Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:46, курсовая работа
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-исполнительных правоотношений, регулируемые нормами уголовного и уголовно-исполнительного права в процессе совершенствования правовой политики в уголовно-исполнительной системе.
Предметом исследования составляют нормы законодательства, и правоприменительная деятельность подразделений уголовно-исполнительной системы, а также организационно-правовые аспекты, направленные на реализацию основных приоритетов Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.
Стратегию, основные задачи и направления политики в сфере исполнения уголовных наказаний, формы и методы ее реализации определяет целый комплекс факторов. Основными из них являются: социально-политическое, экономическое и нравственное состояние общества, состояние и динамика преступности, требования международных правовых актов о правах человека и обращения с осужденными, уровень правосознания и правовой культуры граждан, развитие науки и др.
Таким образом, уголовно-исполнительная политика призвана направлять законотворческую деятельность соответствующих органов государства и общественности в сфере исполнения уголовных наказаний. Она определяет основные направления, цели, задачи, принципы, формы и содержание деятельности указанных органов.
На современном этапе уголовно-исполнительная политика в Республике Казахстан определяется рядом нормативно-правовых актов различного статуса. В Концепции правовой политики РК на период с 2010 по 2020 годы, предусмотрено в уголовно-исполнительной сфере необходимо принятие следующего комплекса мер. [1] В целях минимизации вовлечения граждан в сферу уголовной юстиции, экономии мер уголовной репрессии необходимо создать условия для более широкого применения уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества. При этом в законодательстве и судебной практике следует вырабатывать подходы, при которых выбор вида и меры уголовно-правового воздействия основывался бы, прежде всего на учете данных о наиболее вероятной ее эффективности в отношении конкретной личности.
В то же время для более активного применения
судами мер, альтернативных лишению свободы,
необходимо добиваться повышения эффективности
их исполнения, для чего требуется институциональное
развитие специализированного органа,
ответственного за исполнение таких мер.
Учитывая, что лишение свободы все еще
остается основным видом уголовного наказания,
необходимо принимать меры, повышающие
воспитательный компонент лишения свободы,
в котором пока преобладает компонент
кары. В частности, необходимо дальнейшее
развитие содержания, форм и методов исправительно-воспитательного
воздействия на осужденных на основе принципа
индивидуализации исполнения наказания.
Актуальным является решение проблем занятости осужденных к лишению свободы путем привлечения их к общественно-полезному труду и/или обучению, социальным программам ресоциализации, в том числе антинаркотического, антиалкогольного содержания либо иными формами социально-активной деятельности.
Наряду с сохранением и обеспечением высоких требований к дисциплине и порядку в учреждениях уголовно-исполнительной системы необходимо усилить меры по психолого-педагогическому обеспечению процесса исполнения, (отбывания) уголовных наказаний, по повышению статуса и обеспечению социально-правовой защиты персонала уголовно-исполнительной системы.
Наряду с этим для мест лишения свободы важным является обеспечение безопасности личности, соблюдение прав и законных интересов лиц, отбывающих данный вид наказания. В числе наиболее перспективных направлений в этой сфере необходим постепенный переход к камерному порядку содержания, при котором осужденный, имея в дневное время возможность передвижения и межличностного общения в пределах учреждения, в ночное время был бы изолирован в отдельном помещении.
Сохранению баланса между интересами общества и государства по наказанию виновных и соблюдению их прав и законных интересов в период отбывания наказания способствуют установленные механизмы общественного контроля, развитию которых необходимо уделить внимание.
Также важным является повышение качества медицинского обслуживания лиц, находящихся в местах лишения свободы, особенно системы профилактики заболеваний лиц, отбывающих уголовное наказание.
Необходимы системные меры, направленные на обеспечение целенаправленной государственной политики в сфере ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, как полноправных членов общества.
В целом систему исполнения уголовных наказаний следует и дальше приближать к общепризнанным международным стандартам. Этот же приоритет на современном этапе реформирования правоохранительных органов все чаще выделяется как политический в стратегии развития системы исполнения уголовных наказаний. Приближение уголовно-исполнительной системы к международным стандартам определены следующим стратегическим направлением Министерства, поскольку в данных сферах все еще остаются неразрешенные проблемы, негативно влияющие на ее эффективность.
Несмотря на определенные успехи, достигнутые Республикой Казахстан в сфере реализации уголовно-исполнительной политики, все еще остаются неразрешенные проблемы, негативно влияющие на ее эффективность.
Большинство зданий и сооружений учреждений УИС, построенных в начале-середине прошлого века, а отдельные - в 18 и 19 веках, находятся в ветхом, зачастую аварийном состоянии, не отвечают санитарным, техническим требованиям, а также требованиям международных стандартов. В неудовлетворительном состоянии находятся инженерные и технические средства охраны, в этой связи не обеспечивается надлежащая безопасность объектов УИС.
Отмечается слабая организация воспитательной
работы, обусловленная недостаточно разработанными
механизмами индивидуально-воспитательного
воздействия.
В целях повышения эффективности деятельности
УИС программными документами и планами
их реализации предусмотрен ряд мероприятий,
направленных на улучшение условий содержания
осужденных, а также организация для них
общеобразовательного и профессионального
обучения.
Такие мероприятия были предусмотрены и в ранее сущестовавщих программных документах, направленные на социальную адаптацию и ресоциализацию лица, полностью или частично отбывшего наказание, в гражданское общество.
Таким образом, понятие «правовая политика в уголовно-исполнительной системе» многозначно, что предопределяется факторами как объективного, так и субъективного свойства. Наиболее целесообразно использование этого выражения для обозначения стратегии деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы в сфере правового регулирования. По своей природе правовая политика в уголовно-исполнительной системе представляет собой деятельность его подразделений в сфере правового регулирования. Специфика этой деятельности состоит в выработке и (или) претворении в жизнь правовых идей стратегического характера, то есть идей, определяющих направления развития системы в целом. В основе исследуемой правовой политики лежит правовая идеология.
1.2 Экономия мер уголовной
репрессии в РК с целью
Простым языком говоря, в данном параграфе представлены результаты исследования целями которого является поиск не разовых, а системных мер, направленных на снижение численности тюремного населения в Республике Казахстан, а также на дестабилизацию роста возможностей привлечения граждан к уголовной ответственности, в том числе и к мерам наказания не связанных с лишением свободы.
Совершенствование уголовно-исполнительной
политики Казахстана невозможно рассматривать
вне общей стратегии развития правовой
политики Республики Казахстан, которая
осуществляется посредством разработки и принятия программных документов
и совершенствования законодательства.
Решение стратегических задач развития
правовой политики Республики Казахстан
в сфере назначения и исполнения уголовных
наказаний осуществлялось поэтапно, путем
реализации межведомственных программ,
утверждаемых Правительством Республики
Казахстан.
Анализ показывает, что в результате проводимой государством гуманизации уголовной политики на фоне сокращения общего количества осужденных меняется структура "тюремного населения", в частности, порядка 80 % осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, при этом растет количество осужденных, совершивших преступления повторно.
Значительным шагом в гуманизации законодательства явилось принятие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 г. В Уголовный кодекс было внесено сорок восемь изменений и дополнений.
Так, в связи с ратификацией Казахстаном Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Уголовный кодекс дополнен статьей 347-1, предусматривающей ответственность за пытки, совершаемые должностными лицами, прежде всего следователями, и лицами, осуществляющими дознание. В этой связи также был декриминализирован состав преступления, предусмотренный частью 2 статьи 347 (принуждение к даче показаний), так как данный состав преступления поглощается нормами вновь введенной статьи 347-1.
Часть третья статьи 32 (необходимая оборона) дополнена нормой, которая позволяет не признавать превышением пределов необходимой обороны причинение вреда лицу, посягающему на жизнь человека, либо при отражении иного посягательства, соединенного с применением оружия или попыткой его применения. Жертве преступного посягательства дается право в случаях, когда такое посягательство направлено на лишение его жизни или сопряжено с применением оружия или попыткой его применения, отражать это нападение любым возможным способом, не боясь быть привлеченным к уголовной ответственности за причинение смерти или вреда здоровью посягающему.
Значительные изменения претерпело содержание института наказания в виде ограничения свободы. После внесения изменений наказание в виде ограничения свободы состоит не в содержании в специализированном учреждении, а в наложении на осужденного судом определенных обязанностей, ограничивающих его свободу, и отбывается по месту его жительства под надзором специализированного органа без изоляции от общества сроком от одного года до пяти лет. Суд, назначая наказание в виде ограничения свободы, возлагает на осужденного исполнение обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы и учебы без уведомления специализированного органа, не посещать определенные места, в свободное от учебы и работы время не покидать места жительства, не выезжать в другие местности без разрешения специализированного органа. Суд может возложить на осужденного к ограничению свободы исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению: пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, заболеваний, передающихся половым путем, осуществлять материальную поддержку семьи. Расширен круг лиц, которым оно может быть назначено (несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, инвалиды, лица пенсионного возраста); в то же время ограничение свободы не применяется к лицам, имеющим судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, к военнослужащим, а также к лицам, не имеющим постоянного места жительства.
В Уголовный кодекс внесены изменения, связанные с назначением наказания. Так, часть 4 статьи 53 (обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность) изложена в новой редакции: «4. При наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами д) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением и к) чистосердечное раскаяние, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления) части первой настоящей статьи, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания при совершении преступления небольшой и средней тяжести не может превышать половины, при совершении тяжкого преступления - двух третей, при совершении особо тяжкого преступления - трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.». Ранее тяжесть совершенного преступления не учитывалась и максимальный срок наказания ограничивался тремя четвертями от верхнего предела санкции.
Часть 2 статьи 58 (назначение наказания по совокупности преступлений) изложена в новой редакции: «2. Если совокупность преступлений включает в себя только преступления небольшой тяжести и средней тяжести, то окончательно наказание назначается путем поглощения менее строгого наказания более строгим». Ранее поглощение менее строгого наказания более строгим допускалось лишь в отношении преступлений небольшой тяжести, но не исключало частичного или полного сложения наказаний за отдельные преступления. Существовало лишь одно ограничение - окончательное наказание не могло превышать максимального срока или размера наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое преступление.
В части 3 статьи 58 (назначение наказания по совокупности преступлений) исключены преступления средней тяжести (перешли в часть 2) и назначение окончательного наказания стало возможным и путем поглощения менее строгого наказания более строгим, чего ранее эта норма не предполагала.
В части 2 статьи 59 (назначение наказания при рецидиве преступлений) размеры нижнего предела наказания за совершение преступлений при рецидиве снижены с половины до одной трети, при опасном рецидиве - с двух третей до половины, при особо опасном рецидиве - с трех четвертей до двух третей максимального срока и размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.