Содержание:
План..……………………………………………………………………
2 стр.
Введение ………………………………………………………………..
3 стр.
Глава 1.Преступления против
военной службы
- Юридическая характеристика преступлений против военной
службы …………………………………………………………………...
6 стр.
- Ответственность за преступления против военной службы ….. 15стр.
Глава 2. Особенности дезертирства,
как преступления против военной службы
2.1. Объективные признаки
дезертирства ………………………… 25 стр.
2.2. Субъективные признаки
дезертирства ………………………… 34 стр.
2.3. Уголовная ответственность
за дезертирство …………………… 50 стр.
Заключение ……………………………………………………………..
61 стр.
Список использованной литературы
…………………………………. 65 стр.
Тема: Ответственность
за дезертирство
План:
Введение
Глава 1. Преступления против
военной службы
1.1. Юридическая характеристика
преступлений против военной службы
1.2. Ответственность за преступления
против военной службы
Глава 2. Особенности дезертирства,
как преступления против военной службы
2.1. Объективные признаки
дезертирства
2.2. Субъективные признаки
дезертирства
2.3. Уголовная ответственность
за дезертирство
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Военная служба – особый
вид государственной службы, предназначенной
для вооруженной защиты Отечества
от военной агрессии. Вооруженные Силы
Кыргызстана – не изолированный социальный
механизм, а органическая и неотъемлемая
часть нашего общества. В условиях резко
обостряющихся общественных противоречий,
постоянно усугубляющихся дезинтеграционных
процессов происходит резкое падение
престижа службы в армии, растет число
правонарушений и преступлений, совершаемых
военнослужащими срочной службы с целью
уклониться от прохождения военной службы,
что в конечном итоге ослабляет боевую
готовность воинских подразделений, частей,
создает угрозу военной безопасности
страны, национальной безопасности. На сегодняшний день выбранная
мной тема является одной из актуальных,
так как, совершая данные преступления,
военнослужащие уклоняются от выполнения
возложенных на них обязанностей, нарушают
требования воинской дисциплины, что,
в конечном счете, ведет к ослаблению боеспособности
и боевой готовности Вооруженных Сил,
оснащенных сложной боевой техникой и
оружием коллективного использования.
Такие виды вооружений требуют четких,
своевременных и согласованных действий
многих военнослужащих. Поэтому даже единичные
случаи недозволенного оставления части
могут привести к тяжким последствиям,
особенно в военное время, в боевой обстановке,
при нахождении в карауле, на боевом дежурстве
и т. д.
Объектом исследования является понятие дезертирства,
как уклонение от обязанности воинской
и альтернативной службы, нормы уголовного
законодательства Кыргызской Республики,
устанавливающего ответственность за
дезертирство.
Цель моей дипломной
работы заключается в подробном анализе
дезертирства.
В соответствии с данной
целью в дипломной работе были поставлены
следующие задачи:
- охарактеризовать личность военнослужащего срочной службы, совершившего дезертирство;
- осуществить уголовно-правовую характеристику дезертирства;
- раскрыть уголовную ответственность за дезертирство.
Нормативной базой
дипломного исследования являются: Конституция Кыргызской
Республики от 27 июня 2010г.; Уголовный кодекс
Кыргызской Республики от 1 октября 1997
года № 69; Уголовно-процессуальный кодекс
Кыргызской Республики от 30 июня 1999 года
№ 63; а также текущие законы и подзаконные
нормативные акты Кыргызской Республики.
Теоретической основой
исследования являются труды отечественных
и зарубежных ученых в области общей
теории права, уголовного права и международного
права.
Структура работы. Дипломная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка
литературы. Во введении обосновывается актуальность
темы, практическая значимость, формулируются
цели и задачи, объект и предмет, уделяется
внимание исторической и информационной
базе. В первой главе
«Преступления против военной службы»
раскрывается содержание преступлений
против военной службы, а также уголовная
ответственность за данные виды правонарушений. Во второй главе
подробно описывается юридический
состав дезертирства, как один из видов
воинских преступлений. Здесь же была
рассмотрена уголовная ответственность
за совершение данного вида преступления.
В заключении
подводятся итоги исследования, формулируются
основные теоретические выводы, конкретные
предложения и практические рекомендации.
Глава 1. Преступления
против военной службы
- Юридическая характеристика преступлений против военной службы В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики1 защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Кыргызской Республики, который несет военную службу в соответствии с законом. Основополагающие положения в сфере организации военной службы содержатся в законах от 24 июля 2009 года № 242 «Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики», от 9 февраля 2009 года N 43 «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах», от 1 июля 1992 года N 930-XII «О статусе военнослужащих». Прежде, чем анализировать различные подходы к понятию «преступление против военной службы», необходимо определиться с понятием «военная служба». Закон «всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» легально определяет военную службу как особый вид государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах КР, а также во внутренних войсках МВД КР, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при органах исполнительной власти, органах государственной охраны и создаваемых на военное время специальных формированиях. При этом необходимо учитывать, что граждане проходят военную службу по призыву или по контракту. Во время прохождения военной службы они приобретают статус военнослужащего. Призыву на военную службу подлежат граждане Кыргызской Республики мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.
Срок военной службы в календарном
исчислении устанавливается:
- для военнослужащих срочной военной службы - двенадцать месяцев;
- для офицеров, проходящих военную службу по призыву, - двадцать четыре месяца;
- для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - сроки, указанные в положениях о порядке прохождения военной службы.
- солдатам, сержантам и старшинам, отбывающим наказание в дисциплинарных частях, время отбывания наказания в срок срочной военной службы не засчитывается.
- военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной части, при условии его безупречной службы время пребывания в дисциплинарной части может быть в установленном порядке засчитано в срок срочной военной службы.
Преступление против военной
службы – это преступление против установленного
порядка прохождения военной службы, совершаемое
военнослужащими, проходящими военную
службу по призыву или контракту в Вооруженных
Силах, в других войсках, воинских формированиях
Кыргызской Республики, а также гражданами,
пребывающими в запасе, во время прохождения
ими военных сборов. Оно представляет
собой деяние (действие или бездействие),
характеризующееся едиными для всех преступлений признаками:
общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью
и наказуемостью. Общественная опасность преступлений
против военной службы характеризуется
причинением либо угрозой причинения
вреда боеспособности войск.
Их уголовная противоправность проявляется
в совершении деяния, предусмотренного
специальной главой 33 УК, а также специальными
воинскими законами и иными нормативными
актами. Всякое преступление против военной
службы нарушает порядок прохождения военной
службы. Все диспозиции воинских уголовно-правовых
норм, по существу, являются бланкетными,
требуют предметного анализа соответствующих
нормативных актов (воинских уставов,
наставлений, инструкций и т.п.). В
статье 354 УК КР дано развернутое определение
преступления против военной службы. Оно
состоит из трех частей. В части 1 статьи
354 УК КР определено, что преступлениями
против военной службы признаются предусмотренные
в главе 33 УК КР деяния против установленного
порядка прохождения военной службы, совершенные
военнослужащими, проходящими военную
службу по призыву либо по контракту в
Вооруженных Силах Кыргызской Республики,
других войсках и воинских формированиях
КР, а также гражданами, пребывающими в
запасе, во время прохождения ими военной
службы. В части 2 статьи 354 УК КР указано,
что ответственность за преступления
против военной службы несут военные строители
военно-строительных отрядов (частей)
Министерства обороны КР, других министерств
и ведомств Кыргызской Республики. В части
3 статьи 354 УК КР сделана ссылка на то,
что уголовная ответственность за преступления
против военной службы, совершенные в
военное время либо в боевой обстановке,
определяется законодательством КР военного
времени. Рассматриваемое определение
преступления против военной службы базируется
на общем понятии преступления, данном
в статье 8 УК КР. Это единственное в Кодексе
родовое определение преступления. Его
цель - общее разграничение преступлений
против военной службы и иных преступлений.
В нем раскрыты суть преступлений против
порядка военной службы и их общие черты,
что позволяет установить общие отличительные
признаки воинского преступления от дисциплинарного
проступка. Как и всякая правовая норма,
определение имеет обязательную силу,
признаки преступления против военной
службы имеют свой смысл, которого следует
придерживаться, решая вопросы ответственности
военнослужащих. Определение понятия
преступления против военной службы выполняет
важную функцию: оно позволяет раскрыть
сущность, содержание преступлений, относимых
к воинским, и на этой основе отграничить
преступления против военной службы от
других посягательств, а также воинское
преступление от правонарушений, не образующих
преступление. Признаки, указанные в определении,
учитываются как на уровне криминализации
воинских правонарушений, когда законодатель
решает, отнести ли то или иное деяние
к числу воинских преступлений, так и на
правоприменительном уровне, когда уясняется,
можно ли данное деяние квалифицировать
как преступление против военной службы2. Общественная
опасность преступлений против военной
службы характеризуется причинением либо
угрозой причинения вреда боеспособности
Вооруженных Сил КР. Их уголовная противоправность
проявляется в совершении деяния, предусмотренного
специальной главой 33 УК КР, а также специальными
воинскими законами и иными нормативными
актами. Всякое преступление против военной
службы нарушает порядок прохождения
военной службы. Все диспозиции воинских
уголовно-правовых норм, по существу, являются
бланкетными, требуют предметного анализа
соответствующих нормативных актов (воинских
уставов, наставлений, инструкций и т.
п.). Виновность представляет собой психическое
отношение преступника к деянию и наступившим
последствиям, в преступлениях против
военной службы она отражает воинский
характер и того, и другого. Виновный сознает
или должен сознавать, что, являясь субъектом
воинского преступления, совершает деяние,
нарушающее порядок прохождения военной
службы, что он причиняет либо создает
угрозу причинения вреда боевой готовности
войск. Таким образом, преступление против
военной службы - это преступление против
установленного порядка прохождения военной
службы, совершаемое военнослужащими,
проходящими военную службу по призыву
или контракту в Вооруженных Силах, в других
войсках, воинских формированиях Кыргызской
Республики, а также гражданами, пребывающими
в запасе, во время прохождения ими военных
сборов. Оно представляет собой деяние
(действие или бездействие), характеризующееся
едиными для всех преступлений признаками:
общественной опасностью, уголовной противоправностью,
виновностью и наказуемостью. Преступления
против военной службы, как правило, направлены
против установленного порядка ее прохождения.
Они могут быть совершены военнослужащими,
проходящими военную службу по призыву
либо по контракту в Вооруженных Силах
КР, а также гражданами, пребывающими в
запасе во время прохождения ими военных
сборов. Как уже было установлено, что
привлечение военнослужащих к уголовной
ответственности осуществляется на основании
Уголовного кодекса КР. Обязательным признаком
преступления против военной службы является
направленность против порядка ее прохождения,
установленного законодательством КР.
Как уже было установлено, вопрос о субъекте
воинского преступления легально решен
в статье 354 УК КР. В части 1 этой статьи
определено, что преступления против порядка
несения военной службы совершаются военнослужащими,
проходящими военную службу по призыву
либо по контракту в Вооруженных Силах
КР, других войсковых формированиях КР,
а также гражданами, пребывающими в запасе,
во время прохождения ими военных сборов.
В соответствии с частью 2 статьи 354 УК
КР уголовную ответственность за воинские
преступления несут также военные строители
военно-строительных отрядов (частей)
Министерства обороны КР и других министерств
и ведомств. Военнослужащими - субъектами
или потерпевшими для целей главы 33 УК
КР являются: офицеры, прапорщики, курсанты
военных образовательных учреждений профессионального
образования, сержанты, старшины, солдаты,
поступающие на военную службу по контракту;
сержанты, старшины, солдаты , проходящие
военную службу по призыву, а также курсанты
военных образовательных учреждений профессионального
образования до заключения с ними контракта.
Для военнослужащих, проходящих службу
по контракту, военная служба начинается
со дня вступления в силу контракта о прохождении
службы. Для некоторых категорий военнослужащих
установлен иной порядок начала несения
или окончания службы. Окончанием военной
службы является день исключения военнослужащих
всех категорий из списков личного состава
воинской части. Это день истечения срока
службы. Если срок службы военнослужащего
истек и нет исключительных обстоятельств,
перечисленных в законе, то он не может
нести ответственность за воинское преступление,
хотя и не исключен из списков части, подразделения.
Особыми обстоятельствами, позволяющими
отсрочить исключение военнослужащего
из списков воинской части, являются, например,
нахождение его на стационарном лечении,
пребывание в плену или в качестве заложника. В
Вооруженных Силах иногда на специальных
должностях или работах находятся служащие
и рабочие, не являющиеся военнослужащими.
Они не могут выступать субъектами воинских
преступлений, но могут быть соучастниками
таких преступлений. Таким образом, субъектами
преступлений против военной службы являются две категории лиц: военнослужащие
и граждане, пребывающие в запасе и проходящие
военные сборы. Обе категории субъектов
несут военную службу в соответствии с
законами и воинскими уставами и подлежат
ответственности за нарушение порядка
прохождения военной службы. С субъективной
стороны большинство воинских преступлений
совершаются умышленно. Некоторые из них
совершаются как с прямым, так и с косвенным
умыслом, например, умышленное уничтожение
или повреждение военного имущества. Цель
и мотив совершения воинского преступления
в ряде статей указываются, а в некоторых
- их необходимо выявлять путем анализа
нормы. В теории военно-уголовного законодательства
на сегодняшний день можно выделить два
подхода к сущности объекта преступления
против военной службы3.
В первом из них объектом признается порядок
прохождения военной службы, во втором
- военная безопасность государства. Правовой
основой понятия объекта преступления
против военной службы являются соответствующие
нормы уголовного законодательства. Содержание
объекта преступления против военной
службы в теории военно-уголовного законодательства
всегда устанавливалось с учетом положений
той концепции объекта посягательства,
которая считалась общепризнанной. В уголовно-правовой
доктрине отсутствует былое единство
взглядов на объект преступления как общественные
отношения (правоотношения, правопорядок).
Данный подход разделялся почти всеми
юристами в советском периоде развития
уголовного права4.
Сегодня в литературе встречаются и иные
позиции по этому вопросу. В частности,
объектом преступления одни ученые полагают
субъективные права, другие - правоохраняемые
интересы (блага), третьи - человека. Такое
положение вещей в учении об объекте преступления
и уголовном законодательстве затрудняет
исследование специальных проблем и обусловливает
необходимость установления общетеоретических
и правовых основ понятия объекта преступления
против военной службы. Понятие объекта преступления против
военной службы должно базироваться не
только на положениях об общем объекте
преступления, но и, непременно, включать
в себя признаки, обусловленные задачами
военной организации государства. Подходы
к определению объекта преступления против
военной службы были тесным образом взаимосвязаны
с теми функциями, которые были у военной
организации государства. Однако на сегодняшний
день военная организация государства
представляет собой весьма сложное в структурном
и в функциональном отношении образование.
Данное обстоятельство объективно требует
уточнения понятия объекта преступления
против военной службы под углом зрения
функционального предназначения военной
организации государства. Понятие объекта
преступления против военной службы по
своему содержанию является производным
от общего понятия объекта преступного
посягательства и должно обязательно
включать в себя в качестве главного материального
признака - безопасность. Вместе с тем
в нем необходимо отразить и специфические
свойства объекта, обусловленные задачами
(функциями) военной организации государства.
Объектом преступления против военной
службы следует признать охраняемую уголовным
законом от преступных посягательств
военную безопасность, представляющую
собой состояние боевой готовности военной
организации государства, гарантирующее
вооруженную защиту конституционному
строю, независимости, суверенитету и
территориальной целостности КР от внешних
и внутренних военных угроз.
Объективная сторона преступления
против воинской службы характеризуется
действием или бездействием, опасным
для воинской дисциплины. Ряд воинских преступлений совершается
только действием, например: самовольное
оставление части или места службы, дезертирство.
Некоторые воинские преступления совершаются
бездействием, например, нарушение уставных
правил караульной (вахтенной) службы
вследствие небрежного к ним отношения,
повлекшее тяжкие последствия. Большинство
составов воинских преступлений имеют
материальный характер. Они являются оконченными
при наступлении указанных в законе последствий,
например, уничтожение или повреждение
военного имущества, смерть человека. Некоторые
воинские преступления имеют формальный
характер. Например, дезертирство, самовольное
оставление части или места службы в целях
уклонения от прохождения военной службы,
а равно неявка в тех же целях на военную
службу являются оконченными преступлениями
с момента оставления части или места
службы или неявки на нее. Установление
последствий такого деяния не требуется. Таким
образом, преступлениями против военной
службы признаются предусмотренные главой
33 УК КР преступления против установленного
порядка прохождения военной службы, совершенные
военными служащими, проходящими военную
службу по призыву или по контракту в Вооруженных
силах Кыргызской Республики, а также
гражданами, пребывающими в запасе, во
время прохождения ими военных сборов
и военными строителями военно-строительных
отрядов Министерства Обороны Кыргызской
Республики, других министерств и ведомств
КР.
1.2. Ответственность
за преступления против военной
службы
Преступления против военной
службы, как правило, направлены против
установленного порядка ее прохождения.
Они могут быть совершены военнослужащими,
проходящими военную службу по призыву
либо по контракту в Вооруженных
Силах Кыргызской Республики, а также
гражданами, пребывающими в запасе
во время прохождения ими военных
сборов. Привлечение военнослужащих к
уголовной ответственности осуществляется
на основании Уголовного кодекса Кыргызской
Республики и несут уголовную ответственность
за совершение как общеуголовных преступлений,
так и преступлений против военной службы. К
общеуголовным относятся следующие виды
преступлений5: преступления против свободы,
чести и достоинства личности; преступления
против половой неприкосновенности и
половой свободы личности; преступления
против конституционных прав и свобод
человека и гражданина; преступления против
семьи и несовершеннолетних; преступления
в сфере экономики; преступления в сфере
экономической деятельности; преступления
против интересов службы в коммерческих
и иных организациях; против общественной
безопасности и общественного порядка;
преступления против здоровья населения
и общественной нравственности; экономические
преступления; преступления против безопасности
движения и эксплуатации транспорта; преступления
в сфере компьютерной информации; преступления
против государственной власти; преступления
против мира и безопасности человечества. Уголовная
ответственность военнослужащих за преступления
против военной службы предусмотрена
в главе 33 УК КР (статьи 354-372). Обязательным
признаком преступления против военной
службы является направленность против
порядка ее прохождения, установленного
законами «Об обороне и Вооруженных Силах
Кыргызской Республики», «О всеобщей воинской
обязанности граждан Кыргызской Республики,
о военной и альтернативной службах»,
«О статусе военнослужащих», общевоинскими
уставами и другими нормативными правовыми
актами Кыргызской Республики. Предусмотренные
в УК КР преступления против военной службы
охватывают различные стороны установленного
порядка ее прохождения. Это дает возможность
разделить их на следующие группы:
- преступления против
порядка подчиненности и уставных
правил взаимоотношений между
военнослужащими;
- уклонение от
исполнения обязанностей военной
службы;
- нарушение правил
несения специальных служб;
- преступления против порядка
сбережения военного имущества, обращения
с оружием, правил эксплуатации военной
техники.
В группу преступлений
против порядка подчиненности и
уставных правил взаимоотношений между
военнослужащими входят: неисполнение приказа; сопротивление
начальнику или принуждение его к нарушению
обязанностей военной службы; насильственные
действия в отношении начальника; оскорбление
военнослужащего; нарушение уставных
правил взаимоотношений между военнослужащими
при отсутствии между ними отношений подчиненности. Ответственность
за неисполнение приказа наступает
по статье 355 УК КР. Наказание (в зависимости
от характера неисполнения приказа и наступивших
последствий) предусмотрено в виде ограничения
по службе на срок до двух лет либо арестом
на срок до шести месяцев или содержанием
в дисциплинарной воинской части на срок
до одного года, или лишением свободы на
срок до трех лет. Сопротивление
как преступление состоит в воспрепятствовании
начальнику или другому военнослужащему
(патрульному, дежурному и т.п.) выполнять
возложенные на них обязанности военной
службы. Принуждением признаются действия,
направленные на то, чтобы заставить, понудить
начальника или иное лицо нарушить обязанности
по военной службе6. Сопротивление или принуждение,
совершенное без отягчающих обстоятельств,
наказывается содержанием в дисциплинарной
воинской части на срок от одного года
либо лишением свободы на срок до трех
лет. Если преступление совершено группой
лиц или с применением оружия, либо повлекло
тяжкие последствия, наказываются
лишением свободы на срок от трех до семи
лет. Нарушение уставных
правил взаимоотношений между военнослужащими,
связанное с унижением чести и достоинства
или издевательством над потерпевшим
либо сопряженное с насилием, наказывается
содержанием в дисциплинарной части до
шести месяцев либо лишением свободы на
срок до одного года, а при отягчающих
обстоятельствах (группой лиц, с применением
оружия, наступлением тяжких последствий)
- до 10 лет. Военнослужащие, проходящие
военную службу по призыву, за уклонение
от исполнения обязанностей военной службы
путем самовольного оставления части
или места службы, а также за неявку в срок
без уважительных причин на службу при
увольнении из части, при назначении, переводе,
из командировки, отпуска или лечебного
учреждения продолжительностью от двух
до десяти суток, наказываются содержанием
в дисциплинарной воинской части до шести
месяцев либо лишением свободы на срок
до двух лет. За дезертирство (статья 360
УК КР) предусмотрено лишение свободы
на срок до пяти лет, а в некоторых случаях
до 7 лет. Данный вид преступления мы более
рассмотрим во второй главе дипломной
работы. За уклонение от исполнения
обязанностей военной службы путем причинения
себе какого-либо повреждения (членовредительства)
или путем симуляции болезни, подлога
документов или иного обмана предусмотрены
различные уголовные наказания вплоть
до лишения свободы на срок до 7 лет. К преступлениям,
нарушающим правила несения специальных
служб, относятся: нарушение правил
несения боевого дежурства (боевой службы),
нарушение уставных правил караульной
службы, нарушение правил несения службы
по охране общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности, нарушение
уставных правил несения внутренней службы
и патрулирования в гарнизоне. За эти преступления
предусмотрены такие наказания, как ограничение
по службе на срок до двух лет, арест на
срок до шести месяцев, содержание в дисциплинарной
воинской части сроком до двух лет, лишение
свободы на срок до пяти лет. Оставление
погибающего военного корабля; уничтожение
или повреждение военного имущества; утрата
военного имущества; нарушение правил
обращения с оружием и предметами, представляющими
повышенную опасность для окружающих;
нарушение правил вождения или эксплуатации
машин; нарушение правил полетов или подготовки
к ним; нарушение правил кораблевождения образуют
группу преступлений против порядка сбережения
военного имущества, обращения с оружием,
правил эксплуатации военной техники. Эти
преступления наказываются на различные
сроки ограничением по военной службе,
арестом, содержанием в дисциплинарной
воинской части, лишением свободы, лишением
права занимать определенные должности
либо штрафом. Военнослужащие за совершение
общеуголовных преступлений и преступлений
против военной службы подвергаются уголовному
наказанию только военными
судами. Военный суд Кыргызской Республики
входит в судебную систему КР. Его деятельность
определяет закон «О Верховном
суде и местных судах» от 13 июня 2003 года. УПК КР определяют подсудность
военных судов. В соответствии с Законом
систему военных судов образуют гарнизонные
военные суды и военный суд. Так как, военный
суд приравнивается к областным судам
и суду города Бишкек, судьи военного суда
обладают теми же правами и обязанностями. Согласно
ст. 25 закона «о Верховном суде и местных
судах» систему местных судов составляют: