Проблемы и перпективы борьбы с коррупцией в государственных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:35, дипломная работа

Краткое описание

Коррупция в той или иной степени имеет место в любом обществе. Коррупция «сигнализирует», что в отношениях между гражданами, частным сектором и государством что-то неладно, и в качестве симптома этого заболевания она все более и более становится явлением всеобщего характера. Каждый день мы читаем о коррупции в газетах: служение обществу служит лишь удовлетворению личной алчности, а системы общенациональной этики поведения, целью которых является борьба с коррупцией, не справляются со своими задачами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Коррупция, как социальное явление в Республике Казахстан ………….. 6
1.1 История борьбы с коррупцией в Республике Казахстан……………….. 6
1.2 Понятие коррупции, виды и формы ее проявления……………………... 12
1.3 Правовая основа противодействия коррупции………………………….. 17
1.4 Коррупция, угроза Национальной безопасности
Республики Казахстан…………………………………………………………. 22
2 Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений
в государственных органах…………………………………………………… 30
2.1 Виды коррупционных преступлений совершаемых
в государственных органах…………………………………………………… 30
2.2 Проблемные вопросы квалификации коррупционных
преступлений и смежных составов…………………………………………… 33
3 Проблемы борьбы с коррупцией в государственных органах
и основные направления ее предупреждения……………………………….. 44
3.1Причины и условия, порождающие коррупцию
в государственных органах……………………………………………………. 44
3.2 Организационные основы противодействия коррупции……………….. 59
Участие общества и граждан в борьбе с коррупцией........................................ 64
3.3 Перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах……... 65
3.4 Реализация мер по антикоррупционному воспитанию……………….. 70
Заключение……………………………………………………………………... 73
Список использованных источников………………………………………… 75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом готов.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

           Издержки и просчеты, допущенные в ходе реформ, ослабление государственного и общественного контроля над преступностью, отсутствие необходимой законодательной базы превратили угрозу коррумпированности многих сфер общественной жизни в реальность. Коррупция пришла в казахстанское общество и казахстанскую государственно-политическую систему с легкой руки ее нынешних творцов прочно и надолго. Также прочно и надолго она пришла в другие постсоветские страны, что порождает солидарность и взаимную поддержку коррумпированных режимов на всем постсоветском пространстве. Коррупция имеет и общие исторические корни на постсоветском пространстве. Достаточно вспомнить известное письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю, в котором он писал, что в России "... нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей". Как актуально звучат эти слова Белинского сейчас как для России и Казахстана, так и для всего постсоветского пространства. Что же касается традиционного казахского общества, то исторические источники полны бесчисленных сообщений о всеобщей барымте, процветавшей среди кочевников в дореволюционный период. Да и сейчас сельское население Казахстана больше всего страдает от краж скота. Коррупция в Казахстане пышно цвела и в советское время. И даже сталинские репрессии не могли ее подавить. Все помнят известное изречение "блат выше наркома". А уж в брежневскую эпоху все было пронизано коррупцией. В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана в феврале текущего года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» отмечено, что «Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве принял антикоррупционное законодательство, присоединился к международным конвенциям. Немало чиновников понесло наказание. Многое сделано. В то же время, мы не на должном уровне работаем с теми международными организациями, которые занимаются этой проблемой, и дают нам оценки, базируясь на нашей же информации.

Прошло время, изменилась ситуация, и законодательство требует тщательного анализа  и совершенствования. Должны быть пересмотрены все подзаконные акты, вольно или  невольно создающие условия для коррупционных действий чиновников. Необходимо окончательно отделить бизнес от государственной службы. Надо покончить с непрозрачностью акционерных обществ, их владельцев и аффилированных лиц, непрозрачностью банковской системы, множеством разрешительных органов, безнаказанностью тех, кто дает взятки, чтобы обойти закон, и т.д. Как известно, о коррупции, как об особо опасном явлении в нашей республике, стали особенно часто говорить, начиная с 1991 года. 17 марта 1992 года был принят Указ Президента РК «О мерах по усилению борьбы с организованными формами преступности и коррупцией». В Указе отмечалось, что в Республике усиливается криминальный профессионализм, преступность приобретает организованный характер, получают распространение международные связи преступных групп, происходит сращивание последних с коррумпированными должностными лицами. Несмотря на то, что в Указе впервые употребляется слово «коррупция», определение понятия «коррупция» не было дано.

В связи с  этим специалистами предлагалось введение в уголовный закон единого понятия «коррупция». Впоследствии учеными и практиками нашей республики был подготовлен и принят Закон РК «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года, который определяет коррупцию как «…не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

Однако, учитывая то, что коррупция является одной  из основных угроз национальной безопасности Казахстана, ограничивает свободное  действие экономических законов, остается одним из главных препятствий на пути зарубежных инвестиций, автором рассматриваются актуальные проблемы по разработке мер воздействия на нее. Безусловно, проблема коррупции затрагивает все страны мира, в связи с этим представляет значительный интерес сравнительный анализ законодательства и практики борьбы с коррупцией. В рассматриваемой работе освящены взаимосвязь преступности и коррупции, негативное место и роль коррупции в государстве, факторы, ей способствующие, и меры ее предупреждения.

У казахстанского общества, как в целом, так и у его отдельных сегментов сильный отрицательный иммунитет к декларативным заявлениям президента и его команды, прочное и устойчивое отношение к коррупции как составной части системы власти. Для того, чтобы народ поверил декларациям о борьбе с коррупцией придется расстрелять не одну тысячу, а то и много тысяч чиновников. А это уже гражданская война. Поэтому пока в народе господствует в отношении громких деклараций о борьбе властей с коррупцией мнение, что "ворон ворону глаз не выклюет".

Коррупция - это фундамент созданного в Казахстане государства и единственный реальный и сколько-нибудь значимый ресурс бюрократической поддержки правящего политического режима. И никакого другого значимого ресурса у власти просто нет.

Более того, коррупция вошла в плоть и кровь казахстанского общества, всей государственно-бюрократической системы. Она стала целью, смыслом существования всех звеньев и институтов государственной "машины" начиная от самых высших и кончая самыми низшими ее эшелонами. Коррупцией пронизана вся деятельность Системы, под нее принимаются законы и проводятся законодательные и институциональные реформы. Она полностью доминирует в системе как вертикальных, так и горизонтальных отношений среди класса госслужащих. Поэтому вполне закономерно, что казнокрадство и коррупция стали весьма престижными и самодостаточными ценностями казахского общества и особенно класса чиновничества. Некоторые наивные романтики от политики, как и самые отъявленные циники, преимущественно представители бюрократии, действующие политики и политологи любят поговорить о том, что когда-нибудь у коррупции кончатся ресурсы, и она сама по себе отомрет. Поэтому, мол, не надо с ней бороться.

Однако реальная жизнь свидетельствует, что пока будут бессловесные люди - всегда будет коррупция, основанная на алчности, эгоизме и бесконтрольности одних и трусости и жалкой никчемности других. А население в Казахстане, хотя и уменьшается, но еще порядка 15 млн. человек проживает в стране. Что же касается территории и минеральных ресурсов, то их предостаточно.

Существующая  ныне власть никогда серьезно не боролась, и никогда не будет серьезно бороться с коррупцией, поскольку коррупция  является важнейшим механизмом функционирования институтов власти. А весь нынешний класс чиновников - это служители коррупционной системы и носители и выразители идеологии коррупции.

Так что иллюзии  рассеялись, и всем уже стало очевидно, что в Казахстане процветают культ  и идеология коррупции. Но здесь  возникает другой вопрос. Может ли коррупционная система работать более или менее рационально - часто спрашивают либо по недомыслию простые обыватели, либо прагматически мыслящие люди, в надежде услышать ответ, что в любой системе заложены хоть какие-то позитивы. "Ну не может же быть все плохо! В любой системе есть что-то хорошее", - искренне думают они. И это мнение действительно является стереотипным. Ведь жить-то надо. Значит надо как-то приспосабливаться. Отсюда в народе господствует идеология - "воруйте, но и нам дайте кусочек отщипнуть". Обывательская позиция. Глупый народ думает, что "золотую курицу резать не будут". По-простому он прав. Не понимает народ лишь того, что "курица-то" для высших эшелонов власти - это территория и ее ресурсы (нефть, газ, металлы), а народ для нынешней верховной власти в Казахстане - это просто лишние рты, с которыми надо делиться бюджетом и своими доходами. А делиться то не хочется. Поэтому-то родственники правящей элиты занимают все хлебные места в нефтяной сфере. В перспективе такая политика едва ли устроит среднее и низшее звено бюрократической системы, ибо тогда для них ресурсы коррупции могут иссякнуть. Вот где существует одно из противоречий внутри самой бюрократической системы.

 

        

      

         1.2 Понятие коррупции, виды и формы ее проявления.

Как известно, еще в трудах философов-просветителей проблема борьбы с коррупцией занимала особое место. Так, одной из мер воздействия на преступность Аристотель видел в борьбе с коррупцией, предлагая запрет одному человеку в государстве занимать одновременно несколько должностей. Вместе с тем борьбу с коррупцией Аристотель рассматривал как основу обеспечения государственной стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться». Более того, отмечал он, что «только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными. Отклонения же от справедливости в государственном строе он считал главной причиной крушения государств. «Правонарушения прокрадываются в государственную жизнь незаметно, подобно тому как небольшой расход, часто повторяясь, ведет к потере состояния».

В свою очередь, говоря о предупреждении коррупции, Гегель отмечал, что: «В Афинах существовал закон, предписывающий каждому гражданину отчитываться, на какие средства он живет: теперь же полагают, что это никого не касается».

Другой великий  философ Аль-Фараби отмечал, что  «должность люди занимают не в зависимости от знатности и богатства, а в зависимости от способностей».

«Коррупция  наблюдается в деятельности всех правоохранительных органов и судов,»  – отметил Президент Н.А. Назарбаев  в своем выступлении на совещании  по вопросам борьбы с преступностью  и коррупцией в апреле 2011 г. Президент не раз подчеркивал, что без активной борьбы с этим страшным социальным явлением невозможно в конечном итоге достижение целей проводимых в стране реформ. Коррупция страшна во всех своих проявлениях, но особенно в работе правоохранительных органов, так как они призваны защищать права и свободы «высшей ценности государства» - граждан Казахстана.

За последние  годы принято множество нормативных  правовых актов, так или иначе  затрагивающих борьбу с коррупцией: Законы Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. и «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998г., Уголовный и Административный кодексы РК, Указ Президента РК «О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией» от 20 апреля 2000г. и др. Данные нормативные правовые акты уже апробированы и теорией и практикой, где наряду с их достоинством выявились и недостатки. Задача науки – теоретически сформулировать меры совершенствования норм борьбы с коррупцией и, тем самым, внести свой вклад в дело борьбы с этим социальным злом.

Сегодня для  всех, очевидно, что проблема коррупции  стала ключевым моментом для понимания  и изменения существующего положения  вещей. Причиной неудач рыночных реформ в таких странах, как Россия и  Казахстан, равно как и краха  «азиатского чуда», по мнению большинства, следует считать коррупцию.

В Послании народу «Казахстан-2030» Президент Республики Н.А. Назарбаев отметил, что «…в  число наших пассивов следует  отнести и такую слабую сторону, как недостаточно подробное и  плохо организованное государственное управление. Привычки вмешательства во все дела, ненужный и вредный ореол таинственности, приводящий к укрытию информации от общества, ведомственность и местничество, кумовство и групповщина, коллективная безответственность, серость и безынициативность, неадекватное и многоступенчатое построение, коррупция – вот далеко не полный букет «качеств» нашей бюрократии, воспитанной прежним режимом, и явно проявившихся в последние годы, перешедших из скрытой формы в открытую».

Так, отмечается, что коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узко групповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.

Другие авторы понимают под ней использование  лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или  приравненных к ним, своего статуса  и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения  материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.

Механизм коррупции - это:

а) двухсторонняя  сделка, при которой лицо, находящееся  на государственной или иной службе, нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а «покупатель» получает возможность использовать государственных либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т.п.;

б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;

в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко  с одновременным сильным психологическим  воздействием на них. Последнее, характерно для организованной преступности.

Правонарушения, связанные с коррупцией, включают:

а) коррупционные  правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ;

б) правонарушения, создающие условия для коррупции  и обеспечивающие ее (использование  служебных полномочий вопреки интересам  службы, превышение власти и т.п.).

Эти правонарушения многообразны, носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер. В связи с этим ведущие криминологи, академик Кудрявцев В.Н., профессора Бородин С.В., Кузнецова Н.Ф. поддерживают концепцию о четком разграничении коррупционного правонарушения: административного, финансового, налогового, способствующего взятке.

Коррупция в  высших эшелонах власти может порождать  серьезные дефекты в способах функционирования государства и  общества. Государство платит слишком  высокую цену за крупномасштабные госзаказы и получает слишком мало от приватизации и от предоставления концессий. Продажные чиновники способствуют принятию неправильных политических решений ради извлечения личной материальной выгоды, и ценой их поведения является неэффективный и несправедливый экономический курс, проводимый государством. Правительство предлагает слишком много ненужных проектов и тратит слишком много на даже в целом нужные проекты. Коррупция снижает уровень доходов от приватизации и предоставленных концессий. Фирмы, сохраняющие монопольную власть не рынке выгоды от передачи государственных фирм в руки частных собственников.

Информация о работе Проблемы и перпективы борьбы с коррупцией в государственных органах