Порядок формирования Конституционного Суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Специализированные органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются важнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов, удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача стоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь. Именно для этих целей он наделен правом вынесения заключений не только о конституционности нормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушения Парламентом Конституции.

Вложенные файлы: 1 файл

Konstitutsionny_sud_rb_Kursovaya (1).doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

По мнению В.А. Туманова, конституционный контроль- это не только конституционность всех актов, «но и соответствие подзаконных актов закону и непротиворечивость законов».

В юридическом энциклопедическом словаре под общей редакцией В.Е. Крутских  3-е издание конституционный контроль определяется как особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов  и иных нормативных актов конституции данной страны по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа.

Понятие «конституционный контроль» очень тесно связано с понятием «конституционное правосудие», т.к. конституционное правосудие - это одна из основных форм конституционного надзора, а именно надзор, осуществляемый в форме конституционного судопроизводства особого рода судебными органами- конституционными судами а также квазисудебными органами- конституционными советами и некоторыми другими, а также сами эти органы.

Определений конституционного правосудия как и конституционного контроля есть очень много, т.к. каждый ученый дает свое определение. Например: конституционное правосудие- это система органов и процедур, позволяющих осуществить проверку соответствия основному закону страны актов, издаваемых Парламентом, представительными органами субъектов федеративных, автономных образований, местных территориальных единиц, актов исполнительной власти и актов частных лиц.

Сухарев предлагает следующее определение: конституционное правосудие (юстиция)- это деятельность судебных органов, состоящая в рассмотрении дел, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения Конституции государственными органами, прежде всего Парламентом, и в принятии по ним решений, влекущих правовые последствия.        

На мой взгляд, определение понятия конституционного контроля является достаточно сложным в связи с многообразием проявления конституционно-контрольной деятельности. Наряду с понятием "конституционный контроль" используется понятие "конституционный нормоконтроль". В этом случае под конституционным контролем (контролем в широком смысле) следует понимать деятельность по проверке, выявлению, оценке и устранению несоответствия различных правовых актов и действий Конституции. В то же время конституционный нормоконтроль (контроль в узком смысле) представляет собой проверку компетентным государственным органом соответствия нормативного правового акта Конституции государства (по терминологии Основного Закона Республики Беларусь - контроль за конституционностью нормативных актов). В рамках настоящей работы речь пойдет прежде всего о конституционном нормоконтроле.

Для лучшего понимания сущности конституционного нормоконтроля (контроля за конституционностью нормативных правовых актов) необходимо в первую очередь рассмотреть такую близкую, но не тождественную форму охраны конституции, как конституционный надзор.

              В юридической литературе также  нет единого мнения относительно соотношения между указанными понятиями. Отсутствие в русском языке четкой границы между смыслом исконно русского слова "надзор" (наблюдение с целью присмотра, проверки) и смыслом заимствованного из французского языка слова "контроль" (проверка, а также постоянное наблюдение с целью проверки) является, по нашему мнению, одной из причин того, что учеными-конституционалистами   используется   не   только   понятие   конституционного надзора, но и понятие конституционного контроля. Причем различные авторы по-разному представляют себе соотношение этих терминов.

Некоторые  ученые считают, что конституционный контроль и конституционный надзор - понятия идентичные. Эту позицию разделяют Б.В.Щетинин и И.П.Ильинский, которые полагают, что "понятия конституционного контроля и надзора являются тождественными...", связывая это с тем, что конституционный надзор и конституционный контроль преследуют одну и ту же цель осуществления контроля за соответствием Конституции текущего законодательства". Сторонниками этой точки зрения являются также В.Б. Маклаков, М.А. Нудель, Ж.И.Овсепян, В.Е.Чиркин и др. Подобное утверждение содержится и в разделе "Правовая защита конституции" учебника "Конституционное право зарубежных стран" под редакцией В.О. Лучина, Г.А.Василевича, А.С.Прудникова: "Институт конституционного надзора - это установленный в большинстве стран мира порядок, в котором проводится правовая экспертиза (оценка) соответствия законодательства нормам конституции. Термины "конституционный надзор" и "конституционный контроль" являются синонимами" . М.Ф.Чудаков также считает, что термин "конституционный надзор" может употребляться наряду с термином "конституционный контроль”.

Вместе с тем существует и другая точка зрения, согласно которой каждое из рассматриваемых понятий имеет собственное содержание. По мнению ее сторонников, между конституционным контролем и конституционным надзором существуют определенные различия. Орган, осуществляющий надзор, не может сам ни отменить незаконный акт, ни наказать нарушителя, ни тем более давать оперативные указания по устранению обнаруженных нарушений. Контроль же как раз и заключается в самом непосредственном вмешательстве контролирующих органов в деятельность контролируемых. Он предполагает также, что контролирующие органы имеют в большинстве случаев право отмены незаконных актов, и это отличает контроль от надзора.

Согласно третьей точке зрения, конституционный контроль воспринимается как более широкое явление, чем конституционный надзор, который представляет собой один из видов конституционного контроля. Проводимое разграничение функций контроля и надзора в значительной мере носит условный характер, и деятельность по конституционному надзору во всех случаях остается одним из видов конституционного контроля. Этой точки зрения придерживаются, в частности, Н.В. Витрук и И.Н. Кузнецов. Г.А.Василевич считает, что "трансформация конституционного контроля в конституционный надзор в зависимости от субъекта обращения в Конституционный Суд не уменьшает юридического значения принятого Конституционным Судом решения с позиции его содержания".

Представляется,      что      понятия      "конституционный      контроль"      и "конституционный надзор" не являются тождественными, и их необходимо разграничивать.    Конечно,    и    при    конституционном    контроле,    и    при конституционном надзоре речь идет о достижении единой цели: соответствия текущего законодательства, верховенства конституционных норм и утверждения принципов  права.   Однако  полномочия   и  методы  деятельности  у  органов,  осуществляющих   конституционный   контроль   и   конституционный   надзор, различны. Деятельность органов, осуществляющих конституционный надзор, носит   предварительный   характер,   то   есть   они   не   имеют   возможности окончательно решать вопрос о конституционности правового акта или действия, принимать императивные меры к устранению конституционного несоответствия. Орган же конституционного контроля  выносит окончательное обязательное решение   о   совершенном   нарушении   и   принимает   меры   к   устранению конституционного несоответствия. Полномочиями по осуществлению конституционного надзора, в отличие от конституционного контроля, обладают в той или иной мере все государственные органы, общественные объединения. Среди них выделяются такие, для которых данный род деятельности имеет первостепенное, главенствующее значение. Это органы конституционного надзора, которым присущ ряд признаков: это только государственные органы; функция по осуществлению конституционного надзора является основной в их деятельности; основы   их   организации   и   деятельности,   их   система   закреплены   в    I конституции; организация,   деятельность   таких   органов   регулируются   специальным нормативным правовым актом, имеющим ранг закона; данные органы осуществляют надзор за соответствием актов высших органов власти конституции; только такие органы в государстве с федеративным устройством осуществляют надзор за соответствием федеральных законов, а также конституций и законов субъектов федерации федеральной конституции. 

Мировой опыт свидетельствует о том, что верховный конституционный 
надзор во всех государствах осуществляется парламентом, которому принадлежит главенствующая роль в проведении предварительного конституционного надзора. В ходе подготовки, обсуждения, принятия законопроектов парламент проводит огромную работу по проверке конституционности проектов правовых актов и отклонению тех из них, которые не соответствуют конституции. В некоторых странах парламент наделен правом приостановления не соответствующих конституции, законам актов других органов. I

Полномочия по осуществлению конституционного надзора, как показывает анализ законодательства и государственно-правовой практики государств, возлагаются на различные органы. Это явление определяется спецификой каждой отдельно взятой страны. Конституционный надзор во всех странах осуществляется не одним, а несколькими органами, образующими определенную систему. Каждый из них имеет свои полномочия, и все они тесно взаимодействуют друг с другом. Их функции, взаимоотношения, взаимодействие в данной сфере строго регламентируются конституцией, законами. Систему органов государственного надзора можно определить как совокупность органов, на которые конституцией, законами возложены функции по осуществлению конституционного надзора.

Специфическая   черта  конституционного  надзора  Республики  Беларусь 
заключается в том, что одна из основных ролей в данной сфере принадлежит 
прокуратуре как особому государственному органу, главной задачей которого  
является    осуществление    надзора    за    точным   соблюдением законов.

К субъектам, входящим в систему конституционного надзора, в Республике Беларусь можно относить и органы государственного контроля (прежде всего Комитет государственного контроля), поскольку предметом их контроля являются отношения, регулируемые нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством.

 С учетом изложенного  можно сформулировать некоторые  выводы.                    

Во-первых, конституционный надзор и конституционный контроль являются составными элементами правовой охраны конституции, которые юридическими средствами обеспечивают соблюдение конституционной законности в стране.

Во-вторых, объем полномочий, предоставленный органам контроля и надзора, различен, так как перед ними поставлены разные задачи для реализации общей цели — утверждения в обществе конституционного порядка. В данной ситуации само понятие "контроль" предполагает не столько постоянное наблюдение за действиями тех или иных субъектов ("надзор"), сколько реакцию на случаи отклонения от должного порядка с целью его восстановления ("контроль" как констатация и пресечение названных отклонений).

Конституционный контроль не ограничивается только рамками деятельности специального органа конституционного контроля за конституционностью нормативных правовых актов - в сфере его применения находятся также действия высших должностных лиц государства.

Из сказанного следует, что конституционный контроль - это не надзор за принятием всех актов органов государства. Однако и контроль, и надзор преследуют одинаковые цели в ситуации возможной неконституционности данных актов с целью установления их конституционности либо неконституционности с введением соответствующих юридических последствий для каждого из вариантов решения. Только в этом смысле можно говорить о тождественности понятий "конституционный контроль" и "конституционный надзор". Аналогичной точки зрения придерживается Г.А.Василевич.

     Не менее уместно, по нашему мнению, в этой ситуации использовать понятия "специализированный конституционный контроль" и "неспециализированный конституционный      контроль".      Обозначим      как      неспециализированный конституционный контроль деятельность по проверке, выявлению, констатации, оценке и устранению несоответствия различных правовых актов и действий конституции, которая в той или иной степени осуществляется различными компетентными государственными органами. Однако практически для всех этих государственных  органов      конституционный   контроль  -  не  основная,   а дополнительная функция. Кроме того, деятельность указанных государственных органов      сама     является      объектом      специализированного      (судебного конституционного контроля,  что делает его основным элементом правовое охраны     конституции.     В     данном     аспекте     под   специализированным конституционным   контролем   следует   понимать   деятельность   по   проверке и выявлению,  констатации,  оценке  и устранению несоответствия     различных правовых актов и действий  специализированных органов  конституционной  юрисдикции (конституционных судов, советов, трибуналов или судов общей юрисдикции). 

              В настоящее время для реализации  принципа верховенства конституционных  норм    по    отношению    ко    всем    иным    актам    законодательства  и их непосредственного действия  в нашем  государстве создана система органов конституционного контроля, состоящая из совокупности неспециализированных органов     конституционного     контроля     и     специализированного     органа конституционного контроля - Конституционного Суда Республики  Беларусь. С точки зрения организационной структуры она достаточно оптимальна. Эффективность же реализации положений, закрепленных законодательством, безусловно должна быть более высокой. Только совместными усилиями, по средствам реального взаимодействия всех органов конституционного контроля можно достичь совершенствования правовой системы государства с целью реального исполнения Конституции.

Информация о работе Порядок формирования Конституционного Суда