых сделок о наркотиках.
Государства обязывались
В послевоенные годы в международные
договоры о наркотических средствах
вносились изменения и
После образования Организации Объединенных Наций 16 февраля 1946 г. Экономический и Социальный совет ООН создал Комиссию по наркотическим средствам. Перед ней была поставлена цель содействовать реализации международных соглашений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и обеспечить непрерывность и дальнейшее развитие международного контроля в этой области.
Комиссия, состоящая из представителей 24 государств, являлась и является одним из основных органов, осуществляющих координацию международной деятельности в рассматриваемой сфере. Члены ее избираются Экономическим и Социальным Советом ООН.
В 1961 г. на конференции в
Нью-Йорке был выработан
Единая конвенция состоит из 51 статьи и 4 списков наркотических средств, распределенных в зависимости от применения к ним режима контроля. К моменту ее принятия международный контроль за наркотическими средствами осуществляли 4 органа: Комиссия по наркотическим средствам, призванная вырабатывать в этой области общую политику; Постоянный центральный комитет по опиуму; Контрольный орган по наркотическим средствам, являвшийся специализированным органом надзора, и Комитет экспертов по токсикогенным средствам при Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), занимающийся медицинской стороной наркомании и призванный решать в меру своей компетенции и вопросы о международном контроле над новыми наркотическими средствами, в том числе и синтетическими.
Согласно Конвенции, Комиссия
по наркотическим средствам
а) вносить изменения в списки наркотических средств, подлежащих соответствующему контролю;
б) обращать внимание Комитета
на любые обстоятельства, которые
могут иметь отношение к
в) давать рекомендации, касающиеся выполнения задач, выдвинутых Конвенцией;
г) обращать внимание государств, не являющихся странами Конвенции, на постановления и рекомендации Комиссии по борьбе с наркоманией.
В соответствии со ст. 5 Конвенции 1961 г. вместо Контрольного органа и Постоянного центрального комитета по опиуму был создан Международный комитет по контролю над наркотиками в составе 11 членов (ст. 9), избираемых Экономическим и Социальным Советом ООН на 3 года; трое из них должны иметь медицинское, фармакологическое или фармацевтическое образование.
Информация о работе Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ