Порядок формирования Конституционного Суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Специализированные органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются важнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов, удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача стоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь. Именно для этих целей он наделен правом вынесения заключений не только о конституционности нормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушения Парламентом Конституции.

Вложенные файлы: 1 файл

Konstitutsionny_sud_rb_Kursovaya (1).doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Специализированные органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются важнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов, удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача стоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь. Именно для этих целей он наделен правом вынесения заключений не только о конституционности нормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушения Парламентом Конституции. Конституционный Суд призван посредством проверки на соответствие Конституции нормативных актов утверждать верховенство конституционных норм и их реальное, прямое действие. Конституционный Суд, основываясь на собственном опыте, практике работы Европейского суда по правам человека, органов конституционного контроля других стран, используя достижения науки, порождает принципы и правовые идеи, которые должны становиться основополагающими в нашей правовой системе и развивать ее дальше. Конституционный Суд в силу своего статуса и стоящих перед ним задач формирует новую философию права, новое правовое мировоззрение, утверждает справедливость и равноправие.

Изучая данную тему, я понял что бы раскрыть её в полной мере нужно подробно изучить два факта о Конституционном суде дабы понять почему он занимает главенствующие место, и судебная система без Конструкционного суда функционировать не может. Этими фактами являются конституционный  контроль и надзор.

 

 

 

Глава 1.Порядок формирования Конституционного Суда;

В состав Конституционного Суда входит 12 судей. Согласно статье 13 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и статье 116 Конституции РБ шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда. С уведомлением Совета Республики Президент Республики Беларусь в любое время может освободить от должности Председателя Конституционного Суда.

Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда.

В случае досрочного выбытия избранного или назначенного судьи из состава Конституционного Суда применяется аналогичный порядок либо избрания, либо назначения другого судьи.

В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда и его заместителя или невозможности исполнения этими лицами своих обязанностей старший по возрасту судья Конституционного Суда пользуется полномочиями, перечисленными в статье 19 указанного Закона.

Согласно статье 14 Закона судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень (на сегодняшний день 3 доктора наук, 5 кандидатов юридических наук), обладающий высокими моральными качествами. После назначения, избрания на должность судье Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь в установленном порядке присваивается квалификационный класс судьи.

Срок полномочий судей Конституционного Суда Республика Беларусь - 11 лет с возможностью повторного назначения или избрания. Судьёй Конституционного суда может быть гражданин Республика Беларусь до 70 лет.

Статья 16 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» устанавливает ряд ограничений видов деятельности, которыми не могут заниматься судьи Конституционного Суда. Так:

-судьи  Конституционного Суда РБ не  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность, выполнять другую  оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научно-исследовательской;

-судьи Конституционного Суда  Республики Беларусь не могут  быть членами Совета Республики  парламента;

-не могут быть членами политических  партий и других гражданских объединений, ставящих перед собой задачу достижения политических целей.

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Это распространяется на его жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество, используемые документы.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены:

  1. По его просьбе об отставке;
  2. В связи с утратой судьей гражданства республики беларусь;
  3. В связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи конституционного суда;
  4. В связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны конституционного суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи;
  5. В связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих конституционный суд;
  6. В связи с вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором;
  7. В связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  8. В связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу;
  9. В связи с признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;
  10. В случае смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании представления Конституционного Суда (пункты 2-10) или личного письменного заявления судьи (пункт 1), с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда, за исключением внесения представления о прекращении полномочий по основанию, предусмотренному пунктом 5, которое должно быть принято большинством не менее двух третей от полного состава судей.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в следующих случаях:

1) если получено согласие Президента РБ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) если судья Конституционного Суда зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты любого уровня.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.

Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, направлять в государственные и другие органы, должностным лицам и гражданам официальные документы, запрашивать у них какие-либо документы и иную информацию в соответствии с их судейским статусом.

По решению Конституционного Суда полномочия судьи Конституционного суда могут быть восстановлены в случае устранения причин их лишения.

 

 

      Глава 2. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь.

В соответствии со статьёй 5 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:

  • Соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
  • Соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
  • Соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
  • Соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных в части первой настоящей статьи актов как в целом, так и отдельных их положений.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Как следует из статьи 6 Закона Конституционный Суд рассматривает вопросы на основании соответствующих предложений инициаторов. К последним относятся: Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.

Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта.

Конституционный Суд вправе мотивированно отклонить предложение о проверке конституционности акта по основаниям, предусмотренным Законом «О Конституционном Суде».1

Заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд дает на основании предложения Президента Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда.

 

 

Глава 3. Понятия конституционного контроля и конституционного надзора

Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предложения о том, что нормы писанной конституции обладают высшей юридической силой по отношению к другим источникам права. Из  предпосылки развивается концепция конституционной законности, в силу которой любая нормоустанавливающая деятельность в стране должна осуществляться в соответствии с конституцией. Правовая норма, изданная любым государственным органом обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правоповедения не противоречат предписаниям конституции. В противном случае, такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной. Эта задача возлагается на институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных актов с точки зрения их соответствия их конституции. Институт конституционного правосудия - неотъемлемый атрибут демократического правового государства, главный элемент в механизме правовой защиты конституции.

           Важным  условием обеспечения охраны  конституции как основного закона государства являются правовые гарантии. При этом особая роль отводится конституционному контролю и надзору, широко применяемый в международном сообществе.

     В настоящее время  органы конституционного контроля  играют одну из ключевых ролей  в обеспечении реального действия  конституции и правовой защите ее юридического верховенства. Эффективная система конституционного контроля способствует последовательной и точной реализации положений конституции, усилению ее роли как главного политического и правового документа - основного закона государства. Органы конституционного контроля являются наиболее эффективным средством защиты прав и свобод граждан, поскольку законодатель в процессе создания закона a priori не может предвидеть все возможные случаи нарушения прав граждан этим законом в процессе его реализации. В этом смысле институт конституционного контроля - важнейший гарант защиты прав и свобод граждан, от эффективности функционирования которого в той или иной степени зависит деятельность государства в сфере контроля за законностью. Следует, однако, отметить, что в юридической науке не существует единой позиции относительно понятий конституционного контроля и конституционного надзора.

В работах правоведов встречаются различные определения понятия конституционного контроля.

            Так, М.А.Нудель отмечает, что "конституционный  контроль - это прежде всего проверка законов с точки  их соответствия конституции.

             С.В. Боботов считает, что под судебным  конституционным контролем в  США следует понимать совокупность  властных прерогатив, позволяющих  Верховному Суду суверенно оценивать конституционность актов и действий государственных органов и должностных  и выносить по ним окончательное по своим юридическим последствиям решение.

             Ю.П. Еременко определяет конституционный контроль как деятельность компетентных органов государства, в процессе которой устанавливается соответствие того или иного нормативного акта Конституции, выносится решение, направленное на устранение обнаруженных нарушений конституционности законов.

Ю.Л. Шульженко предлагает следующие определения понятия конституционного контроля: «Конституционный контроль- деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов конституции, законам, в ходе которой данные органы полномочны отменять обнаруженные несоответствия». Он считает, что в ходе контроля, во-первых, выявляются, констатируются и устраняются надлежащими правомочными средствами отклонения от конституции и законов; во-вторых, разрешаются некоторые спорные вопросы, имеющие конституционное значение; в-третьих, инициируется участие в развитии совершенствовании законодательства, в осуществлении толкования конституции, законов и иных нормативных актов.

Информация о работе Порядок формирования Конституционного Суда