Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель: на основе анализа действующего законодательства, обобщения результатов деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, совершенными несовершеннолетними, выявить пробелы в правовом регулировании этой деятельности, рассмотреть порядок и способы повышения эффективности работы правоохранительных органов в этом направлении.
Задачами исследования стали:
1. Изучение общей характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
2. Обобщение опыта работы органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
3. Исследование актуальных вопросов организации расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Содержание

Введение…………………………………………………………...…………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
§ 1. Криминалистическая характеристика преступлений,
совершаемых несовершеннолетними ……………………………………..…….6
§ 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых
несовершеннолетними …………………………………………………….16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕР-ШЕННОЛЕТНИМИ
§ 1. Возбуждение уголовного дела, организация и планирование
расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними………..26
§ 2. Особенности производства следственных действий с
участием несовершеннолетних ………………………………………………...35
Заключение ………………………………………………………………....59
Список используемой литературы …… ……………………………...…..61
Приложе-ние…………………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya_Rabota.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

Своевременное возбуждение уголовного дела способствует успешному его расследованию, тем более, когда оно совершается по горячим следам. И, напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и поэтому серьезно затруднить расследование либо обречь его на неудачу.

До возбуждения уголовного дела не могут совершаться следственные действия, кроме осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства (ст. 178 УПК). Данное требование обусловлено тем, что производство следствия сопряжено с возможностью применения мер уголовно-процессуального принуждения, существенно ущемляющих и ограничивающих конституционные права и свободы лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства.

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовно-

го дела установлены условия, лишь при наличии которых может быть возбуждено производство по делу. Это предусмотренные законом поводы и основания, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Поводы к возбуждению уголовного дела - это те установленные законом источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять решение приступить к производству по уголовному делу19.

Согласно ст. 140 УПК поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Началом правильной организации расследования дел о преступлениях и эффективных тактических приемов расследования несовершеннолетних является специализация следователей и участковая система, которые способствуют более глубокому изучению личности несовершеннолетних правонарушителей, а также изучению способов совершения и сокрытия преступлений и на их основе выработке наиболее целесообразных направлений расследования.

Планирование в работе следователя имеет программно-целевое, организующее и дисциплинирующее значение для его деятельности.

Производство по уголовным делам несовершеннолетних осуществляется в общем порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом, с изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК. Требования данной главы применяются в соответствии со ст. 20 УК в отношении лица, не достигшего к моменту совершения преступления возраста восемнадцати лет, то есть несовершеннолетнего, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от ответственности, применимой к взрослому (ст. 1 Конвенции о правах ребенка, ст. 2.2 Пекинских правил).

Главной целью осуществления правосудия в отношении несовершеннолетнего является обеспечение его благополучия таким образом, чтобы любые меры воздействия на подростка были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения20.

Специфическое правовое положение несовершеннолетнего в уголовном процессе обусловлено особенностями его психофизиологических, социально-психологических свойств и качеств, факторами, определяющими развитие его личности. Правовой статус подростка диктует необходимость регламентировать в законе особые процессуальные правила и процедуры обращения с ним, особые процессуальные решения на стадиях предварительного следствия и судебного разбирательства, что создает, в отличие от взрослого участника уголовного процесса, дополнительные гарантии защиты его прав и законных интересов. Это же обусловливает особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Под предметом доказывания по уголовному делу несовершеннолетнего следует понимать систему обстоятельств, подлежащих установлению с учетом особенностей социально-психологических качеств этой категории обвиняемых (подсудимых) и необходимых для правильного разрешения уголовного дела21.

Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних включает в себя обстоятельства, подлежащие доказыванию по всем уголовным делам, и обстоятельства, подлежащие установлению только по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Среди группы обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК, следует выделить те, которые определяют особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних. К ним относятся: виновность лица, формы его вины и мотивы совершенного деяния, данные, характеризующие личность обвиняемого, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, то есть обусловленные особенностями психофизиологических, социально-психологических качеств и свойств человека в подростковом возрасте.

Под виновностью несовершеннолетнего лица понимается противоправная причастность к совершению преступления социализированной личности, достигшей возраста привлечения к уголовной ответственности, обладающей для этого зрелыми интеллектуальными, волевыми и эмоциональными качествами. Установление мотива, цели совершенного преступления важно для доказывания виновности подростка и определения ему наказания, поскольку они могут служить обстоятельствами, смягчающими или отягчающими уголовную ответственность несовершеннолетнего (п.п. «д», «ж», «з» ст. 61 УК, п.п. «е», «ж», «н» ст. 63 УК).

Данные, характеризующие личность обвиняемого дают возможность полно, объективно и всесторонне рассмотреть обстоятельства уголовного дела, правильно определить форму и степень вины, меру, характер и содержание ответственности, то есть уголовного наказания либо принудительных мер воспитательного воздействия, если будет установлено, что исправление подростка может быть достигнуто без применения уголовного наказания, а это во многом зависит от его личности.

К обстоятельствам, способствовавшим совершению преступления, следует отнести условия жизни, недостатки воспитания, определяющие формирование у несовершеннолетнего противоправного поведения, преступного умысла, а также ситуации, облегчающие совершение либо подталкивающие подростка к совершению преступления, и др.

Обстоятельства, указанные в ст. 421 УПК, подлежат доказыванию только по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. В первую очередь определяется возраст подростка: число, месяц, год рождения, поскольку уголовная ответственность наступает с шестнадцатилетнего, а по отдельным преступлениям – с четырнадцатилетнего возраста (ч. 1,2 ст. 20 УК). Определение возраста несовершеннолетнего обусловлено необходимостью установления точной даты рождения подростка, связанной с решением вопроса о возможности либо невозможности привлечения его к уголовной ответственности. Поэтому в п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК говорится о необходимости определять не только возраст, но и точную дату рождения (число, месяц, год). Существуют правила определения возраста несовершеннолетнего. Лицо считается достигшим восемнадцатилетнего возраста с ноля часов следующих за днем рождения суток. Возраст устанавливается на основе документов (паспорт, свидетельство о рождении и т. п.). При отсутствии документов либо сомнении в их подлинности, для определения возраста подростка назначается судебно-медицинская экспертиза, которая устанавливает год его рождения. В этом случае днем рождения несовершеннолетнего считается последний день года. А при определении возраста в пределах минимального и максимального количества лет, принято считать возраст по минимальной границе, а днем рождения - последний день года, определяющего эту минимальную границу.

Далее устанавливаются условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК), к которым следует отнести особенности характера и темперамента, потребности и интересы, степень интеллектуального, волевого, эмоционального развития подростка, то есть то, что влияет на формирование и развитие личности в подростковом возрасте.

В предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних включаются факты влияния на подростка старших по возрасту лиц, то есть взрослых лиц и других несовершеннолетних (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК), а также данные, свидетельствующие об отставании подростка в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством (ч. 2 ст. 421 УПК). Данные обстоятельства имеют большое значение для обоснования вины, индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетнего22.

Установление указанных фактов, изучение личности должно проводиться в объеме, необходимом для реализации назначения уголовного судопроизводства. При изучении личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого применяются следующие правила:

1) все качества личности  должны устанавливаться в комплексе, неотрывно друг от друга, поскольку представляют собой системную целостность взаимодействующих между собой свойств;

2) исследование личности  необходимо проводить за период, предшествовавший совершению преступления, и после него, поскольку свойства личности, взаимодействуя со средой, постоянно находятся в динамике (развитии), изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов;

3) для полноты и глубины  исследования все качества личности  следует дифференцировать на  индивидуально-психологические, психофизиологические и социальные, которые служат для установления разных её характеристик: а) возраста; б) уровня психического развития (зрелости психических свойств и состояний, вменяемости, психических аномалий и особенностей психических процессов); в) интеллектуального развития; г) степени развитости волевых качеств; д) зрелости эмоций; е) степени социализации; ж) характера23. Кроме этого необходимо устанавливать обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, влияющие на степень и характер уголовной ответственности.

Планирование расследование дает возможность следователю достичь цели кратчайшим путём, не растрачивая непроизводительно свое время и силы

Известно, что процесс планируемого расследования протекает в виде определенного цикла и состоит из:

- собирания, анализа и  оценки сведений, связанных с  расследуемым событием преступления;

- построения версий, проверки этих версий путём собирания новых сведений: анализа и оценки вновь собранной информации:

- выдвижения новых версий. И так до разрешения всех  задач расследования.

Следственная версия – это строящаяся в целях установления объективной истины по делу интегральная идея, образ, несущий функции модели исследуемых обстоятельств, созданный воображением (фантазией), содержащий предположительную оценку наличных данных, служащий объяснением этих данных и выраженный в форме гипотезы24.

Версии должны быть выдвинуты как в отношении расследуемого события в целом, так и в отношении отдельных элементов состава преступления. В построении версий большую роль играют такие приёмы логики, как индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез и др. Основаниями для построения версий могут быть как процессуальные, так и не процессуальные источники. При этом весьма важно помнить требование о том, чтобы выдвинутые версии были обоснованными. Построив версии, необходимо наметить план следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, направленных на их проверку.

Не останавливаясь на рассмотрении существующих форм письменных

планов расследования, проанализируем специфику планирования расследования уголовных дел по преступлениям несовершеннолетних. Обуславливается она, прежде всего, расширением круга обстоятельств, подлежащих доказыванию. В статье 421 УПК, в частности, отмечается: «…по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК, устанавливаются:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц, год рождения;

2) условия жизни и воспитания  несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего  старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом

развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими».

Исходя из требований закона, в криминалистической литературе высказана точка зрения, согласно которой по каждому делу о преступлении несовершеннолетних необходимо выдвигать версию о наличии взрослого подстрекателя. Она должна выдвигаться в самом начале расследования по уголовному делу с тем, чтобы уже с первых следственных действий была возможность её проверить. Упущение или выдвижение её в конце расследования по уголовному делу приводит к тому, что взрослый подстрекатель или же остается не привлеченным к уголовной ответственности, или же собранные наспех доказательства с достаточной полнотой не изобличают его преступную деятельность.

В случае подтверждения версии о вовлекателе следует планировать установление следующих обстоятельств:

а) был ли он осведомлен о возрасте несовершеннолетнего;

б) какие имели ли место приготовительные действия взрослого по вовлечению несовершеннолетнего в преступную деятельность;

в) каков способ вовлечения использовал взрослый при совершении своих

преступных действий;

г) каков смысл и цель вовлечения несовершеннолетнего;

д) каковы мотивы действий вовлекателя по отношению к несовершенно-

летнему;

е) как характеризуется личность взрослого и каковы обстоятельства и ме-

сто знакомства с несовершеннолетним, каковы их взаимоотношения;

ж) имеется ли причинная связь между действиями взрослого вовлекателя и наступлением последствий для несовершеннолетнего;

Информация о работе Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними