Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:46, курсовая работа
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-исполнительных правоотношений, регулируемые нормами уголовного и уголовно-исполнительного права в процессе совершенствования правовой политики в уголовно-исполнительной системе.
Предметом исследования составляют нормы законодательства, и правоприменительная деятельность подразделений уголовно-исполнительной системы, а также организационно-правовые аспекты, направленные на реализацию основных приоритетов Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.
-проверке по месту жительства.
Совместно с участковыми инспекторами полиции проводят мероприятия в виде:
-рейдовых мероприятий;
-регулярных сверок по
-использования информационной базы данных ОВД;
-совместных розыскных
Следует отметить, что вышеперечисленный комплекс мероприятий проводиться не регулярно и не превышает 20-30% случаев по каждому вышеперечисленному профилактическому мероприятию. В трех регионах Республики Казахстан респонденты смело (а значить правдиво) указали, что вообще такие мероприятия не практикуются.
В ходе опросов, все респонденты в один голос заявляли, что передача уголовно-исполнительной инспекции из МВД в УИС, является серьезной ошибкой. Решить проблему можно только в случае если при создании в УИС Службы (Департамента или Управления) пробации, где будут предусмотрены подразделения профилактики и оперативного отдела. Также были мнения, что при снижения нагрузки на каждого инспектора УИИ, можно было бы наделить правом (а не обязанностью) инспектора УИИ самому осуществлять ОРД, по аналогии с УИП.
Комплексный подход в борьбе с преступностью и правонарушениями обеспечивается дальнейшим усилением взаимодействия и координации деятельности органов внутренних дел и уголовно-исполнительной иснпекции, изучением и распространением передового опыта борьбы, всемерным привлечением общественности, расширением пропаганды среди населения, оказанием должной материально-технической и финансовой поддержки всей этой разносторонней деятельности.
В результате проведенной работы были выявлены некоторые проблемы и обоснованы предложения по выходу из создавшейся ситуации. Следует отметить, что неудовлетворительная организация деятельности данных подразделений не меняется, не предпринимаются попытки на всех уровнях управления исправить ситуацию. В этой связи, совершенствование и развитие новых подразделений УИС и правоохранительных структур, исполняющих альтернативные меры лишению свободы, обладают большой актуальностью по их исследованию.
Во-первых, в ходе опроса была выявлен ряд организационных проблем, связанных с обеспечением Инспекций служебными помещениями, материально-техническим оснащением, низким статусом и снижением имиджа данного подразделения. Так как ситуация не меняется, а создалась она в связи с передачей УИИ из ОВД в УИС, то существовали устойчивые мнения о необходимости возврата данной структуры в МВД РК. В связи с передачей всей УИС с 2011 года УИИ тоже начала свое функционирование в ОВД. Обеспечение помещениями стало происходить за счет МВД РК. На 1 января 2012 года из 240 инспекций по РК 190 располагаются в зданиях ОВД. [23]
Отдельные респонденты просто высказывают просьбы поднять их материальное обеспечение и оснащение хотя бы до уровня участкового инспектора полиции.
В этой связи заслуживает внимание сравнительный анализ отдельных организационных критериев деятельности УИП и УИИ.
Таблица №4
Сравнительная таблица
организационных критериев работы инспектора УИИ УИС и УИП ОВД
№ п/п |
Наименование |
УИИ УИС |
УИП ОВД |
1 |
Заработная плата |
35-40 МРП |
55-60 МРП |
2 |
Служебная автомашина |
Не предусмотрена |
У каждого УИП сельской местности и одна на УПП в городе |
3 |
Нагрузка подучетных лиц |
50 – в городе 30- сельской местности |
35 – в городе 15- сельской местности |
4 |
Компенсация за коммунальные услуги |
нет |
Да |
5 |
Юрисдикционные полномочия по возбуждению дел административного производства |
одна |
По 117 статьям КРКоАП |
6 |
Имеют право налагать административные взыскания |
нет |
По 18 статьям КРКоАП |
7 |
Применять специальные меры пресечения |
Не обеспечены специальными средствами |
Обеспечены специальными средствами и постоянное ношение оружия |
8 |
Имеют аттестованных помощников |
нет |
1 на УПП в городе и 1 на каждого УИП сельской местности |
9 |
Имеют общественных помощников |
нет |
ОП на платной основе (10 МРП), количество по согласованию с местным бюджетом |
10 |
Взаимодействуют с общественными организациями правоохранительной направленности |
КДН и защите их прав |
РОСП (сарбазы, Кара-Батыр), МОСП (в ВУЗах, колледжах, училищах), КДНиЗП, общины |
11 |
Обеспеченность канцтоварами |
нет |
50-60% |
12 |
компьютеры |
Есть, но нет ИБД, АБД |
На каждом УПП, обеспеченность ИБД посредственная |
13 |
Оперативная работа |
нет |
Да если стаж работы свыше 5 лет или 2 года стажа ОРД (плюс доплата за опер. работу) |
14 |
Право подписывать официальные документы, запросы |
Только начальники УИИ |
См.: примечание |
Сокращения:
ИБД – интегрированный банк данных;
АБД – автоматизированная база данных;
КДНиЗП – комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
МОСП, РОСП – молодежные и рабочие отряды содействия полиции;
УПП – участковый пункт полиции;
КРКоАП – Кодекс РК об административных правонарушениях.
Примечание: Полномочия УИП подписывать и направлять:
а) запросы в информационные центры - о проверке граждан, проходящих по уголовным делам и материалам протокольной формы, а также лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа, о наличии у них судимостей или сведений о совершенных ими административных правонарушениях; по месту работы правонарушителей - о выдаче на них характеристик, справок и других документов, необходимых для проверки заявлений граждан, исполнения запросов предприятий, учреждений и организаций, проведения профилактической работы; в наркологические, психоневрологические диспансеры и другие учреждения органов здравоохранения - о нахождении на медицинском учете правонарушителей и профилактируемых лиц, наличии у них заболеваний алкоголизмом или наркоманией, их отношении к лечению; в травматологические пункты, бюро судебно-медицинской экспертизы и другие медицинские учреждения - о представлении сведений о степени тяжести телесных повреждений, причиненных потерпевшему;
б) ответы об исполнении
запросов предприятий, учреждений,
организаций о местонахождении
лиц, уклоняющихся от уплаты
в) сообщения по месту работы поднадзорных об установлении административного надзора и необходимости в их отношении проведения воспитательной работы;
г) предложения в трудовые коллективы и общественные объединения об обсуждении поведения профилактируемых лиц и проведении с ними воспитательной работы
На круглом столе также обсуждалось революционное предложение - сократить в УИС службу УИИ, а в административной полиции (на местах ПОБ) ввести должности УИП с линейно-зональными функциями по исполнению наказаний в отношении осужденных не связанных с лишением свободы. В ПОБ ввести должности по руководству УИП по исполнению наказаний. Такой вариант выглядит экономичнее, проще и позволить избавиться от многих проблем. Для местного бюджета будет не заметно увеличение 2-3 штатных единиц, зато имидж УИП по исполнению наказаний заметно поднимется. Не надо будет решать проблемы взаимодействия, УИП по исполнению наказаний автоматически приобретут административно-юрисдикционные полномочия и право заниматься ОРД.
Во всех рекомендациях обоснована необходимость принятия Постановления Правительства (по аналогии с постановлением №1598-1996 года по УИП), которое будет обязательным для выполнения всеми ведомствами РК, появятся основания поступления ассигнований не только с республиканского, но и с местного бюджета. Например, на круглом столе сотрудник УИИ из г Талды-Коргана поделился положительным опытом, что подразделение УИИ дислоцируется в участковом пункте полиции. Следует признать, что это удачное расположение. Подучетные лица, приходят к ним, видят, что это полицейское подразделение, видят сотрудников в полицейской форме, и это их дисциплинирует. Также рядом находятся УИП и УИП ПДН, что способствует тесному взаимодействию между ОВД и УИИ. Если Постановлением Правительства РК закрепить данное положение, чтобы УПП и УИИ находились в одном здании, то акиматам и иным органам местного самоуправления придется выполнять нормативный акт Правительства РК. Так как такого постановления нет, то существование помещений всегда будет зависеть от того каково отношение (в том числе и личное чиновников) местных исполнительных органов к региональным УИС на местах.
До сих пор нет ответа на вопрос, по каким основным показателям следует оценивать работу УИИ? Нет ведомственной Инструкции, которая бы закрепляла основные приоритеты деятельности подразделения и критерии оценки их деятельности. То есть следует разработать Правила по организации деятельности уголовно-исполнительных инспекциях.
20-30% респондентов признались, что никакого взаимодействия с ОВД нет и более 50% говорят, что это взаимодействие существует формально. ОВД не реагируют на запросы, уклоняются от проведения совместных мероприятий, ограничиваясь ежемесячными отписками по проверке подучетного контингента по месту жительства.
Низкая заработная плата сотрудников УИИ создает не только питательную среду для коррупции, но заметно подрывает имидж подразделения. Почему у участкового инспектора полиции зарплата больше на 30-35%? Количество подучетного контингента у инспекторов УИИ в среднем больше на 20-30 % чем у УИП ОВД, тем более общественную опасность категории, осужденных к мерам наказания не связанных с лишением свободы, представляю большую, чем профилактируемые лица УИП ОВД. Правительство медленно реагирует на инфляционные процессы. Цены на продукты, одежду, коммунальные услуги растут очень быстро, по несколько раз в год, а зарплата остается прежней. Сотрудники УИИ высказали мнение, чтобы нормально существовать на сегодняшний день зарплата должна быть менее 150-200 тысяч тенге.
В ходе опроса было выявлено, что УИИ не обеспечены специальными средствами и не смотря на то, что в служебных удостоверениях имеется запись «Разрешено хранение огнестрельного оружия», за ними даже не закрепляют табельного оружия. Сотрудники не могут реализовать свои полномочия, предусмотренные ст. 59-62 Закона РК от 6 января 2011 года №380 «О правоохранительной службе». У инспектора нет общественного и аттестованного помощника, и он осуществляет контролирующие функции самостоятельно, чем подвергает себя опасности. Инспектор имеет дело с преступниками и в случаях осложнения оперативно обстановки он не сможет защитить не только граждан но и себя. Данную ситуацию следует исправлять путем принятия вышеупомянутого постановления Правительства РК. [24, –С.40-42]
Опросы показали, что с целью повышения позитивного имиджа сотрудника УИИ следует:
расширить функции уголовно-исполнительных инспекций по ведению контроля за поведением лиц, условно-освобожденных от наказания в виде лишения свободы, оказания правовой помощи;
повысить самостоятельность и укрепить юридический статус уголовно-исполнительных инспекций в рамках действующего законодательства;
увеличить штаты сотрудников территориальных органов по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества с целью укомплектования службы пробации;
разработать методику криминологического прогнозирования поведения осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества с целью дифференциации профилактического воздействия на эту категорию осужденных;
организовать реализацию положения уголовно-исполнительного законодательства по исполнению наказания в виде ограничения свободы;
укрепить материально-техническую базу уголовно-исполнительных инспекций;
усовершенствовать систему информационного обеспечения деятельности уголовно-исполнительных инспекций, в том числе путем создания локальных компьютерных сетей, взаимосвязанных с органами внутренних дел;
создать надлежащие условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительных инспекций;
разработать систему взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и местных исполнительных органов, а также с общественными организациями;
на законодательном уровне предусмотреть возможность содержания районных инспекций, наравне с республиканской и за счет местного бюджета.
И в заключении остается еще один вопрос: «Нужна ли нам служба «пробации? Создание службы пробации в Казахстане сегодня особенно актуально в связи с гуманизацией уголовно-исправительной системы. К тому же, расширение сферы применения наказаний без изоляции осужденных от общества позволяют с экономической точки зрения снизить нагрузку на государственный бюджет и плечи налогоплательщиков.
«Пробация (probation)» - юридический термин, употребляемый преимущественно в англосаксонских странах. Означает он работу с условно осужденными, на которых налагаются определенные обязательства по исполнению наказания.
Служба пробации, создаваемая по западному образцу, представляет собой скорее социальный институт, направленный на оказание помощи лицам, совершившим правонарушения, нежели институт уголовного преследования. Главная миссия подобной службы – помочь преступнику вернуться к нормальной жизни. Сотрудники пробации включаются в работу с момента ареста гражданина и ведут его на всех этапах, заботясь о защищенности подследственного, а затем и осужденного. Служба пробации просто незаменима для тех осужденных, кто готовится выходить на волю. Как известно, сегодня нашим бывшим арестантам выдается на руки лишь справка об освобождении. С таким документом чрезвычайно трудно обустроиться – найти жилье, работу, почувствовать себя полноценным человеком. Вот и отправляются выходцы из тюрем на все четыре стороны – «бомжевать», воровать, считая лучшей долей вернуться в «родные пенаты» на полный пансион. Служба пробации на западе помогает своему подопечному адаптироваться в нормальном обществе, заранее решая многие социальные проблемы.