Особенности правового статуса органов внутренних дел в системе правоохранительных органов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ социально-политических и организационно-правовых проблем формирования и функционирования системы органов внутренних дел в механизме современного российского государства и разработка на этой основе предложений, направленных на совершенствование правового регулирования их деятельности, а также обеспечение и повышение ее эффективности. Задачи: - исследовать правоохранительную систему как структурно-функциональный элемент государственного механизма; - изучить нормативно-правовые, аспекты деятельности ОВД; - изучить место и роль органов внутренних дел в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ;

Содержание

Введение 3
1. Место и роль органов внутренних дел
в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ 5
1.1. Особенности становления и развития органов внутренних
дел в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ 5
1.2. Современная система органов внутренних дел 9
2. Нормативно-правовые аспекты деятельности ОВД 16
2.1. Нормативные и организационно-правовые
основания правоохранительной деятельности ОВД 16
2.2. Особый статус органов внутренних дел 22
Заключение 28
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

особенности правового статуса органо внутренних дел в сиситеме правоохранительных органов России11.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СРЕДНЕ-ВОЛЖСКИЙ (г. САРАНСК) ФИЛИАЛ

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и процесса

 

ПИСЬМЕННАЯ  РАБОТА

по дисциплине

 «ПРАВОХРАНИТЕЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ»

на тему

«Особенности правового статуса органов внутренних дел в системе правоохранительных органов России»

 

 

 

Саранск

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание          с.

Введение           3

  1. Место и роль органов внутренних дел

в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ   5

    1. Особенности становления и развития органов внутренних

дел в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ  5

    1. Современная система органов внутренних дел    9
  1. Нормативно-правовые аспекты деятельности ОВД   16
    1. Нормативные и организационно-правовые

основания правоохранительной деятельности ОВД    16

    1. Особый статус органов внутренних дел     22

Заключение          28

Список использованных источников      30

 

 

 

 

Введение 

С конца XX в. Россия встала на путь коренных изменений во всех областях общественной жизни, построения демократического, правового государства  и формирования гражданского общества. Происходящие изменения затронули  все институты российского государства. Меняется жизнедеятельность общества, изменяются функции государства, а, следовательно, изменяются и функции органов внутренних дел в целом. На органы внутренних дел, как одну из важнейших составляющих механизма государства, возлагается выполнение многих функций, в том числе и обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан; охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Роль органов внутренних дел различна в государствах тоталитарных и государствах правовых, демократических. В тоталитарном государстве задачи полиции сводятся, прежде всего, к использованию репрессивных форм деятельности во взаимоотношениях с населением при реализации государственной воли. В правовом, демократическом государстве органы внутренних дел выступают в другом качестве. Репрессивные и карательные функции, в большинстве своем, отходят на второй план, уступая место задачам обеспечения правопорядка и общественной безопасности, профилактики и контроля над преступностью. Перед органами внутренних дел встают важнейшие задачи повышения уровня политического правосознания, общей и профессиональной культуры своих сотрудников. В последние годы происходят существенные структурные изменения во всей системе правоохранительных органов в целом, в системе органов внутренних дел в частности. Поэтому, актуальность темы обусловлена как научно-теоретической, так и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в России действенного механизма обеспечения общественного правопорядка.

Целью курсовой работы является анализ социально-политических и организационно-правовых проблем формирования и функционирования системы органов внутренних дел в механизме современного российского государства и разработка на этой основе предложений, направленных на совершенствование правового регулирования их деятельности, а также обеспечение и повышение ее эффективности. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

- исследовать правоохранительную систему как структурно-функциональный элемент государственного механизма;

- изучить нормативно-правовые, аспекты деятельности ОВД;

- изучить место и роль органов внутренних дел в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Место и роль органов внутренних дел в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ

 

1.1. Особенности  становления и развития органов  внутренних дел в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ

 

По справедливому  замечанию Ф. Энгельса, "полиция  также стара, как и государство"22. Слово "полиция" происходит от греческого politeia (polis - город) - так Аристотель называл городские или, если учесть, что в то время представление о государственности было связано только с городом, - и в целом государственное управление, устройство. Основой смысл усилий государственной власти сводился к обеспечению внешней безопасности. Римляне заимствовали слово "полиция ", и из средневековой латыни с конца XVI века оно входит в лексикон европейских государств. При этом рассматриваемый термин употребляется в самом неопределенном смысле, включая "доброту нравов", хорошую нравственность, охраняемую законом"21. В XVI веке в городах Западной Европы полиция возникает как правительственное учреждение, имеющее своей задачей обеспечение безопасности. Однако само понятие полиции к концу XVI века охватывало собой и законодательную, и судебную, и административную деятельность29. Полицейская функция возникла одновременно с появлением государства. Уже в первых государственных образованиях восточных славян (VI - VIII века), позднее в Киевской Руси, функции полиции выполнялись дружиной князя. По мере развития государства полицейские функции в той или иной мере реализовывали посадники, волостели, тысяцкие, сотские, старосты, вирники и т.д.


21. Гессен В.М., Лекции  по полицейскому праву. - С-Пб. С.20.

22. Маркс К., Энгельс  Ф., Соч. – 2-е изд.-Т.21.С.118.3

29. Новый энциклопедический  словарь / Под общ. ред. Арсеньева  К.К..-Пг.-Т 26.- с.511.

 

С конца XV века на местах стала формироваться система  полицейских служителей - бирючей, тюремных сторожей, палачей и т.д. В период с конца XV века до середины.

XVI века полицейские  функции осуществляли в центре  органы дворцово-вотчинного управления, а на местах - наместники и волостели. За точку отсчета начала организации и деятельности специальных служб на Руси, по видимому, следует принять 1565 г., когда царем Иваном IV (1533-1584) был создан прообраз будущей политической полиции28. Иван IV заложил основы использования политического сыска для формирования ближайшего окружения лидера государства из политически благонадежных соотечественников, путем предоставления последним наиболее благоприятных условий для существования, достаточно широких прав и свобод, а также изгнание в отдельные районы, с менее благоприятными условиями существования людей, в преданности некоторых царь испытывал сомнение, причем зачастую ничем не обоснованные26. В эпоху сословно представительной монархии (середина XVI - XVII века) под влиянием обострений, вызванных развитием крепостного права, сеть органов выполняющих полицейские функции, существенно расширилась. На смену дворцово-вотчинной пришла приказная система управления. В середине XVI века систему полицейско-сыскных органов государства возглавлял разбойный приказ. Он занимался сыском и судом по "разбойным" делам и через органы губного и земского управления осуществлял руководство местной полицией. В XVII веке произошла реорганизация местного управления: в 146 городах с уездами земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Основные полицейские функции сводились к охране общественного порядка. Полицейские обязанности выполнялись большинством органов государства как в центре, так и на местах.


26. Самойлов В. Возникновение  тайной экспедиции при Сенате // Вопросы истории.-1948г.-№6.С.80.

28. Послание Таубе И.  и Крузе Э. // Русский исторический  журнал.-Кн.8.-с.39.

 

Поэтому термин "полиция" можно употреблять  по отношению к России XVII в. лишь условно. Более правильно будет  говорить об органах, которые решали вопросы, составившие в последствии особую полицейскую функцию, вычленявшихся из общей охранительной функции государства. Во второй половине XVII века - 1 четверти XIX века в России утверждается абсолютная монархия. Впервые в российской истории полиция становится самостоятельным звеном государственного аппарата. В крупных городах объездным головам поручалось осуществлять паспортный контроль, наблюдать за порядком, санитарией и освещением. С начала XVIII века стали появляться регулярные полицейские формирования. Первая специальная полицейская должность в России появилась в 1718 году - в Петербурге был учрежден генерал - полицмейстер. К 1722 году полицмейстеры появились во многих крупных городах. При них создавались канцелярии полицейских дел. К числу функций этих органов были отнесены охрана порядка, спокойствия и безопасности, розыск беглых, продовольственные и противопожарные мероприятия, решение вопросов городского благоустройства. Регламент Главного магистрата 1721 года учредил регулярную полицию. Петр I в нем достаточно широко очертил задачи полицейских органов: полиция способствует осуществлению прав правосудия; рождает добрые порядки; обеспечивает всем безопасность от разбойников, воров и прочее, "непорядочное и непотребное житье отгоняет", принуждает каждого к труду и честному промыслу; надзирает за домостроительством и содержанием в частоте улиц и дорог; обеспечивает санитарную безопасность; запрещает излишества в расходах; занимается призрением нищих, больных, увечных; защищает "вдов, силых и чужестранных", воспитывает юношей "в целомудренной чистоте честных науках". Во второй половине XVIII века в России был создан разведывательный аппарат специальных полицейских органов, предназначенный для защиты фискально-полицейских интересов абсолютистского государства. В период царствования Павла I городское сословное самоуправление было слито с органами полиции. С 1799 году во всех губернских и уездных городах стали открываться военно-политические органы - ордонанс - гаузы, каждый из которых возглавлялся полицмейстером, городничим или комендантом, имел военный суд и тюрьму.

В 1802 году было создано министерство внутренних дел, основной задачей которого было заботиться "о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи". В 1810 году из МВД выделилось Министерство полиции для управления административно-полицейскими учреждениями. Оно состояло из 2-х канцелярий (общей и особенной и 3-х департаментов. В 1819 году Министерств полиции было упразднено, а его аппарат передан в состав МВД.

В 1837 году была реорганизована система полицейских  органов в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные  деления - станы. В связи с этим появилась должность станового  пристава. Свод законов 1832 года не устанавливал точно границы полицейской и судебной власти помещиков: им предоставлялось право применять "домашние" средства наказания.

Корни процесса становления советской милиции  уходят в Февральскую революцию  в России. После свержения самодержавия царская полиция была ликвидирована. Юридическим закреплением процесса ликвидации стали постановления Временного правительства от 06.03.1917 г. о ликвидации корпуса жандармов, и от 10.03.17 г. об упразднении Департамента полиции. Была провозглашена замена полиции "народной милицией".

Правовым основание  организации советской милиции  постановление НКВД "О рабочей  милиции" изданное 28.10 (10.11). 1917 г. В  этом постановлении не предусматривались  организационные формы милицейского аппарата. Связано это было, прежде всего, с взглядами правящей верхушки на государственное устройство. Система уголовного розыска возникла в октябре 1918 года, после утверждения в составе Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска на правах отдела. Правовой основой создания советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска НКВД, изданное 05.10.1918 г., по которому органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек. Для активизации борьбы с преступностью были осуществлены меры по объединению органов ВЧК и милиции. Для укрепления аппарата уголовного розыска из среды ЧК назначались люди на должности зав. уголовно-розыскными отделениями. В июле 1919 года произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных ЧК. В 1934 г. был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него было включено ОГПУ и входящее в него Главное управление милиции (финансирование милиции уже в 1932 г. было переведено с местного бюджета на союзный). В 1935 г. в НКВД был образован новый вид мест заключения для особо опасных преступников - тюрьмы. В 1936 г. была образована ГАИ. Функции и структура милиции расширялись (паспортный режим и ОВИР, "детские комнаты" и ОБХСС, военный учет и МПВО)23.

Таким образом, исторический опыт строительства и деятельности милиции может и должен быть творчески использован для поиска наиболее эффективных решений в современных условиях.

 

1.2. Современная  система органов внутренних дел

 

Можно считать, что основными исполнительно-распорядительными органами государства, выполняющими обеспечительную функцию в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, являются органы внутренних дел и внутренние войска. Важнейшим элементом политической системы общества всегда было и остается государство, а его обеспечительная функция имеет, и будет иметь в будущем существенное значение.


23. Мулукаев Р.С, Епифанов  А.Е., Чабан O.K. История отечественных  органов внутренних дел в материалах  их информационных подразделений.  — Волгоград, 2007.С. 34-50, 78-101, 321-340.

 

Отсюда есть основания констатировать: с одной  стороны - объективную возможность  и необходимость изменения функций (компетенции) органов внутренних дел, а с другой - возрастание их роли в жизни нашего общества как отраслевой подсистемы органов государственного управления и одновременно правоохранительного органа17.

Указанное положение, естественно, предполагает изменения  характера деятельности этих органов, их демократизацию, преодоление правового  нигилизма, существенное повышение  качества работы, взаимодействия с внешней средой функционирования, т.е. с гражданами, государственными органами, общественными объединениями, государственными и негосударственными предприятиями, населением в целом. Общая цель такой деятельности - создание конституционного порядка на основе прямого действия Конституции РФ.

Принадлежность  к исполнительной власти означает, что органы внутренних дел осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью правовыми средствами, т.е. путем реализации права в форме правоприменения. Соответственно можно говорить о трех основных элементах, составляющих механизм реализации ими права: качество законов и подзаконных актов, регулирующих организацию и деятельность органов внутренних дел и внутренних войск; профессионализм сотрудников этих структур; благоприятная внутренняя и внешняя среда их функционирования, предполагающая надлежащее материальное, материально-техническое и материально-бытовое обеспечение. Если приоритет для современного Российского государства - модернизация страны, социально-экономическое развитие общества, то перечень задач, решаемых наряду с другими структурами органами внутренних дел в пределах их компетенции, может быть следующим: преодоление традиции этатизма государства,

Информация о работе Особенности правового статуса органов внутренних дел в системе правоохранительных органов России