Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - исследование уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи работы:
- анализ процесса развития законодательства направленного на противодействие незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их аналогов;
- дать краткий понятийный аппарат по теме диплома;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава 1. Общая характеристика уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
1.1 История развития уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………………………………..……4-32
1.2 Правовые основы контроля за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………...33-45
1.3 Общая характеристика основных понятий института уголовной ответственности незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Глава 2. Составы преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2.1. Объект и предмет преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)……46-50
2.2. Объективная сторона преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)………………………………………………………………………………..……51-60
2.3. Субъект и субъективная сторона преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4 УК РФ)………………………………………………………………………………………61-64
2.4 Совершенствование мер уголовно-правовой ответственности незаконного оборота наркотиков……………………………………………………………..65-70
Заключение………………………………………………………………….…71
Приложения…………………………………………………………...……….72-76
Список используемой литературы……………………………………...…..77-83

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ВАРИАНТ ДИПЛОМА.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Контроль Комитета за международной  торговлей наркотиками должен осуществляться на основании специальных постановлений, предусмотренных ст. 31 Единой конвенции.

Одним из основных инструментов международного контроля являются статистические сведения, представляемые Международному комитету, и исчисления потребностей в наркотических средствах, определяющие ограничение их ввоза (ст. 21), а также  вывоза (ст. 31) и др.

Система международного контроля над оборотом психотропных веществ  установлена ныне действующей Венской  Конвенцией о психотропных веществах, принятой 21 февраля 1971 г.

Названная Конвенция состоит  из преамбулы, 33 статей и прилагаемых  перечней веществ (списки I, II, III и IV), в  отношении которых установлены  различные режимы контроля. Комиссия по наркотическим средствам пришла к выводу о необходимости установления четырех режимов контроля, которые  должна определять ВОЗ с последующим  утверждением Комиссией по наркотическим  средствам.

Разработанная в Конвенции  система регулирования международной  торговли предусматривает возможность  запрещения и ограничения импорта  и экспорта психотропных веществ (ст. 13).

Существенное значение имеют  статьи Конвенции, касающиеся борьбы с  незаконным оборотом психотропных веществ, которая должна осуществляться при  тесном международном сотрудничестве, но «с должным учетом своих конституционных, правовых и административных систем» (ст. 2).

В целях повышения эффективности  борьбы с незаконным оборотом наркотических  и психотропных веществ на состоявшейся в 1988 г. под эгидой ООН международной  конференции принят очередной в  этой области документ — Конвенция  ООН о борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ.44 Она не отменяет действие Конвенций 1961 г. и 1971 г. В отличие от ранее принятых документов положения новой Конвенции, состоящей из 34 статей, направлены преимущественно на повышение эффективности международно-правовых мер по пресечению международной торговли указанными средствами и веществами и обеспечению неотвратимости наказания преступников.

Одной из наиболее важных новелл Конвенции является ст. 5 («Конфискация»), содержащая положение, в соответствии с которым каждая сторона принимает  «такие меры, которые могут потребоваться  для конфискации доходов, полученных в результате занятий наркобизнесом, или собственности, стоимость которой  соответствует таким доходам». Это предопределило право государства-участника предоставить возможность своим правоохранительным органам выявлять и арестовывать любую собственность с целью последующей конфискации. Конвенция направлена на организацию сотрудничества правоохранительных органов разных стран в этой области. Она предусматривает ряд его новых форм, например, применение метода контролируемых поставок, который стал довольно широко и успешно применяться в международной практике по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В Конвенции содержатся специальные  положения, касающиеся выдачи преступников (ст. 6) и регламентирующие вопросы  правовой помощи в расследовании  и судебном разбирательстве уголовных  дел.

Российская Федерация, будучи продолжателем (правопреемником) СССР, стала участницей всех рассмотренных  универсальных конвенций, направленных на борьбу против наркомании и незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ.

Уголовный кодекс Российской Федерации, в соответствие с международно-правовыми  нормами, предусматривает уголовную  ответственность за следующие преступления, связанные с наркоманией:

— умышленное причинение тяжкого  вреда здоровью, повлекшее заболевание  наркоманией или токсикоманией (ст. 111);

— вовлечение несовершеннолетнего  в систематическое употребление одурманивающих веществ (ст. 151);

— контрабанда наркотических  средств и психотропных веществ (ст. 188);

— незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка  либо сбыт наркотических средств  или психотропных веществ (ст. 228);

— хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);

— склонение к потреблению  наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230);

— незаконное культивирование  запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231);

— незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических  средств или психотропных веществ (ст. 233).

Около 30 процентов всех изымаемых  в России наркотиков попадают в страну вследствие отсутствия надлежащего  контроля на границе со странами СНГ. Таким образом, с распадом СССР объективно возникла необходимость в региональном сотрудничестве по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в СНГ. В октябре 1992 г. в Киеве было подписано Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел стран Содружества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Сотрудничество органов  внутренних дел стран СНГ осуществляется также в следующих формах:

а) обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о конкретных фактах, событиях и лицах, причастных к межгосударственному  незаконному обороту наркотиков; транспортных средствах, грузах, почтовых отправлениях, маршрутах, используемых при незаконном обороте наркотиков; методах сокрытия и маскировки, применяемых  при реализации наркотиков; новых  видах наркотиков, появившихся в  незаконном обороте, а также иной интересующей стороны информацией;

б) проведение по запросам государств-участников оперативно-розыскных мероприятий  и процессуальных действий по делам  о преступлениях, связанных с  наркотиками;

в) оказание помощи в области  борьбы с «отмыванием» денег, полученных в результате преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, и др.

На состоявшемся в июне 1999 г. в Астане заседании Совета министров  внутренних дел СНГ главы правоохранительных органов обсудили идею создания «пояса безопасности» вокруг Афганистана, являющегося основным поставщиком  наркотиков в страны Содружества. Министры договорились также о подготовке антинаркотического соглашения на уровне правительств в рамках СНГ.

В 1994 г. страны СНГ подписали  Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, направлено на совершенствование деятельности таможенных служб по предупреждению, раскрытию и пресечению незаконного  оборота наркотиков и надлежащее выполнение обязательств, вытекающих из универсальных международно-правовых актов в этой области.

В мае 1996 г. Советом глав государств СНГ утверждена Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью  и иными видами опасных преступлений на территории стран Содружества до 2000 г., в том числе с незаконным оборотом наркотиков.

В 1997 г. подписаны Соглашение между Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в вопросах контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, а  в 1998 г.— Соглашение между Правительством Российской Федерации и кабинетом  министров Украины в борьбе против незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и злоупотребления ими и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в вопросах контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами.

Суть указанных двусторонних международно-правовых актов сводится к тому, что стороны взяли на себя взаимные обязательства координировать свою национальную политику и выступать  с согласованных позиций на международных  форумах по проблемам наркомании, осуществлять скоординированные программы  в сфере предотвращения злоупотребления  наркотиками, а также реабилитации больных наркоманией.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Общая характеристика основных понятий института уголовной ответственности незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Предметом исследования наркологии в медицинской науке, является психоактивные вещества (средства), под ними понимается любое химическое вещество, способное при однократном приеме породить изменения состояния сознания с эйфорией, либо с другими, желательными, с точки зрения потребителя, психотропными эффектами, а при систематическом приеме — психическую и физическую зависимости.

В соответствии с Международной  классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ — 10) к психоактивным средствам, вызывающим психические и поведенческие расстройства, относят: алкоголь, опиоиды, каннабиноиды — препараты на основе индийской конопли — гашиш, анаша, марихуана, план, седативные или снотворные средства, кокаин, стимуляторы, включая кофеин, галлюциногены, табак, летучие растворители.45

Определение «наркотики» (от греч. narkotikos — приводящий в оцепенение) в своем медицинском и фармакологическом смысле обозначает вещество природного (растительного — содержащие наркотические средства или психотропные вещества, указаные в Перечне растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 года № 934 например, голубой лотос, кактус, содержащий мескалин, кат, кокаиновый лист), полусинтетического (героин, гидроморфин, оксикодон, эторфин и др.) или полностью синтетического (метадон, промедол, фентанил и его производные и др.) происхождения, которое оказывает на человеческий организм влияние, сходное с влиянием морфина (двоякое действие — снотворное (гипнотическое) и болеутоляющее (анальгезирующее)). Поэтому во многих случаях термины «наркотик, наркотическое средство» и «психоактивное средство (вещество)» применяются как взаимозаменяемые. Однако с юридической точки зрения это не верно.46

При рассмотрении такие термины, как  «наркотик», «наркотическое средство», «наркомания» и т.д., являются достоянием не столько медиков, сколько юристов, социологов, работников правоохранительных органов, криминологов, общественных деятелей.

Например, термины «наркотик», «наркотическое средство» («психотропное средство») содержат в себе три критерия: медицинский, социальный, юридический. Они взаимосвязаны и в правовом аспекте обязывают признать средство наркотическим (психотропным) только при жестком единстве этих критериев, а именно:

а) медицинского — если соответствующее средство, вещество, лекарственный препарат оказывают такое специфическое действие на центральную нервную систему (ЦНС) — стимулирующее, успокаивающее, расслабляющее, галлюциногенное и т.д.), которое является причиной его немедленного применения;47

б) социального — если это немедицинское применение принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;

в) юридического — если, исходя из двух вышеназванных предпосылок, соответствующая на то уполномоченная инстанция (Министерство здравоохранения России) признала это вещество наркотическим (психотропным) средством и включила его в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Отсутствие одного из указанных  критериев не дает юридического основания  признать лекарственный препарат или  химическое вещество (синтетическое, растительное или из животного сырья) наркотиком, если даже это вещество или лекарственный  препарат может явиться предметом  злоупотребления и соответственно вызывать болезненное состояние.

В следственно-судебной, экспертной и  медицинской практике необходимо учитывать, что наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в трактовке  закона становятся таковыми, если они  включены в Перечень наркотических  средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. В зависимости от применяемых в РФ мерах контроля над ними эти вещества распределяются по 4 спискам.48

Законом конкретизируется предмет  преступных посягательств — это  наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры; дается правовое понятие наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также, что важно, законного  и незаконного их оборота.

В главе № 1 «О наркотических средствах  и психотропных веществах», принятый Государственной Думой 10 декабря 1997 г. отражены и вводятся в использование следующие основные понятия:

наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;49

психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;50

прекурсоры наркотических  средств и психотропных веществ — вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;

Информация о работе Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ