Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:15, дипломная работа
Цель: на основе анализа действующего законодательства, обобщения результатов деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, совершенными несовершеннолетними, выявить пробелы в правовом регулировании этой деятельности, рассмотреть порядок и способы повышения эффективности работы правоохранительных органов в этом направлении.
Задачами исследования стали:
1. Изучение общей характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
2. Обобщение опыта работы органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
3. Исследование актуальных вопросов организации расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Введение…………………………………………………………...…………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
§ 1. Криминалистическая характеристика преступлений,
совершаемых несовершеннолетними ……………………………………..…….6
§ 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых
несовершеннолетними …………………………………………………….16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕР-ШЕННОЛЕТНИМИ
§ 1. Возбуждение уголовного дела, организация и планирование
расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними………..26
§ 2. Особенности производства следственных действий с
участием несовершеннолетних ………………………………………………...35
Заключение ………………………………………………………………....59
Список используемой литературы …… ……………………………...…..61
Приложе-ние…………………………………………………………………65
В ст. 164 УПК предусмотрены общие правила производства следственных действий, в том числе право следователя привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В целом эта норма является положительной, так как и раньше следователи приглашали оперативных работников участвовать в следственных действиях, что было весьма полезно при производстве ряда процессуальных действий, но ничем не регламентировалось. Тем не менее, при производстве вербальных следственных действий, где присутствие дополнительных лиц необходимо предусматривать только исходя из целесообразности их участия, присутствие оперативного работника вряд ли будет оправданным. Если же предположить, что следователь приглашает должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, для установления определенного паритета (защитник и обвиняемый - с одной стороны, следователь и оперативный работник - с другой), то следует заметить, что следователь, пригласив на допрос несовершеннолетнего с адвокатом, остается хозяином положения, руководит следственным действием, задает любые относящиеся к делу вопросы и в то же время дает разрешение адвокату задавать вопросы или отводит их.
Если же оперативный работник до начала допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого уже «беседовал» с допрашиваемым и сумел внушить ему страх перед своей персоной, то во время допроса его присутствие может оказать влияние на дачу тех или иных показаний. Остается в таком случае только выяснить, где находится граница между психическим насилием и законным психологическим воздействием на допрашиваемого во время допроса?
Производство очной ставки с участием несовершеннолетних также вызывает ряд вопросов. Как известно, с учетом процессуального положения, возраста и особенностей психики подростков в законе предусмотрены дополнительные гарантии, обеспечивающие законность получения от них объективных и полных показаний. В том случае, когда одним из участников очной ставки является несовершеннолетний обвиняемый или подозреваемый, необходимо участие защитника (ч. 2 ст. 425 УПК), законного представителя (ч. 1 ст. 426), а при допросе подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога (ч. 3 ст. 425).
Если анализировать и далее круг участников очной ставки, то следователь вправе привлечь к участию в следственном действии и должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 164 УПК).
Целесообразность производства очной ставки при таком количестве участников вызывает некоторые сомнения. Будет ли эффективным это следственное действие, на котором присутствуют, например, два несовершеннолетних обвиняемых до шестнадцати лет с педагогом (вопрос: один педагог на двоих обвиняемых или каждому обвиняемому - своего педагога; должны ли быть педагоги знакомы несовершеннолетним или, напротив, незнакомы?), законными представителями, адвокатами, а при желании следователя - еще и с оперативными работниками? Вряд ли такое количество участников будет способствовать устранению противоречий и сохранению психологического контакта в случае, если он был установлен.
По мнению Л. Каневского, очная ставка - не единственный и не лучший способ устранения противоречий в показаниях несовершеннолетнего обвиняемого и других допрошенных по делу лиц. Поэтому, если есть возможность устранить их в процессе анализа собранных доказательств или проведения иных следственных действий (следственного эксперимента, проверки и уточнения показаний на месте и др.), следователь должен использовать такие возможности.
Опознание. Опознание (узнавание) - исключительно сложный психологический процесс. Опознание является одним из необходимых и сложных следственных действий. Оно представляет собой систему форм использования опознавательной способности человека для установления тождества объектов.
Е.Е. Подголин указывает, что при отсутствии крайней необходимости во избежание травмирования психики детей нежелательно предъявлять им для опознания трупы или фотоснимки трупов, по возможности надо удалять их из помещений, где проводиться обыск и выемка.
Опознание не только трупов, но и опознание живых лиц в натуре не должно осуществляться с участием малолетних. В том случае, когда необходимо предъявить лицо на опознание малолетнему, может быть использована видеозапись, так как фотография искажает лицо, не показывает его в движении, у лица отсутствует пластика, в на видеозаписи человек виден в движении. Исключить проведение опознаний с малолетними вообще - недопустимо.
У детей младшего школьного возраста уже вырабатываются навыки преднамеренного восприятия, логического рассуждения, повествования, «появляется самоконтроль запоминания, речи и деятельности; умение действовать в соответствии с поставленной задачей; формируется система взаимосвязанных понятий; накапливается практический опыт общественных отношений и морального поведения».
Необходимо учитывать, что дети этого возраста не всегда правильно могут отличить главное от второстепенного, поэтому отсутствие жизненного опыта заполняют воображением и фантазией, а результаты воображения выдают за подлинную действительность. При восприятии пространственных отношений они склонны к преувеличению, не всегда способны описать виденные ими предметы, но хорошо их узнают.
Дети воспринимают общую картину события часто лучше взрослых, надолго сохраняют в памяти его детали. Иногда дети поражают своей наблюдательностью. В. Штерн писал: «Результаты психологического исследования детей показали, что они могут передать очень точно то, что их интересует, и что они наблюдали, особенно если воспоминания еще свежи и если по возможности быстро допросить их».
Дети, в основном, фиксируют свое внимание на отдельных деталях, а не на предмете или событии в целом. Данное положение подтверждается результатами, полученными в процессе опроса 6-летних детей, проведенного рядом исследователей, согласно которого описание близких им лиц (матерей) происходило путем описания внешних признаков (одежды), а не самой личности.
На практике возникают большие трудности при получении от малолетних сведений о «словестном портрете», приметах устанавливаемого лица. В силу своего развития дети часто не могут описать не только частные признаки внешности, но и общие.
Необходимо учитывать и тот факт, что дети намного чаще ошибаются в узнавании. У дошкольников и младших школьников, мышление которых недостаточно критично, возникновение чувства знакомости может приводить к серьезным ошибкам в узнавании, выражающимся в появлении уверенности в тождестве предъявляемого объекта и ранее воспринимавшегося. Утверждение детей о том, что они узнают предмет как тот, который видели ранее, могут быть обусловлены также нежеланием делать внутренние усилия для мысленного сопоставления объектов. Этому способствует утомление, смущение, страх, отсутствие навыков целенаправленного наблюдения. Чем младше ребенок, тем больше вероятность принятия им сходства за тождество».
При проведении опознания с участием малолетнего необходимо установить интеллектуальный уровень последнего, проверить возможность узнавания им определенных объектов, понимания происходящего. При производстве опознания с участием малолетнего, на наш взгляд, обязательно должен присутствовать педагог и законный представитель. Если проводят опознание лица по видеозаписи, то защитник опознаваемого. Желательно привлечение того педагога, который присутствовал при допросе малолетнего, поскольку ему будет проще определить последовательность показаний ребенка, либо наличие в них изменений, корректно выяснить причину смены показаний. Педагог сможет определить по поведению ребенка его реакцию на опознаваемое лицо или предмет, с учетом чего скорректировать получаемую от ребенка информацию33.
С учетом действующего законодательства возникает вопрос о том, может ли участвовать малолетний в качестве статиста. В соответствии с ч. 4 ст. 193 УПК при опознании лицо должно быть предъявлено среди других, по возможности сходных по внешним данным с опознаваемым. Других требований к статистам закон не предъявляет, таким образом, возникает вопрос о том, можно ли пригласить в качестве статиста малолетнего, если необходимо предъявить для опознания малолетнего свидетеля или потерпевшего. Полагаем, что в случае необходимости предъявления для опознания малолетнего необходимо использовать правила, установленные ч. 5 ст. 193 УПК, то есть проводить опознание по фотографии.
Участие в следственном действии должно быть осознанным, малолетний должен привлекаться в уголовный процесс с целью получения от него необходимых сведений, а не для выполнения им вспомогательных функций. Кроме того, при решении вопроса об участии малолетнего в следственном действии необходимо учитывать возможное влияние на его психику. Уголовно-процессуальное законодательство не допускает участвовать в зале судебного заседания в качестве слушателей лиц до 16 лет, тем более не допустимо использование малолетних статистов. В качестве основания невозможности предъявить для опознания малолетнего ребенка очно должен выступать его малолетний возраст. Данный подход позволяет не вовлекать в уголовный процесс малолетних, которые не имеют к нему никакого отношения.
При проведении любого вида опознания подросток в возрасте от 14 лет может быть его участником. Данный возраст характеризуется спецификой формирования мышления и интеллекта, т. е. он является переходным к завершающему этапу развития. Подросток уже логически осознает все произошедшее, дает необходимую оценку. Однако с целью компенсации психической неустойчивости, характерной для лиц данного возраста, необходимо присутствие лиц, обеспечивающих соблюдение их интересов. Участие педагога в данном случае позволит правильно отразить информацию, полученную от опознающего подростка. Особенно важно, чтобы присутствовал тот педагог, который ранее принимал участие при допросе несовершеннолетнего.
Перед производством опознания необходимо решить вопрос о том, может ли подросток в силу своего интеллектуального развития участвовать в проведении данного следственного действия. Если подросток сам говорит о том, что он не помнит точно, сможет опознать или вероятно может описать лицо, то это является основанием для того, чтобы отказаться от проведения данного следственного действия. Когда свидетель или потерпевший не могут опознать подозреваемого или обвиняемого, то необходимо решить вопрос о том, могут ли подозреваемый или обвиняемый опознать свидетеля или потерпевшего. Для производства опознания приглашаются педагоги или воспитатели – с целью нейтрализации возможных стрессов участников следственного действия.
Хотя уголовно-процессуальный закон предполагает проведение очного опознания, учитывая особенности психологии несовершеннолетних, для обеспечения реального фиксирования доказательственной информации, правильного процесса расследования, можно проводить опознание по рассматриваемой категории уголовных дел с применением видео-кинозаписи. Однако при производстве указанного опознания должен присутствовать защитник того подозреваемого, кого, предполагается, должны опознать.
По рассматриваемой категории дел целесообразно проведение анонимного опознания, то есть предъявление опознаваемых через затемненное стекло. В указанном случае около опознающего должен присутствовать защитник подозреваемого или обвиняемого, понятые, законные представители и педагог. Данный вид опознания наиболее целесообразен с несовершеннолетними, так как при нем опознающий видит живых лиц, без элементов искажения их внешности. Он может реально, а не относительно каких-либо предметов определить рост, телосложение человека, при этом опознаваемые не видят опознающего, и последний не боится за свою безопасность. При проведении опознания используются общие положения, закрепленные в ст.193 УПК РФ.
Освидетельствование. Наиболее сложным является вопрос о возможности проведения освидетельствования малолетнего. Полагаю, что для решения данного вопроса следователю целесообразно использовать педагога в целях убеждения малолетнего на согласие пройти освидетельствование. Если преступление совершено в отношении несовершеннолетнего без участия законных представителей или иных лиц, в которых заинтересованы законные представители, то родители или лица их заменяющие сами убедят ребенка согласиться на то, чтобы пройти освидетельствование. Если необходимо установить факт насилия со стороны родителей или лиц, в которых они заинтересованы, то никакой помощи со стороны законных представителей следователю ожидать не приходится34.
Педагог должен разъяснить ребенку значение освидетельствования и убедить в необходимости его проведения. Для проведения освидетельствования несовершеннолетнего необходимо приглашение врачей. Участие педагога может быть обусловлено необходимостью оказания помощи ребенку, правильно воспринять проведение данного следственного действия. В противном случае, если ребенок не будет возражать против проведения освидетельствования, то участие педагога нецелесообразно.
Изъятие образцов для сравнительного исследования. Как и освидетельствование оно может быть связано с нарушением телесной неприкосновенности. Однако большинство экспертиз не может быть проведено в том случае, если не будут представлены необходимые образцы. В то же время их получения без согласия может быть связано с физическим неповиновением, особенно, когда необходимо изымать кровь. Поэтому малолетнему необходимо разъяснить целесообразность изъятия образцов для сравнительного исследования. Участие педагога в данном случае может быть обусловлено необходимостью разъяснения ребенку значения проводимого действия. Изъятие образцов должно проводиться без участия понятых, но в присутствии медицинского работника. Участие законного представителя будет необходимым только в том случае, если он не будет возражать против. Если согласие на изъятие образцов получено не будет, то следователь должен будет найти их иным путем (записи в медицинских картах, следы на одежде и т.д.).
Информация о работе Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними