Особенности назначения наказания несовершеннолетним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 08:55, курсовая работа

Краткое описание

Изучение проблемы преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, требует учета конкретной политической и социально – экономической обстановки, на фоне которой формируются и развиваются криминогенные процессы. В настоящее время она оказывает разрушительное воздействие на молодежную среду.
Необходимо также отметить, что на криминогенную ситуацию влияют не только экономические факторы, но и продолжающийся идейно – нравственный кризис. В среде несовершеннолетних получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава I. История развития института наказания несовершеннолетним…………..
§ 1. Понятие уголовного наказания в доктрине уголовного права……..
§ 2. Несовершеннолетний как субъект уголовного права……………….
§ 3. История развития института наказания несовершеннолетним……
§ 4. Назначение наказания несовершеннолетним в зарубежных странах...
Глава II. Особенности назначения наказания несовершеннолетним…………
§ 1. Система наказаний, назначаемых несовершеннолетним…………….
§ 2. Особенности применения к несовершеннолетним уголовного наказания..
§ 3. Применение к несовершеннолетним мер воспитательного характера…..
§ 4. Судимость несовершеннолетних………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсач мой.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

«Особенности назначения наказания несовершеннолетним»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

Введение……………………………………………………………………………

Глава I. История развития института наказания несовершеннолетним…………..

     § 1. Понятие уголовного наказания в доктрине уголовного права……..

     § 2. Несовершеннолетний как субъект уголовного права……………….

     § 3. История развития  института наказания несовершеннолетним……

     § 4. Назначение наказания  несовершеннолетним в зарубежных   странах...

Глава II. Особенности назначения наказания несовершеннолетним…………

     § 1. Система наказаний, назначаемых несовершеннолетним…………….

     § 2. Особенности применения к несовершеннолетним уголовного наказания..

     § 3. Применение к несовершеннолетним  мер воспитательного характера…..

     § 4. Судимость несовершеннолетних………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уголовно – правовое противодействие преступлениям, совершаемыми несовершеннолетними, является одним из основных направлений государственной деятельности в сфере охраны прав и законных интересов подрастающего поколения. Эти преступные деяния представляют опасность для общества не только потому, что нарушают нормальное духовно – нравственное развитие несовершеннолетних, подрывают их физическое и нравственное здоровье, но и потому, что определяют состояние и тенденции преступности в будущем.

Специфика преступности несовершеннолетних  обусловлена существенными особенностями социально – психологического развития подростков. Социальная напряженность и углубление кризиса в обществе так же не могут не затронуть детей и подростков. На протяжении трех последних лет в России наблюдается рост количества противоправных посягательств со стороны несовершеннолетних. Самым тревожным является то, что среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершается в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно с взрослыми. Следует отметить, что факторами, влияющими на эти тенденции, являются общее снижение уровня жизни, увеличения числа несовершеннолетних, оказавшихся без надлежащего родительского попечения,  сокращения сферы общественно – полезной занятости, недоступность многих полезных форм досуга.

    Изучение проблемы преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, требует учета конкретной политической и социально – экономической обстановки, на фоне которой формируются и развиваются криминогенные процессы. В настоящее время она оказывает разрушительное воздействие на молодежную среду.

    Необходимо также отметить, что на криминогенную ситуацию  влияют не только экономические  факторы, но и продолжающийся  идейно – нравственный кризис. В среде несовершеннолетних получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, безработица, трудности, связанные с получением образования, падения престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, что нередко толкает несовершеннолетних на преступный путь.

В статье 7 Конституции Российской Федерации установлено, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако в настоящее время наблюдается ослабление влияния государственных органов на формирование личности, утрачена роль общественных институтов в воспитательно – профилактической работе, ухудшилось благосостояние большинства семей, ослаблением социального контроля за взаимоотношениями родителей и детей, резко сократились возможности доступного отдыха, отмечен рост насилия (в том числе и семейного), что актуализировало проблему противоправного поведения  несовершеннолетних.

Настя, здесь надо дописать объект исследования, предмет исследования.

 

В курсовой работе я рассмотрела понятие и цели наказания, историю развития института назначения наказания несовершеннолетним, систему наказаний, назначаемых несовершеннолетним, в зарубежных странах,  какие виды и размеры наказаний назначаются несовершеннолетним, в чем заключаются особенности их применения, а так же возможность назначения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия. При исследовании указанных вопросов я использовала работы Наумова А.В., Кузнецовой Н.Ф., Ситковской О.Д., Чугаева А.П., Кузнецова А.П., Бабаева М.М., Карпец И.И. и др. При написании курсовой работы пользовалась Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», а также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. «О практике назначения судами уголовного наказания».

Структура работы включает в себя: введение, две главы, разделенные на восемь параграфов, заключение и список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. История развития института

наказания несовершеннолетним

 

§ 1. Понятие уголовного наказания в доктрине уголовного права

 

Уголовное наказание определяется как предусмотренная уголовным законом форма реализации уголовной ответственности, заключающаяся в наиболее существенном ограничении правового статуса лица, совершившего преступление. Данное определение отражает содержательный, сущностный аспект уголовного наказания. Если же рассматривать наказание с социально – правовых позиций, его следует обозначать в качестве возможного последствия совершенного преступления; если характеризовать функциональный аспект наказания, то в этом случае уголовное наказание будет выступать одним из средств борьбы с преступностью. Все эти характеристики важны; они не противоречат друг другу, раскрывают отдельные стороны уголовного наказания. Являясь одной из форм реализации уголовной ответственности и одним из уголовно – правовых средств борьбы с преступностью, наказание не может преследовать иных, чем у других форм ответственности, целей. На сегодняшний день перед наказанием закон ставит цели восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение преступлений.

Восстановление социальной справедливости – первая цель наказания. Справедливость – это категория морально – правового и социально – политического сознания, предполагающая строгое и неукоснительное следование нравственным юридическим нормам, общепринятым правилам поведения.

В настоящее время содержание данной цели раскрывается различным образом. По мнению Н.Ф. Кузнецовой цель наказания в виде восстановления социальной справедливости предполагает: а) оптимально возможное возмещение, заглаживание посредством наказания, причиненного преступлением вреда личности, обществу, государству; б) соразмерность опасности наказания опасности преступления, личности виновного, смягчающим и отягчающим обстоятельствам; в) запрет двойного наказания;    г) недопущение в качестве целей наказания причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства1. Л.К. Савюк понимает эту цель как «полное и адекватное восстановление нарушенных преступлением интересов личности, общества, государства» и «минимализацию «преступности» осужденного путем его ресоциализации»2. А.Г. Кибальник и И.Г. Соломоненко считают, что рассматриваемая цель «не может означать ничего другого, как цели возмездия – восстановление нарушенных преступлением ценностей и прав»3.

Таким образом, под восстановлением социальной справедливости, как цели наказания, понимается – восстановление нарушенных условий жизни общества, социальных интересов, то есть восстановление нарушенных преступлением интересов личности, общества и государства.

Вторая цель наказания – исправление осужденных. В ст.9 УИК РФ под целью исправления осужденного понимается формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения4. Цель исправления осужденного заключается в том, чтобы с помощью системы принудительных мер воздействия изменить отрицательные качества личности осужденного, привить ему уважительное отношение к закону, правам и интересам граждан, общества и государства, добиться такого результата, чтобы лицо после отбытия наказания не совершало нового преступления.

Третья цель наказания – предупреждение преступлений (общая и специальная превенция). Цель общей превенции состоит в предупреждении преступлений со стороны неустойчивых, склонных к совершению преступных деяний лиц, которых от противоправного поведения удерживает угроза, страх наказания. Цель специальной превенции заключается в предупреждении преступления самим осужденным. Как справедливо отметил В.А. Никонов, «общая превенция направлена на удержание максимально большого количества лиц из числа возможных, а частная – на максимальное долгое удержание от совершения нового преступления конкретного осужденного»5.

Следует отметить, что обозначенные в уголовном законе цели наказания, несмотря на различие в содержании, являются вполне взаимосвязанными и взаимообусловленными. Одна цель предполагает другие цели, и достижение каждой из них способствует реализации других.

 

§ 2. Несовершеннолетний как субъект уголовного права

 

Субъектом преступления является физическое лицо, совершившее общественно опасное деяние, признаваемое преступлением, и способное нести ответственность в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 19 УК уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее установленного законом возраста. Это общее определение в полной мере распространяет свое действие и на несовершеннолетнего.

В соответствии с ч.1 ст.87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Решая вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетних, достигших возраста, указанного в ч.1 и ч.2 ст. 20 УК РФ, «необходимо и достаточно установить: 1) способность понимать регулирующую роль базовых ценностей и норм общества; 2) возможность доступа к информации о них; 3) способность учитывать их наличие – или принимая, или отвергая в ситуации выбора»6. При этом ведущим критерием такой способности признается «социально ориентированная управляемость поведением в ситуации выбора»7. Она определяется двумя моментами: во-первых, возрастом несовершеннолетнего, а во-вторых, уровнем его психического развития.

Возраст в науке определяется различным образом. Например, Коченов М.М. утверждает, что «понятие возраста употребляется в законе только в одном смысле – как указание на количество прожитого человеком времени»8; Щукина Г.И. считает, что возрастом принято называть период развития человека, который характеризуется качественными изменения в физических и психических процессах9. Сочетание этих позиций можно обнаружить в работах Боровых Л.В., Михеева Р.И.10

Возраст – важнейший фактор в механизме ответственности несовершеннолетних. Уголовный кодекс не признает за лицами, не достигшими 14 лет, способности к осознанному выбору нужной модели поведения в ситуации выбора, и тем самым выводит их за рамки уголовной ответственности, утверждая их безответственность, даже если до достижения этого возраста они достигли уровня развития, позволяющего оценивать свое поведение и осуществлять выбор между позитивной и негативной моделью поведения. начиная же с 14 лет в несовершеннолетнем предполагается наличие способности к осознанному выбору, а следовательно, возможности и целесообразности ответственности. Согласно ч. 1 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. В ч. 2 ст. 20 УК РФ предусмотрены исключения в виде понижения возраста уголовной ответственности: за ряд преступлений уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста. Вместе с тем, за отдельные преступления уголовная ответственность может наступить только с 18 лет.

Рассматривая наступление уголовной ответственности в зависимости от возраста, законодатель признает, что в силу «возрастной незрелости» и особенностей психического развития лица, достигшего 14, но не достигшего 18 лет, в ряде случаев не способны выступать в качестве полноценного субъекта преступления и нести за свои деяния уголовную ответственность. Поэтому, привлекая к уголовной ответственности несовершеннолетних, достигших возраста, указанного в ч.1 и ч.2 ст. 20 УК РФ, суд в каждом случае должен проверить, соответствует ли возраст лица уровню его психического развития. В случае, если лицо не соответствует уровню психического развития, то такое лицо не подлежит уголовной ответственности в силу ч .3 ст. 20 УК РФ, так как имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающего его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо руководить ими. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 7 от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» указал, что при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии11. Отставание психического  развития может быть вызвано неправильным воспитанием, социальной и педагогической запущенностью, условиями среды и другими факторами.

Информация о работе Особенности назначения наказания несовершеннолетним