Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение системы правоохранительных органов в РФ и США как неотъемлемой части государственной структуры. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- описать понятие, основные признаки и классификацию правоохранительной деятельности РФ и США;
- изучить понятие и основные признаки правоохранительных органов в РФ и США;
- более развернуто рассмотреть структуру правоохранительных органов РФ и США.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 52.12 Кб (Скачать файл)

Правительство РФ правомочно утверждать нормативные акты в виде положений. В частности, постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 было утверждено Положение о Федеральных  налоговой службе. Кроме того, Правительство  РФ издает постановления по отдельным  конкретным вопросам, относящимся к  организации и деятельности государственных  органов, входящих в предмет изучения данного курса. Например, во исполнение возложенных на него обязанностей Правительство  приняло постановление от 29.06.1995 № 653 «О заключении соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными  ведомствами иностранных государств». Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 400 установлены размер оплаты труда адвокатов, участвующих в  качестве защитников в уголовном  судопроизводстве по назначению.

Несмотря на существенное различие предмета регулирования указанных  постановлений Правительства, все  они приняты на основании и  в обеспечение исполнения Конституции, федеральных конституционных или  федеральных законов.

Среди нормативных актов  федерального уровня заключительным звеном являются ведомственные нормативные  акты. Немалое их количество издается Генеральной прокуратурой, Минюстом России, МВД России и другими министерствами и ведомствами РФ, например: приказ МВД России от 26.01.1996 № 41, которым  утверждены Правила внутреннего  распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых; приказ Минюста России от 25.01.1999 № 20, которым  утверждено Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. На решение ряда организационных  вопросов были направлены приказы Генерального прокурора РФ от 20.02.2002 № 7 «Об организации  исполнения Федерального закона “О введении в действии Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации” и  о переходе органов прокуратуры  к работе в новых условиях уголовного судопроизводства», от 05.07.2002 № 39 «Об  организации прокурорского надзора  за законностью уголовного преследования  в стадии досудебного производства».[32, стр. 36-37] [см. Приложение 2]

Эти акты носят разные названия: приказы, инструкции, правила, положения  и т.п. Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 № 763 не могут иметь юридической  силы ведомственные акты, затрагивающие  права и интересы граждан или  относящиеся к сфере действия ряда ведомств, если они не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы. Правительством РФ в связи с этим утверждены специальные Правила  подготовки нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Ведомственные нормативные  акты иногда издают совместно два  или несколько ведомств. Известны, например, совместные акты Минюста  России, МВД России и Генеральной  прокуратуры РФ; МВД России и ФСБ  России и др. Практикуется издание  нормативных актов одним ведомством при предварительном согласовании его проекта с другими ведомствами. Например, Минюст России совместно  с Минфином России издал приказ от 06.10.2003 № 257/89н, которым установил  порядок расчета оплаты труда  адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном производстве по назначению.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Однако общепризнанные принципы и нормы  международного права реализуются  в основном через внутреннее законодательство. В соответствии с этим в части, касающейся правоохранительных органах, а важнейшие из них – в Конституцию.

В отношении международных  договоров, к числу которых относятся  договоры о правовой мощи по уголовным  делам, Конституция (ч. 4 ст. 15) оговаривает: если международным договором установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора. Международными договорами, в том числе регулируется порядок сношения судов, прокуроров, органов расследования с соответствующими учреждениями иностранных государств (ст. 453-473 УПК).

Правосудие в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией, законами о суде и судебной власти, материальными  и процессуальными законами. Опыт, судебная практика показывают, что  применение норм закона нередко встречают  затруднения на практике, в связи, с чем они нуждаются в разъяснении, которое осуществляют пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в своих постановлениях. Хотя указанные акты не являются источниками  права, разъяснения, содержащиеся в  них, имеют важное значение для правильного  и единообразного применения закона. В них, с учетом практики применения законодательства, даются разъяснения  отдельных норм права, содержатся рекомендации, анализируются допускаемые на практике ошибки и недостатки. Причем эти рекомендации имеют большое значение не только для судов, но также и для органов расследования, прокуроров. Обоснованием такого суждения являются некоторые акты Пленума Верховного Суда РФ, а именно постановления от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами уголовного наказания», от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».[13, стр. 21-23]

1.2 Понятие, основные  признаки и классификация правоохранительной  деятельности в Российской Федерации

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов  организаций и предприятий, борьбой  с различными правонарушениями и  преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие  органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в  сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и  называются правоохранительными. Они  создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций  и общества в целом.[2, стр. 27]

Для того чтобы можно было выделить из большого числа государственных  органов правоохранительные, чтобы  четче сформулировать их предназначение и определить их круг, в юридической  науке и практике выработали понятие "правоохранительная деятельность". Это понятие четко не сформулировано ни в одном из законов РФ. Поэтому  для формулировки понятия «правоохранительная  деятельность», необходимо обозначить ряд ее основных признаков:

1) правоохранительная деятельность  осуществляется с помощью мер  юридического воздействия. Главным  образом, правоохранительную деятельность  от любой другой отличает возможность,  и необходимость применения различных  мер юридического принуждения.  Все меры принуждения, применяемые  при осуществлении правоохранительной  деятельности, должны быть регламентированы  в законе. Условно все меры  юридического принуждения, которые  применяют в своей деятельности  правоохранительные органы можно  разделить на виды. Это меры  юридической ответственности (уголовной,  административной, дисциплинарной, имущественной); меры пресечения (как правило,  они применяются к лицам, обвиняемым  в совершении преступления: подписка  о невыезде, заключение под стражу  и другие). Также к мерам юридического  принуждения относятся меры предупредительно - обеспечительного характера (например, наложение ареста на банковский  счет, обыск и другие);

2) правоохранительная деятельность (ее содержание, органы и лица, которые ее осуществляют) должна  основываться на законе или  ином нормативном документе. Данный  признак имеет два аспекта:

а) конкретный государственный  орган, занимающийся правоохранительной деятельностью, должен быть предусмотрен в каком-либо законе или нормативном  акте (в Конституции РФ, в федеральном  законе, в специальном положении, указе и т.д.);

б) меры юридического воздействия (которые всегда применяется в  ходе правоохранительной деятельности) должны соответствовать нормам закона или другого нормативного акта;

3) правоохранительную деятельность  могут осуществлять, как правило,  только специальные государственные  органы, которые для этого созданы  и уполномочены государством, заниматься  данной деятельностью. Существуют  даже жесткие критерии отбора  лиц для работы в этих органах.  Образование, структура и деятельность  правоохранительных органов четко  определена нормативным актом;

4) правоохранительная деятельность  реализуется на практике с  соблюдением строгих процедур (различных,  но всегда определяемых законом). Четкая, установленная нормативными  актами процедура характерна  для любого органа, занимающегося  правоохранительной деятельностью.  Особенно строгая процедура характерна  для деятельности органов и  должностных лиц, осуществляющих  производство по уголовным делам;

5) правоохранительная деятельность  делится на виды в зависимости  от конкретных целей, способов, методов и приемов, применяемых  при ее осуществлении. Перечень  этих видов может быть различным,  в зависимости от того, какой  критерий положен в основу  классификации, также многое зависит  от мнения ученого, который  данную классификацию составляет.

6) Целью правоохранительной  деятельности является охрана  и защита прав и интересов  граждан, законных интересов организаций  и предприятий, общества и государства,  обеспечение безопасности, правопорядка  и законности. Охрана направлена  на права трех основных объектов: личности, общества, государства.

Таким образом, рассмотрев основные признаки правоохранительной деятельности в совокупности, можно вынести  определение правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность - это  деятельность специальных государственных  органов, которая осуществляется путем  применения мер юридического воздействия  в соответствии с законом, с целью  охраны и защиты прав и интересов  граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения  безопасности, правопорядка и законности.[7, стр. 43-45]

Правоохранительная деятельность - неоднородна, ее осуществляют различные  органы, перед которыми стоят свои собственные, отличные от других, специфические  задачи. Эти органы применяют различные  средства при осуществлении правоохранительной деятельности.

Различные виды правоохранительной деятельности объединяются только общими признаками, которые мы выделили ранее (общая цель, жесткая регламентация  организации и функционирования и т.д.), а также тем, что все  органы составляют определенную систему - систему правоохранительных органов, которые постоянно взаимодействую между собой.

Существуют различные  классификации правоохранительной деятельности.

К примеру, в зависимости  от конкретных задач, которые, стоят  перед правоохранительными органами правоохранительную деятельность можно  подразделить на следующие виды:

- деятельность по обеспечению  безопасности;

- борьба с преступностью  (выявление и расследование преступлений);

- надзор за соблюдением  законности;

- обеспечение исполнения  решений судов и других органов,  в случаях, предусмотренных законом;

- обеспечение государственной  политики в области юстиции;

- оказание помощи гражданам  и организациям (оказание квалифицированной  юридической помощи, нотариальная  деятельность, деятельность частных  охранных и детективных фирм).

Данное подразделение  правоохранительной деятельности на виды является условным по следующим причинам так как, во-первых, некоторые государственные  органы осуществляют несколько видов  правоохранительной деятельности одновременно. Во-вторых, понятие «обеспечение безопасности»  весьма широко, и поэтому, может включать в себя некоторые другие, на первый взгляд, самостоятельные виды правоохранительной деятельности (например, ту же борьбу с  преступностью). В-третьих, такие виды правоохранительной деятельности как  «борьба с преступностью», «государственная политика в области юстиции» также  являются многосоставными. Также в  данную классификацию не вошла деятельность судов по следующей причине: все  больше сторонников завоевывает  точка зрения, согласно которой суды не осуществляют правоохранительную деятельность, а занимаются совершенно самостоятельной  и обособленной деятельностью - осуществлением судебной власти.[15, стр. 38-40]

Возможна и другая классификация:

В зависимости от конкретных целей они делят правоохранительную деятельность на следующие виды:

а) конституционный контроль. Цель - устранение несоответствий Конституции  РФ, допущенных законодательстве, а  также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных  в самой Конституции РФ и в  Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде РФ". Орган, осуществляющий данный вид деятельности - Конституционный Суд РФ;

Информация о работе Правоохранительные органы