Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель: на основе анализа действующего законодательства, обобщения результатов деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, совершенными несовершеннолетними, выявить пробелы в правовом регулировании этой деятельности, рассмотреть порядок и способы повышения эффективности работы правоохранительных органов в этом направлении.
Задачами исследования стали:
1. Изучение общей характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
2. Обобщение опыта работы органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
3. Исследование актуальных вопросов организации расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Содержание

Введение…………………………………………………………...…………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
§ 1. Криминалистическая характеристика преступлений,
совершаемых несовершеннолетними ……………………………………..…….6
§ 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых
несовершеннолетними …………………………………………………….16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕР-ШЕННОЛЕТНИМИ
§ 1. Возбуждение уголовного дела, организация и планирование
расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними………..26
§ 2. Особенности производства следственных действий с
участием несовершеннолетних ………………………………………………...35
Заключение ………………………………………………………………....59
Список используемой литературы …… ……………………………...…..61
Приложе-ние…………………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya_Rabota.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

В подобном возрасте обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным. Они готовы на совершение самых невероятных поступков, лишь бы доказать свою зрелость. К концу подросткового возраста чувство взрослости приобретает своеобразный характер, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, которое проявляется в стремлении показать свою индивидуальность, оригинальность (через утрированные моды, показное бравирование). Такое поведение окружающими нередко воспринимаются как хулиганские действия.

Подростковому возрасту присуща повышенная эмоциональная возбудимость, некоторая неуравновешенность характера, которые связаны с повышенной импульсивностью и несдержанностью. Эти качества характера нередко используются взрослыми антиобщественными элементами, которые, зная возможность необдуманных поступков со стороны несовершеннолетних, выбирают подходящий момент и вовлекают их в общественно опасные деяния.

Некоторым подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность. Они обусловлены специфическими условиями жизни и воспитания. Следователь должен их учитывать при расследовании противоправных действий, связанных с нарушением общественного порядка, которые могут последовать из-за неправомерных действий потерпевших, непонимания некоторых моральных категорий, а также в результате переутомления несовершеннолетнего6.

Распространенными в этом возрасте недостатками поведения являются упрямство, лживость, которые, как и грубость, и дерзость, не свойственны подростковому возрасту, а обусловлены особенностями микросреды, в которой жил и воспитывался подросток.

Эти качества подростков чаще всего являются средством скрыть свой дурной поступок и тем самым избежать наказания. Как видно, в процессе расследования следователю необходимо ориентироваться не только на особенностях совершенного подростком преступления (его внешней стороне), но и на внутреннюю картину преступления.

Исследователи постоянно отмечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно выше (90-95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающих в соответствующих регионах (48-52%). Доля девушек, совершающих преступления (6-10%), наоборот значительно меньше их удельного веса в населении.

Существенно также и то, что удельный вес лиц женского пола в преступности несовершеннолетних в 3-4 раза меньше по сравнению с аналогичными показателями взрослой женской преступности. Однако надо учитывать, что противоправная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек тоже достаточно высока, но главным образом до достижения ими возраста уголовной ответственности.

По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах полиции, всегда примерно в 2-2,5 раза выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления. Еще выше он среди девушек, совершающих правонарушения и правонарушения и поставленных на внутришкольные, внутриучилищные учеты (25-30%). Каждая третья проститутка является несовершеннолетней. Нередко они выступают в роли наводчиц, соучастниц в кражах, грабежах, вымогательствах, мошенничестве и даже убийствах.

Многими исследователями отмечается более высокий, по сравнению с юношами, процент преступлений, совершаемых девушками в трезвом состоянии, в одиночку, в жилых помещениях, а не на улице7. Их преступления носят более скрытый характер, менее дерзки и опасны. У девушек несколько иная, чем у юношей видовая структура преступлений. Наиболее часто они совершают кражи денег, ценностей, вещей.

Особенности совершенного преступления и внутренняя картина общественно опасного деяния находят отражение и в криминалистической характеристике преступлений.

Исследователями зафиксированы существенные различия преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых в зависимости от их рода занятий. По степени этой активности все они из года в год ранжируются (если идти по убывающей) в строго определенном порядке: неработающие и не учащиеся - работающие, учащиеся профессиональных, технических училищ, учащиеся профессионально-технических училищ, учащиеся общеобразовательных школ, учащиеся техникумов и студенты вузов. Судя по расчетам, такая констатация верна и на сегодняшний день. Однако есть ряд обстоятельств, позволяющих отметить некоторые новые тенденции8.

На протяжении ряда лет идет процесс заметного сближения почти всех (за исключением неработающих и не учащихся) категорий несовершеннолетних по уровню проявляемой ими активности в совершении преступлений. Причем, с криминологической точки зрения, особенно важен тот факт, что сближение различных контингентов правонарушителей происходило в основном из-за возрастания числа преступных проявлений, зафиксированных статистикой применительно к таким ранее благополучным группам, как учащиеся техникумов, студенты вузов, школьники. Учащиеся ПТУ и работающие в совокупности на протяжении длительного периода составляют 50-59 % в общей структуре несовершеннолетних преступников и примерно 23-25 % - в соответствующей группе населения страны.

Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.

Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников 8-10 % несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентацией, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.

В производственной сфере этих подростков характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не испытывают боязни увольнения, так как полагают, и не без основания, что всегда смогут без труда устроиться в другое учебное заведение, на другое предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и другой потребительский доходы, используя условия рыночного беспредела, сложившиеся в последние годы в стране.

Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности, и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т.д.

В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.

В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы9. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям другим, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.

Основной причиной более интенсивного возникновения и развития, психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.

В качестве социально отягощенных дефектов психофизического и интеллектуального развития и состояния, имеющих более высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы:

  • различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах;
  • заболевание алкоголизмом;
  • явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
  • пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.

В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо, обладающее привычками склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:

- постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т.д.);

- пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, к азартным играм;

- бродяжничество, систематические побеги из дома;

- ранние половые связи, половая распущенность;

- виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;

- привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

Таким образом, знание криминалистической характеристики рассматриваемой категории преступлений позволяет наиболее разумно подойти к вопросам их организации раскрытия и расследования.

§ 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними

 

Прежде чем говорить о преступлениях несовершеннолетних и особенностях расследования таких преступлений, необходимо определиться с самим понятием «несовершеннолетний». Кто это такой? Чем он отличается от совершеннолетнего? Каковы его особенности? Почему эти особенности вообще имеются?

На вопрос, кто такой несовершеннолетний, можно ответить по-разному. Можно сказать, что это человек, которому не исполнилось 18 лет, что это лицо, не достигшее совершеннолетия, не достигшее возраста, в котором человек считается совершеннолетним10. Все эти ответы указывают лишь на одну особенность – возраст. Но только в возрасте ли дело? Ведь главное-то не столько в числе прожитых лет, сколько в содержании, которым наполнены годы!

Откроем «Толковый словарь» В. Даля. Читаем: «Несовершеннолетний, не достигший полных лет, кто еще не во всех годах, неполнолетний, недоросль или невозрастный, невзрослый, не возмужалый…»11 Помимо возраста, там говорится и о таких характеристиках, как «взрослость», «возмужалость», то есть не внешних, а внутренних признаках личности.

По российскому законодательству совершеннолетними признаются граждане, достигшие 18 лет. С этого возраста у них возникает в полном объеме способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности, что свидетельствует о гражданской дееспособности.

Возраст с 14 до 18 лет, когда, собственно, и имеет место уголовная ответственность несовершеннолетних, это трудный возраст. Помимо того, что человек еще не сформировался окончательно как личность, не всегда имеет четко определенные взгляды на мир, у него зачастую есть потребность совершать поступки из чувства протеста, наперекор всем, и не так, как его об этом просят. Кроме того, из-за присущего этому возрасту чувства коллективизма, нежелания отставать от других либо стремления казаться лучше в глазах сверстников, несовершеннолетний может совершить преступление.

В Российской Федерации в 1995 году был принят Уголовный кодекс (далее УК), в соответствии с которым уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет, а в случаях, специально указанных в статье 20 УК, с четырнадцати лет. Таким образом, законодательно установлено, что уголовной ответственности подлежат и несовершеннолетние.

Информация о работе Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними